среда, 26 декабря 2018 г.

Дмитрий Михайлович Краснопевцев (1925 – 1994), советский художник, нонкоформист



«Красота — это гармония, порядок, тишина» (художник Дмитрий Краснопевцев)
                    
Дмитрий Михайлович Краснопевцев (1925 – 1994), один из самых значительных представителей советского нонконформизма второй половины ХХ века
«Существует красота настолько хрупкая, неопределимая, эфемерная, что обязательно должна быть заключена в жесткую раму в прямом и переносном смысле — раму формы, иначе она ускользнет и испарится, как драгоценные духи из незакрытого флакона». (Д. Краснопевцев. Из записок разных лет)

Краснопевцев Д.М. Без названия. 1962.Картон, масло. 57,5 х 41,4

Жаль, что художник не дал названия этой своей работе. Впрочем, тем самым оставил зрителю широкое поле для размышления. Лично я вижу здесь не просто вещи, а христианские символы: Крест, задвинутый за столб. Но какой столб? Позорный? Или как столп истины? Гвозди, как орудие казни Христа. Сосуд здесь так многозначен: и как кувшин, из которого Христос омывал ноги своим ученикам, и как сосуд с миро, которое Мария возлила на Иисуса, тем самым как бы приготовив его к смертной казни. Бусы, как четки, символ молитв в руках монахов… И ключи…Наверное, они от Рая, ключи были вручены апостолу Петру, тому, кто три раза отрекся от своего Учителя, но был прощен Им и утвержден, как камень, как основание для всего христианства, единой, святой и апостольской Церкви.
Краснопевцев Д.М. Книга и свеча в погнутом подсвечнике. 1971. Оргалит, масло. 54,5 x 42,5. Собрание Татьяны и Александра Романовых. Москва
Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня узнать завораживающую, ирреальную живопись Дмитрия. Очень жаль, но в Интернете мало информации о биографии художника, хотя он оставил после своего ухода не только картины, но записные книжки, тексты которых позволяют глубоко познать творческую мысль художника. В первую очередь, я поняла, что этот художник, творивший в советскую эпоху, был глубоко верующим человеком, верующим в Господа Бога. Не знаю, был ли он православным, но верующим во Христа, Сына Божиего – это без сомнения. Его картины наполнены христианскими символами – кресты, свечи, рыба, возрождающая молодая зелень из засохших веток. Его осколочные кувшины, как основание для возрождающей новой жизни, а вытянутые сосуды олицетворяются с первыми христианами…
Мои мысли подтверждают и записи самого художника, его затворническая жизнь и даже аскеза в условиях советского времени, глубокий взгляд его глаз, проникающий в сердцевину души. Хотелось бы, конечно, встретить на просторах Интернета подтверждение моих догадок о творчестве Дмитрия в рецензиях православных искусствоведов.
Но, конечно же, – низкий поклон, как дань уважения талантливому мастеру, жившего под спудом коммунистической идеологии и сумевшего донести до зрителей свет учения Христа в такой вот оригинальной форме через метафизичность старинных сосудов и искривленность ветвей, перевязанных в виде КРЕСТА… Каждый христианин несет свой Крест в этой земной жизни. Достойно нес его и Художник (именно с заглавной буквы) по тернистым дорогам XX века…
…умер художник Дмитрий Краснопевцев. Но он оставил нам свои картины и — десятки записных книжек. Он записывал свои мысли всюду: и дома, и в мастерской, и в дороге, и в гостях у друзей. То была своего рода исповедь. Многие художники исповедуются в картинах. Немногим удается выразить себя еще и словом. Итак, мысль художника Краснопевцева в картинах и в слове:

БУНТ
 Краснопевцев Д.М. Свечи
Почтительно следовать природе, с восторгом и изумлением, — означает писать под диктовку Бога, повторять за ним некие отрывки из Его великой книги. И когда ты пишешь и говоришь в унисон, тебя охватывает радость способного ученика, преданного раба, который понял Учителя и Господина своего.
Но большая радость дается тем, кто не повторяет Учителя и Господина, а трансформирует виденное, комбинирует, вступает в спор. Это уже диалог. Это почти на равных. Но в этом непослушании, «бунте», возможно и поражение...

