суббота, 12 января 2019 г.

О красоте Покровского храма Марфо-Мариинской Обители милосердия в Москве



Протоиерей Митрофан Сребрянский, духовник Марфо-Мариинской Обители милосердияо красоте убранства Покровского Храма обители милосердия
                                 
Покровскогий храм Марфо-Мариинской Обители милосердия в Москве
Храм, как снаружи, так и внутри, поражает скромностью: никаких бьющих в глаза украшений! Над центральной частью храма возвышается одна большая глава; две меньших главы - над звонницами; и малая глава - рядом с большой, над ризницей.
Как ясно здесь выражена древнерусская мысль: не разбрасываться. Да, древняя Святая Русь не рассеивалась: все ее думы, вся любовь были сосредоточены только вокруг Господа Христа, пришедшего в двух естествах от Святой Девы для вечного спасения людей. Вера и любовь ко Христу, самая нежная любовь к Богоматери с дерзновенной надеждой на Ее ходатайство пред Сыном Своим за немощи и грехи людей - вот чувства, которые наполняли все существо древнерусского человека.

Они проникали всю его личную внутреннюю жизнь; они были центром воспитания и жизни его семьи; они же были основанием и общественного его служения.
На северной стене храма высечено из камня Распятие
Так думали и так любили все русские люди от царя и патриарха до самого последнего простеца. Этим жива была Русь и звалась по праву святая, имея от Христа и Его Пречистой Матери благословение и помощь, с которыми все пережила и все победила.
О, какой вздох сокрушения вырывается из груди русского человека XX века при этих воспоминаниях и при виде того, как в бегстве от Христа теперь так много гибнет русских людей, так колеблется Россия!
Как хочется крикнуть: «Соберись, Русь, снова ко Христу и Его Пречистой Матери! К Ним устреми твои думы и желания! Их светом просвети себя! Их любовью согрей себя! Их законом укрепи себя в жизни и деятельности!» И снова засияет Русь тогда, снова станет христолюбивой, победоносной, святой.
Символы Апокалипсиса
На северной стене храма высечено из камня Распятие; а две стены левого придела почти сплошь покрыты скульптурными изображениями - символами Апокалипсиса: жертвенник с херувимами, птицы, животные, деревья, растения. Как все это живо напоминает нам стремление старинных русских людей углубляться в таинственные страницы Апокалипсиса, в них изучать действия Промысла Божия о Церкви и людях, то дышащего прощением упорству непокорных, то изливающего елей благодати и благословения на всех подвижников веры и благочестия! Живою делалась вера тогда при этих созерцаниях; страхом Божиим наполнялась душа; любовью, мужеством и жаждой подвига загоралось сердце.
Боже, дай эти чувства и современным россиянам, столь нуждающимся в вере, любви и мужестве!
Это впечатление от внешней архитектуры храма еще усиливается двумя мозаиками, исполненными по оригиналам М.В. Нестерова.
Спас Нерукотворный, мозаика, исполненная по оригиналам М.В. Нестерова
Над западным входом в храм — Спас Нерукотворный. Он царит над входом; не заметить Его нельзя. Скорбный лик Христа, Его совершенно живые глаза, отвращенные от суеты мира сего, зовут каждого богомольца забыть все земное, оторвать свое существо от пристрастия ко греху и с сокрушенным покаянием вступить в храм для молитвы Спасу об исцелении и прощении (души).
Богоматерь, мозаика, исполненная по оригиналам М.В. Нестерова
Вторая мозаика на восточной алтарной стене — это Богоматерь с Младенцем.
Какой тишиной веет от Нее! Истинно чувствуется, что там, за этой стеной, приносится жертва мира, Тело и Кровь Божественного Сына Сей Святой Девы.
Подкупольные своды храма
Вся внешность храма, скульптура, чудный одноярусный дубовый иконостас, обитый серебряной басмою, утварь, одежды — дивные плоды вдохновения А.В. Щусева. Все так прекрасно, что не говорить о них нельзя. Но нужно уметь сказать; я же этой областью искусства могу лишь без слов восторгаться.
