понедельник, 3 декабря 2018 г.

Новый год детям: советы от Юрия Веялиса, профессионального Деда Мороза



Источник:
Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
Книга не только занятная, но и полезная для Дедов Морозов, Снегурочек, воспитателей, православных и неправославных, детей и взрослых и тех, кто устраивает праздники в Новый год и Рождество.
 
 Автор книги, Юрий Веялис, родился в городе Йошкар-Оле, вырос в Москве. Работал фрезеровщиком, грузчиком, затем служил в армии, поступил в ГИТИС...
Особые привычки - делиться, дарить, радовать. Они и подтолкнули его поступить в ГИТИС. В 1979 году закончил институт по специальности «Актер драматического театра и кино». Уже тогда «родился» Дед Мороз и зашагал по детским садам и квартирам.
Как и вся интеллигенция мучился вопросом о смысле жизни и не находил на него ответа, пока не прочел Святое Евангелие...
И вновь появилось искреннее желание радовать и делиться с людьми тем, что приобретала душа, соприкоснувшись со словами Святого Писания.
Юрий стал развозить православную литературу по бедным приходам, монастырям, детским домам и воскресным школам. Таким образом, обрел две специальности. А Дед Мороз остался в нем навсегда, чтобы дарить детям радость.
Книга Юрия Веялиса «Мед и леденцы» - не только руководство по проведению праздников и их наполнению (в частности Рождества, и Нового года). Это еще и шутливые интересные истории, и поучительные события и размышления о воспитании... Поэтому эту книгу полюбили во многих семьях.
«Дети есть дети», - обычно говорят. Вряд ли кто с первого раза поймет, православный человек перед ним или нет. А уж тем более ребенок - так же резвится и бегает в детском саду, школе, на улице, гоняет мяч, смеется, шалит... Подвижные игры не делятся на игры для православных и не для православных детей. Но автор надеется, что, кто бы ни прочел книгу, увидит, чем различаются праздники Нового года и Рождества Христова, радость сердца и радость духовная, сумеет отличить вкус леденцов и вкус меда, поймет, что мир ребенка может стать богаче, чище, вдумчивее от соприкосновения с праздником Рождества Христова. При этом вкус к леденцам он вряд ли потеряет.
Недаром Ватикан закупал у СССР триста мультфильмов. Негде было больше найти такого «градуса» нравственности, как в «безбожной» стране.
Как-то один родитель попросил Деда Мороза отчитать сына за какие-то провинности, прописать ему совет и наставление. «А что, разве у него нет духовника?» - поинтересовался Дед Мороз. И оказался прав...
Подарим же нашим детям запоминающий праздник, воспользовавшись советами Юрия Веялиса.
«К нам на праздник, ой-ой-ой, Дед Мороз идет живой!»
 
Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что самой большой роскошью для человека является общение. А я бы добавил, удвоенная роскошь - общение с детьми, погружение в их хрупкий мир, расцвеченный беззащитными эмоциями, доверчивостью... Тяжелая шуба, клей под носом, мокрая рубашка с прилипающей майкой - все это забывается, как только ты шагнул в этот удивительный мир, озаренный наивными, искренними, широко раскрытыми детскими глазами.
У ребенка все события «на всю жизнь» - дружба или разлад с приятелями, обиды и разочарования, радости и горести. Глубина детского восприятия окружающего мира - бездонна!
Когда ребенок плачет по причине, которая у взрослого вызывает снисходительную усмешку - для ребенка это трагедия, настоящая катастрофа. Поэтому необходимо нам, взрослым, понимать, насколько наши, порой «невинные», поступки могут ранить душу ребенка.
Как-то раз после моего выступления подошла ко мне женщина и стала спрашивать совета, как ей лучше провести рождественский праздник. Когда я начал советовать, баянист оборвал меня. А позже отчитал как глупого артиста, выдающего публике свои секреты. С профессиональной точки зрения он прав. В этом мире, мире искусства, твои идеи - твой хлеб. Но радость делиться с другими выше радости приобрести что-либо для себя, для своей выгоды. Поэтому с радостью делюсь с вами тем, что знаю.
С чего начать? Конечно, с благословения
Подхожу обычно к священнику и говорю: «Батюшка, благословите на Дедушку». Есть две «обоймы» праздников - новогодняя и рождественская. А так как новогодние праздники приходятся на Рождественский пост, то обычно батюшка налагает на Дедушку какую-нибудь обязанность. Например, чтобы не забывал объявлять, что он уже крестился, или напоминать, что Новый год начинается в Рождество, или помолиться о грешном Деде Морозе.
По-моему, Дед Мороз может быть всяким: степенным, сказочным, шустрым, забавным... Но самое главное для Деда Мороза - доверительное общение. И конечно, он должен отличаться от дяди, переодетого в Деда Мороза.
