четверг, 27 декабря 2018 г.

Сарычев Иван Семенович (1910-1990), художник-примитивист советского времени



ПЕВЕЦ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ
        
Иван Сарычев. Автопортрет с женой 1986
Красота от Бога живет везде, только надо увидеть и почувствовать ее, как сумел это сделать художник из народа - Сарычев И.С. Деревенская жизнь в его картинах наполнена радостью и достоинством человека-труженика, живущего на родной земле и с любовью на ней работающего, который почитает Господа и благодарит Его за все блага.

Иван Сарычев. Мельница
Изображение храма в картинах художника – вполне естественно. При этом даже не важно, что на первом плане – празднование Пасхи, или поэт Александр Сергеевич Пушкин. Вера для художника – тот центр, вокруг которого объединен увиденный его глазами мир.
Иван Семенович родился в 1910 в многодетной крестьянской семье в селе Ключи Вятской губернии. Перед революцией семья переезжает на Алтай, но вскоре умирает отец, и дети попадают в детский дом.
Рожденный в семье сельских ремесленников, Сарычев с малолетства изведал сиротство и батрачество, вкусил горечь пребывания в детдоме и «в людях», познал изнурительный - от зари до поздней ночи - ручной труд пимоката. Он видел «прелести» коллективизации и Гулаговского маховика, калечившего человеческие судьбы.
Иван Сарычев. Послевоенная весна. 1980-е гг.
Получив малое гимназическое образование, в семнадцать лет Иван работал счетоводом в селе Минино Челябинской области. В годы Великой Отечественной войны участвовал в боях. На самом себе испытал все ужасы войны, пройдя простым солдатом дорогами Великой Отечественной. Был ранен, награжден орденами и медалями. После войны жил в деревне, работал бухгалтером. В 1950 г. переехал в г. Курган, работал главным бухгалтером треста "Сельхозстрой". Была у него заветная мечта — заняться рисованием.
Иван Сарычев. Иордань. 1985
«И лишь на пенсии в 67 лет Иван Семенович берет в руки кисти, краски и начинает с искренностью мудрого человека рассказывать о прожитом. Не суть важно - когда начал, не важно - сколько написал. Просто пришло его время, и он сделал это в художественно убедительных формах.
Его картины можно назвать энциклопедией народной жизни». (О. Дьяконицына)
Иван Сарычев. Обмолот зерна
В них он воссоздает реальные сюжеты крестьянского миропорядка, фиксирует подробности деревенского быта. Как опытный рассказчик, Иван Семенович не ограничивает тему одной картиной, а развивает сюжет в серии работ. Так, история льна запечатлена у него в нескольких живописных листах: сев льна, цветение, созревание, уборка, обработка льна, кручение пряжи, ткачество. Это его своеобразный сказ «Как рубашка в поле выросла».
Иван Сарычев. Ночное
Есть у Сарычева и любопытная серия картин, посвященная его потомственному ремеслу ~ пимокатанию. Картинное наследие художника поражает не только этнографичностью показа традиционной народной жизни, но и изобразительным языком, где духовный опыт и художественное чутье слились в яркое и самобытное явление наивного искусства.
Иван Сарычев. Валенки. Битье шерсти. 1983
Родившись в деревне, Иван Сарычев больше половины жизни прожил в городе. Выходец из ремесленной среды, он часто обращался к теме труда в своем творчестве. Создав за свою жизнь около сотни произведений, обращенных к деревне, художник проиллюстрировал в них свое видение сельской жизни. Как и все наивные художники, Иван Сарычев создает произведения как срез повседневной жизни, как отражение в зеркале, в которое смотрится сам.
Иван Сарычев. Валенки. Сметка по шаблону. 1983
Искусство Сарычева притягивает своей детскостью, и в этом заложен глубокий христианский посыл. Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14). Каждый, видя ребенка, чувствует, что мы потеряли, взрослея, в чем дети действительно лучше нас. В раннем возрасте дети еще сохраняют поразительную целостность ума, сердца и воли. Им чужды такие качества взрослого человека, как двоедушие, лукавство, лицемерие. Гармония в душе ребенка позволяет видеть гармонию и вокруг себя.
