вторник, 8 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 08 января (26 декабря)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
08 января (26 декабря старого стиля)
Попразднство Рождества Христова.
Собор Пресвятой Богородицы
Тропарь Собору Пресвятой Богородицы, глас 4: Пречистая Богомати, Богородице,/ Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, / дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, / Узы наша грешныя раздери Своею милостию/ и спаси души наша.
Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6: Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся,/ на земли без отца воплотися днесь из Тебе./ Темже звезда благовествует волхвом,/ Ангели же с пастырьми поют// несказанное Рождество Твое, Благодатная.
Икона.  Собор пресвятой Богородицы
… Господь пришел на землю, чтобы спасти всех людей. И мы видим, как с самого младенчества дьявол ополчился на Него. Почему Господь испытывал гонения? Потому что мир лежит во зле, покорился дьяволу, и, естественно, дьявол хочет Бога изгнать. Поэтому его и называют князем мира сего, что он хочет управлять миром по своей воле, а не по воле Божией. В молитве «Отче наш», если мы, конечно, не бессмысленно ее повторяем, мы молимся теми словами, которым нас научил Господь: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». А воля Божия заключается в том, чтобы каждый человек занимался спасением собственной души. И когда Господь видит, что человек способен к этому, Он дает ему веру, для того чтобы эта вера, как семя, посеянное в его сердце, принесла плоды.