ВРЕМЯ
  Краснопевцев Д.М. Натюрморт
Бревна. Доски гнилые и крашеные. Детская коляска без колес. Матрац с вылезшими ржавыми пружинами, проросший насквозь травой. Кирпичи. Кровельное железо. Рамы с остатками стекол в углах. Железная кровать. Сношенная обувь. Учебник алгебры, залитый чернилами. Консервные банки. Бутылки. Лакированный розовый протез ноги в грязном синем носке. Резиновая грелка. Горшок с цветущей геранью. Разбитый унитаз... И множество других, неожиданных, но хорошо знакомых предметов, наполняющей пустыри и городские свалки, говорят нам о беге всеуничтожающего времени, и говорят нисколько не меньше, чем руины соборов и крепостей. Разница лишь в стрелках: одна — часовая, другая — секундная.

ПРЕДМЕТ
Краснопевцев Д.М. Натюрморт с рулонами бумаги – белой и голубой. 1980
Испробуй все доступные способы знакомства с предметом: осмотри со всех сторон, доступных обозрению; загляни внутрь и осмотри, хотя бы мысленно, форму предмета изнутри, как если бы она была полой; взвесь, если доступно, или представь тяжесть; ощупай; определи теплоту и характер, фактуру поверхности; осмотри еще раз, меняя освещение; постучи, заставь звучать; нарисуй: с главных сторон; смотри и, не глядя, по памяти, подробно опиши словами и снова долго смотри со вниманием; сопоставь мысленно с другими, уже знакомыми объектами...
Проделав это — знай, что состоялось лишь поверхностное знакомство с предметом.

НЕЗАВИСИМОСТЬ
 Краснопевцев Д.М. Без названия
Картина — остров. Независимый остров — государство, живущее по своим законам, под своим флагом.

ЗРЕНИЕ
Краснопевцев Д.М. Натюрморт с раковинами. 1947. Холст, масло. 44,5 × 70. Собрание Марины Муминовой, Москва
Не только шулерские карты — все на свете имеет свой крап, свои «особые приметы». Малейшая трещинка, скол. Пятнышко определенной формы, родинка, бородавка, полустертая татуировка, совсем стертая, но оставившая белесый след. Чуть искривленный ноготь, еле заметный шрам или след ожога. Чуть измятая мочка уха или помятая страница книги. Неровная шляпка гвоздя, не совсем точно наклеенная полоса обоев... Все эти чуть-чуть, едва, немножко, почти — еле заметные, но неизбежные и уловимые глазом признаки.
Нет не только двух одинаковых листьев на одном дереве, нет ничего одинакового, не имеющего своих индивидуальных отметок, — все дело во внимании смотрящего.
У осязания свои приметы, свои шероховатости и переходы форм, так хорошо различаемые слепыми. У звука свои нюансы, у вкуса и обоняния — свои. И все та же крапленость и неповторимость.
Однако у зрения большее количество улик, оно лучший криминалист, следователь и судья, обвиняющий природу и человека в неумении создавать абсолютно идеальное или хотя бы точно повторить себя, без предела и допуска точности.

БЛАГОДАТЬ
Краснопевцев Д.М. Крест из проросших сучков. 1978 Оргалит, масло, 49,5 х 33,5
При работе над картиной можно сердиться, ругаться, счищать написанное, но не забывать, не терять и возвращаться к чувству и мысли, что ты пишешь икону, — пусть на ней изображено дерево и камень, бутылка и селедочный хвост — все равно это икона. Икона, прославляющая и благодарящая Творца!

СЮЖЕТ
Краснопевцев Д.М. Натюрморт с кувшинами и железным венком. 1970 Холст, масло, 78,1 x 88,3 Частное собрание
Рядом с дорогой, у забора, стоит деревянная уборная с буквой «М» над раскрытой дверью, ужасающе грязная и зловонная. Внутри все стены исчерчены похабными надписями и рисунками, перепачканы до потолка дерьмом и плевками. Среди этой грязи приклеена к стене маленькая фотография без уголка, какие клеят на пропуска и удостоверения. На фотографии лицо молодой женщины — усталое, с печальными глазами.

ЦЕЛОСТНОСТЬ
Краснопевцев Д.М. Автопортрет в гриме
Невозможность что-либо изменить без ущерба целому: только так, как есть, единственное решение, другое невозможно, немыслимо.

