пятница, 11 января 2019 г.

О пьесе Островского А.Н. «Снегурочка»



Весенняя сказка в четырех действиях с прологом
       Ruth Sanderson. Снегурочка в лесу http://murmura.dreamwidth.org/592357.html
 «Людские песни.
Бывало я, прижавшись за кустами
Колючими, гляжу не нагляжуся
На девичьи забавы. Одинокой
Взгрустнется мне, и плачу. Ах, отец,
С подружками по алую малину,
По черную смородину ходить,
Аукаться; а зорькою вечерней
Круги водить под песни, - вот что мило
Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.
Пусти, отец! Когда, зимой холодной,
Вернешься ты в свою лесную глушь,
В сумеречки тебя утешу, песню
Под наигрыш метели запою
Веселую…»


Русский драматург А.Н. Островский на этот сказочный сюжет создал совершенное, неповторимое, феерическое действие «Весенняя сказка. Снегурочка». Главная тема пьесы – тема горячей любви, закрепленная в народном образе девушки-Снегурочки, которая, полюбив, освободила себя от ледяных оков, но... погибла.
Действие поэтической драмы происходит в стране берендеев, в доисторические языческие времена. Пролог пьесы происходит на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие - в заречной слободе Берендеевке. Второе действие - во дворце царя Берендея. Третье действие - в заповедном лесу. Четвертое действие - в Ярилиной долине.
Васнецов В.М. Снегурочка весною
Снегурочка в этой пьесе - дочь Мороза и Весны-Красны. Сказку драматург создавал на основе сказочного, песенного и обрядового материала русской народной поэзии. Основными источниками для Остров­ского были «Народные русские сказки» Афанасьева, «Песни, собранные Рыб­никовым», «Сборник русских народных песен» И. Прача (игровые песни в сценах в заповедном лесу и в Ярилиной долине). Среди бумаг Островского имеются записи «Песни о хмеле» в нескольких вариантах и др. Островский так же много путешествовал по Волге. В 1856 году он странствовал в верховьях реки, куда экспедиция Морского ведомства командировала его в числе нескольких литераторов для изучения быта, нравов и ремесел края. Здесь и был собран богатый материал народных сказаний, на основе которых и была создана самая поэтичная пьеса-сказка.
Васнецов В.М. Лель
Впервые эта романтическая пьеса – весенняя сказка была напечатана в «Вестнике Европы», 1873, № 9, сентябрь.
Музыка к пьесе писалась П. И. Чайковским по мере присылки ему отдельных сцен, над которыми работал Островский. Отсылая Чайковскому второе действие, начинающееся с хора слепых гусляров во дворце у Берендея, Островский писал композитору: «Посылаю Вам песнь слепых гусляров... ритм, кажется, подходит к словам, я его извлек из поэмы XII века «Слово о полку Игореве» (А.Н. Островский. Полн. собр. соч., т. XV. М., Гос­литиздат, 1953, с. 10). В отношении ритма в «Слове о полку Игореве» Островский проявил солидарность с поэтом А. Майковым, чей перевод «Слова», вышедший в 1870 г., драматург и взял за основу для текста хора гусляров. По поводу интерпретации образов древнерусского памят­ника, связанных с поэзией «Снегурочки», современный исследователь «Слова» пишет: «В небольшом по объему тексте (хора гусляров.— И. М.) A.Н. Островский сумел передать наиболее яркие поэтические образы почти всего «Слова» — здесь и вещие рокочущие струны гуслей, и картины битвы, и образ плачущих по убитым жен, и удачное переосмысление яркого противопоставления в «Слове» битвы — мирному труду ратаев» (Л.А. Дмитриев. «Слово о полку Игореве» и русская литература.— В кн.:  «Слово о полку Игореве». Л., «Советский писатель» («Библиотека поэта». Большая серия), 1967, с. 84).
Рерих Н.К. Эскиз декорации к опере «Снегурочка». Урочище
Впервые «Снегурочка» была исполнена на сцене Большого театра в Мо­скве 11 мая 1873 года. Роль девушки Снегурочки исполняла Г.Н. Федотова. Спектакль потребовал от Островского огромной работы с актерами, но по необычности своей не вполне удался.
Наибольшим успехом драматическая сказка Островского пользовалась в исполнении Московского Художественного театра в постановке К.С. Стани­славского, который писал: «Снегурочка» — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Остров­ского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и быто­вик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики» (К. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. М.—Л., 1948, с. 287). Пьеса была поставлена в со­провождении музыки Гречанинова 20 сентября 1900 года. Роль Снегурочки была исполнена М.П. Лилиной, роль Леля — М.Ф. Андреевой, Берендея — B.И. Качаловым, и спектакль был одним из лучших созданий МХАТа.
Горький писал А.П. Чехову: «Снегурочка» — это событие! Огромное событие — поверьте!.. Чудно, великолепно ставят художники эту пьесу, Изумительно хорошо!.. Все хороши, один другого лучше, и — ей-богу — они кик ангелы, посланные с неба рассказывать людям глубины красоты и поэзии. Вам, по-моему, не следует ехать в Москву — захвораете. Но ради «Снегурочки» — стоит поехать хоть на Северный полюс, право» (М. Горький, Собр. соч. в тридцати томах, т. 28. М., Гослитиздат, 1954, с. 130).
Васнецов В.М. Заречная слободка. Берендеевка. Эскиз декорации