Какие же плоды должна принести наша душа? Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Когда людям говоришь о заповедях, они сразу вспоминают: не убивай, не блуди, не воруй. Хотя это совсем не первая заповедь. А первая: «Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов». То есть самая главная заповедь — это чтить Бога. И еще сказано: «Наблюдай день субботний, чтобы святити его... шесть дней делай», а седьмой — суббота (то есть день покоя) Господу. Но у нас считают так: не убивать — это заповедь серьезная, а то, чтобы почитать день субботний, — это второстепенная, о ней даже и не упоминают. Почему так? А потому, что не исполняют. Хотя эта заповедь еще не христианская, а дохристианская. Господь Иисус Христос, Который пришел на землю, требует от нас большего: мало каждое воскресенье в храм ходить, мало посты соблюдать, мало утром и вечером молитвы читать, мало добрые дела делать. Этого мало, этого совершенно недостаточно.
Господь пришел на землю: сколько страдал, сколько учил, чтобы вдолбить в наши такие медленные на добрые дела головы, что же именно надо. Господь требует от нас: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас». А мы постоянно то негодуем, то чем-то недовольны, то на кого-то обижаемся. Смотришь, то один подойдет к батюшке жалуется, то другой, как будто Евангелие никогда не читали, как будто там не написано: тебя ударят по правой щеке — подставь левую и будь благодарен, что тебя всего лишь по физиономии ударили.
Поэтому то, что принес Христос на землю, нам пока еще недоступно, мы еще в каменном веке. Значит, нам больше подходит закон Моисеев, который делает из животного человека. А уже потом, когда научимся этот закон исполнять внимательно, скрупулезно, по всем пунктам, можно переходить к закону евангельскому, к закону Христову. И вот Моисеев закон, прежде всего, предписывает нам учиться почитать Бога. С чего же надо начинать? С того, чтобы хоть один день в неделю, отложив все свои мирские дела, посвящать Богу: в этот день приходить в храм, этот день тратить на то, чтобы изучать Священное Писание, этот день тратить на молитву, этот день тратить на то, чтобы сделать какое-то дело бескорыстно.
Если внимательно посмотреть, жизнь наша целиком безбожная. Бог велит так, а мы делаем совсем наоборот. И сколько это будет продолжаться? Русская пословица говорит: «Бог долго терпит, но больно бьет». Каждый из нас, положа руку на сердце, может сказать, что он много претерпел всяких скорбей, несчастий, болезней. Какая у нас тяжелая жизнь! Почему так? Это Господь все нас воспитывает, Он нас вразумляет, Он хочет, чтобы мы как-то образумились. Потому что Он нам Отец, Он нас не хочет погубить, а хочет нас спасти. Господь хочет, чтобы мы дела свои творили не для людей, не для славы, не за похвалу, не за деньги, не за благодарность, а ради самого добра, ради того, что мы возлюбим это добро. Вот это возлюбление и есть главный плод всей нашей жизни.
Священномученик Евфимий, епископ Сардинский (831), в период царствования византийского императора Константина Багрянородного (780 - 797) и императрицы Ирины (797 - 802) за свою добродетельную жизнь был избран епископом Сардийским и присутствовал на VII Вселенском Соборе (787), на котором обличал иконоборческую ересь. Когда же воцарился иконоборец Никифор I (802 - 811), Евфимия вместе с другими православными иерархами сослали на остров Паталарею, где он долго томился. Вызванный из ссылки императором Львом V (813 - 820), епископ вновь безбоязненно выступил с обличением иконоборчества, и его вновь отправили в ссылку в г. Асс. Следующий царь - Михаил II Косноязычный (820 - 829) опять принуждал его отказаться от иконопочитания, но безуспешно. Тогда святой мученик был подвергнут избиению и в третий раз сослан, на этот раз на остров Крит. По приказанию сменившего на троне Михаила императора-иконоборца Феофила (829 - 842), святой Евфимий был подвергнут тяжким мучениям: его растянули на четырех столбах и били воловьими жилами. Через несколько дней после пытки святой Евфимий преставился к Богу.
… У каждого человека — свой особенный характер, у каждого свои немощи, у каждого свои особенные дарования. И если мы будем рассматривать святых, то увидим, что они тоже все разные: одни мужественные борцы, другие смиренные труженики. Одни «верою побеждали царства, творили правду... заграждали уста львов, угашали силу огня», то есть всякие творили чудеса. А другие, наоборот, жили незаметно, таились от людей, и об их подвигах часто узнавали за несколько дней до их смерти, а бывало, что и после смерти.
Все святые были украшены многими и разными добродетелями, но их всех объединяло одно — смирение. В Царстве Небесном среди бесчисленного множества святых нет ни одного человека, который бы не имел этой добродетели. Чтобы человеку взойти на небо, ему просто необходимо умалиться, стяжать нищету духовную. Поэтому, терпя и себя, и свои обстоятельства, и свою греховность, и свои болезни, перенося это без ропота, отсекая недовольство, нежелание, преодолевая свои похоти, человек постепенно, шаг за шагом, месяц за месяцем, год за годом приходит в это блаженное состояние — он учится терпеть, а через учение терпению постепенно приобретает смирение.
Священномученик Леонид (Антощенко), епископ, 1938 г. расстрела. Архимандрит Леонид проживал в Ленинграде до 1927 года. 26 июня 1927 года он был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. Проживал Владыка в Переславле. Епископ Леонид был арестован 1 февраля 1930 года своей вины владыка не признал. 2 марта 1930 года решением тройки при ПП ОГПУ по Ивановской области он был осужден на 5 лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря, располагавшиеся в Кировской области… Последней кафедрой владыки стала Марийская, куда он был назначен в марте 1937 года.
21 декабря 1937 года Владыка был арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. На допросах, состоявшихся 22 и 27 декабря, виновным в контрреволюционной деятельности епископ Леонид себя не признал. 29 декабря 1937 года тройка НКВД по МАССР приговорила его к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова. Подробно о нем. http://azbyka.ru/days/sv-leonid-antoshchenko
… Дети во многом отражение родителей. Мы всегда смотрим на новорожденного младенца, пытаясь угадать черты папы, мамы, дедушки, бабушки. Все с удовольствием подмечают, особенно дедушки и бабушки, что вот он на меня больше похож, вот это он делает ну точно как я шестьдесят пять лет тому назад. Хотя какая вроде бы от этого радость, но это рождает у людей небывало радостное чувство. И конечно, каждому родителю весьма желательно, чтобы его дитя не впало в те тяжкие, в которые ему довелось впасть, чтобы оно не попадало в те ямы, в которые и попадал он, а, минуя их, шло дальше к лучшему. Все хотят добра своим детям, но часто бывает, что дети хуже своих родителей. Это всеми подмечается, и это общее место: каждое следующее поколение по сравнению с предыдущим все дальше и дальше уходит от Бога, хотя есть и обратный ход, потому что некоторые дети, приходя в храм, потом приводят своих родителей.
На ребенка влияет все, что его окружает, что он видит из окна, какие телевизионные передачи мать смотрит во время беременности. Важно и то, где он живет. В Саратове у человека одни возможности, в Екатеринбурге другие, в Москве третьи, в Нью-Йорке четвертые. Известно даже, что если ребенок с десяти лет будет заниматься холодным обливанием или тяжелыми физическими упражнениями, штангой например, то он перестанет расти. Это совершенно научный факт. Или в многодетной семье, как правило, дети меньше ростом, чем в однодетной.
Можно сделать эксперимент: рядом с грушей посадить пионовый куст. И мы увидим, что он будет влиять, он будет много соков забирать, так что груша может перестать расти. Так и на ребенка влияет все, и, естественно, самое большое влияние имеют его родители, потому что семейное единство — отец, мать и дитя — установлено Богом, это есть неразрывная связь духовная, душевная и даже телесная. Конечно, разрывы бывают, и мужья с женами разводятся, и дети уходят из дома, но это же аномалия, трагедия, так быть не должно. Их разводит грех, а вначале-то Богом задумано не так: любовь соединяет людей, и из этой любви рождается семья. Поэтому наибольшее влияние имеет то, что происходит в семье, чего больше в этом доме, ругани или молитвы, чей голос чаще слышен, бабушкин истерический или диктора телевидения.
 

Источники:
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.

https://days.pravoslavie.ru/images/ii742_3904.html Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...