пятница, 30 ноября 2018 г.

Детство Пречистой Девы Марии в шедеврах мировой живописи



"Введение во храм Пресвятой Богородицы" в европейском искусстве
              
Мозаика. Церковь Успения близ Дафни. Ок. 1100 г. Греция. http://www.liveinternet.ru/users/bogsve/post251084824
Еще в искусстве Средневековья складывается традиция изображения различных сцен из жизни Марии, а также ее родителей, Иоакима и Анны. Порой они образуют достаточно обширные повествовательные циклы, сюжетным источником для которых служат апокрифические сочинения подобные «Протоевангелия Иакова» и составленной уже в XIII веке знаменитой «Золотой легенды». Такие циклы можно встретить в византийской и древнерусской монументальной стенописи, в скульптурном убранстве французских соборов, относящемся к XII— XIII векам, то есть ко времени Высокого Средневековья.

Мозаика церкви Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция. Фрагмент. http://www.liveinternet.ru/users/bogsve/post251084824
В дальнейшем эта традиция переходит в искусство итальянского Возрождения, когда было создано большое количество живописных циклов на тему истории Марии. Одним из самых известных среди них можно считать цикл фресковых росписей в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария Новелла, включающий шесть посвященных жизни Богоматери композиций. Его наиболее существенная особенность состоит в перенесении религиозного повествования на почву современной художнику действительности.
Введение Богородицы во Храм. Фреска. Капелла святой Анны, расписанная в 1345 - 1355 годах Нардо ди Чоне. Флренция. Италия. https://sibeaster.livejournal.com/186513.html
События из жизни Марии разворачиваются на фоне городских пейзажей, в которых легко опознаются виды Флоренции, или в богато украшенных интерьерах ее зданий. Сближение с будничной повседневностью иногда сообщает изображенному несколько прозаический характер, а сами фрески оказываются в нашем восприятии чем-то вроде изобилующих подробностями живописных хроник истории города и «зарисовок» повседневного быта его обитателей в XV столетии.
Джотто ди Бондоне. Введение Марии во храм. Фреска. Капелла Скровеньи. Источник изображения https://artchive.ru/artists/696~Dzhotto_di_Bondone/works/18602~Vvedenie_Marii_vo_khram
Когда Марии исполнилось три года, родители, во исполнение данного еще до рождения ребенка обета «отдать его в дар Господу», привели Марию в иерусалимский храм. Здесь, как повествует «Протоевангелие Иакова», на нее снизошла Божья благодать и «полюбил ее весь народ Израилев». Первое изображение этой сцены относится к VIII веку, она иногда встречается в византийском искусстве, а в итальянской живописи XIV века этот сюжет получает распространение с легкой руки Джотто, чья фреска из состава росписей капеллы дель Арена представляет классический вариант такой многофигурной повествовательной композиции. Джоттовская традиция оживает и в этой фреске ученика великого мастера, флорентийского художника треченто Таддео Гадди.
ТАДДЕО ГАДДИ. Введение Марии во храм. Около 1327—1330. Капелла Барончелли церкви Санта-Кроче, Флоренция
Центральное место в ней занимает изображение иерусалимского храма, выполненное с редкой для искусства того времени виртуозностью, особенно заметной в перспективном построении всей архитектурной композиции. От изображения показанного в сложном угловом ракурсе ступенчатого цоколя храма наш взгляд переходит вверх, туда, где возвышается изящная трехнефная базилика, формы которой сообщают ей сходство с готическими соборами Тосканы, возводившимися на протяжении всего XIV столетия. По сторонам от нее расположены крытые портики, под сводами которых столпились девочки, «непорочные дочери иудейские», будущие соученицы Марии, и тут же рядом стоит первосвященник храма, готовый благословить восходящую по ступеням Богоматерь.
Ганс Старший Хольбейн. Вайнгартенский алтарь. Введение Марии во храм. 1493. 222 x 126,5 см. Дерево. Высокая готика. Германия. Аугсбург. Аугсбургский собор Девы Марии