Внутренняя отделка храма, живопись, стенная и в иконостасе, еще более усиливают то возвышенное глубоко религиозное впечатление, которое наполняет душу при виде внешности храма.
Общий фон окраски стен и орнаментовки — белый с синим, цвет успокаивающий, без слов дающий чувствовать всю красоту невинности, смирения, вообще христианских добродетелей, которые только при поверхностном, внешнем к ним отношении кажутся гнетущими, суровыми. Нет, на самом деле, именно чувствует душа, что здесь, в общении со Христом, в Его Церкви человек очищается, умиротворяется, согревается любовью к Богу, людям и природе, исполняется радостной надежды победить все злое, даже самую смерть, и все это чувствует, оживотворяясь силой Духа Святаго.
Икона Знамения Богоматери
Эта мысль, кроме цвета красок, выражена еще и в надписях на арках: «Блажени чистии сердцем», «Блажени нищий духом» и в содержании орнаментовки; тут райские птицы и животные, цветы, деревья, вообще Божий сад. В нем белоснежные лилии и березка — символ чистоты, целомудрия, невинности; рябина со спелыми красными плодами и розы — символ любви; ель — символ надежды, воскресения, бессмертия.
Икона Знамения Богоматери
Среди этих символов — икона Знамения Богоматери, ясно показывающая, что именно через Нее, как вторую Еву, явилась на земле эта новая духовная жизнь истины, любви, чистоты, красоты, надежды воскресения.
Троица Новозаветная в высоте купола
Над всем сим, в высоте купола, — изображение Духа Святаго в виде Голубя с распростертыми крыльями, как бы парящего над всею Церковью Христовой и обнимающего ее Своею животворящею силою; вся фигура Его дышит неземной энергией. Взгляд на это изображение сразу вливает бодрость в душу, уверенность, что с этой силой благодати Духа Божия, действительно, возможно победить в себе все злое и стяжать добродетели небесные, преобразиться в ангелоподобное любящее, благородное существо, в сына Божия. И как радостно становится на душе от этого сознания! И легче переносится борьба жизненная, так как чувствуется возможность победы.
Херувим
Входишь в храм: перед глазами — иконы и картины, дивные произведения М.В. Нестерова.
Они совершенно захватывают, особенно русскую душу, живо изображая русский здоровый мистицизм, лиризм, всю русскую нежность отношения к Богу, Богоматери, святым, к природе, русское смирение и благодарное терпение, русское покаяние. С намерением я настойчиво часто прибавляю слово «русское», так как, если где, то именно в истории жизни русского народа ясно сказалось, что в несокрушимой крепости и живости веры в Бога, нежной любви к Нему и детской преданности к Его Промыслу, в смирении и терпении даже до смерти, в необыкновенном, именно русском сокрушении и покаянии, во всем этом, повторяю, сказалась сила, укрепившая и возрастившая и русскую мощь, и русскую поэзию, и искусство, и вообще русскую самобытную культуру.
Трапезная храма. В глубине – арки, за ними главная часть храма и иконостас
Из притвора входим в большую (25 x 15 аршин) трапезную часть храма, предназначенную не только для молитвы, но и для религиозно-нравственных чтений и бесед.
Трапезная отделяется от главной части храма тремя небольшими арками, над которыми на стене написана М.В. Нестеровым большая картина. Я с полным убеждением называю ее «Святая Русь».
Там нет святых в собственном смысле, но настроение, дух, который наполняет каждого из изображенных на картине людей, истинно свят, чист, прекрасен; и ясно чувствуется, что этот дух угоден Богу, достоин рая.
Роспись Нестерева М.В. Святая Русь https://artchive.ru/artists
Войдя в храм, невольно остановишься: нельзя не остановиться — так сильно влечет к себе, захватывает «Святая Русь»...
Всмотритесь... Весна, московская природа, березовый лесок, небольшое озерцо, вдали наши русские пашни, луга. В глубине леса виднеется храм скита... Вечереет. Там, вероятно, сейчас ударили к вечерне. И вот толпа русских людей разных возрастов, состояний и положений спешит в скит, куда несут они свои грехи, скорби, недоумения, болезни. Там уповают они войти в общение со Христом, найти Его и в истовом Обительском богослужении, и в Таинствах церковных, и в руководстве богомудрых, освященных благодатью Духа Святаго и опытом жизни старцев. У всех в очах определенная надежда, что это именно там совершится, и они возвратятся нашедшими Христа, утешенными, обновленными духовно, исцеленными.