Иван Сарычев. Детские забавы. 1982
Детям свойственна простота, непосредственность, особая реалистичность души. Мир фантазии и мир реальности зачастую не имеют четких границ. Осваивая окружающий мир, они тут же творят что-то новое, воспринимая свою фантазию ничуть не менее реально, чем мир вокруг. Потому, когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… Кто умалится [смирится], как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1–4).
Потому так и чудесно творчество Сарычева, что представляет мир зрителю через призму детского восприятия, но с дотошностью сельского жителя к каждой мелочи его нелегкого труда и бытия.
Иван Сарычев. Зима (Воз сена). 1977
В городе Сарычев прожил более полувека, но городские мотивы в его живописи, тем не менее, отсутствуют. То ли генетическая память, то ли память сердца, то ли великая тоска по красоте деревенского труда вели его к одной теме – крестьянской. Творчество народного художника сконцентрировалось на сельской работе, деревянных избах, природе и православных праздниках.
Иван Сарычев. Игры на Пасху. 1986. Акварель
Жанр портрета людей не является ведущим в творчестве Ивана Семеновича (5-6 портретов во всем его наследии). Но он создал живые картины обыденной реальности, без которой не выжить в деревне, таких как образы избы, леса, поля, животных… Скорее всего, что теплая любовь к сельской жизни, это как исполнение Божиих заветов: в поте лица своего добывать хлеб свой насущный, но при этом «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф., 43 зач., 11, 27–30)
Иван Сарычев. Праздник. Дом под красной крышей. 1986
«Живопись Сарычева, как всякое наивное творчество, неотделима от личности самого автора, человека незаурядного, самородного, «сделавшего» самого себя в спокойном и несуетном движении собственного духа. Никакое внешнее вмешательство, никакие катаклизмы не смогли нарушить этого движения. Его живопись сдержанна, ненапориста; она не поучает, а повествует; в ней всё соподчинено и уравновешено. Она - гармонична. Так писать мог художник, живущий в ладу, в гармонии с самим собой. Внимательный зритель почувствует и поймет, что гармония - смысл всего его творчества». (Владимир Грозин, директор Музея наивного искусства, г. Москва)
Иван Сарычев. Зимняя ночь. Волки в деревне. 1978
Деревенскую жизнь он действительно изображает очень тщательно и скрупулезно, уделяя внимание мельчайшим деталям. Не верится, что этот человек жил в городе больше полувека. Русское село с его укладом для художника – воплощение тех идеалов, согласно которым он сам свою жизнь выстраивал - труд, дом, семья, любовь и вера.
Иван Сарычев. Зимовье. 1988
За 13 лет художник создал больше 80 картин. Городские мотивы в них отсутствуют вовсе, портретов тоже мало. Наивное по своей технике искусство вовсе не наивно в плане содержания. Иван Семенович Сарычев умер в 1990 году, а творчество художника – это своеобразное послание потомкам. С 1985 г. его творчество представлялось на групповых выставках самодеятельных художников в Кирове, Кургане, Москве.
Иван Сарычев. Источник фото: https://allday1.com/index.php?newsid=379273
В 1986, 1993 и 1997 гг. состоялись персональные выставки в Кургане и Тюмени. В 1999 г. прошла его персональная выставка" Будни и праздники сибирской деревни" в Музее наивного искусства в Москве.
Иван Сарычев. Источник фото: https://yadi.sk/a/Dui_8QK_3TLc5v
Его работы находятся в фондах Музея наивного искусства в Москве и Кировского областного художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Источники:
Журнал «Родина», 2001 год, апрель, № 4, с. 95-98

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...