воскресенье, 13 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 14 января (01 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
14 января (01 января старого стиля)
Праздник Обрезания Господня
 
Икона. Обрезание Господне
… Каждое событие в жизни Спасителя важно для Церкви, потому что в нем раскры­вается для нас спасительный смысл. Вот на Обрезание в восьмой день по закону израильскому Матерь Божия принесла Младенца Христа в храм, чтобы совершить этот древний обряд. Творец неба и земли обрезался, как простой, обыкновенный младенец, по закону, который был необходим для всех детей, рождавшихся в этом народе. Здесь проявляется знак любви Спасителя к нам, еще один знак.
Все наши беды, все наши непонимания, все наши грехи происходят только оттого, что мы не способны на любовь, и цель духовной жизни — как раз этому научиться.
Научиться же можно только так, как Господь говорит: огонь принес Я на землю, и как бы Я хотел, чтобы он уже загорелся. Он говорит как раз об этой Божественной любви. Человек, пока не встретится в жизни с любовью настоящей, истинной, не может понять, что это такое. Любовь (не хочется это слово говорить, но оно наиболее понятно для нашего слуха) как эстафета, она так и передается: от Христа к апостолам. Он их научил любви — и они из людей малодушных, боязливых вдруг превратились в бесстрашных львов, которые не только с охотой пошли на смерть, но и проявляли чудеса храбрости ради этой любви. Когда апостола Петра приговорили к распятию, он попросил палачей: пожалуйста, распните меня вверх ногами, потому что я человек грешный, и я не могу распяться так, как мой Учитель. Вот такая у него была любовь и смирение. Его приговорили к смерти, чудовищной, страшной, очень болезненной, но он думал не о себе — он думал только о том, как бы ему не вознестись слишком высоко, не дерзнуть быть в этом похожим на Спасителя, и поэтому попросил прибить его вверх ногами. Вот такая любовь.
Прошли века, две тысячи лет, и, как сказано в Писании, «по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь». Это действительно так, и сейчас, в нашей жизни, мы почти не встречаем людей, которые эту любовь являют. Поэтому нам, собственно, не от кого зажигаться, и этот огонь угасает.
И Господь всей Своей жизнью и сегодняшним событием, которое мы вспоминаем и духовно и умственно вновь его переживаем, дает нам образ этой удивительной совершенно, нечеловеческой любви к нам. Он исполняет все, что требуется по закону, хотя Он в этом не нуждается. Вот такое снисхождение.
Мир без любви страшен. Поэтому мы должны как соль земли, как христиане эту любовь являть. А у нас ее у самих нет. Что же спрашивать с тех, которые даже не язычники, а вообще у них никакой веры нет? Мы, христиане, имеем веру в Истинного Бога, знаем про Сына Божия, Евангелие читали, причащаемся, соединяемся с Богом, некоторые даже чуть не каждое воскресенье — а толку, собственно, никакого нет. Не будем тогда удивляться, что вокруг нас такая ненависть, злоба растет. Кто виноват? Мы сами. Соль потеряла силу и перестала быть соленой.
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесари Каппадокийской. (379 г.). Мозаика. Киевский Собор Святой Софии. XI в. Святитель Василий Великий  составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Последними словами святителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс.30:6).
Тропарь святителю Василию Великому. глас 1: Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ ца́рское свя́щение, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим… Кондак святителю Василию Великому. глас 4: Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ все́м некра́домое госпо́дьство челове́ком,/ запечатле́я твои́ми веле́ньми,// небоявле́нне Васи́лие, преподо́бне. https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-velikij
… Сегодня Святая Церковь празднует память святителя Василия Великого и великий праздник Обрезания Господня. Обрезание в Древнем Израиле было знаком завета с Богом. Теперь, в Новом Израиле, в Церкви Божией, знаком этого завета стало святое крещение. Кто крещен, тот имеет завет с Богом, кто не крещен, тот этого завета не имеет. Кто крещен, тот причастен Новому Израилю, Церкви, кто не крещен — не причастен. И конечно, Господь Иисус Христос, родившийся от Самого Отца Небесного, наитием Духа Святаго, не имел нужды иметь внешний знак завета с Богом. Он Сам сказал: «Я и Отец — одно». Он с Богом был постоянно вместе, в Нем Самом Божество пребывало неизменно, неразлучно, неслиянно и нераздельно. И тем не менее, Господь это исполнил. Зачем? Если обрезание для
День памяти самарских священномучеников
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский (1862 – 1938 гг.) Вернувшись из ссылки, архиепископ поселился в Симбирске; в 1936 году переехал в Самару, где служил по благословению правящего Самарского архиерея в Петропавловском храме. В 1937 году гонения на Русскую Православную Церковь усилились, и почти все духовенство Самары было арестовано. 30 ноября 1937 года был арестован и архиепископ Александр. Архиепископ Александр (Трапицын), священники Иоанн Сульдин, Иоанн Смирнов, Александр Органов, Трофим Мячин, Александр Иванов были расстреляны 14 января 1938 года. Священники Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов были расстреляны 8 февраля 1938 года. Все расстрелянные священномученики были погребены в общей безвестной могиле. https://ok.ru/pravsamara/topic/66342129590350
… Вот упал человек, а мы его поднимаем. В любых религиозных, философских системах это поступок хороший, но служит ли он спасению нашей души? Только в одном случае: если мы совершаем его с кротостью. А мы часто делаем с раздражением, срываемся, выражаем недовольство, потому что все получается не так, как мы хотим. Человек, когда мы его поднимаем, упирается, кряхтит, или стонет, или как-то неловко себя ведет, и нас это сердит. То есть мы не проявляем кротости и смирения, а проявляем нетерпеливость или тщеславие и гордость, сами себя хвалим и, оглядываясь вокруг, ищем у других людей похвалу, хотим, чтобы нас обязательно заметили, оценили, превознесли если не словом, то хоть взглядом. Значит, мы ищем-то не Божьего, а все равно своего, вот этого самого удовлетворения.
Удовлетворения чего? Всегда страсти. Либо тщеславия, честолюбия, либо хотим чрево свое насытить, либо еще что-то, но это обязательно удовлетворение страсти. А если мы хотим проводить жизнь духовную, чистую, то должны стремиться к тому, чтобы мотив нашего поступка, цель его, побуждение состояли в том, чтобы Богу послужить, сделать это ради Христа, Самому Господу, очищаясь от всего ненужного, нисколько не превозносясь, прекрасно видя свои недостатки и считая себя хуже всякой твари, но и не унывая по этому поводу. Нам-то все хочется на пятерки учиться, хотя на самом деле мы двоечники и грешники. Но это не значит, что надо унывать, потому что уныние тоже грех, а надо, наоборот, смиряться и надежду возлагать на Самого Бога. Вот среди этих простых и ясных истин и надо найти свой путь.

Источники:
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...