Нестеров М.В. Святая Русь. Иисус Христос
В этой святой толпе вся Русь; здесь и московский народ, и рязанский, киевский и нижегородский: девушка города, ученик, ученица, монах, раненый воин, больные, сестры милосердия. Все идут в скит. Туда, скорей! Ведь там Христос: там они прикоснутся хотя духовно к краю ризы Его и... О, чудо! Всевидец Господь узрел это живое упование и не посрамил надежды их; вдруг все сразу замерли и устремили свои взоры на дивное видение: из лесу показался Сам Христос в белой одежде, кроткий, смиренный, любящий, сочувствующий; Он протягивает руки к этим ищущим Его страдальцам. Да, именно здесь, вблизи скита, среди зеленеющей природы, затихающего вечернего пения птиц проявился Христос русской душе, которая особенно живо чувствует Бога в пустынном скиту, среди природы. Особенно русский человек так нежно любит каждую птичку, травинку, цветок. И вот среди этой именно обстановки люди узрели грядущего к ним Христа. Как это психологически верно! Посмотрите, какой порыв благоговения, благодарения и удовлетворенной надежды вдруг охватил всех! Все устремились к Нему, Этому единому истинному Отцу и Другу в Нем полагая первую и последнюю надежду духовного своего счастья, вечного спасения и удовлетворение всех физических своих нужд и потребностей. Но это стремление, именно, благоговейно. Вот три страдалицы уже приблизились ко Христу; две склонились в тихой мольбе; третья прямо упала, но руки Спасителя уже подхватили ее, и будто слышится Его тихий голос: «Почто усомнилась, маловерная? Чадо! Прощаются ти греси. Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы».
Нестеров М.В. Святая Русь. Сестра милосердия
Этот голос Христа слышен всем и уже, заметно, всех успокоил; мир, тишина вошли уже в душу, и получилась возможность ожидать. Сколько? Да сколько времени Ему угодно, только бы не лишил общения с Собою, простил, исцелил, утешил.
Как это ясно видно во всех остальных! Вот крестьянин, богатырь русский; он, как дуб могучий, выдержал уже не одну житейскую бурю. Однако и на него налетела гроза, ударил гром; он пошатнулся, но не упал, не сломался: православная вера, смирение пред Промыслом Бога и надежда на близость милостивого Спаса поддержали его. И не напрасно: Христос, действительно, близко и уже протянул к нему руки. Рядом две женщины принесли Господу свое общее горе. Они стоят, замерли; но взоры их скорбящие с надеждой устремлены ко Христу: они смиренно ждут.
А сколько горя безысходного вот в этой, что бессильно опустилась на землю! Какие реки слез горючих пролиты ею! Разве не ясно, что никто другой не утешит ее на земле, как только Христос? Здесь не слова нужны, а живая исцеляющая сила.
Нестеров М.В. Святая Русь. Раненый воин
Раненый воин... Он весь избит беспощадным врагом; тело повисло на костылях. Но лицо, взор... Воин лететь готов ко Господу; ведь по Христову завету он пролил кровь свою за веру и отчизну; ему не жаль потерянных членов своего тела, только бы достигнуть Христа и от Него Самого услышать, что Он видел и видит его труды и раны, что Он благословляет его смиренное терпение и что, быть может, сейчас скажет ему: «Исцеляю тебя» или «Скоро со Мною будешь в раю». О, как этот воин благодарен сестре милосердия, что помогает ему идти к Сладчайшему Иисусу! Среди березок стоят на коленях две женщины: пожилая и «молодица», рязанские. Сколько горя, нужды в чертах их лиц! О, как нужна немедленная помощь всем этим страдальцам! Но русский народ умеет ждать, так как верит, что рано или поздно, а оглянется и на них Христос. И вот мужчины, женщины, дети, кто на коленях, кто стоя, опустив голову на грудь, тихо молятся живому Христу, да утешит и исцелит их. Именно, русская душа чувствует живого Христа и передает Ему свои думы и скорби.
