пятница, 11 января 2019 г.

Снегурочка в произведениях российских художников



   Снегурочка: «Мама, счастья, Найду иль нет, а поищу…»

Зворыкин Б.В. Снегурочка
«Боярышня! Живая ли? Живая.
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках». (из пьесы Островского Н. «Снегурочка»)

К образу Снегурочки обращались и другие художники. Ее трагическая, роковая судьба была созвучна концу XIX века, идеалам этой утонченной эпохи. Ее образ стал нарицательным.
Огромной популярностью пользовалась пьеса Островского А.Н. «Снегурочка». Картина Васнецова В.М. полна внутренней тишины и тайны.
Вполне возможно, что именно такой в пьесе, только при утреннем свете, увидели Снегурочку люди:
Васнецов В.М. Снегурочка

Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту «принцессы». Парча на шубке Снегурочки расшита удивительным образом. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички. Он оттолкнулся от слов из песни Леля:
Земляничка-ягодка
Под кусточком выросла;
Сиротинка-девушка
На горе родилася.
Врубель М.А. Снегурочка
На декоративном панно Врубеля М.А. таинственно сочетается правда и вымысел, театральность и знание народного костюма. Подбитая горностаем одежда – это сказочная фантазия, ибо горностай – мех царский. Но для дочери Весны и Мороза он вполне уместен. Узоры - снежинки, которыми заткан ее костюм, встречаются в вологодских кружевах и придают всему облику особую легкость. А среди таинственно мерцающих снежинок на ее головном уборе появляются... пушки, те самые, которые издавна украшали головы рязанских, тульских и калужских крестьянок.
В Снегурочке Рериха Н.К. присутствует не только языческое, праславянское начало, но и восточное.
Рерих Н.К. Снегурочка
Николай Рерих был уверен, что корни славянства следует искать на Востоке. Грация фигуры его Снегурочки напоминает гибкого зверька, в крупных височных кольцах и в сакральных узорах на ее шубке. На ней панева – одежда, характерная для южных русских губерний. А на ногах – нечто, не похожее ни на сапожки, ни на валенки. Сочетая все эти разрозненные детали, Рерих, возможно, реконструирует ее праславянский облик.
Имени Снегурочки нет в пантеоне древних славянских богов. Она – образ не мифологический, а фольклорный, сказочный. Поэтому каждый в своем воображении создает свою Снегурочку. У Васнецова она, как собирательный образ крестьянской девушки из народа. У Врубеля – она соткана из снега, пуха и горностаевого меха, как символ юной феи эпохи «модерн». У Рериха – иноземка «с русским именем и в шубке меховой».

 Источники:
Бялик В. Платье для Снегурочки./ Родина. - 2000, №12, - с.84-86

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...