суббота, 1 декабря 2018 г.

Праздник Введения Пресвятой Богоматери во Храм: икона с житием Богородицы



Новгородская икона с житием Богоматери
«А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью».
          
   
Икона Введение Богоматери во Храм со сценами жития Богоматери. Новгород. XVI век. Дерево, темпера. Размер - 116 х 102 см. Нижняя часть иконы, где также располагались клейма, утрачена. Государственная Третьяковская Галерея. Москва. Источник изображения: http://www.obraz.org/index.php?menu=iconography&base=7&struct=256&icon_id=1326
 Источником композиции являются апокрифические сказания, прежде всего Протоевангелие Иакова (Гл. 7, 8).
Традиция написания богородичных икон с житием Богоматери, Иоакима и Анны получает в русской иконописи XVI века широкое распространение. В житийных клеймах на полях последовательно излагаются события жизни Иоакима, Анны, Богоматери. Они основываются на текстах Протоевангелия Иакова, Евангелий Луки (Лк. 1 : 26–39), Матфея (Мф. 1 : 20–25) и апокрифического «Слова Иоанна Богослова на Успение Богоматери».


Клейма располагаются следующим образом:
1   2   3   4   5
6                 7
8                 9
10               11
12               13


Вся совокупность сюжетов средника и клейм подчеркивает особую судьбу Марии, вместившей воплощенное Слово Божие.


1. Иоаким и Анна приносят дары в храм

2. Моление Иоакима в пустыне и Благовещение Иоакиму

3. Моление Анны в саду и Благовещение Анне

4. Встреча Иоакима и Анны

5. Рождество Богоматери

6. Первые семь шагов Марии

7. Ласкание Марии

8. Моление Захарии о процветении жезла и питание отроковицы Марии ангелом
 Говоря об иконографических особенностях и общем замысле иконы, необходимо остановиться на клейме «Моление о посохе и питание Марии ангелом», где на здании Иерусалимского храма помещен образ Спаса Нерукотворного. Во-первых, нужно отметить, что на Руси существовала традиция помещать изображение Спаса Нерукотворного на стенах храмов. Вместе с тем это изображение — емкий символ «безмужнего», или нерукотворного, воплощения Слова Божиего — Премудрости, вселившейся в лоно Девы Марии, как в дом. В этом клейме зримо предстает тема Боговоплощения, звучащая в среднике, и идея соединения двух храмов. Образ еще не рожденного Спаса на рукотворном храме, где Бог пребывал невидимым и непостижимым для людей, рядом с Марией, которую назовут «живым храмом, из которого Бог явится во плоти ради спасения людей». Примечательно, что изображается именно Спас Нерукотворный — первоикона, созданная, по преданию, при жизни и по воле самого Иисуса Христа как свидетельство его «вочеловечения», боговоплощения.
9. Обручение Марии Иосифу


Иерусалимский храм изображен здесь в формах древнерусской архитектуры с тремя луковичными главками, которые напоминают о единосущности и полноте пребывания во храме Премудрости всех трех лиц Троицы.
10. Благовещение у колодца

11. Благовещение в доме

12. Упреки Марии Иосифом

13. Успение Богоматери

Праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) посвящен совершенно неканоническому событию: в Святая Святых храма, куда сам первосвященник мог заходить лишь раз в год, вошла трехлетняя девочка.
Икона Введение Богоматери во Храм со сценами жития Богоматери. Средник иконы
 В среднике иконы изображается, как, сопровождаемая родителями и девами со светильниками в руках, Мария входит в храм, где ее встречает первосвященник Захария, который вводит ее, согласно Божественному откровению, во Святая Святых храма.

Справа за первосвященником — раскрытые Царские врата и идущие вверх крутые ступени, где Мария изображена вторично: ей, сидящей на ступенях алтаря, приносит пищу ангел. Введение Марии во храм, посвящение ее Богу — событие, сопоставляемое богословами с устроением царем Давидом Ветхозаветной скинии на горе Сион. Здесь она приуготовляется к тому, чтобы стать «невместимого Бога вместилищем». Изображение ее во Святая Святых призвано указать на уподобление Марии Ковчегу Нового Завета.
Источник:
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=6275 Христианство в искусстве


