среда, 30 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 29 января (16 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
29 января (16 января старого стиля)
 
Честные вериги апостола Петра. "Деяния апостолов" рассказывают о том, как святой Петр, по приказу царя Ирода, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями (веригами). Ночью ангел Господень разбудил его и вывел из темницы, причем вериги упали с рук апостола. Они были сохранены и стали предметом поклонения. Праздник установлен в память о темничных узах ближайшего ученика Иисуса Христа.
… Кто из нас не знает, что Бог есть? Все знают. Кто не знает, что Бог слышит наши молитвы? Все знают. Бог всеведущ, и, где бы мы ни были, Он слышит все слова, которые мы произносим. Тем не менее, мы все время ропщем, все время стонем, все время то с одним не согласны, то с другим. Господь нам говорит, что путь в Царствие Небесное лежит через многие страдания, а мы не верим.
Нам все хочется быть здоровыми, счастливыми, мы все хотим на земле хорошо устроиться. Господь говорит, что только тот, кто пойдет за Ним и возьмет свой крест, достигнет Царствия Небесного, а нам это опять не подходит, мы снова настаиваем на своем, хотя считаем себя верующими.
Чисто теоретически мы знаем, что в Евангелии содержится истина, однако вся наша жизнь идет против нее. И часто нет у нас страха Божия, потому что мы забываем, что Господь всегда рядом, всегда на нас смотрит. Поэтому мы так легко грешим, легко осуждаем, легко человеку можем пожелать зла, легко им пренебречь, оскорбить его, обидеть.
Теоретически нам известно, что есть вездесущий Бог, но наше сердце далеко отстоит от Него, мы Его не чувствуем, нам кажется, что Бог где-то там, в бесконечном космосе, и Он нас не видит и не знает. Поэтому мы грешим, поэтому не соглашаемся с Его заповедями, претендуем на свободу других, хотим переделать все по-своему, хотим всю жизнь изменить и сделать ее такой, как мы считаем нужным.
Но это совершенно неправильно, мы никак не можем в такой степени управлять своей жизнью. Мы можем только смиряться перед тем, что Господь нам дает, и радоваться тому благу и тем наказаниям, которые Он посылает, потому что через это Он нас учит Царствию Небесному. Но мы Ему не верим: мы не верим, что нельзя грубить, и поэтому грубим; не верим, что нельзя раздражаться, и раздражаемся; мы не верим, что нельзя завидовать, и часто кладем глаз на чужое и завидуем благополучию других людей. А некоторые дерзают завидовать и духовным дарованиям от Бога — это вообще грех страшный, потому что каждый от Бога получает то, что он может понести.
Неверие — это удел не только людей, которые отрицают Бога; оно глубоко проникает и в нашу жизнь. Поэтому мы часто пребываем в унынии, в панике, не знаем, что нам делать. Нас душат слезы. Но это не слезы покаяния, они не очищают нас от греха — это слезы отчаяния, потому что мы забываем, что Господь все видит.
Апостол Петр
… Суд Божий всегда начинается с Церкви. Почему? Потому что больше всего виноваты как раз призванные. Нас Господь всех призвал, чтобы мы сияли святой жизнью. А мы нет, мы свое. Вот мы с вами слово Божие прочли не по одному разу, мы приобщились к церковному богослужению, которое есть великая школа, каждое его слово — это просто бриллиант. У нас есть и храм, и нас окружает очень много хороших, достойных людей, и все-таки мы очень часто недостойны своего призвания, мы мелки, завистливы, обидчивы, злопамятны, недружелюбны, себялюбивы, не хотим ничем своим ради другого поступиться, мы безжалостны, ленивы. Нам бы поболтать, нам бы полежать, нам бы что-то о себе заявить, себя выпятить, нам бы все делать то, что хочется, нам бы во что бы то ни стало отстоять свое мнение. Да будь оно трижды даже и правильным, ну и что с того? Разве это главное?! Главное — жизнь духовная. Поэтому вся наша жизнь должна быть выстроена таким образом, чтобы все время всматриваться в свое сердце: полезно это или вредно для моей души, для спасения?