Нестеров М.В. Святая Русь. Девочка гимназистка
О, как умеет молиться русский народ!
Смотрите! Сестры милосердия среди народа; они ведь тоже люди: имеют свои думы и скорби; им тоже нужен Христос и даже более, чем кому-либо другому: они ведь вышли милосердовать о людях. Как же это совершить без слова и благодати Христа? Вот и идут они к Спасителю излить пред Ним свои личные нужды и согрешения, испросить у Него руководства и благословения послужить Ему в лице меньших братии и выразить Ему благодарность, что Он не отринул их, а позволил им, недостойным, послужить Ему делами милосердия. И ведут они ко Христу малых сих: учащуюся юность, взрослую темную простоту, раненых, больных, ведут к Нему, единому душ и телес врачу. Как ясно выражена здесь задача христианского милосердия вообще и, в частности, Марфо-Мариинской Обители милосердия — себя и других привести ко Христу!
Позади толпы видна голова старца-схимника из этого, вероятно, скита. Он не спешит; он уже давно умер для жизненных скорбей и в молитвенной тиши всегда со Христом; а теперь он с народом, скорее, как пастырь с овцами, грядет ко Христу, Быть может, все эти люди сегодня были у него на исповеди и благословении, и теперь он идет с ними ко Господу сказать: «Вот я и дети мои; призри на них, Господи, милостивым Твоим оком!»
Дивная картина! В ней вылилась вся русская душа, именно в вере православной, во Христе полагающая всегда свою первую и последнюю надежду.
Киоты с иконами святителей
На боковых стенах трапезной висят два киота; в них изображения святых свидетелей, что Русь жила Христом и Церковью всегда, во все времена своего бытия будучи предводима святителями, и дала благие результаты этой христолюбивой жизни - целый лик святых мужей и жен, чисто русских. Какой краской стыда должно покрыться лицо современного отрицателя при виде этой картины и икон?!
Святители старой, допетровской Руси: Михаил, Петр, Алексий, Иона и Филипп и святители новой, послепетровской Руси: Митрофаний, Тихон, Димитрий, Иоасаф и Феодосии, окруженные сонмом русских преподобных, ясно говорят, что, только пламенно веруй и смиренно слушайся Церкви, и спасение возможно; ведь в сознании и памяти русского народа эти святые свидетели так же живы, как жив Христос.
Иконостаса церкви Покрова Богородицы. http://www.art-catalog.ru/gallery.php?id_artist=6&
Под картиной «Святая Русь», через среднюю арку, виден алтарь и, в открытые «Царские врата», - престол благодати, Божией Любви. О, как хочется громко сказать всем живым людям, что стоят в храме: «Братья и сестры! Вы пришли в храм, чтобы найти здесь Христа и передать Ему свои думы, грехи и скорби; чтобы получить от Него благословение и силу. Взгляните на картину «Святая Русь», и пусть тот же дух, что наполняет каждого из изображенных там, дух веры и любви, смирения и надежды, сокрушения и любви, пусть этот дух наполнит и ваше существо; с этим настроением дерзновенно идите туда, к алтарю, к престолу благодати и, верьте, найдете там Христа и в слове Евангелия, и в молитвах Церкви, и в Таинствах; а Христос услышит вас и возьмет ваши души в Свое бесконечно любящее сердце. И хорошо будет вам с Господом здесь, на земле; а когда смерть придет, умирать будет не страшно: ведь со Христом и воскреснете».
Главный храм. То необыкновенно сильное впечатление, которое испытывается в трапезной при виде «Святой Руси», так захватывает душу, что, вошедши и в главный храм, глаза ищут Того же, то есть Христа, ищут и находят.
