пятница, 30 ноября 2018 г.

О новгородской иконе – таблетке «Введение Богородицы во храм» в деталях



Икона – шедевр…
Введение Богородицы во храм - один из великих (двунадесятых) праздников Православной Церкви. В этот день 3-хлетняя Мария, дочь праведных Иоакпма и Анны, была посвящена Богу и вошла в Иерусалимское святилище. Здесь Она жила до своею 12-летия, посвятив себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По преданию, Приснодева возлюбила всем сердцем Храм и Того, Кому он был посвящен. Мария готовилась стать Богородицей, матерью Иисуса Христа, Творца, Владыки и Спасителя вселенной. Иконописцы на протяжении столетий вдохновлялись подвигом маленькой девочки, величием и тайной события введения во храм Пречистой Девы.
    
Введение Богородицы во храм. Двусторонняя икона-таблетка. Конец XV— начало XVI вв. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Перед нами образ Введения младенца Марии во храм. Справа мы видим первосвященника, замершего в поклоне. Напротив него Иоаким и Анна — родители Пресвятой Богородицы. Между ними видны благочестивые девы. Между этими склонившимися как своды здания взрослыми — маленькая, хрупкая, едва достающая до пояса родителям фигура младенца Марии. Сразу же бросается в глаза, что девочке всего три года, но на ней одеяния Пресвятой Богородицы: мафорий вишневого цвета, темно-красные сандалии. Внимательно присмотревшись, в правом верхнем углу мы замечаем еще одну фигуру Марии в тех же одеяниях. Она восседает, как на троне, а рядом парящий в воздухе Ангел протягивает Ей что-то...
Атмосфера иконы праздничная, радостная: перед нами изображение торжества, собравшего множество народа. Что это за храм, в который входит маленькая Дева Мария? Почему вход в него так торжественно отмечается Ее близкими? Введение во храм — что это за праздник, который до сих пор отмечается христианами как двунадесятый, как один из главных праздников Церкви; какое значение он имеет для христианской культуры; как на протяжении веков он изображался, и с помощью каких художественных символов иконописцы раскрывали его смысл?
В иконе Введения Богородицы во храм отражена не только хроника события праздника, но и его смысл.
В центре иконы – трехлетняя Дева Мария, которую привели в храм Ее родители – Иоаким и Анна. Долгое время они были бездетны и принесли обет: если Господь даст им родительское счастье, то Младенца они посветят Богу. Это было жертвой — отдать своего единственного, долгожданного ребенка.
Приснодева Мария. Деталь иконы
На голове священника – кидар – головной убор священства иерусалимского храма. К кидару крепилась золотая дощечка с надписью: «Святыня Богу».
Новгородская икона конца XV — начала XVI вв. из серии так называемых Софийских таблеток представляет собой сравнительно небольшой образ (24 х 19,5 см) на тонкой плакетке, расписанной с двух сторон.
Таблетки из Софийского собора Великого Новгорода — одни из самых знаменитых памятников древнерусского искусства. Это небольшие двусторонние иконы, написанные на пролевкашенном холсте. В серию входят восемнадцать икон, по своей стилистике занимающих промежуточное место между живописью и миниатюрой. Согласно описанию XVII в., подобные иконы могли выступать в роли аналойных образов каждого месяца, поэтому вторым наименованием цикла является название «Софийские святцы». (Небольшие аналойные иконы, связанные с текущими празднествами церковного календаря, полагались в центре храма на небольшой столик (аналой) и менялись с наступлением нового праздничного периода). Над созданием цикла работали не менее шести мастеров, лучшие из которых принадлежат новгородской школе конца XV в. Их произведения отличаются высоким совершенством и технологичностью исполнения, каллиграфической точностью рисунка, сравнительно небольшим количеством действующих лиц.
Важной чертой живописи Софийских таблеток является тщательность их исполнения, особое внимание к качеству линии, эстетизация силуэта фигур, трогательная добросовестность в изображении деталей. Все эти черты наводят на мысль о том, что данные произведения могли выполнять не только функцию аналойных икон, но также служить в качестве иконописного подлинника — своеобразного эталона для иконописцев. Данная точка зрения подтверждается миниатюрностью самих произведений, исполненных не на дереве, а на плотно пролевкашенном с двух сторон холсте. В пользу этого предположения говорит характер подбора образов святых на обороте, не связанных с идеей календарной памяти. Данное затруднение может быть отчасти разрешено предположением, что в группы святых включены представители определенных чинов Небесной Церкви, отличающиеся иконографическим единообразием облика. Например, на обороте иконы Сошествия Святого Духа изображены великие отцы пустынники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский; на обороте Крещения — Афанасий Александрийский, Кирилл Алесандрийский, Игнатий Богоносец (святители).