Священномученик Иоанн Петтай, пресвитер (1919). К числу эстонских мучеников, убиенных в 1919 году следует отнести о.Иоанна Петтая, служившего в эстонском приходе в местечке Пенуя (Пенюкюла). В 1919 году, получив известие о том, что его мать находится при смерти, отец Иоанн выехал к родителям, но доехать не смог, в городе Валк он был задержан красным патрулем и направлен в тюрьму для установления личности. Заключение продлилось три месяца. После запросов следователь получил справки из нескольких мест, подтверждающие показания задержанного. Кроме того, были получены характеристики на священника, где было сказано, что он в своей деятельности «защищал интересы рабочих» и «всегда держал в слове и действиях сторону бедных и безземельных». Следователь подшил в «дело» полученный справки и на обложке сокращенно написал слово «расстрелять». Священномученик Иоанн Петтай был расстрелян 29 января 1919 года. http://хризма.рф/ikoni/ikony_svjatykh/i/ioann_valgaskij_pettaj_sshhmch/14-1-0-941
… Вглядываясь в свою душу, мы не можем понять, близки мы к Богу или далеки, не можем познать свою высоту или низость и степень своего падения, ибо нужно обязательно смотреть со стороны. Но, тем не менее, существуют некие вехи на нашем пути, которые мы можем и обязательно должны наблюдать для того, чтобы нам, «забывая заднее, простираться вперед».
Какие вехи существуют на этом пути? Во-первых, надо начать движение. Сначала необходимо приучить себя постоянно посещать храм — как ребенку, прежде чем научиться чему-нибудь в школе, перво-наперво даже и заданий на дом не задают; ребенок сначала должен приучиться ходить в школу. Требовать какого-либо духовного развития или понимания духовной жизни от человека, который постоянно не ходит в храм, просто бессмысленно. И чему-то научить человека, если он не ходит на богослужение, практически невозможно. И чем-то помочь человеку в его духовной борьбе в этой жизни тоже затруднительно. Посещение храма — это первое и главное условие.
Для начала надо научиться ходить на воскресную службу — в субботу вечером и в воскресенье утром. Это центр нашего богослужения, вершина седмичной службы. Потом необходимо посещать двунадесятые праздники — двенадцать самых главных праздников года. Многие скажут: я работаю; как я могу прийти, если праздник совпадает с будним днем? Да, ты не можешь прийти на Божественную литургию, но на всенощное бдение прийти не только возможно, но и нужно, потому что вся литургическая красота праздника раскрывается именно во всенощном бдении. Это первый этап.
Что делать дальше? Второй этап — это рассматривание собственного сердца. Каким образом можно это делать? Через те поступки, которые мы совершаем. В течение дня нам надо смотреть за собой: что мы делаем, что говорим, как себя ведем, и сравнивать это с тем, чему учит нас Святая Церковь через богослужение и через Евангелие. Тогда мы увидим множество поступков, прямо противоречащих тому, чему учит Господь. Вот эти дела, мысли, слова, противоречащие закону Божию, и есть грех, который нам мешает взойти на Небо. И чем больше мы будем ходить в храм, тем больше будем видеть в себе грехов. Если мы каждый день не видим в себе бесчисленное множество грехов, значит, мы еще не вступили во второй этап своего духовного развития, и нам нужно вновь и вновь ходить в храм, вновь и вновь просить у Бога Его милости, — до тех пор, пока не откроется у нас духовное видение. Оно заключается в том, чтобы увидеть, что мы люди грешные, что мы постоянно противимся воле Божией и вольно, и невольно. Видение духовных своих недугов есть начало духовной жизни.
После этого человек вступает в следующий этап своего духовного развития — самый длительный, самый трудный. Он заключается в том, что человек искореняет в себе те грехи, которые видит, и по мере искоренения начинает видеть все новые и новые. Увидел в себе какой-то грех и стал с ним бороться. На эту борьбу может уйти очень много времени. И человек задумывается: в чем же дело, почему борьба моя неуспешна? Я замечаю в себе грех, я с ним борюсь, я прошу помощи Божией, я причащаюсь Святых Христовых Тайн, но все как бы топчусь на месте. Тогда он начинает понимать, что каждый грех — это всего лишь побег, у которого есть свой корень, и, пока не истребить корень, побег будет продолжать зеленеть, грех будет цвести. Бесполезно сорняк подрезать, надо обязательно вырвать его с корнем.
Наблюдая за своей жизнью, за своими греховными проявлениями, мы можем определить свои главные духовные заболевания, которые святые отцы называют страстями, что в переводе со славянского значит страдания. То есть мы переходим в такую стадию, когда грех становится уже не радостен и сладок, а ненавистен и приносит нам страдания. Апостол Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», потому что «живет во мне закон греха». Когда мы познаем главную страсть, которая действует в нас, мы все силы своей души должны употребить на ее искоренение. Тогда по мере истребления одной страсти будет выявляться другая; по уничтожении другой будет проявляться третья. И так всю жизнь до тех пор, пока мы полностью не очистимся от страстей.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...