Нестеров М.В. Марфа и Мария у ног Христа
Вот Он у Марфы и Марии. Он все Тот же, что и на «Святой Руси»: исцеляет души, утешает скорби и просвещает сладостью словес Своих ум и сердце жаждущих духовного света сестер: порывистую энергичную Марфу, первою исповедавшую Его Богом и не могшую усидеть на месте, чтобы не послужить Христу деятельной любовью, и Марию, в благоговейной и благодарной любви своей ко Христу и в духовном алкании слышания слова Его забывшую все земное, даже необходимое. Она, очевидно, шла что-то сделать для дорогого гостя, возлить, быть может, миро на ноги Его: у нее сосуд в руке; но она услышала слово Христа, заслушалась и все забыла. Рука с сосудом опустилась; глаза полузакрылись; она уже не хочет ничего видеть земного, а желает только в сладком созерцании слушать Господа, к Нему направляя все внимание и внутреннюю молитву. И Христос не отринул этих двух видов отношения к Себе: деятельной любви и молитвенного созерцания, благословил их и до конца Своей земной жизни был другом святых сестер.
Нестеров М.В. Утро Воскресения
Если на этих картинах Христос в отношении к людям проявил Себя как соскорбящий друг, то в картине «Утро Воскресения» Он явил Свою Божественную силу, показав, что Он не только может соскорбеть горю, немощи человека, но силен исцелить все; Он даже победитель смерти.
Нестеров М.В. Утро Воскресения. Мария
Темная ночь. Уже под утро. Неясные фигуры слабых телом, но могучих духом жен мироносиц, презревших все опасности, приближаются ко гробу. В душах вопрос: кто отвалит камень от дверей гроба? Желание у них только одно — послужить умершему Благодетелю. Вот истинная бескорыстная любовь и преданность: любить, служить уже умершему.
Такая любовь, действительно, все побеждает и вполне достойна, чтобы первой получить радостную весть о воскресении.
Вот подходят жены ко гробу. В их походке, выражении лиц (особенно Марии) — осторожность, опасение, а потом даже изумление, когда вдруг они увидели Ангела, «седяща во гробе».
Нестеров М.В. Утро Воскресения. Ангел
Как дивно в Ангеле, в его блестящем одеянии, как-то особенно светящемся во мраке ночи, в бесстрастии лица, во всей позе и жесте руки, как дивно, говорю, выражена сверхземная красота, юность неумирающей небесной жизни, неослабевающей энергии!
Повинуясь властному жесту ангельской руки, указующей на вертоград, Мария уже там, «ищущи Господа».
Довольно светло. Так быстро на Востоке ночь сменяется рассветом. Мария видит Христа, но от волнений, слез и бессонницы очи ее затуманились, и она не узнала Спасителя, а, «мнящи, яко вертоградарь есть», на коленях умоляет его отдать ей тело Учителя.
Ах, сердце, кажется, не выдержит зрения любви ее! Кажется, от умиления можно разрыдаться.
Нестеров М.В. Утро Воскресения. Иисус Христос
Вдруг раздается тихий, столь знакомый, любимый голос: «Марие!» В ответ несется: «Раввуни! О, Ты жив, Учитель!» Воскрес Христос. В восторге она хочет броситься к Нему; но Господь повелевает ей в личной радости своей не забыть скорбящих братии, а идти возвестить о Воскресении Его. И вот любовь ее увенчалась далее уже совершенством, беспрекословным послушанием с забвением о себе: она немедленно встает и бежит к апостолам со сладкой вестью: «Христос воскресе!»
До сих пор мы видели Господа Христа как всесильного соскорбящего друга людей, победителя смерти. Теперь взгляните на иконостас, и там вы увидите Того же Христа, но уже Христа, как законодателя и судию милостивого.
Икона из иконостаса. Эммануил Отрок и Два Ангела
Вот Эммануил Отрок! Вот Христос зрелый Муж (в местной иконе)! Оба лика серьезны; от них веет Божественной мудростью, вечным законом, вечной истиной, которую пришел открыть людям Господь. При этом ясно показуется, что эта истина и закон предназначены всем возрастам и положениям бытия человеческого: и юность должна быть серьезна, собрана в Боге, внимательна, послушна Ему, Законодавцу, и зрелость, и старость. Два Ангела, склонившие главы свои к Эммануилу, и другие два Ангела (в иконостасе) — небесные свидетели, что закон Христов истинен есть и дает людям «негиблющее» счастье, они же — готовые помощники в исполнении нами закона Евангелия делами жизни.