МОНТЕНЬ
 Краснопевцев Д.М. Свеча
Монтеня, если полюбишь, то будешь любить и читать всегда. Он не приедается, он на редкость простодушен, не назойливв, естествен. Его непоследовательность, которую часто можно заметить на одной и той же странице, его абсолютная искренность, неуверенность во всем, похвала и порицание одному и тому же, его размышления вслух при тебе и с тобой, полнейшее отсутствие какой бы то ни было позы порождают чудо, и он выходит со своих страниц нам навстречу как близкий, хорошо знакомый человек.
И все случаи, истории, побасенки, цитаты из древних авторов становятся фоном, а он — главной фигурой, о которой мы знаем все, он ничего не утаил от нас. Мы знаем и видим его внешность, одежду, дом, утварь, книги, знаем, что и сколько он ест и пьет, как чистит зубы салфеткой, знаем его привычки, болезни, недоверие к врачам... Он весь перед нами, открытый со всех сторон, со всеми своими слабостями и во всем своем величии.

ИДЕЯ
Краснопевцев Д.М. Две розовые амфоры. 1970  Оргалит, масло. 58,8 × 47,3 ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Произведение искусства смертно; материал, в котором оно воплощено, будь то камень или бумага, дерево, бронза или холст, — уничтожим. Но сама идея, предмет произведения, то, что отображено и изображено в нем, должно быть выше времени и изменений, должно быть незыблемым, вечным.

ФРАГМЕНТ
Краснопевцев Д.М. Без названия. 1990 Оргалит, масло, 57 х 46,8
Когда из картины, как бы вырезая, берут фрагмент и рассматривают отдельно, то часть становится целым, выходит из подчинения и, раскрывая себя с невидимых до этого сторон, образует новую самостоятельную картину, имеющую часто другой смысл, вызывающую совсем другие мысли и чувства... Так в свое время выделились пейзаж и натюрморт, превратившись из фона и аксессуара в самостоятельные жанры искусства.

ГАРМОНИЯ
Краснопевцев Д.М. Три сосуда, камни и улитка. 1973 Оргалит, масло. 48 × 56 Частное собрание, Москва
Неравенство — это условие гармонии, которая есть равновесие неравного. Искусственно создаваемое равенство, уравнивание — противоестественно, оно недолговечно и требует применения непрерывного насилия. Равенство возможно только в идеальных, умозрительных науках, в лабораторных опытах при определенных условиях, при постоянном наблюдении и вмешательстве.

СВОЙСТВО
Краснопевцев Д.М. Натюрморт со стрелами. 1969 Оргалит, масло, 69,5 х 53 Государственная Третьяковская галерея
Картины, уже законченные, вернее, написанные, — имеют свойство дозревать, как дозревают зеленые помидоры и яблоки. Но могут и не дозреть, а сгнить.

ЭПИГРАММА
Краснопевцев Д.М. Старинные фолианты. 1959. Холст на картоне, масло. 50,3 × 70. Собрание Натальи Олысыч, Москва
Эпиграммы древнегреческих поэтов. Полистрат — сохранилось две эпиграммы, поэтесса Миро — две, Акерат-грамматик — одна. Одна эпиграмма — четыре строки от труда всей жизни и имя. Как мало! Время, а где же остальное?

НЕ ЗАБЫВАЙ
 Краснопевцев Д.М. Натюрморт
Не забывай, что ты играешь в шахматы с Судьбой. И если одну из партий ты свел вничью, то знай — Она играла в поддавки.

ЛЮБОВЬ

Краснопевцев Д.М. Сосуд и два цветка (конец 1950-х— начало 1960-х). Тушь, акварель

Красота — не столько свойство самого предмета, сколько результат нашей любви к нему.

ЦВЕТ

Краснопевцев Д.М. Кувшины в земле. 1969 Оргалит, масло, 61,5 х 49,5 Государственная Третьяковская галерея

Существует странный цвет — он не черный и не красный, не белый и не желтый, не зеленый и не синий, но он и красный, и черный, и синий — он всякий, но, прежде всего, античный. Он в каждой древней амфоре, в каждом обломке мрамора, осколке стекла, в каждом куске бронзы и фрагменте фрески. Из Греции и Рима он переходит в Византию и Средние века и доходит почти до наших дней, постепенно слабея, встречаясь все реже и реже. Может быть, это цвет прошлого? Патина лет? Не знаю. Но этот цвет существует.