О стереотипах
Деду Морозу необходимо задуматься, почему дети удивляют взрослых. Почему иногда ребенок скажет то, чему может позавидовать философ. Одна из причин - у него, в отличие от взрослого, «багажник» еще не набит стереотипами. И часто ребенок, школьник, старшеклассник, задавая взрослому вопрос, ставит того в тупик.
Раньше, в советские времена, культивировался стереотип беспощадного борца за «светлое будущее», непримиримого к «отщепенцам» и «инакомыслящим», которые мешают тем, кто вместо бокала радостно поднимает сноп от собранного урожая, счастливый садится в комбайн, кладет деньги на сберкнижку, а не в кубышку, -то есть всем тем, кто широкой поступью шагает в коммунизм. (Вспомните памятники той поры).
Естественно, школьные стереотипы влияют и на детские умы. Читает мне девочка басню «Стрекоза и Муравей». Начинаю издалека: «Кто из них положительный?» «Конечно, - отвечает, - муравей. Он деловой, трудолюбивый. А стрекоза - легкомысленная, взбалмошная, праздная». «А если ты соблазнишься покататься с горки, не заметишь, как пролетит время, и не выучишь уроки? Не ты, так подруга? Неужели не жалко ее? А ведь муравей обрекает стрекозу на верную мучительную гибель. Неужели бы ты могла жить с таким жестоким и циничным существом, как муравей?» И девочка задумывается.
Рассказываю детишкам о святом Николае Угоднике. По ходу рассказа спрашиваю: а что бы он, по-вашему, сделал, если бы у соседки по парте (когда он был маленьким) пропала какая-нибудь дорогая ее сердцу вещь? Ну, допустим, авторучка, которую ей подарила мама? Как вы думаете, что бы Святитель Николай Чудотворец сделал, если бы у него оказалась точно такая же, но своя вещь? Спрашиваю, а все отвечают - он бы свою авторучку отдал. Нет, говорю, он бы не отдал свою авторучку. Почему?! Поясняю: если кто читал житие этого Святого, тот знает, что вещь эту он бы не отдал, а сделал бы так, чтобы девочка нашла ее и посчитала бы, что сама нашла свою вещь, то есть он бы так сделал доброе дело, чтобы другие об этом не узнали. Видите, насколько наше понимание доброты не соответствует уровню святых Божиих угодников.
Нужен ли Дед Мороз ребенку?
Однажды мой знакомый, когда я, уже одетый в «дядю Юру», сидел за столом, спросил сына: «А ты не узнаешь, кто сидит перед тобой?»
 - Зачем ты это делаешь? - остановил я его.
 - Ребенок должен все знать, быть развитым.
Какая глупость лишить ребенка сказки!
Спросите любого взрослого. Уверен, вы не найдете ни одного, который бы не вспомнил какое-нибудь событие или случай, связанные с Новым годом, елкой, Дедом Морозом.
Знакомая женщина рассказывала мне, как она двенадцатилетней девочкой верила, что новогодней ночью является Дед Мороз и кладет под елку ей подарок. Но как ни старалась она не проспать приход Деда Мороза, ей ни разу так и не удалось его подкараулить.
А одна милая, правда, несколько инфантильная девочка, тоже лет двенадцати, после того как я в квартире провел праздник, вдруг призналась: «Я никогда не верила, что есть настоящий Дед Мороз, и только сейчас убедилась, что, оказывается, есть». Вот такая неожиданность. Но нужно отличать инфантильность от детского восприятия мира, присущего людям творческим - актерам, клоунам. Вспоминаю гениального клоуна Енгибарова под дырявым зонтом. Его жизнь была полна детских экспериментов, и открытий, и философских откровений. Вспоминаю его новеллы, где он старался обрезать фонтан, поймать выплеснутую воду. Это был человек, сохранивший в себе на всю жизнь мироощущение ребенка.
Характер человека закладывается в детстве. И очень важно, из какого духовного источника дитя пьет.
Для Стивена Спилберга, известного режиссера «Челюстей» и других фильмов ужасов, любимым развлечением в детстве было отрезать голову у любимой куклы сестры, посадить ее на нож и подать к обеду вместе с салатом. А однажды он соорудил такое «инопланетное» чудище, что сестра на год лишилась речи.
Вспоминаю случай, когда на елке в Лужниках некто, облачившись в металлического робота, пожал маленькой девочке, прогуливавшейся в фойе, руку, и за ней вскоре приехала «Скорая помощь» и увезла девочку с психическим расстройством.