Святые целители Косьма, Пантелеймон и Дамиан. Обратная сторона иконы
На тыльной стороне иконы Введения — святые целители Косьма, Пантелеймон и Дамиан. Подобный принцип группировки образов святых допустим для иконописного подлинника.
Начало XVI в., когда были созданы новгородские таблетки, - это годы распространения на Руси ереси жидовствующих. Она возникает именно в Новгороде. Еретики не почитали Троицу, Богородицу, отрицали святые иконы. В это время особенно остро встает вопрос о правильности иконописных изображений. Не исключено, что особое совершенство и, вместе с тем, «академическая» сухость Софийских святцев связана с задачей утверждения определенных художественных эталонов для копирования, формирования незыблемого иконографического канона.
Новгородская таблетка «Введение Богородицы во храм» делится по вертикали линией золотого сечения (метод нахождения наиболее гармоничных отношений различных частей в архитектуре и искусстве. Большинство художников пользуются этим законом интуитивно) на две неравные части.
Святые Иоаким и Анна. Деталь иконы
Икона показывает исполнение обещания: Иоаким и Анна приводят маленькую Марию в храм, где семейство встречает иерусалимский священник. По церковному Преданию, им был праведный Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, поэтому на иконе его голова окружена нимбом.
Позади священника — врата Святая Святых – особого места в иерусалимском храме, где в ковчеге хранились главные святыни иудейского народа.
В Святая Святых даже первосвященник входил только один раз в году. Быть в Святая Святых для иудея значило почти то же, что видеть Бога и говорить с Ним, находиться в максимальной близости к Богу.
Но когда Марию привели в храм, священник сделал то, что не делал до того дня никто никогда: по особому вдохновению он открыл дверь Святая Святых для трехлетней девочки.
Святая Святых – прообраз алтаря православного храма. В Православии Богородицу, родившую Христа, Саму стали называть «одушевленным храмом, вместившим невместимого Бога».
Слева изображены Родители Богородицы — Иоаким и Анна, окруженные иерусалимскими девами. Очертание этой группы напоминает арку, причем каждая деталь изображения продумана до мелочей. Две крайние фигуры дев, обрамляющие центральную зону шествия, образуют ритмическое единство. Одинаковые жесты рук, единообразие в трактовке ликов придают обрамляющим фигурам определенное сходство. Вместе с тем варьирование деталей облачения и различный масштаб фигур вносят в композицию пространственную динамику. Высота силуэтов участников шествия постепенно уменьшается от периферии к центру, концентрируясь на миниатюрном образе Богородицы. Ее изображение совпадает с вертикальной границей храмовых дверей, напоминающих форму Царских врат иконостаса. Эта линия, разделяющая поле иконы в золотом отношении, падает на образ Богородицы не случайно. Образ Пресвятой Девы разделяет пространство иконы как образ библейского времени в «золотом отношении». Образ Ветхого Завета находится по левую сторону от Царских врат: здесь представлены иерусалимские девы и Богоотцы.
Ангел прилетает к Деве Марии. Деталь иконы
Несмотря на младенческий возраст, Пресвятая Дева одета в мафорий – одежду, в которую одевались замужние палестинские женщины. Эта, казалось бы, незначительная деталь подчеркивает исключительную, особую Святой Девы в истории мира.
Справа за линией золотого сечения открывается мир Нового Завета. На ступенчатом возвышении, расположенном в правой части композиции, представлена Дева Мария во Святая Святых. Двухъярусная сень, увенчанная остроконечным шатром, образует род кивория над «троном» Богоматери. Архангел стремительно спускается к Богоматери, преподнося Ей Небесный хлеб. Его фигура лежит на той же линии золотого сечения, что и образ Богоматери в нижнем ярусе композиции, поскольку эта невидимая линия как бы отделяет земной мир от Небесного. Верхняя ниспадающая динамическая линия, образованная направлением ярко-красной драпировки и летящей фигурой ангела, завершается образом Богоматери во Святая Святых, Которая как бы останавливает стремительность небесного движением каноническим жестом принятия благодати. Подобная ниспадающая динамическая линия присутствует и в нижнем регистре композиции. Она также «останавливается» на образе Девы Марии, как бы замирая на линии «царских врат».
