вторник, 15 января 2019 г.

Земной Ангел – святой преподобный Серафим Саровский



Да пребудет с нами мудрость святого на века…
     
Закатный свет, молитвенные зори,
Моя Земля и мир, что так любим.
Любил его и ясный Чудотворец,
Светильник, преподобный Серафим.

Простой, он жил как птицы полевые.
Бедняк, не он богатства собирал.
Но Ангел в алтаре на литургии
Ему кадило тайно подавал.

О час утра и голос песен ранний!
Крик петухов, жужжание шмеля,
Роса на ржи и тихое сиянье,
Когда Господь нисходит на поля.

И монастырь. И в монастырском клире,
Как от кадила уплывает дым,
Ушел от нас безгрешно живший в мире
Премудрый и пресветлый Серафим…  (Алексей Масаинов, Петроград, 1916)


Один из самых известных и любимых русских святых. Великими подвигами благочестия он обрел дар прорицания и исцеления. Его мощи обитают в Дивеевском монастыре, куда беспрерывно проистекает поток страждущих и молящихся. К преподобному Серафиму прибегают с просьбами о стяжании любви к ближним, о даровании непрестанной молитвы, об исцелении от всяких болезней. Скоропослушник, истинная радость для христиан.
Если обратить внимание на происхождение слова «мощи», то корень его будет означать - «мощь», «сила». Именно такой духовной мощью и благодатной силой был наделен известный во всем мире, пламенный не по определению, а по своей глубокой вере, дорогой каждому верующему сердцу преподобный Серафим.
Как Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, стараются наполнять нас духовными созерцаниями и содействуют нам во всяком добре, так и при жизни своей преподобный Серафим был служителем любви и мира, тем земным ангелом, который и по смерти своей содействует во всяком добром деле любящим его.
Батюшка Серафим всегда приветствовал приходивших к нему людей словами: «Радость моя, Христос Воскрес!», «Сокровище мое, добрый человек!», «Ах ты, радость моя, я давно тебя ждал!»
Старец Серафим наставлял, что весь смысл жизни состоит в стяжании Благодати Святого Духа.
Мы часто думаем, что события в жизни происходят сами собой, без Промысла Божия и без Его благословения. Но при внимательном рассмотрении мы увидим, что вся жизнь пронизана Промыслом и Благодатью Духа Святого.
Мы бываем часто недовольны жизнью и считаем себя самыми несчастными. Но как часто незрячие и увечные радуются жизни, солнцу и дождю, а здоровым мешают радоваться гордыня, самомнение, лицемерие. Когда мы научимся благодарить Бога, а этому надо учиться, то многие скорби, печали и воздыхания минуют нас.
Христианство в батюшке проявилось в полноте. Он на земле уже жил как бы на Небе. Многие дивились его прозорливости и мудрости.
 - Батюшка,— говорили ему,— душа человеческая перед Вами открыта, как лицо в зеркале. Ум Ваш так чист, что от него ничего не сокрыто в сердце ближнего.
 - Не так ты говоришь, радость моя. Сердце человеческое открыто одному Господу. Как железо ковачу, так я предал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую, своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю. Я, грешный Серафим, так и думаю, что я грешный раб Божий, что мне повелевает Господь, то я и передаю требующим полезного.
Отец Серафим оставил мудрые наставления русскому человеку. С глубоким же вниманием вчитаемся в его изречения, полные любви и заботы к людям. Советы святого помогают осознать истинную цель этой временной, быстротекущей жизни:
«Когда Дух Божий сходит к человеку, тогда душа человеческая исполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостно творит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Но как бы ни была утешительна радость эта, все-таки она ничтожна по сравнению с той, про которую сказал Апостол (1 Кор. 2, 9), что радости той не видел глаз, не слышало ухо, не приходила она на сердце человека, которую Бог уготовал любящим Его. Задатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована на Небесах плачущим здесь, на земле».
«Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей и в тернии; все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро»

«Господь ищет сердце, преисполненное любовью к Богу и ближнему,— вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы». И святой преподобный Серафим Саровский сам был олицетворением этих слов.

«Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно любить его и, сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас (Матф. 5, 44)». (Св. прп. Серафим Саровский)

«Тело есть раб души, душа - царица, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями; ибо от сего ослабевают страсти и человек приходит в себя; и самая болезнь телесная раждается иногда от страстей. Отними грех - и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св. Василий Великий». (Св. прп. Серафим Саровский)

«Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, — таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек сам печется о своих делах и обращается с молитвою к Богу лишь тогда, когда уже постигают его неизбежные беды... такая надежда суетна и ложна».

«Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает его; а когда увидит, что он малодушен и наказание свое сносит с трудом, тогда утешает: так поступает с нами и благий Господь и Отец наш, употребляя все для нашей пользы: как утешения, так и наказания - по Своему человеколюбию. И потому мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить Бога».

«Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь - одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны, по Апостолу, страсти нынешняго времене к хотящей славе явится в нас (Рим. 8, 18)».

«Осуждай себя и перестанешь осуждать других. Самих себя должно нам считать грешнейшими всех, и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только дьявола, который прельстил его»

«Мы во всю жизнь свою грехопадениями своими оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда смиряться пред Ним, прося оставления долгов наших»

«Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит его дара разумения»

«Вера без дел мертва есть (Иак. 2,26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость0 смирение, несение креста т жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду»

«Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны; ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно, как сокровище, хранится во внутренности сердца»

«Как всякая болезнь есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние. Несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом»

«Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозе огнь и воду и извел еси ны в покой (Пс.65,12). Хотящим угодить Богу путь л ежит сквозь многие скорби»

«Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению»

«Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем. Скучают только те, у кого дела не в порядке»

«Творить милостыню мы должны с душевным расположением, по учению св. Исаака Сирина: аще даси что требующему, да предварит деяние твое веселие лица твоего и словесы благими утешай скорбь его (Сл. 89)»

«Мы должны всегда во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас бытии искушению выше силы нашея, но да избавит нас от лукавого. Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда Диавол готов стереть его, яко мельничный жернов пшеничное зерно»

«Возлюбим смирение – и увидим славу Божию, ибо где истекает смирение, там и слава Божия источается»

«Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением»,— говорил величайший подвижник, которому это было открыто Господом.

«Если мы будем, сколько есть сил, стараться все исполнять, тогда можно надеяться, что воссияет свет Божественный в душах наших, открывающий нам путь к Горнему Иерусалиму. Ты только всеми мерами старайся приблизить себя к Господу, а Господь готов сделать тебя из человека Ангелом».

«Должно стараться скрывать в себе сокровище дарований; в противном случае — потеряешь и не найдешь. Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно, по слову: Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2, 30), потому что путь уже открылся».

«Возложи упование на Бога и проси Его помощи, да умей прощать ближних своих — и тебе дастся всё, о чем ни попросишь»,— советовал святой, получив это знание из опыта.

«Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественное откровение»

«Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу, и говорить вместе с пророком Давидом: Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу» (Пс. 113,9)

«Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более»

«Учить других так же легко, как с вашего собора бросать на землю камешки, а проходить делом то, чему учишь, всё равно, что самому носить камешки наверх собора»

«Когда мы в молчании пребываем, диавол никак не сможет навредить потаенному сердца человеку. От уединения и молчания рождаются умиление и кротость, мир духовный. Вместе с другими занятиями духа оно возводит человека к благочестию, приближает его к Богу и делает его как бы земным ангелом»

«Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими»

«Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! И когда наказывает, как благоутробно наказывает!»

«Всё делай потихоньку, полегоньку и не вдруг: добродетель не груша, ее вдруг не съесть»

«Не должно судить никого, ибо не известно, сколько времени мы можем пребывать в добродетели»

«Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на этой земле, ибо душой и умом, в своем стремлении к Богу, созерцает Его одного. Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела со Ангелами возлетит, как бы от чужой страны на родину»

«Когда сердце бывает в умилении, то и Бог бывает с нами»

Батюшка Серафим, живя в уединении, проводил время в трудах, молитве и чтении слова Божия. Он говорил:
«Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, по руководству которого должно и устраивать жизнь свою. Телесный труд и упражнение в Писаниях охраняют чистоту. Следует также снабдевать душу познаниями о Церкви, как она от начала доселе сохраняется. Знать сие должно на случай могущих встретиться вопрошений и для убеждения и утешения своего духа, чтобы приобрести мир душевный».