Одна из газет Лос-Анджелеса сообщала о том, что Спилберг и автор фантастических фильмов Джордж Лукас в последнее время активно изучают каббалистику и проблемы, связанные с  искусственным интеллектом. Там же говорилось, что они приступили к созданию Голема - искусственного чудовища, повинующегося своим хозяевам. Газетчики предупреждали, что во время просмотра этот монстр должен сойти с экрана и начать крушить все в зале.
Но ничто не может сравниться с тем потрясающим чудом для ребенка, когда из сказки живьем появляется Дед Мороз, и с ним запросто можно поиграть, побеседовать, попросить подарки. Это уроки доброты и взаимопонимания на всю жизнь.
Народ каков - и Дед Мороз таков
Ну разве можно Санта Клауса назвать воеводой?! Гномик в шутовском колпаке, решивший раз в году раскошелиться и порадовать детей и взрослых частью своих сбережений. Стремление быть «упакованными», в достатке, породило этот образ. Прости им Господи, не ведают, что творят, называя этого юркого очкарика Святым Николаем.
Ну а русский Дед Мороз - добрый дедушка, богатырь, воевода... Он необходим детям так же, как нужны им сказки. У народа есть свое детство, юность, взросление. Для России детство - преданья старины глубокой, откуда и родились сказки. И как человек к старости обретает или мудрость, или склероз, так бывает и с народом. Дед Мороз помогает всем - и детям, и взрослым - черпать в сказках мудрость, любовь и доброту, преданья старины глубокой.
Везде ищите парадоксы
Хотя некоторые кажутся парадоксами только на первый взгляд. Предположим, девочка перебегает дорогу и чуть-чуть не попадает под машину. Мать, вместо того чтобы обнять, расцеловать ее, не нарадоваться, что жива, цела, здорова, начинает сердито колошматить дочь. Ответ ищите в области материнского эгоизма, как ни странно, замешанного на материнской любви.
Обязательно комментируйте ответы детей и родителей, игры, номера (после исполнения).
В играх, шарадах, загадках подсказывайте только намеками.
Не давайте ответа, а подводите к нему наводящими вопросами, ассоциациями, примерами, притчами. Ответ должен прозвучать из уст ребенка. Да хоть на «второй год» его оставьте, но подтолкните к ответу. К сожалению, часто родители и в повседневной жизни своими опережающими ответами отучают ребенка самостоятельно мыслить, развивать воображение.
Больше импровизации. Одев шубу, не пристегивайте к ней накрепко сценарий. Веселые, шутливые, провокационные вопросы, оценки.
«Минусы» в «плюсы»
В одной квартире Дед Мороз не разобрал и неправильно прочел фамилию на пакете, когда было много детей. Потом он уже нарочно стал смешно перевирать фамилии.
Как-то в загородном доме Дед Мороз заряжал в мешок на террасе пакеты с подарками. В конце праздника Дед Мороз стал вытаскивать из мешка пакеты. «А этот подарок, отгадайте для кого?» - растягивая паузу в ожидании подсказки родителей, говорит Дед Мороз «Правильно, для Машеньки, а этот... для Коли». «Ну а этот?..» (Дед Мороз вытаскивает пакет). И тут он слышит хохот взрослых. Оказывается, он вытащил пакет с мусором.
Приходится объяснять, как много сейчас стало мусора в лесах и как трудно приходится бригадам енотов - юннатов в связи с экологической катастрофой. Вот Дед Мороз по ошибке и захватил пакет с мусором. Не бросают ли дети фантики на тротуар и т.п.
Учитывайте возраст и характер ребенка
Одна воспитательница нарядилась в Деда Мороза и решила поздравить ясельных малышей. Один малыш так испугался, что ей пришлось тут же сорвать с себя бороду и колпак и долго утешать дите: «Смотри, это я».
В конце одного праздника я должен был в эстафете подбежать к большому барабану, ударить в него колотушкой и прорвать его. Внутри были подарки. После удара один малыш так расплакался, что не успокоился даже после того, как я подбежал к нему с подарком.
Неожиданности
К ним в общении с детьми надо быть всегда готовым.
Идет праздник в детском саду. Вхожу в зал. Собираюсь всех поприветствовать и вдруг слышу крик ребенка: «Дед Мороз, Кот Базилио и Лиса Алиса украли подарки! Скорее, скорее беги за ними!» Пришлось его успокаивать, мол, от Деда Мороза далеко не убежишь, все равно от него никуда не скрыться; лучше порадуемся празднику, а потом обязательно их догоним. Когда пришло время появиться этим сказочным негодяям, мальчик опять заволновался: «Беги скорее, скорее!» Я подскочил как ужаленный и под общий смех помчался из зала. Когда он благодарил меня за подарок, я сказал: «Это тебе спасибо. Помог. Придал мне ускорение».
