воскресенье, 20 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 20 января (07 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
 20 января (07 января старого стиля)
Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
20 января Святая Церковь собирает своих чад на Богослужение, воспевающее Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.
Святой Иоанн Предтеча (предшественник) был послан Богом, чтобы приготовить людей к принятию Христа. Он проповедовал при реке Иордан и крестил приходящих к нему. Когда же Сам Господь пожелал у него креститься, Иоанн остановил его, говоря: «Мне ли надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос настоял на крещении, чтобы исполнить закон, освятить водное естество и подать нам образ и пример Крещения.
  Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Иоанн Креститель — последний из пророков Ветхого Завета. О его приходе предупреждал за несколько веков раньше другой ветхозаветный пророк, Исайя, "как о гласе вопиющего в пустыне для приготовления пути Господу". По свидетельству Иисуса Христа, Иоанн Предтеча (предшественник) — самый великий из всех рожденных женами в Ветхом Завете.
Родители Иоанна не имели детей до пожилого возраста, хотя и молили о них Господа. Однажды, прямо во время службы в храме, его будущий отец, древнееврейский священник Захария, был предупрежден ангелом о том, что у них будет сын. Ангела священник Захария никогда в жизни не видел, и потому на мгновение усомнился. В знак подтверждения истинности слов посланника Божия Захария онемел и молчал до тех пор, пока не родился сын и пока он, отец, повинуясь словам ангела, не начертал на доске: "Иоанн — имя его".
Иоанн с детства был посвящен Богу. В пятнадцатый год царствования римского императора Тиберия, приблизительно в 29 году от Р.X., в Иудейской пустыне, около реки Иордан, он стал собирать вокруг себя толпы людей. Пророк воздействовал на них своей строгой аскетической жизнью и проповедью покаяния. Громовым голосом он обличал грехи людей без всякого снисхождения, проповедовал скорый приход Царства Божия и крещение в водах реки Иордан для очищения от грехов. Он первым узнал Спасителя через откровение в тот момент, когда Иисус пришел к нему для принятия крещения. С тех пор Иоанн стал посылать своих учеников к Иисусу Христу, считая, что теперь ему, Иоанну, следует умаляться, а Спасителю должно расти. Иоанн не боялся говорить суровую правду даже правителям, и потому Ирод Антипа посадил его в темницу. Во время пира, когда приемная дочь Ирода Антипы, Саломея, исполнила танец, он предложил ей выбрать любую награду. Глупая Соломея, по наущению матери, которая ненавидела пророка, запросила голову Иоанна Крестителя. И, к ужасу пирующих, отрубленная голова великого пророка была ей тут же принесена на золотом блюде.
Когда Иисусу рассказали о гибели Иоанна, он сел в лодку и уплыл в пустынное место. Некоторое время он был там один — не мог ни с кем разговаривать.

… Господь послал Иоанна Крестителя, чтобы он немножко расшевелил своим словом народ израильский, погрязший в своих грехах, хотя, конечно, в меньшей степени, чем окружающие его народы, потому что, исполняя заповеди, данные ему Моисеем, Израиль нравственно был много выше тех, кто жил во тьме язычества.
Выйдя на проповедь, Иоанн избрал такой подвиг: он жил в пустыне, одевался в верблюжью шкуру — а верблюжья шерсть очень колкая, из нее власяницы делали, чтобы постоянно тело свое уязвлять, — был жестоким постником, ел только дикий мед и акриды (по одним сведениям акриды — это вид саранчи, а другие исследователи утверждают, что это коренья, но на самом деле это совершенно неважно; жителям той страны, того времени было понятно, что это такое), никогда не пил вина и никаких увеселяющих напитков, то есть был человеком, по всему видно, святым. И в силу его такой внешности, такого подвига его слово производило впечатление на лю­дей, даже внешних от благодати Божией.
Иоанн Креститель, как пророк, то есть человек, имеющий в себе Духа Божия, возвещал людям волю Божию, давал им иной образ жизни, утверж­дал иную жизнь; приходивших к нему людей он уязвлял своим словом, как бичом, разил их, был для них тем сотрясением и потрясением, которое пе­реворачивало им душу. И мы знаем из Евангелия, что многие приходившие к Иоанну действительно изменялись, то есть он пробивал трещины в коре грехов, окружавшей человеческое сердце, чтобы, когда придет Спаситель, когда воссияет Солнце Правды на земле, через эти трещины пошли лучи благодати Божией, и люди обратились ко Христу Спасителю. Вот такая была роль Иоанна Крестителя.
