среда, 30 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 28 января (15 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
28 января (15 января старого стиля)

 
Преподобный Павел Фивейский, Египетский, отшельник (341 г.) Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.
… Главный наш грех заключается не в том, что мы совершаем плохие поступки, он состоит в том, что наша жизнь протекает совершенно отдельно от Бога, в том, что у нас с Ним нет никаких взаимоотношений, что наша жизнь — безбожная, потому что в ней нету Бога. Мы существуем сами по себе: вот моя жена, вот мои дети, моя квартира, работа, вот моя стирка, булочная — это круг нашего бытия. А где в нем Бог?
Иногда кое-кто из нас, раз в неделю, приходит в церковь — тогда он вспоминает о Боге, старается молиться; или какую-то книгу откроет духовную, Священное Писание; или утром и вечером помолится — пять минут утром, десять вечером. Вот и все, в этом и заключается, собственно, наша христианская жизнь. А все остальное? А все остальное — это грех независимо от того, собираем ли мы почтовые марки, пьем ли водку или просто гуляем по лесу. Если мы, гуляя по лесу, забыли о Боге, то это есть грех.
Грех — это не обязательно нанесение зла кому-то; это есть отдаленность человека от Бога. А уж как человек отделяется от Бога — с помощью самогона, или в карты играет, или еще каким-то образом, — уже не так важно. Не так важно, за какое преступление человек сидит в тюрьме, — главное, что он в тюрьме, что он отделен от мира. И любой грех отделяет нас от Бога. Мы Богом только пользуемся: у нас кто-то умер — значит, нам надо отпеть; кто-то у нас родился — значит, нужно крестить; что-то у нас заболело — молебен отслужить; или именины у меня — надо причаститься. А почему именно в именины, почему не в следующее воскресенье, чем одна литургия хуже другой?
У нас жизнь духовная идет как бы от случая к случаю. И это отношение наше к Богу есть грех, есть форменное безобразие. Представим себе, что Господь от случая к случаю нам бы давал солнце. Вот оно погасло, допустим, на недельку и только в следующее воскресенье начало бы светить. После такого угасания солнца не осталось бы ничего: ни воды, ни земли, ни птиц, ни зверей. А Господь постоянен в Своей заботе о нас, Он постоянно управляет всеми процессами, которые на земле происходят, и благодаря этому мы живем. Наша жизнь целиком зависит от Бога, а отношение наше к Нему безобразное, потому что мы ничего не ценим.
Эта наша отделенность от Бога есть грех, как говорится, в общем плане. А есть еще грех в частности — каждый раз, когда мы в чем-то согрешаем, мы тем самым отделяем себя от Бога.
Преподобный Иоанн Кущник (V)… Возвратившись в Константинополь, святой Иоанн в одежде нищего, никем не узнанный, поселился у ворот родительского дома. Родители посылали ему пищу со своего стола, Христа ради. Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в куще (шалаше), терпя холод и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми Ангелами. Всегда с ним было Евангелие, подаренное ему родителями, непрестанно черпал он оттуда глаголы вечной жизни. Перед кончиной преподобного ему в видении явился Господь, открыв, что приходит конец его скорбям и через три дня он будет взят в Царство Небесное… https://days.pravoslavie.ru/name/985.html
… Чем отличается жизнь христианская от нехристианской? Допустим, я женился, а мне жена надоела. Я встретил лучше: она и красивее, и моложе, и хозяйственнее, у нее есть и автомобиль, и отдельная квартира — ну все. А эта у меня и неряха, и горбатая, и бесплодная, и в коммунальной квартире комната. Что делать? Нормальный, средний человек эту бросит, конечно, и уйдет к той. Но если я христианин, я уже так поступить не могу, потому что этот Поступок вступает в противоречие с Евангелием, потому что развод перед Богом просто немыслим. Если я хочу достичь Царствия Небесного, то должен с той женой, которую выбрал, жить до конца. И так во всем — на работе, и дома, и в автобусе, и в трамвае, и с собственной душой. Мало ли что у меня в душе, мало ли какое у меня настроение, какие у меня симпатии или антипатии к человеку — сказано: люби ближнего, как самого себя, и все, никаких уже не может быть отступлений. Нравится мне человек, не нравится, приятен он мне или надоел до последней степени, но я не могу его отвергнуть, если я христианин, ведь если я его отвергну, это будет противно любви. Поэтому, если он мне не нравится, я должен молиться, чтобы Бог меня вразумил, чтобы мне исправиться в отношении к нему, но пренебречь, переступить через него я уже не имею права, потому что хотя это, может быть, и не противно моей совести (совесть свою я грехами уже давно сжег), но это противно Евангелию.
Михаил Самсонович Самсонов протоиерей, священномученик. (1942). 14 марта 1938 года спецколлегией Верховного Суда Чувашской АССР был приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Был этапирован в Алатырскую исправительно-трудовую колонию. Скончался 28 января 1942 года. Был погребен на кладбище колонии в неизвестной могиле. https://drevo-info.ru/articles/19620.html
… Каждый из нас, уже придя в Церковь, может застрять в мертвом. Да, все, что Церковь накопила, каждый церковный обряд создан Святым Духом, но, если мы не оживим его в своем сердце, это все будет мертво, это все будет формально, это будет магия. Какую молитву мне читать, чтобы получить помощь от Бога? Как будто какую-то молитву или заговор прочтешь — и все автоматически совершится. Нет, Бог — это не машина, а живое существо. И поэтому, чтобы от Бога чего-то добиться, надо от Него добиваться как от живого существа. Он ждет от нас живого отношения к Себе, живого, трезвого и честного.
Бог знает, почему ты стоишь и не причащаешься. Бог знает, что ты думаешь. Бог знает, как ты относишься к ближнему. Бог про тебя знает все. Просто сейчас, пока ты здесь, на земле, ты самому себе еще можешь некоторое время морочить голову. Но когда ты умрешь, сбросишь с себя тело, ты перед Богом встанешь прямо глаза в глаза, и тогда стыд, который тебя будет жечь, это и будет вечный огонь, о котором говорится в Евангелии.
Поэтому сейчас Господь каждому из нас протягивает руку и хочет, чтобы мы протрезвились, чтобы мы не лукавили, чтобы все было просто, ясно и честно. И понятно, что эти отношения с Богом внутренние и у нас нет никаких посредников и учителей. Священник только свидетель. Не надо с ним налаживать какие-то отношения, в этом нет никакой нужды, надо наладить отношения с Богом.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...