Мастер иконы Введения (возможно, он писал также икону «О Тебе радуется») тяготеет к московским традициям начала XVI в. Его манеру характеризует пригашенный колорит и специфическое «непроницаемое» изображение глаз темными жесткими мазками. Но по тщательности и жесткости проработки деталей икона Введения не уступает другим образам этой серии, в чем видно ее новгородское происхождение.
Иерусалимский храм. Деталь иконы
Вверху иконы мы видим красное полотно, что оно означает на символическом языке иконографии? В древнерусской живописи красное покрывало — велум — символически означает, что действие происходит внутри помещения, в нашем случае – в иерусалимском храме, интерьеры которого мы видим на иконе.
Для новгородского искусства в период, предшествующий присоединению Новгорода к Москве, был характерен особый стилистический «догматизм». Стремление к каллиграфической точности в копировании избранного образца, целый ряд художественных клише, связанных, например, с характером линейного рисунка, особым качеством «игольчатых» пробелов, однозначностью и интенсивностью цветовой гаммы — все это характеризовало старое новгородское искусство, почти не подвластное внешним воздействиям.
Икона Введения, несмотря на плавность линий рисунка, напоминающего московские традиции, отличается характерным для Новгорода «догматизмом» технического исполнения. Яркие, контрастные «игольчатые» пробела, геометрически правильные «движки» (белые блики) на одеждах, точечные «блестки» в мелкотравчатом письме ликов выдают основательность и скрупулезность поздней новгородской живописи. В конце XV в. в новгородской иконописи чаще встречаются удлиненные пропорции фигур с маленькими головами и измельченными чертами лица, что характеризует и Введение из Софийской серии. Несмотря на традиционную интенсивность колорита, несколько смягченную мастером Введения, иконе свойственно аскетическое звучание. Благостная мягкость московского стиля не передается северному живописцу — он предпочитает четкие прямые линии, строгие и отстраненные выражения лиц, суровую сдержанность жестов.
Святая Святых — это и прообраз человеческого сердца: только в его последней глубине человек может встретить Бога.
Введение Богородицы во храм. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая половина ХП в. Суздаль. Государственный Владимиро-Суздальский объединенный историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Специфика индивидуальной манеры новгородского мастера прослеживается особенно ярко при сравнении софийской таблетки с одноименной иконой суздальского происхождения, являющейся точным аналогом иконы новгородской серии. Созданная во второй половине XVI в., двусторонняя икона-таблетка из святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале, выполнена по той же прориси, что и новгородская икона. Частично совпадают даже образы святых на обороте. В суздальской иконе это — святые бессребреники Косма и Дамиан и мученик Иаков Перский. Суздальская таблетка отличается более изысканным колоритом и более «настойчивой» орнаментальной детализацией. Темно-вишневые оттенки красной охры, более сложные градации зеленоватых глауконитов (голубовато-зеленый минерал, используемый для приготовления красок) делают цветовую палитру суздальского мастера более выразительной и «аристократичной». Меняется характер рисунка. Благодаря незначительному изменению в пропорциях фигур, утрачивается свойственная новгородскому образу геометричность главных диагональных линий композиции, «указывающих» на фигуру Богородицы. Например, фигуры шествия слева менее отчетливо вписываются в правильную арку и не так явно уменьшаются по масштабу в направлении центра композиции. Из-за этого изображение делается более живым, но менее уравновешенным и ритмичным. Фигуры приобретают больший лиризм и пластичность. Фигура архангела в верхнем регистре, представленная несколько ниже узла киноварной драпировки, не воспринимается как продолжение мотива Небесного огня. Отчасти исчезает и стремительность его движения, которая достигалась в новгородском аналоге не столько рисунком самой фигуры, сколько нарочитым выделением диагонального ниспадающего направления в расположении ярких красочных пятен. Ныне уникальная серия Софийских таблеток разделена. Часть икон хранится в Новгородском музее, остальные — в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и Лондона.

Источник:
ДАВИДОВА М.Г., ЛЕПАХИН В.В. Введение во храм Пресвятой Богородицы. - СПб. : Mciponpecc : ООО «Метропресс», 2013 - 76 с. – (Серия «Русская икона: образы и символы»)
От IX века до нас дошли и первые изображения Введения Богородицы во храм. Данному иконописному сюжету, его истории, любопытным вариациям и богословским смыслам посвящен этот том из серии «Русская икона: образы и символы». Авторам, Валерию Владимировичу Лепахину и Марии Георгиевне Давидовой, удалось написать книгу увлекательным, живым, доступным языком и при этом не отступить от научной достоверности и богословском точности. Книга окажется полезной и специалистам, и тем, кто только приступает к постижению истории русской духовности.
Серия «Русская икона: образы и символы» подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...