Эти же две иконы и мозаичный крест изображают Господа Христа, как судию милостивого, Который внемлет мукам мятущейся грешной совести нашей, не могущей нигде и ни в чем найти примирения, успокоения. Ведь Бога бесконечного оскорбил человек.
Местная икона в иконостасе. Спаситель Иисус Христос
И вот Христос принес крестную жертву за грех и с иконы как бы говорит нам: «Не судите на лица! Сужду Аз, и суд Мой истинен есть, яко един несмь, но Аз и пославый Мя Отец». Этими словами Господь внушает нам, что грехи наши Он берет на Себя, ибо Отец отдал Ему весь суд; но, если мы не будем осуждать друг друга, а снисходить и милосердовать, то и Он суд соединит с милостью и явится уже Первосвященником, ходатайствующим пред Отцом Своим о помиловании достойных осуждения, но раскаявшихся чад Своих.
Нестеров М.В. Запрестольная фреска «Литургия Ангелов»,
Эта последняя мысль о первосвященническом ходатайстве за нас Христа особенно ясно выражена в запрестольной картине: «Литургия Ангелов», где именно Христос изображен в архиерейском облачении, молитвенно воздевая благословляющие руки и в сослужении Ангелов принося умилостивительную жертву Отцу Своему о людских грехах. Лик Христа, Первосвященника вечного, худ, бледен; на нем лежит печать глубокой скорби. Ясно, что грехи мира всего на Нем, что грех — это язва, болезнь, несчастье человечества; а Он любит людей и по любви Своей безмерной страдает за них, дабы искупить их от «клятвы законныя», преобразить немощь и тление в блаженное бессмертие, исходатайствовать миру прощение Отца и тем доставить людям снова рай.
Ангелы все поняли. И вот целые сонмы их окружили Спасителя и спешат выразить, что они благоговеют пред любовию и милосердием Господа Иисуса, что они тоже любят несчастный род людской и бесконечно радуются великой спасительной жертве Христовой, готовы сослужить Ему, готовы лететь и охранять людей от всякого зла.
Общий фон картины нежный, серовато-лиловый; золотые купола Горнего Иерусалима, множество Ангелов с кадилами, свечами, рипидами, Чашею, дискосом, Плащаницею — все вместе оставляет дивное впечатление настоящих сфер небесных.
Так последовательно проведена в стенной и иконной живописи основная христианская идея о Спасителе нашем, как соскорбящем отце и друге, победителе греха и смерти, законодателе и судье, наконец, первосвященнике - Едином Ходатае перед Богом Отцом за грех людской.
Нестеров М.В. Благовещение. Пречистая Дева Мария
Богоматерь. Преславное Ее Благовещение. Архангел уже пролетел небесные пространства и нисходит к Святой Деве. Его лик сосредоточенно серьезен, что говорит о важности посланничества; в руке ветвь — знак, что содержание его посланничества — весть о возвращении мира на землю, по благоволению Отца, чрез крестную жертву Его возлюбленного Сына, имеющего воплотиться от Духа Свята и Сей Святой Девы.
Жертва мира Богу всесовершенному должна быть чистой, совершенной; посему и плоть бесстрастную и душу человека безгрешную Эта Жертва должна была получить не от мужа, от коего переходят похоть, грех и немощь, но, по новому творческому акту, от Духа Святаго. Об этом и возвещает Архангел Марии.
Нестеров М.В. Благовещение. Архангел Гавриил
Но кто же вторая Ева, родоначальница духовной жизни благодатной? Какая из дочерей человеческих достойна восприять во чреве от Духа Свята? Можно ли найти вместилище для Невместимого? Но велико, огромно солнце, однако все оно, отражаясь, вмещается в чистую каплю росы. Так и из людей Всевидец Бог предызбрал Сию Деву быть тою чистой каплей росы духовной, в Которую вместилось духовное Великое Солнце, Христос Бог, и засияло из Нее лучами света и любви на всю вселенную.