Ганс Гольбейн Старший (ок.1465 - 1524) - немецкий живописец. Он был старшим в известной семье художников, к которой принадлежали его брат Зигмунд и сыновья Амброзиус и Ганс Гольбейн Младший. В ранних произведениях заметно влияние фламандской школы. Оказался как бы в тени мировой славы своего сына. Однако этот художник сыграл чрезвычайно важную роль в становлении искусства Южной Германии на рубеже XV - XVI веков. Ганс Гольбейн Старший являлся главой большой мастерской и оказал влияние на многих немецких художников, среди них на такого мастера, как Матиас Грюневальд. Он был крупнейшим немецким портретистом до Дюрера. И, наконец, невозможно переоценить значение творчества этого живописца для формирования самостоятельной художественной концепции Ганса Гольбейна Младшего.
Тициан Вечеллио. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент Источник изображения http://affinity4you.ru/post115932669
Введение во храм Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник, хотя он и был установлен позднее других важнейших праздников Церкви. Его появление связывают со временем императора Юстиниана I: в 543 году он построил большую церковь на месте, где некогда стоял Иерусалимский храм, и посвятил ее Богородице.
Тициан Вечеллио. Введение Марии в храм. Деталь
Двунадесятым праздник стал, вероятно, в XIV веке: более ранние источники еще не упоминали его в этом статусе. В России праздник получил большую популярность: в его честь освящали храмы.
Церковь учит: через Введение во храм Богоматери Господь показывает человечеству свое благоволение и говорит о скором пришествии Спасителя.
Тинторетто Якопо (Робусти). «Введение Марии во храм» 1553-1555 гг. Церковь Санта Мария дель Орто, Венеция
Тинторетто Якопо (Робусти)- великий итальянский художник венецианской школы. Он искусно владел рисунком, умел передавать сложные ракурсы, световые акценты, направления движения. Свои новаторством и художественной смелостью сумел опередить своих современников. Писал картины в основном на исторические и религиозные темы. В начале своего творческого пути проходил обучение в мастерской великого Тициана. Тинторетто создал собственный стиль, остро драматичный с широкой манерой письма.
Николо Дипр. Введение во храм Девы Марии. Ок. 1500 г. Париж, Лувр
Николо Дипр – французский художник, известен по документам с 1495 по 1532 год. Произведения Никола Дипра, дошедшие до наших дней, столь же немногочисленны, как сведения об его жизни. Их так мало, что невозможна ясная реконструкция его творчества, в связи с чем некоторые его работы датируются крайне неопределенно, с разбросом в 25 лет. В первую очередь следует назвать несколько «Сцен из жизни Марии» — фрагментов пределлы несуществующего ныне алтаря, из которых три («Рождество Марии», «Введение Марии во храм» и «Встреча Иоахима и Анны») хранятся в Лувре.
Эсташ Лесюэр, французский художник. Введение во храм Девы Марии. 1616-1655 гг. Из собрания Государственного Эрмитажа
Эсташ Лесюэр (1616-1955) -  французский художник стиля барокко, писавший картины на религиозно-исторические темы и прозванный «французским Рафаэлем». Один из старейшин французской Академии живописи и скульптуры. Считается основателем классической французской живописи.
Но говорить о рождённой Иоакимом и Анной девочке как о каком-то «неземном» создании было бы неверно. Она была именно Человеком во всей полноте смысла этого слова. Человеком, который с ранних лет очень твёрдо и уверенно стоял на земле. Эту связь с землёй, свойственную Марии уже в детстве, доверие к воле Господа, спокойствие, мудрость и рационализм символизируют 15 легко преодолённых ступеней Иерусалимского храма.
Альфонсо Боши. Введение Марии во храм. XVII век
Альфонсо Боши (Boschi) (1615-1649), итальянский живописец эпохи барокко, работал в основном во Флоренции. Он был учеником своего брата Франческо Боши (Boschi).
В каждом человеке есть огромный потенциал, поскольку все мы созданы по образу и подобию Божьему. Сейчас мы почти бессознательно вкладываем особый смысл и большое уважение в слово «Человек». «Будь человеком», «Поступай, как человек» – часто повторяем мы. И как сложно вернуться к чистой и безгрешной сути, заложенной в нас Господом. Заблуждения, зло, которое мы совершаем, заслоняют в нас человеческое и уводят нас от Бога ещё со времён Адама и Евы.