ТАЙНА

Краснопевцев Д.М. Композиция с тремя сосудами. 1978 Оргалит, масло, 49,5 х 33,5

Главное, суть картины, не подлежит анализу и объяснению — это ее тайна, ее душа, неведомая до конца и самому художнику

Из Интернет - источников о творчестве Дмитрия Краснопевцева

Краснопевцев Д.М. Без названия (На мой взгляд, эти сосуды до бесконечности напоминают людей,  толпу человеков, каждый из которых доказывает правоту своего мнения)

Умиротворяющая гармония  и простая понятная красота — нечастый гость в модернизме, но в ней и состоит еще один феномен работ Краснопевцева.
Дмитрий Михайлович Краснопевцев – один из самых значительных представителей советского нонконформизма второй половины ХХ века.
Нонконформизм в искусстве всегда является явлением положительным, хоть некоторые и считают многие его проявления негативным влиянием, иногда даже влиянием разлагающим великое наследие. Художники (в широком смысле слова), которые активно продвигают новые точки зрения, вносят новые веяния во всё искусство, не дают ему застояться, окружить себя стенами, зайти в тупик. Нонконформизм это, своего рода, постоянный поиск новых путей развития.  Если конформисты всегда пытаются быть как все, быть одобренными обществом, ищут поддержки у большинства и работают для всех, то конформисты с приставкой «нон» пытаются выйти за рамки принятых норм изображения, подачи, поведения и даже морали. В результате этого, у нонконформистов зачастую бывает больше противников, чем друзей, больше врагов, чем соратников. Иногда нонконформисты работают в одиночку или в числе небольшой группы людей. Однако, как бы то ни было, практически всё, что есть в современном искусстве некогда было нонконформизмом, революцией, которая осуждалась и отвергалась обществом, а сегодня является достоянием человеческого общества.
Первые работы Дмитрия Краснопевцева относятся к послевоенному времени, а тот стиль, который сделал Д.М. Краснопевцева по-настоящему самобытным художником, формируется к началу 60-х. При характеристике этого стиля чаще всего используют термин «метафизический натюрморт».
«Философские натюрморты» художника вообще предельно декоративны, но при этом не страдают слащаво-салонной интерьерностью. Они понятны и глаза не разбегаются в поиске контекстов и смыслов — и владельца не заподозрят в излишней эксцентричности. Современно и солидно. Это Бэкон, Целков или Херст требуют особых мест развески. А натюрморт Краснопевцева впишется почти в любой интерьер.
Поэтика Д.М. Краснопевцева – это поэтика «ненужных вещей» (термин самого художника). «Ненужная вещь» может быть воспринята по-разному, и реже всего ненужная вещь удостаивается каких-то позитивных оценок; в восприятии художника именно позитивное содержание таких вещей выходит на первый план; картины Дмитрия Краснопевцева показывают не просто «ненужные вещи» в их некой повседневной фактичности и приземлённости. – Любая вещь по-своему красива, и это – в равной степени – относится и к вещам нужным, и к вещам ненужным. Ненужные вещи так же, как и всё существующее, обладают своей красотой. И именно её живопись Краснопевцева и показывает.
Прекрасно по большому счёту всё, так или иначе существующее, в мире нет сфер, в которых существование прекрасного было бы невозможным. – Разрушенное, испорченное, распадающееся определено классической эстетикой как некрасивое, что на языке этой дисциплины эквивалентно этическому термину «злое»; живопись Краснопевцева осуществляет эстетически-этическую реабилитацию испорченных вещей. По сути, этой живописью движет именно этический пафос. – Краснопевцев выводит испорченные, ущербные вещи из сферы безобразного и злого и возвращает их в реальность прекрасного, - туда, где в действительности и должно находиться всё существующее в мире…
Апеллирует к воображению и творческим силам зрителя: каждый, видящий картины Д.М. Краснопевцева, волен сам наделять их тем смыслом, который окажется созвучным его внутреннему опыту. – Зритель становится соавтором картины, и в этой живописи возможности соавторства реальны более, чем где-либо.