Нестеров М.В. Благовещение. Лик Пречистой Девы Марии
Посмотрите на Богоматерь, почти отроковицу! Полуопущенный взор, нежный девственный румянец, тихое движение руки — знак внутреннего сосредоточения и изумления от невозможного слышания для девы: иметь сына да еще без мужа, от Духа Свята...
Во всем так ясно выражена неземная чистота, красота, смирение «рабы Господней», что невольно вырывается из души: «Да, эта Дева есть та чистая капля росы, «Юже Гедеон предвиде», и Она достойна стать вместилищем Бога и совершенного Человека».
Местная икона в иконостасе. Богоматерь с младенцем Иисусом Христом
Местная икона Богоматери в иконостасе. Пресвятая Дева — уже мать; на Ее пречистых руках Богомладенец.
Ее глава склонилась к Нему. О, Она хорошо знает, что ждет Ее Божественного Сына, какие труды, скорби, неблагодарность людская, какие страдания. Ее материнское сердце болит: Она предчувствует, что род человеческий нанесет Ей страшную рану, распявши Сего Сына.
Однако и Сын, дитя малое, но «Бог Сый», уже знает скорбь Матери. Он быстро оборачивается и Своим личиком прижимается к Ее скорбному лику, любовно смотрит Ей в очи и ручкой Своей поддерживает Ее опустившуюся главу ясно давая знать, что в час Своих крестных страданий Он не оставит Ее одною, поддержит.
Прошли десятки лет. Богоматерь уже все пережила. Воскресший Сын воскресил и Мать Свою; Она в силе и славе у Сына Своего, в Его Небесных чертогах. Но и среди величия Она не забыла скорбной земли. Всмотритесь в картину в алтаре над горним местом. Как широко Пресвятая Дева распростерла Свой честный омофор над миром!
Боже мой! Да возможно ли иначе? Ведь земля истинно есть море бед и скорбей; и нет человека, который избежал бы в этой жизни горя, неверия, сомнения, гордости, злобы, уныния, болезней тела, ужасов бедности, дряхлости старости и, наконец, ожидания смерти. Кто не испытал этого? Войны, глады, моры, землетрясения, междоусобные брани... Какой народ не переживал этого? Рыдания, стоны несутся не из одних ведь подвалов и хижин, а и из роскошных дворцов. В скорби естественно искание помощи. Где же найти ее? В себе? В других? Но все люди немощны, и навсегда остается верно слово святого Давида: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения». Обманчива надежда немощи на немощь!
Быть может, возведем очи «горе», к Богу, восплачемся пред Ним? Да, это, конечно, нужно; однако и здесь сознание греховности нашей немедленно скажет каждому из нас: нечисты уста твои, осквернены руки твои, ум и сердце твои омрачены греховной суетой. Недостойны мы милости Бога. И вот новая скорбь, почти отчаяние готово захватить нашу душу.
Нестеров М.В. Покров Божией Матери. Фреска в алтаре над горним местом
Но, братья и сестры, взгляните на покров Богоматери! Посмотрите, как широко Она распростерла его над миром грешным и скорбным! О, верьте, что и вы в Ее объятиях с вашим горем: Она сама много скорбела и потому соскорбит нам. Молитва Богоматери, чистая и пламенная, вознесет и нашу грешную, но покаянную молитву о прощении и помощи ко Престолу Ее Сына и Бога вместе с Ее всесильным ходатайством.
Верьте: Сын исполнит прошение Матери, простит и поможет нам.
Вспомните! В глубокую старину на православную Грецию напали варвары; разрушение царственного града Константина, а с ним и поругание церквей и святынь православных уже готовы были разразиться. Людские усилия оказались тщетны: народ бросился в храм. И вот святой Андрей видит на воздухе Богоматерь, держащую на руках омофор, распростертый над скорбным народом, а взор Ее молитвенно о спасении града был устремлен «горе», к Богу. И что же? Наутро варвары бежали, и град был спасен.
Помните же покров Богоматери! Берегитесь отчаяния, стыдитесь его и, наоборот, всегда надейтесь и молитесь, взывая: «Пресвятая Богородице, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!»
Все. Как не хочется окончить! Кажется, смотрел бы и смотрел, молился бы и молился. Истинно хочется сказать: «Хорошо нам зде быти».