Святой советовал не откладывать Причащения из-за ложных помыслов, потому что «благодать, даруемая нам Причащением, так велика, что как бы ни недостоин, как бы ни грешен был человек, но лишь бы только в смиренном сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас, благодатию Христовой он всё более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется».

Беседа прп. Серафима о стяжании Святогого духа во время которой Царь Небесный, Утешитель, явил Себя дивному старцу и его гостю
Николай Александрович Мотовилов, посетивший в конце 20-х годов XIX века старца Серафима Саровского, и записал свою беседу с ним.
Записки эти пролежали неизвестными свыше 60 лет и были открыты только в начале ХХ века. Мотовилов, как говорится в наше время, интересовался религиозными вопросами и для разрешения их обращался к разным лицам. Приехал он и к старцу Серафиму и тот принял его. В ответ на его обычные вопросы: «В чем смысл жизни? Как найти Бога? Как жить?», старец сказал, что весь смысл жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа. Тогда Мотовилов спросил:
- Но где я могу видеть эту благодать?
- Добрые дела видны.
- А разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать, со мною он или нет?
Старец сказал:
- Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, что видел Адам Господа, ходящего в раю, и все те места, где говорится о явлении Бога людям. Вот некоторые и говорят: «Эти места непонятны, неужели люди так очевидно могли видеть Бога?» А непонятного тут ничего нет. Это непонимание произошло оттого, что мы удалились от простора того первоначального христианского видения и под предлогом просвещения вошли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимо то, о чем другие до того ясно разумеют, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога не казалось странным. Бога и благодать Святого Духа люди не во сне видели, не в исступлении расстроенного воображения, а истинно во яви.
Но Мотовилов отвечал:
- Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверен, что я – в Духе Божием?
Как мне самому распознать Его истинное явление?
Тогда отец Серафим, пишет Мотовилов, взял меня крепко за плечи и сказал:
- Мы оба теперь в Духе Божием с тобой, что ж ты не смотришь на меня?
Мотовилов отвечал:
- Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются, лицо ваше – светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.
 - Представьте себе, - продолжает он, - в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей – лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи. Но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим снежную пелену, покрывающую поляну и снег, падающий сверху, и меня, и старца.
- Что же видите вы теперь? - спросил меня отец Серафим.
- Необыкновенно хорошо, - сказал я.
- Как же хорошо?
- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.
- Что же еще чувствуете вы? - спросил меня отец Серафим.
- Необыкновенную сладость, - отвечал я, - От этой сладости наши сердца как будто тают и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может.
- Что же еще вы чувствуете?
- Необыкновенную радость во всем моем сердце.
И отец Серафим продолжал:
 - Когда Дух Божий сходит к человеку, тогда душа человеческая исполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостно творит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Но как бы ни была утешительна радость эта, все-таки она ничтожна по сравнению с тою, про которую сказал Апостол (1 Кор. 2, 9), что радости той не видел глаз, не слышало ухо, не приходила она на сердце человека, которую Бог уготовал любящим Его. Задатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована на небесах плачущим здесь, на земле.

Источник информации:
Четвертый Удел Пресвятой Богородицы – святая земля Серафима Саровского/ сост. М. Калинина – Нижний Новгород: ООО «Издательство «Доброе слово», 2013. – 64 с.
Иллюстрированный Календарь «Рай на земле» за 2017 год. – М.: Издательство Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2017. – 24 с.
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/nastavlenia Духовные наставления инокам и мирянам
https://www.stihi.ru/2012/06/13/2304 стихи, посвященные святому преподобному Серафиму Саровскому

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...