Д.М. Краснопевцев выпадает из «типичной реальности» современной живописи, для которой именно «стилистическое» и является определяющим. Краснопевцев – это скорее «художник из прошлого», но речь здесь идёт не о «политическом прошлом», измеряемым символическими датами, наподобие даты «1917», - речь идёт о прошлом значительно более глубинном, о прошлом, предельно близком к самим истокам новоевропейской живописи. Дмитрий Краснопевцев – скорее художник Проторенессанса, нежели классического Нового Времени. И такое выпадение из своего времени, - выпадение, скорее всего, мучительное, болезненное для самой личности, - становится шагом в будущее, что, впрочем, не делает судьбу художника менее трагичной…
Его вспоминают как одиночку, эстета, погруженного в собственный мир и сосредоточенного на красоте мира вещей. Даже внешним обликом Краснопевцев заметно выделялся в кругу коллег по «неофициальному искусству». Во взгляде сквозила совершенно не советская грусть, он напоминал Дон Кихота — понявшего, что спасет мир не меч, но красота, хрупкая и вечная.
Кстати, сохранились воспоминания, что Краснопевцев был франкофилом. Никита Алексеев писал, что, лишенный возможности выезда в капстрану, Краснопевцев с глубокой симпатией относился к культуре Франции, а в его мастерской висел столетней давности городской план недоступного Парижа. Нарочитая оторванность от своего времени создает особую ауру вокруг картин художника. Скорее в этом и состоял тихий бунт Краснопевцева, его персональный протест — отказ погружаться в навязанную историей действительность.
Если человеку, незнакомому с его творчеством, показать ряд работ Краснопевцева и попросить определить время (пусть не десятилетия, а примерно эпоху), то не факт, что у него получится. Советское время в натюрмортах ничто не выдает. Звезды — только морские. Бутылки и кувшины — как 100 и 200 лет назад. А еще древние амфоры… Свечи, стрелы, нити, ветки, распустившиеся листья, свитки — все вне времени. Для «Рекламфильма», где он проработал 20 лет, наверняка, приходилось рисовать и что-то «сознательное», но не в своем личном мире, не на запретной территории.
Про Краснопевцева известно, что работал он много и увлеченно. В отличие от многих шестидесятников загульным пороком не страдал. Почему же такая низкая средняя производительность — всего три картины за два месяца? Выставка, где разглядывать картины в упор не менее интересно, чем с расстояния, подсказывает ответ и на этот вопрос. На зрелой живописи прорисован каждый миллиметр. На границах цвета, на линиях перехода оргалит словно резцом проточен. Ювелирная, штучная работа. Быстрее такие вещи не сделаешь. И причина столь трепетной привязанности Краснопевцева к текстурной стороне оргалита становится понятна.
В статье критика Никиты Алексеева есть интересное упоминание, что Краснопевцев писал натюрморты не с натуры. Коробочки с камнями, корешками и раковинами — все это было необходимым материалом для вдохновения, но сами удивительные конструкции выстраивались в голове художника, а не на столе в мастерской.
Художник сознательно выбрал для себя путь затворника, предпочитая работать в тишине своей московской квартиры, в окружении старинных фолиантов и коллекции редких минералов, доставшихся ему от деда. Значительным событием в его жизни и в творческой биографии оказалось знакомство с выдающимся российским музыкантом Святославом Рихтером на рубеже 1950–60-х годов. Задолго до “Декабрьских вечеров” в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в квартире Рихтера собирался круг талантливых исполнителей для совместного музицирования. Показанные в 1962 году на одном из таких вечеров камерные произведения Дмитрия Краснопевцева, как нельзя кстати, оказались созвучны с творческой атмосферой в доме музыканта. Рихтер был не только тонким ценителем изобразительного искусства, но и сам в свободное от концертов время с увлечением занимался живописью.
В 1993 Краснопевцев стал первым художником, удостоенным новой «неформальной» премии «Триумф»
Наиболее полно его наследие представлено в московском Музее личных коллекций (при ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Источники:
Журнал «ОГОНЁК», № 30, июль, 1995 год
http://www.topos.ru/article/iskusstvo/dmitrii-mikhailovich-krasnopevtsev-krasota-nenuzhnykh-veshchei Дмитрий Михайлович Краснопевцев. Красота «ненужных вещей».
https://artinvestment.ru/invest/events/20071130_Krasnopevcev.html Миры Краснопевцева. Лучшие картины в музее art4.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...