Тропарь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

Кондак Введения во Храм Пресвятой Богородицы, глас 4
Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Задостойник, глас 4
Ангели, вхождение Пречистыя зрящее, удивищася: како Дева вниде во святая святых?
Яко одушевленному Божию Кивоту да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающее, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Молитва Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм
О Пресвятая Дево, Царице небесе и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страсе Божием во вся дни живота нашего, да будем храми Духа Святаго, наипаче же помози всем, в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови, в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем далече от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози убо и нам отражати вся искушения вражеская от плоти, мира и диавола находящая на ны от юности нашея, и побеждати оная молитвою и постом. Ты бо, во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию, и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу, Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слово о празднике Введения Богоматери во Храм
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; икона 15 века из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Фрагмент
Велик и знаменателен настоящий день в жизни Богоматери, ставший предзнаменованием того, что Пресвятая Дева будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов.
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм возник на основании Церковного предания, дабы пролить свет на "исполнение Зиждителева смотрения" (тропарь праздника), совершившееся на этот раз в предъизбранной Деве, посвятившей себя служению Богу.
Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назаретском доме Своих родителей.
Когда Деве Марии исполнилось три года, Ее благочестивые родители приготовились исполнить свой обет, поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар предивно родившейся Дочери. Они созвали в Назарет родственников, пригласили в свой дом также назаретских девиц и приготовили много свечей.
Пресвятая Дева Мария, хотя и младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле.
Ко дню путешествия в Иерусалим Анна украсила Пречистую Марию с царским великолепием, одели Ее в лучшие одежды. После соответствующей подготовки к путешествию Иоаким и Анна торжественно повели свою святую Дочь в Иерусалим. Шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха. Об этом сохранились свидетельства в словах древних святых отцов Церкви.
Девы с зажженными свечами шли впереди процессии, с пением духовных песен. За ними следовали Иоаким и Анна и вели за руку Преблагословенную Дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Подруги-сверстницы, как и Сама Мария, шли с зажженными свечами в руках. Девицы - свещеносицы напоминали великолепный звездный круг и светоношением и любовью выражали почтение к приводимой Небесному Царю Марии. По словам святых отцов, Богоотроковице на пути в Иерусалим, по Божию велению, незримо сопутствовали бесплотные Ангелы и окружали Ее.
Наконец, процессия достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей из храма с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией.
Поставив малютку Марию на первую ступень лестницы, ведущей в храм, праведная Анна обратилась к Ней с восторженными словами: «Иди, Дочь моя, к Тому, Кто даровал мне Тебя! Гряди, кивот освященный, к многомилостивому Владыке! Гряди, дверь жизни, к милосердному Подателю благ. Гряди, ковчег Слова, в храм Господень! Войди в Церковь Божию, радость и веселие мира!».
Затем, обращаясь к Захарии, своему родственнику, Анна сказала: "Приими, Захария, непорочный ковчег и кадильницу невещественного Угля - мою Богодарованную Дочь. Введи Ее в гору святыни, в уготованное Ей Божие жилище, пока Бог не изволит совершить определенное о Ней".
Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 высоких ступеней трехлетняя малютка Мария взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки и посторонней помощи, стала наверху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие и особенно св. Захария. Как исполненный Святого Духа пророк, он сказал Анне: "Благословен твой Плод, жена; преславны твои ложесна и Приведенная тобою".
Первосвященник встретил и благословил Ее, как это он всегда делал со всеми посвящаемыми Богу.
Он взял за руку святую Марию и повел Ее во святилище со словами: "Гряди, Сеет для лежащих во тьме, новое и Божественнейшее дарование. Войди в радость, в Церковь Господа Твоего: теперь - в земную, позже - в горнюю". Богоотроковица же шла по дому Господню, как по чертогу, с великой радостью и играя. Малая возрастом, Она была уже благодатно совершенна.
Из святилища Захария, к удивлению всех, повел Ее за вторую завесу храма, то есть во Святое святых, и там указал Ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, где впоследствии Захария и был убит. Только одной Богоотроковице Марии, со времени Ее введения, было позволено Захарией на всякий час входить для молитвы за вторую завесу, во внутренний алтарь. Причиной такого непонятного многим нарушения Моисеева закона о Святом святых было следующее: Захария, по внушению Божию и просвещению благодатию, вдруг уразумел тогда, что символическое нахождение кивота Завета во Святая святых собственно обозначало постоянное стояние там на молитве Живого Кивота Божия - Пресвятой Марии. В силу этого откровения он без всякого сомнения и колебания и вопреки закону ввел сюда Пречистую.
Дух Божий внушил первосвященнику, что Мария, избранная Отроковица, достойна войти в самое священное место храма. Она предназначена стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.
Иоаким и Анна завершили торжество приведения Богоотроковицы на жительство в храм принесением жертв и всесожжением. Вслед затем, благословленные Первосвященником, они возвратились в назаретский свой дом со всеми родственниками, веселясь духом и благодаря Бога за все.
Мария осталась при Иерусалимском храме. Преблагословенная Дева жила в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1:28; Лк. 2:37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.
Там Мария вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию. Пресвятая Дева постоянно молилась в храме, читала Священное Писание и строго соблюдала пост, возрастала в любви к Богу.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. "Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее".
При храме Божием Пресвятая Дева воспитывалась около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Исполняя во всем волю Божию, Она решила посвятить всю свою жизнь только одному Господу и дала обет никогда не выходить замуж.
Дух Божий и святые Ангелы охраняли Божественную Отроковицу.
Когда Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, — время наступления совершеннолетия, — Ей уже по закону нельзя было оставаться при храме. Воспитателям нужно было или возвратить Ее родителям, или выдать замуж. Так как праведные Иоаким и Анна к этому времени уже умерли и Дева Мария осталась сиротой, то священники хотели выдать Ее замуж, но юная Дева объявила им о Своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда первосвященник и священники храма, не желая оставить Деву Марию без покровительства, по внушению Божию, обручили Ее восьмидесятилетнему праведному старцу Иосифу, который был дальним родственником Марии и происходил так же, как и Она, из рода царя Давида. Иосиф был бедным плотником, жил в Назарете.
Находясь в доме праведного старца Иосифа, Пресвятая Дева вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. Работой, чтением Св. Писания, размышлением над ним и горячей постоянной молитвенной обращенностью к Богу были наполнены дни пребывания Пречистой Девы под покровительством Ее обручника.
В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Источники:
Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Священная библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый завет. – 4-е изд., испр, и доп. – СПб, Владивосток: Информационное Агентство Русской Православной Церкви, 2004. – 736 с. Подробнее ЗДЕСЬ http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennaja-biblejskaja-istorija-novogo-zaveta/3_1
Владимирский Вестник: еженедельное издание. - 2013 г., №6 (64), ноябрь. – Абакан: Владимирский храм

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...