воскресенье, 2 декабря 2018 г.

Образ Девочки Пречистой Марии в стихах и произведениях русских художников



Введение Пресвятой Девы во храм: картины русских художников и стихи
Диакон Георгий Максимов Радонеж: «Не случайно попускает Господь существование и распространение модернистских идей про неисторичность Введения во храм и подобных им. Всё это ради нашей же пользы. Популярность этих идей помогает отличить верующего от маловера, и самому человеку помогают определиться, где он по отношению к Богу. Это как с теорией эволюции. Мир твердит, что люди от обезъян, а Бог в Библии говорит, что Он людей из земли сотворил. Вот и выбирай, и зри, к чему твоё сердце прилеплено – к Богу или к миру».
   
Введение Пресвятой Девы во храм. Фреска. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен в 1897 году, отреставрирован и освящен в 2013 году). Оптинское подворье в Санкт-Петербурге.
Фрески восстановила группа художников-реставраторов, возглавляемая Ярославом Александровичем Штеренбергом по картонам В.П. Верещагина и В.М. Васнецова. http://spb.optina.ru/photo/vvedenie_vo_hram_foto_2015
Протоева́нгелие Иа́кова
Глава 7
VII. Шли месяцы за месяцами, и исполнилось ребенку два года. И сказал Иоаким: Отведем ее во храм Господень, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден. И сказала Анна: дождемся третьего года ее, чтобы ребенок не стал искать отца или мать. И сказал Иоаким: Дождемся. И вот исполнилось ребенку три года, и сказал Иоаким: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень.
И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на нее благодать Господня, и она прыгала от радости, и полюбил ее весь народ Израиля.
Михаил Кузмин
Введение. (Из стихотворения "Стих о пустыне")

Вводится Девица в храм по ступеням,
Сверстницы-девушки идут за Ней.
Зыблется свет от лампадных огней.
Вводится Девица в храм по ступеням.

В митре рогатой седой иерей
Деву встречает, подняв свои руки,
Бренный свидетель нетленной поруки,
В митре рогатой седой иерей.
Введение во храм. Художник И.Я. Вишняков
Лестницу поступью легкой проходит
Дева Мария, смиренно спеша.
Белой одеждой тихонько шурша,
Лестницу поступью легкой проходит.

Старец, послушный совету небес,
Вводит Ее во святилище храма.
Он не боится упреков и срама,
Старец, послушный совету небес.
Введение Марии во храм. Петр Семенович Дрождин. Не позднее 1794. Холст, масло. 343х241. Копия одноимённой картины П. Тесты. (Государственный Эрмитаж). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Картина была подарена Александро-Невскому монастырю Екатериной II и находилась в Свято-Троицком соборе (Александро-Невская лавра. 1713-1913). http://www.ippo.ru/ipporu/article/bogorodichnye-prazdniki-v-russkoy-zhivopisi-202177
Белой голубкою скрылась внутри,
Плотно закрылась святая завеса.
Чуждая злым искушениям беса,
Белой голубкою скрылась внутри.

Что вы, подружки, глядите вослед?
Та, что исчезла белей голубицы,
Снова придет к вам в одежде Царицы.
Что вы, подружки, глядите вослед? 1909
Нефф Т.А. Введение Богородицы во храм. Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора, Санкт-Петербург, 1846-1848 гг.
Протоева́нгелие Иа́кова
Глава 7
VIII. И ушли ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что дочь их не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем как голубка и пищу принимала из руки ангела. Когда же ей исполнилось двенадцать лет, стали советоваться жрецы, говоря: вот исполнилось Марии двенадцать лет в храме Божием, что будем делать с нею, чтобы она каким-либо образом не осквернила святынь? И сказали первосвященнику: ты стоишь у алтаря Господа, войди и вознеси молитву о ней, и что Господь объявит тебе, то и сделаем. И первосвященник, надев додекакодон, вошел в Святая святых и возносил молитву о ней, и вот явился ангел Господен и сказал: Захария, Захария, пойди и созови вдовцов из народа, и пусть они принесут посохи, и, кому Господь явит знамение, тому она станет женою (сохраняя девичество). И пошли вестники по округе Иудейской, и труба Господня возгласила, и все стали сходиться.
Михаил Кузмин
***

Дева дивится, как деревце,
веским небесным дарам.
Вводится царственно Девица
в Ерусалимский храм.

Вслед по ступеням зыблется
свет от высоких лампад.
Деве сквозь время видится
Вечности детский взгляд.

Вводится Дева по лестнице -
лествице без перил...
Вестник видится Вестнице -
будущий Гавриил.

По горней дороге вводится,
в горницу, в крылья дверей...
Будущую Богородицу
славит седой иерей.

Дева ведется вдоль линии
вечно горящих свечей.
Свет внутри будущей Скинии
светится - все горячей...
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Литография Е. Фесенко
Протоева́нгелие Иа́кова
Глава 7
IX. Иосиф, оставив топор, тоже пришел на место, где собирались. И, собравшись, отправились к первосвященнику, неся посохи. Он же, собрав посохи, вошел в святилище и стал молиться. Помолившись, он взял посохи, вышел, раздал каждому его посох, но знамения не было на них. Последним посох взял Иосиф, и тут голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу. И сказал жрец Иосифу: Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа. Но Иосиф возражал, говоря: у меня уже есть сыновья, и я стар, а она молода, не хочу быть посмешищем у сынов Израиля. И сказал жрец Иосифу: Побойся Бога, вспомни, как наказал Бог Датана, Абирона и Корея, как земля разверзлась и они были поглощены за ослушание. И, испугавшись, Иосиф взял Марию, чтобы блюсти ее. И сказал Иосиф Марии: Я взял тебя из храма Господня, и теперь ты остаешься в моем доме, я же ухожу для плотничьих работ, а потом вернусь к тебе (когда Господу будет угодно): Бог да сохранит тебя!
Протоиерей Артемий Владимиров
***
1
Вы спросите меня, зачем писать в стихах
О том, что всем так хорошо известно?
И что земля и пепел, пыль и прах
Сказать способны о любви небесной?