Еще случай. На празднике я увидел двух мальчиков-драчунов. Началось мини-следствие: «Кто первый? За что? Промолчать или наябедничать?» После быстрого, легкого, шутливого нравоучения на радость всем они искренне обнялись. А теперь фото на память под названием: «Эту дружбу не разрушишь, не убьешь».
В другом месте во время игры в «стульчики» девочка-участница принципиально, по-пионерски, чуть не плача обвиняет Деда Мороза: «Нечестно, нечестно играет Дед Мороз». Пришлось объяснить - Дедушка недопонял или пошутил. Но потом все равно, плюхнувшись мимо стула, я проиграл и всех рассмешил. И стал называть ее «девочкой с обостренным чувством справедливости».
А на каком-то празднике неожиданно подходит девочка и говорит: «Дед Мороз, я тебя люблю». Я обнял ее: «Я-то как всех вас люблю, если б вы знали!» И это, пожалуй, был самый искренний ответ Деда Мороза.
Случаи-«подарки»
Они всегда возникают в общении с детьми.
В одной квартире спрашиваю школьницу: «Какой твой любимый предмет?» - «Английский». «Во ту зьё нейм?» (И Дедушка может похвастаться знанием языков.) - «Май нейм из Рая». (Находка-подарок дорогого стоит.) - «Как-как? Израиль? Ты видела Бога? Боролась с Ним?» - «Да нет! Из Рая». -«Откуда???» - У Дедушки глаза, как елочные шары. - «Из Рая? А как ты туда попала? Ну и как там? А можно и мне с тобой? По билетику, по знакомству? А где он находится?»
Вхожу в квартиру и вижу среди детей девочку босиком. Догадались, почему? Конечно! Она была Золушкой на новогоднем балу у принца, а когда, стремглав убегая от него, потеряла туфельку, то забросила и вторую, чтобы не «тормозила». «А какого ты принца ждешь? Белокурого, высокого, статного, красивого? Ну а если он через годик в Рождество фонарик поставит? Да нет, не под елочку, а под глазик. Чтобы туфельки где попало не разбрасывала. А если без всякого повода, профилактики для, за косички будет дергать, лишать сладкого... Так о каком красивом принце ты мечтаешь? Добром? Нежном? Заботливом? Чтобы детей любил? Как Дед Мороз?..»
«Юмор на лестнице»
(Французское выражение, означающее внезапно рожденную остроумную шутку, но запоздавшую, ко времени не высказанную).
Однажды на свадьбе после многих тостов священники вынуждены были покинуть празднество. Уходил и отец Артемий, окруженный щебечущей толпой. «Вы остаетесь тамадой», - сказал он мне. У меня вырвалось «ой». «Почему "ой"», - спросил батюшка. У меня созрел ответ: «Потому что вы сказали "тамадой". Если бы вы сказали "тамада", то я бы сказал "да". Но после батюшкиных тостов быть тамадой совсем не просто». Однако буквально через мгновение отец Артемий уже отвечал на чьи-то вопросы. Мой ответ так и погиб в зародыше.
В другой раз я проводил праздник Рождества в православной общине - братстве милосердия «Свято-Алексиевской пустыни». Во время праздника в дверях вдруг появился архиепископ с мешочком шоколадок. Надо бы было тут же привлечь внимание ребятишек к себе и загадать загадку: «Кто стоит у дверей, чтоб поздравить детей? Это наш...» Ответ напрашивался сам - архиерей. Но я уже шагнул к двери, глядя на Владыку.
«Эх, уже поздно», - промелькнуло в голове. И дети устремились за благословением. Так детский народ и не услышал загадки. Почтение к сану опередило мою находчивость. Потом Владыка говорил, что никогда не думал, что придется благословлять самого Деда Мороза и что он запомнит это на всю жизнь.
Чем обыденнее - тем эффектнее
На одном празднике, после того как прогнали Бабу Ягу, в зале еще оставалась ее избушка. «Что-то нечисто пахнет после этой нечисти. Надо будет освятить избушку», - как бы самому себе сказал Дед Мороз. Смех в зале.
Развлекая, поучай
Однажды Дед Мороз подарил девочке собачку и «вспомнил историю».
Подарив девочке собачку, я спросил:
 -А кто будет кормить ее?
 - Мама.
 - А кто будет с ней гулять?
 - Папа.
 - А ты что будешь делать?
 - А я буду ее любить.
 - А может, обожать? Так что такое любовь? Труд? Забота, желание помочь? Никогда не произноси это слово всуе. Подумай хорошенько, достойна ли ты его произнести в отношении хотя бы папы и мамы.
Так Дед Мороз, кроме подарка, не проходя мимо, к тому же еще поднимает и очищает потрепанное и вываленное в грязи значение слова «любовь».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...