понедельник, 14 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 15 января (02 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
15 января (02 января старого стиля)
С этого дня - Предпразднство Богоявления
    
Крещение Господне. Деталь фрески. Сретенский монастырь в Москве. http://www.pravoslavie.ru/3930.html
…Преподобный Серафим удивительные вещи прозревал на много десятков лет вперед. Многое из того, что он говорил, исполняется сейчас. Он, например, сказал: когда я умру, то запоют Пасху зимой. Так и случилось, потому что во время отпевания такое было ликование, что пели Пасхальный канон.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец. (1833). «Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь - одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны, по Апостолу, страсти нынешняго времене к хотящей славе явится в нас (Рим. 8, 18)». (Св. прп. Серафим Саровский)
А еще он говорил: моя смерть откроется пожаром. И действительно, когда он умер, стоя на коленях перед иконами, скамеечка загорелась, потому что свечка упала. То есть все было ему открыто, и тут не было никаких гаданий, потому что как для Бога нет ни будущего, ни прошедшего, ни настоящего, так и угодники Божий, когда Господь берет их в Свою руку, достигают этого блаженства.
А что из такого обычного, как мы говорим, человеческого Серафим Саровский имел? Носил все время одну одежду и летом и зимой — из грубого полотна балахон. Ходил в лаптях, келью под конец не топил даже зимой. Ел одну траву снитку — летом зеленую, а на зиму сушил. Вот такое было его трудное житие. Сперва у него и огородик был, и хлебушка ему приносили, и шатун-медведь даже зимой приходил к нему, ласкался, и Серафим уделял ему хлеба. Медведь не мог его тронуть, настолько он был свят. Потом он и огородом перестал заниматься, некогда ему было. А что же он делал? Он все время молился Богу, он все время с Богом пребывал, он не мог никак на эту чепуху отвлечься, чтобы обед какой-то готовить, стирать — нет, нет, только молитва. Конечно, он от молитвы отвлекался, чтобы Евангелие почитать. Каждую неделю весь Новый Завет целиком прочитывал: в понедельник — Евангелие от Матфея, во вторник — от Марка, в среду — от Луки, в четверг — от Иоанна, в пятницу — Деяния апостолов, в субботу — апостольские послания, а в воскресенье — Апокалипсис. И так каждую неделю. Нам лень даже один раз открыть почитать, а он читал, наслаждался каждый Божий день.
…И имя ему дали в монашестве Серафим, что значит «пламенный». Потому что он ничего, кроме Бога, не любил и только боялся, как бы Бога не обидеть, чтобы Бог от него не отошел, чтобы он не потерял вот это блаженство. И когда кто к нему приходил, а разные люди приходили, и высокопоставленные, и простые, он каждого встречал с радостью: «Радость моя, здравствуй, Христос воскресе!» — каждого обнимал, целовал непритворно, потому что у него на душе была такая радость, которая нам с вами даже и не снилась. Мы иногда только в храме можем ощутить какое-то подобие той радости, которую он испытал. А он в этой радости жил и, естественно, страшно боялся ее потерять. И один случай свидетельствует о том, насколько этот страх Божий был велик.
Однажды двое крестьян пришли и начали у него спрашивать деньги. Он говорит: у меня нет, но они не поверили. А Серафим Саровский ходил по лесу всегда с топориком, и сам он был довольно высокого роста, никогда физической работы не чуждался, был очень человек сильный. Те подвиги, какие он совершал — на камне стоял тысячу дней и тысячу ночей, — говорят о том, что у него было редкое физическое здоровье. Он, конечно, этих двух мужиков мог так лбами стукнуть, что только бы искры полетели. Но он нет, взял топор и зашвырнул подальше, чтобы не искушаться, и предался в волю Божию. Они его жестоко избили, у него кровь из горла пошла, он даже стал горбатеньким с тех пор. И вот нашли тех мужиков и решили их отдать под суд. Но Серафим Саровский знал, что надо прощать, любить врагов, и он велел этих мужиков простить. Говорит: если вы их засудите, я из вашего монастыря уйду. И их отпустили. Но Господь их потом, конечно, наказал: у обоих сгорели дома.
Велел Господь суд отдавать Богу — и Серафим решил так и сделать, хотя по закону их надо было наказать. Но он боялся: а вдруг, если их накажут, я лишусь благодати Божией. Пусть побили, пусть до крови, пусть сделали инвалидом, но только бы благодать не отняли! Вот какое было пренебрежение даже к собственному здоровью. То, что у людей земных, мирских ценно, он ни во что вменял. Поэтому и не владел никаким имуществом. Однажды у него спросили: а современные люди могут быть святыми, как древние христиане? Он ответил: могут, только им одного не хватает — решимости. А у него решимость была на десятерых. Поэтому его народ православный и любил и вскоре после смерти прославил.
Преподобный Сильве́стр Печерский (XII в.). Был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве. Он продолжил труд летописца преподобного Нестора и написал девять житий святых угодников Печерских.