… Господь сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осуж­ден будет». Осужден будет, даже если крестится — хоть сто раз крестится. Люди в безумии своем все стараются креститься, но само крещение автоматически никого спасти не может. Крещение есть величайший дар, драгоценность неописуемая, но драгоценности могут лежать в футляре, а человек будет умирать с голоду. Поэтому драгоценности надо пустить в оборот, надо их обменять на еду, тогда они дадут возможность жить. Так и крещеный человек, он в потенциале имеет все то, что и любой из святых. Как в зерне, лежащем на блюдечке, содержится все растение, и будущие плоды, и даже семена от тех плодов, но, съев это зерно, ты не насытишься; нужно посадить его в землю, нужно, чтобы оно в земле растворилось и дало росток, выросло — это очень длительный процесс. Так и с верой: недостаточно знать, что Бог есть. …Ухватившись за Церковь, этот якорь нашего спасения, будем, сколько есть у нас любви к Богу, сколько есть у нас усердия и сколько есть физических и душевных возможностей все это Богу отдавать.
…Мы мечемся в поисках спасения, а спасение рядом. Мы живем в такую замечательную эпоху, когда нам ничего не надо искать, Господь все Сам предлагает. Он дает определенный и необходимый набор скорбей, болезней, всяких трудностей — нам только не надо суетиться, а надо в этом жить и оставаться верными Богу, не терять благорасположения духа, не унывать, смиряться, терпеть и прославлять Бога всей своей жизнью. Чтобы кто к нам ни пришел домой ли, на работу ли, мог сказать: о, вот этот человек действительно христианин. Он никогда не лезет ни к кому, не хамит, взор у него всегда кроткий, физиономия не раскрашена, как какая-то картинка, он всегда прилично одет, скромен, трудолюбив, дома у него порядок, из равновесия его вывести нельзя, врагов у него нет, он ни на кого не злобится. Сейчас, в наше время, чтобы спасти свою душу, не надо быть каким-то особенным подвижником, чтобы на лбу шишка была двадцать сантиметров от поклонов, не это требуется. Надо быть просто нормальным человеком. Бог от нас никаких подвигов не ждет — просто не скули и делай то, что тебе Бог дал, там, куда Он тебя поставил. Не жалей себя, а до крови служи Богу на том месте, где ты есть. Не устраивай себе привилегий, не хитри, не обманывай.
И не надо искать каких-то особо сильных молитв, которых, собственно, и не существует. Не надо искать каких-то прозорливцев, пророков — служи Богу, ищи Самого Бога на том месте, где ты есть. Ведь это везде возможно, где бы человек ни был. Не требуется забегать вперед и глядеть по сторонам, а нужно оглянуться вокруг себя. Некоторые рассуждают: о, здесь благодать, а там нет благодати. Что мы понимаем в благодати? Мы никогда и не нюхали, что это такое.
Вот преподобный Серафим Саровский дал нам пример. Он жил в пустыньке, и у него там было все: и Иерусалим, и Голгофа, и Иордан — все себе так обозначил и никуда ни в какие путешествия не ездил. Как ему назначил старец Досифей идти в Саровскую обитель, так он там и остался, и достиг великой благодати. Вот так и мы должны. А мы постоянно в поисках чего-то, потому что неохота делать свое. Мы все ищем где-то чего-то на стороне, а наше спасение у нас под носом.
Известно, что, когда мы кому-то помогаем клеить обои, это гораздо легче, чем в собственной квартире. Почему, спрашивается? Те же самые обои, те же самые рулоны. Да потому, что у себя, для своих — это твой долг, а долг всегда труден. А у других бес тщеславия помогает: здесь тебя и подхваливают, здесь тебя и кормят, здесь тебе и никакой особой ответственности нет. Вот поэтому легко. Кто хочет душу спасти, должен, прежде всего, прийти домой и посмотреть: может, нужно по дому что сделать или внуку как-то помочь, а может, сыну или зятю. Наше спасение в нашем ближнем; это все очень близко, не надо чего-то искать за тридевять земель.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...