Да, архитектура, скульптура, орнаментовка, картины, иконы, утварь - все вместе совершенно захватывает душу, отрывая ее от житейской суеты, уныния и скорби, и властно влечет идти ко Господу, взяться за Его всесильную руку и шествовать вместе с Богоматерью, святыми и всеми людьми в вечный Рай Христа со смиренным упованием на помощь благодати Господней, которая всегда была, есть и будет с русским народом.
Слава Богу, помогшему заложить и окончить сей дивный храм благодати небесной!
Пресвятая Богородица да покроет трудившихся  в созидании его и молящихся в нем честным Своим омофором
Об авторе вышеприведенного эссе
Преподобноисповедник, архимандрит Сергий (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский)
Протоиерей Митрофан Сребрянский (1870 – 1948 гг.)
Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, писала о протоиерее Митрофане Сребрянском духовнике Марфо-Мариинской Обители милосердия: «Это широкий человек, в нем нет ничего от ограниченного фанатика, все основывается на безграничной любви о Господе и всепрощении - истинно православный священник, строго держащийся [установлений] Церкви, для нашего дела — благословение Божие, так как он заложил необходимое основание. Скольких он вернул к вере, наставил на путь истинный, от скольких я слышу благодарность за великое благо иметь возможность посещать его... Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что это скромный, чистый, Божий человек, Божий слуга в нашей церкви».
Отец Митрофан Сребрянский, ближайший друг и духовник великой княгини Елизаветы Федоровны, прожил долгую, полную испытаний жизнь.
Архимандрит Сергий, такое имя было дано отцу Митрофану при монашеском постриге
5 апреля 1948 года, накануне Благовещения, архимандрит Сергий (Сребрянский) отошел к Господу. Его похоронили на сельском кладбище села Владычня. Через два года не стало матушки, в постриге инокини Елизаветы. Ее хоронили в ту же могилу. Когда опускали гроб, сдвинули крышку гроба отца Сергия – его тело оказалось нетленным.
Икона преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) http://www.pravoslavie.ru/60634.html
Прославлен Церковью в лике святых на Архиерейском Соборе 2000 года как подвижник и исповедник XX века

СПРАВКА
Основание Марфо-Мариинской обители связано с именем великой княгини Елизаветы Федоровны, которая после трагической гибели своего мужа, великого князя Сергея Александровича, отказалась от всех земных благ и решила посвятить себя делу милосердия. Все свое состояние она отдала на устроение обители, для чего в тихом районе Замоскворечья, на Большой Ордынке, приобрела целую усадьбу.
Большую духовную поддержку и помощь княгине в ее великом начинании оказал митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Промыслом Божиим она обрела бесценного помощника и советчика – протоиерея Митрофана Серебрянского. Об этом священнике Елизавета Федоровна узнала еще в 1906 году, прочитав его книгу «Дневник полкового священника». Она пожелала познакомиться с автором, вызвав его из Орла, где он служил на приходе, в Москву. По достоинству оценив даровитого пастыря, она пригласила его стать духовником юной обители.

«Община во имя Марии и Марфы и храм во имя Покрова при ней воздвигаются на личные средства великой княгини. И это – дело ее души. Вся затея, с обеспечением на вечные времена, обойдется недешево, а потому на “художество” ассигнована сравнительно сумма небольшая, а так как моя давнишняя мечта – оставить в Москве после себя что-либо цельное, то я, невзирая на скромность ассигновки, дело принял (к искреннему удовольствию великой княгини). А приняв его, естественно, и отдался этому делу всецело», – писал М.В. Нестеров А.А. Турыгину.
В росписи Покровской церкви Михаилу Нестерову помогал 19-летний юноша, уроженец Палеха и выпускник тамошней иконописной школы, будущий знаменитый художник Павел Корин.
Источник:
Митрофан Сребрянский, протоиерей. Мысли и чувства православной русской души при посещении Покровского храма Марфо-Мариинской Обители милосердия (М., 1912 г.): К 110-летию закладки Покровского храма./ протоиерей Митрофан Сребрянский – М.: Марфо-Мариинской Обитель милосердия, 2017. – 40с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...