Кого в детстве не печалила история сказочной Снегурочки? В детстве мы задумывались о душевной черствости ее близких: ведь лето с его солнечными днями было не лучшей порой для «холодной» Снегурочки, а приемные родители не поняли печаль дочки и отправили ее погулять в лес, на лужайку, на солнце.
Став старше, мы начинаем понимать глубинные языческие корни весенней сказки Александра Николаевича Островского. И исчезновение Снегурочки соединяем уже не столько с гибелью от огня любви, зажженного в ее сердце, сколько с пониманием того, что ее принесли в жертву Яриле-Солнцу (Ярило — по верованиям древних славян, бог солнца, плодоро­дия и любви) во имя будущего благоденствия берендеев.
Одна из главных тем пьесы, как уже говорилось выше, – любовь, которая делает человека счастливым, наполняет его жизнь красотой и светом, освобождает от щемящего чувства одиночества. Именно поэтому Снегурочка упросила свою матушку Весну, чтобы та научила ее любить.
Кругом меня все любят, все счастливы
И радостны, а я одна тоскую;
Завидно мне чужое счастье, мама.
Хочу любить; но слов любви не знаю,
И чувства нет в груди; начну ласкаться –
Услышу брань, насмешки и укоры
За детскую застенчивость, за сердце
Холодное. Мучительную ревность
Узнала я, любви еще не зная.
Отец Мороз, и ты, Весна-Красна,
Дурное мне, завистливое чувство
Взамен любви в наследство уделили;
В приданое для дочки положили
Бессонные томительные ночи
И встречу дня без радости. Сегодня,
На ключике холодном умываясь,
Взглянула я в зеркальные струи
И вижу в них лицо свое в слезах,
Измятое тоской бессонной ночи.
И страшно мне: краса моя увянет
Без радости. О, мама, дай любви!
Любви прошу, любви девичьей.
Мороз, Весна-Красна и Снегурочка. Рисунок с сайта http://lady.webnice.ru/forum/player.php?u=342
И мать согласилась со своей дочерью, потому как любовь дает истинный смысл жизни, и испытать на несколько мгновений это чувство, а после исчезнуть из этого мира, лучше, чем прозябать в серости многие годы жизни, не зная  ярких красок любви. Одиночество душит человека, и даже холодное сердце Снегурочки не выдержало его гнета. Снежная девушка решилась растаять в пламени любви, но хоть несколько часов прожить полнокровной, солнечной жизнью. Снегурочка, полюбив, освободила себя от ледяных оков. Царь Берендеева царства так сказал, увидев Снегурочку:
Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет:
Бросит в болотинке, в забытом уголке
Под кустиком, цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш, брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы, - и дышит цветик
Неуловимым запахом весны,
Прельщая взор и обонянье...
Не плачу я, что цветики увяли,
Такой цветок цветет перед очами,
Что я смотрю, смотрю, да и не верю:
Во сне иль въявь цветок передо мной...
Ее краса поможет нам, Бермята,
Ярилин гнев смягчить. Какая жертва
Готовится ему! При встрече Солнца
Вручим ее счастливому супругу.
Снегурочка, пришла твоя пора,
Ищи себе по сердцу друга!
Снегурочка и Мизгирь. Рисунок с сайта http://www.myjulia.ru/post/348078
Да, Снегурочка полюбила Мизгиря. Но вот яркий луч солнца прорезывает утренний туман и падает на девушку.
Но что со мной? Блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О, мать Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега! О, Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви. Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О, милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.
Жаль, бесконечно жаль сказочную ледяную Снегурочку. Но она в последний миг своей жизни испытала счастье, и с ее печальным исчезновением возрождается вся природа. Все это мудро рассудил Царь Берендей:
Холодная Снегурочка погибла...
Теперь с ее чудесною кончиной
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу...
Палящий бог, тебя всем миром славим!
Пастух и царь тебя зовут, явись!
Восход Солнца. Рисунок с сайта http://supercook.ru/maslenica-01.html
На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило-Солнце. И хор берендеев поет песню:
Даруй, бог света,
Теплое лето.
Красное Солнце наше,
Нет тебя в мире краше.
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше
(Полный текст произведения Островского А.Н. «Снегурочка» ЗДЕСЬ)  http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0142.shtml )
Созданная не на заказ, пьеса поразила и порадовала друзей драматурга. «Видно..., что это дивное произведение... было интимной стороной души Островского», - писал Константин Коровин. В 1881 году композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу по мотивам этой пьесы. И пьеса, и опера пользовались огромной популярностью.
Образ Снегурочки покорил сердца всех россиян. Народ не смог смириться с ее гибелью, превратив снежную девушку во внучку любимого всеми сказочного Деда Мороза. И с тех пор Снегурочка стала его спутницей на всех новогодних праздниках. И хотя в некоторых странах Санта-Клаусы по-прежнему одиноки, в России Дед Мороз всегда появляется вместе со Снегурочкой.



Источники:
Бялик В. Платье для Снегурочки./ Родина. - 2000, №12, - с.84-86
Островский А.Н. Снегурочка.// А. Грибоедов. Горе от ума. А. Сухово-Кобылин. Пьесы. А. Островский. Пьесы – М.: Художественная литература, 1974. – 830с. – (Библиотека Всемирной литературы. Серия 2. Том 79)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...