Вопреки расхожему заблуждению, будто к глубокой и искренней вере приходят лишь люди восторженные и мечтательные, богословы утверждают, что вера – это, прежде всего, понятие разумное, поскольку помогает сформировать правильную, адекватную картину мира.
Джованни Дальорто; Введение Марии во Храм, 17 век
Праздник Введения во храм – это в некотором смысле и поучение для родителей. Жертва, которую принесли Святой Иоаким и Святая Анна, добровольно отказавшись от радости воспитания своего столь долгожданного ребёнка ради его будущего, – напоминание о том, что, если мы действительно хотим счастья для своих детей, следовало бы поступиться родительским эгоизмом.
Родители Богородицы проявили глубочайшее уважение к Личности, поступились своими чувствами ради блага дочери. Они понимали, что произвели на свет Человека, который должен пройти Свой путь.
ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН. (1598-1664). Отрочество Мадонны. Между 1658-1660. Холст, масло. 73,5x53,5
Франсиско де Сурбаран относится к плеяде испанских художников XVII века. Его творчество, несмотря на религиозную тематику, весьма реалистично. В изображениях святых и монахов он передавал реальные человеческие переживания и чувства, которые подмечал у молящихся в соборах родной Севильи.
В «Отрочестве Мадонны» образ маленькой Богоматери притягивает своей необычайной чистотой и невинностью. Перед нами - испанская девочка с милыми чертами лица, но в образе Марии художник передал что-то отличающее ее от простого ребенка. Трогательная кротость, с которой она устремила глаза в небо, и лицо, озаренное сверху светом, говорят об ее избранности и покорности будущим испытаниям. Фигура Марии в ярком красном платье с зеленой накидкой выделяется на темном фоне, как будто луч божественного света указал на нее, выбрал среди других дев. Сюжет, известный так же как «Юность Марии», взят художником не из Евангелия, а заимствован из апокрифических сказаний о жизни Мадонны.
ФРАНСИСКО СУРБАРАН. (1598-1664). Детство Мадонны. Около 1632-1633. Холст, масло. 116,8x94
Полотна Франсиско Сурбарана, проникнутые глубоким религиозным чувством, обретают удивительную нежность, когда он пишет детей. На картине «Детство Мадонны» изображена маленькая Мария, которая с усердием молится. Трогательны Ее пухлые детские щеки, сложенные в молитве руки, цветочки у ног, корзиночка. Но цветы, стоящие в вазе, напоминают о том, к чему призвана эта девочка: лилии - символ чистоты и непорочности, а розы - царицы садов и цветы Царицы небесной. В картине соединяется светлый и наивный мир ребенка и понимание юным человеком своего предназначения. Это и рождает тончайшее напряжение, передающееся зрителю.
Истово верящую девочку Сурбаран изображает со всей серьезностью, но и умиляется этим ребенком. Как художник барокко, он старается усилить эффект, который должна произвести картина. Отсюда - и раздвинутый занавес в комнате, являющий молящуюся Марию зрителю, и Ее блестящие влагой глаза. Эти слезы - еще и слезы самого живописца, которых он не мог сдержать, когда создавал одно из своих самых лиричных произведений.

Источники:
Яйленко Е.В. Библия в мировой живописи./ Евгений Валерьевич Яйленко, кандидат искусствоведения. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 304 с. – (Сокровища живописи)
Великие музеи мира. Музей Метрополитен. Том 5.// Автор текста И. Кравченко. – М.: ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2011. – 96 с.
Великие музеи мира. Государственный Эрмитаж. Часть 2. Том 7.// Автор текста Л. Пуликова. – М.: ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2011. – 96 с.
https://foma.ru/vvedenie-presvyatoy-bogoroditsyi-kartinyi.html журнал «Фома» Здесь - 50 картин и витражей, посвященных приходу Богоматери в Иерусалимский храм.
http://obitel-st-elisaveta.ru/news/article/vvedenie-vo-hram-presvyatoy-bogorodicy--filosofski-401791 Введение во храм Пресвятой Богородицы: философский смысл и житейская мудрость церковного праздника

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...