«Известно, но не всем, — отвечу я друзьям, —
И может статься, этими стихами
Иным я помогу душой войти во храм
И встретить Ту, Которой не искали..

Да, прах и персть не молвят, не поют,
Но и они, поверьте, страх имеют,
Хотя к долинам и ущельям льнут,
Но перед звездами благоговеют...»
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Художник К.В. Лебедев
2
Ее явления ждала, ждала земля,
От прожитых столетий истомившись,
Как выжженная нива ждет дождя,
В прохладных каплях обретая пищу.

Любой младенец свет привносит в мир,
Невинностью и чистотой сияя,
Пусть никого еще не полюбил,
Малыш прекрасен, ибо зла не знает...

Но Та, что получила имя Мариам,
Подобно солнцу, землю озарила.
Ее поступки, чувства и слова
Были пронизаны Божественною силой.

Душа Марии источала благодать,
Улыбка упраздняла все печали.
Едва прижав к груди Младенца, мать
взыгранье духа, радость обретала.

Родителям Сам Бог внушил отдать
Трехлетнюю Марию Храму.
Ведь Ей алтарь был должен домом стать,
А пищей — ангельская манна...
Литография. Изд. Прот. А. Темноверова. 1800-1917 гг. https://auction.ru/offer/litografija_vvedenie_vo_khram_presvjatoj_devy_marii_do_1917_goda-i26482197002549.html#2
3
Вот и пришел прощальный светлый день,
И престарелые Иоаким и Анна
Ведут Дитя под храмовую сень,
А девы им вослед поют: «Осанна..»

Дивясь, священник Божий со крыльца
Взирает, как по каменным ступеням
Мария, позади оставив матерь и отца,
Восходит к Богу, духом пламенея.

Там, пребывая за пурпурною завесой,
Она сподобилась посольства Гавриила...
От ангела услышав радость вести,
В ответ покорную главу склонила...
Васильев Михаил Николаевич Введение Пресвятой Девы во храм.
Автор картины Васильев Михаил Николаевич (1830–1900) – русский художник, академик и адъюнкт-профессор Академии художеств, профессор исторической живописи. Картина размещалась в Житомирском соборе. За время советской довоенной эпохи и немецкой оккупации интерьер собора серьезно пострадал. Были разграблены или полностью уничтожены алтари, иконы и часть внутреннего декора. Картина была уничтожена.
4
Но есть у Праздника духовное значенье -
Достойное лишь светлого ума:
Ему ведь тоже уготовано введенье
В храм сердца — то понять сполна

Дано любителям внимательной молитвы.
Сияя в сердце малою свечой,
Ум, словно кисть, с Божественной палитры,
Взяв киноварь и сурик с бирюзой,
Потрясающий образ девочки Пречистой Девы Марии, поднимающей по крутым ступеням в Храм Божий. Неизвестны данные этого образа, кто автор, где находится. Прошу прощения. http://present5.com/ikony-cerkovnyx-prazdnikov-sretenie-gospodne-pravoslavnye
На стены храма полагает краски
Смиренья, чистоты, любви...
И как Марии ангел принес радость,
А Дух Господень Деву осенил,

Так ученик Христов, в молитве просвещенный
Невидимою силой Божества,
Плакучей ивою к стопам Христа склоненный,
Обогащается познанием Творца...
Петров-Кириллов Владимир. Введение во храм. картон/темпера. 86см x 54см 1996 г. https://artnow.ru/ru/selected/8810/0/picture/25/386611.html
5
Я исчерпал, друзья, сегодня свое слово,
Бессильное те тайны передать,
Что слышать вам, конечно же, не ново:
Их возвещает Божья благодать

На службе чрез молитвы, песнопенья,
Писания Святых мужей.
Но если по душе пришлось стихотворенье, -
Благоуханным цветом отнесите Ей,

Смиренной Деве Преблагословенной,
Как малый дар от нашей простоты.
И лобызая омофор нетленный,
Вложите стих в лилейные персты...
Пречистая Дева Мария в детстве. Лилия – символ чистоты и непорочности. Источник изображения https://ikona7.ru/goods/Triletstvuyushhaya-ikona-BM-ikona-na-dereve-5?mod_id=125247513
Протоева́нгелие Иа́кова
Глава 7
X. Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги, и искали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк и гиацинт, и багрянец и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, она вернулась в свой дом. В это время Захария был немым, заменял его Самуил (пока не стал Захария снова говорить). А Мария, взяв багрянец, стала прясть.

Источники:
Земная жизнь Пресвятой Богородицы./ под ред. В.П. Бутромеева, В.В. Бутромеева. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2011. – 304 с., иллюстр. – (Мир в картинках)
https://stihi.ru/2015/05/05/584 Введение во храм. Протоиерей Артемий Владимиров
https://azbyka.ru/otechnik/6/protoevangelie-ot-iakova Протоевангелие Иакова. Евангели́е от Иа́кова, также известное как Протоева́нгелие Иа́кова и Первоева́нгелие Иа́кова Мла́дшего, в русской традиции «Иаковлева повесть». В тексте сочинения есть утверждение о том, что она написана Иаковом: «А я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод и смута не стихла в Иерусалиме.». Из чего предполагается, что автор книги — Иаков, сын Иосифа, мужа Марии, от его предыдущего брака.

2 комментария:

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...