… «Блаженны нищие духом... блаженны алчущие ныне... блаженны плачущие...» Каждый человек стремится к блаженству. Люди называют это счастьем. Что такое счастье? Счастье — это когда человеку хорошо, когда он достиг всего, к чему стремился, и у него нет никаких желаний, потому что все уже исполнилось. Людям, примитивно устроенным, обычно что надо? Чтобы квартира была не какая-то там стокомнатная, но чтоб каж­дому члену семьи по комнатке; чтобы потолки были не обязательно четыре метра, но хотя бы два девяносто; чтобы этаж был не первый и не последний. Чтобы зарплата хорошая, сапоги, телевизор обязательно, и стенка, и ковер, и хрусталь. Что еще? Можно еще кошку завести или собачку. Ну и муж, дети. Пятеро — ну куда так много? Один — вроде мало. Значит, двое детей — мальчик и девочка. И конечно, чтобы были послушные: что бы ни сказал, тут же сразу делали, и учились, может, не на все пятерки, но чтоб большинство было пятерок. И муж чтобы не пил, не курил, чтобы до копейки зарплату отдавал, все покупал бы, что мне захочется. Да, еще самое главное забыл — здоровье. Ну и, конечно, чтобы на работе уважали, вовремя премию давали, пусть не больше, чем всем, но и не меньше. Чтобы стаж, продвижение по службе, чтобы замечали. И вот если это все соблюдается, человек счастлив. Вроде бы. Но на самом деле смотришь, а душе его все как-то неймется, что-то еще хочется. И все выходит, что счастье как-то не достигается.
Господь пришел на землю, чтобы показать иное блаженство. Наша душа духовна, и, когда она соединяется с Богом (а Бог есть Дух), тогда-то и наступает блаженство, покой. Человек, когда с Богом соединяется,  поднимается высоко-высоко к Небу, и ему оттуда все видно, все тайны Божий — все становится открытым. Поэтому святые угодники Божий и были прозорливыми. Серафим Саровский, память которого мы сегодня празднуем, будущее, настоящее и прошлое читал, как в открытой книге. Придет к нему человек на исповедь, батюшка его с любовью принимает, называет ласковыми словами, приглашает в келью и начинает рассказывать его грехи: голубчик, ты помнишь, в этом году ты это сделал, а в том то. И че­ловек выходит весь в слезах, преображенный, кается, начинает новую жизнь. Он понимает, что батюшка его укорял не со злобой, а в духе кротости: ну что же ты дошел до такой жизни — и думаешь, что никто не видит, никто не знает? Бог это знает и мне открыл, что у тебя такие-то, такие-то есть грехи. Ты пойми, это же нехорошо. И душа человека пробуждалась.
Праведная Иулиания Лазаревская. Муромская (1604). Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. https://azbyka.ru/days/sv-iulianija-lazarevskaja
… Человек, когда умирает, если он стремился к Царству Небесному, стремился к духовному блаженству, он приобретает его в полноте. Такими были и угодник Серафим Саровский, и Иулиания Лазаревская. Некоторые говорят: монаху, конечно, легко, он там в лесу молится, у него ни забот, ни хлопот. А Иулиания жила в миру, вышла замуж, была многодетная мать. И детей воспитала, и прославилась своей святостью, потому что, несмотря на большую семью, она все время в церковь устремлялась и так Бога любила, что чудеса начала творить своей молитвой.
Вот в один и тот же день, правда, в разные годы умерли многодетная мать и преподобный Серафим — девственник. Совсем разные подвиги. И оба в Царствии Небесном. Потому что они всю жизнь стремились к духовному. И нам надо так же.
Мученик Василий Петров, 1942 г. убиения. О мученике мирянине Василии Петрове нам известно очень мало. Он родился в 1882 году и принял мученическую кончину от рук богопротивной власти 15 января 1942 года в возрасте шестидесяти лет.
… Многим кажется, что с помощью каких-то заговоров, обществ, политики можно разрушить целую страну и народ, но это невозможно, разрушить может только грех. Говорят: людей оболванили, людей совратили, споили. Да, Господь сказал: «Надобно придти соблазнам», но соблазняется человек всегда сам. Любой может не читать газету, выключить телевизор, стремиться не к какой-то гадости, а к церковному богослужению. Сам человек все выбирает. Конечно, вокруг много всяких микробов, и если человек ослаблен, то этот микроб укладывает его в постель, здоровый же организм может преодолеть заразу более или менее легко.
Поэтому те катаклизмы, которые случаются с нашим народом на протяжении многих уже веков, есть следствие болезни, прежде всего духовной. Но от этой болезни у нас есть спасение. Оно заключается в том, чтобы, во-первых, осознать всю неправоту нашей жизни, а во-вторых, отказаться от лени, этой нашей национальной черты. То есть нужно трудиться и нужно, чтобы Евангелие было действительно нашей жизнью. И если человек трудится и его труд направлен в ту сторону, о которой говорит Господь, то он придет к Царствию Небесному, служа тем талантом, который ему дан. Если у него есть ум, он будет служить умом; если у него золотые руки, он будет служить золотыми руками; если он хорошо и вовремя умеет открывать и закрывать дверь, он этим может служить, как Никола Святоша, князь Черниговский, стоял в монастыре, открывал и закрывал дверь, и спас свою душу, достиг благодатной жизни.

Источники:
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...