вторник, 25 декабря 2018 г.

Ответы священников на вопросы о праздновании Рождества Христова



Почему на Рождество украшают елку?
Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исайи о Спасителе: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис. 11,1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе, отрасль от корня Иессеева и цвет от него, произрос Ты от Девы». Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе - Источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5,22-23).

 Источник: Рождество Христово: Беседа с архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном./ беседовала Мария Городова.// Крестьянка. - 2004. - № 1. - с.28-30
 
Архиепископом Белгородский и Старооскольский Иоанн
 — Владыка, праздник Рождества Христова, казалось бы, такой близкий и понятный, содержит в себе величайшую тайну — тайну Боговоплощения. Расскажите, пожалуйста, как следует правильно его провести и как внешние события праздника отражают его суть?
 - Конечно, тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому. Но эта Божественная тайна воплощения связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого человека: тайной рождения и тайной любви. Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас, хотя бы однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. Ожидание праздника Рождества начинается с сорокадневного Рождественского поста, который предуготавливает и наше тело, и наш дух к самому событию. Подобно волхвам, которые, ожидая увидеть Богомладенца, проделали долгий путь в Вифлеем, неся Ему свои дары, и мы, совершая пост, проделываем духовный путь.
 - Но Рождественский пост соблюдать труднее всего, особенно детям. Ведь с конца декабря начинаются бесконечные новогодние утренники, и вытащить ребенка из этого непрерывного карнавала очень трудно. Да и взрослым-то до конца неясно, как, например, праздновать Новый год, день которого приходится на пост?
— Действительно, есть некое противоречие в том, что с первого января наступает самый строгий пост, и с первого же числа начинается разгул празднований. И перед верующими всегда возникает дилемма: с одной стороны, ты должен исполнить пост, а с другой — есть общепринятые нормы. На мой взгляд, лучше в канун календарного Нового года прийти на молебен (сейчас служатся специальные молебны на Новолетие), ну а потом постараться избежать праздничных излишеств. По замечанию митрополита Московского Филарета (Дроздова) «Дух Христов не враг благозаконных радостей». Предпразднство Рождества Христова длится пять дней, и в это время вспоминается вся спасительная история человечества. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: навечерие Рождества Христова, или, иначе, Сочельник, это уже день поста, когда на службе читаются особые, царские часы, и дальше пик события — сам праздник Рождества Христова. И если мы научимся вслушиваться в слова хода богослужения, мы станем сопричастны происходящему не просто эмоционально, но и духовно. Сочельник — это день ожидания, и до позднего вечера, до появления первой звезды (а именно к этому моменту и заканчивается Рождественская служба) в этот день ничего не принято есть. Мы и физически, и духовно готовимся к встрече Спасителя. На утрене или на вечерне в этот день принято исповедоваться — это внутренняя подготовка к встрече Христа. В навечерие Рождества Христова в храмах звучат удивительно поэтические слова, вслушайтесь: «Небом мне показалась сегодня земля: ибо на ней рождается Творец, и в яслях возлегает в Вифлееме Иудейском». А вертеп (пещера), в котором родился Богомладенец, называют так: «вертеп, вместивший невместимого». «В начале сотворил Бог небо и землю...» — слышим мы на службе. И дальше перед нами проходит вся история человечества, и вся она устремлена к главному событию — Рождеству Спасителя. И как апогей, последним, читается гимн пророка Исайи «Яко с нами Бог». И торжественный повтор слов «Яко с нами Бог» рождает удивительное чувство: отныне мы в этом мире не одиноки, потому что с нами Бог. Это провозглашение позволяет нам ощутить всю мощь праздника. Служба кончается, а праздник нет, и мы приходим домой, и ставим на окно зажженную свечу.
 - Владыка, а откуда такие образы: первая звезда, свеча на окне? Почему именно ель, которая в Сочельник уже стоит в храме?
Человечеству было дано такое знамение о приходе Спасителя — звезда. Вероятно, это была так называемая «сверхновая» звезда, о которой сообщали в те годы китайские астрономы. А в народе живет традиция называть Вифлеемской звезду, которая появляется на небе в ночь перед Рождеством. А свеча, зажженная и поставленная на окно, напоминает нам о том, что когда в Римской империи была перепись, и святое семейство должно было прийти в Вифлеем, то там им не нашлось места. Свеча — символ человеческой души, которая горит перед Богом. Зажженная в Сочельник, она освещает путь Богомладенцу и в наш дом, и в наши души. Мы готовы принять Его, и свеча, горящая в окне, показывает, что в этом доме ждут Христа. Что касается елки, то традиция ставить ее на Рождество пришла к нам из Германии. Отец Сергий (Булгаков) в своей «Настольной книге для священноцерковно-служителей» (1892 г.) пишет, что вечнозеленая ель символизирует древо жизни, возвращенное людям пришествием Спасителя. А украшенная горящими свечами и плодами, она служит символом духовного света, просветившего с пришествием Христа мир, и символом спасительных плодов царства Благодати. Само слово «сочельник» происходит от названия блюда, которое готовится в этот вечер, сочива. Сочиво представляет собой варенные на сахаре или меду зерна пшеницы или риса и изюм. Часто необходимой частью угощения является взвар — густой компот из сухофруктов. Отец Сергий (Булгаков) упоминает русскую традицию украшать в этот день стол соломою — в память о яслях, куда положили Богомладенца. По мнению отца Сергия, сочиво и взвар выражают символику жизни (взвар обычно варили при рождении ребенка) и смерти (сочиво, называемое уже кутьей, подавалось на похоронах). И перед началом трапезы было принято зажигать лампаду или свечу и обязательно помолиться.
Детям можно рассказать о том, что традиция рождественских подарков восходит к тем дарам, которые волхвы — восточные мудрецы принесли Богомладенцу. Они принесли Ему золото — как Царю царей, ладан — как Богу, и смирну (благовонную мазь, используемую на Востоке при погребении) — как человеку смертному. Так в праздничном действии появляется нота трагизма, предвосхищения Его крестных страданий и крестной смерти.
А сам праздник начинается с богослужения, на котором поется тропарь (главное песнопение) к Рождеству Христову, когда люди причащаются, и звучат слова Евангельского повествования: «Рождество Иисуса Христа было так...»(Мф. 1.18). Я думаю, что, объясняя нашим детям внутреннюю суть праздника, можно обратить внимание на то, как люди восприняли рождение Богомладенца. Были волхвы и пастухи, пришедшие Ему поклониться, воспринявшие с радостью Благую весть. Был царь Ирод, увидевший в рождении Богомладенца покушение на свою власть и приказавший «избить всех младенцев». Причем, как известно, в числе убитых Вифлеемских младенцев оказался и его собственный сын. Богомладенец по промыслу Божьему был спасен, а вот сам Ирод вскоре погиб.
А была и третья категория людей: просто равнодушных, тех, кто не пустил Святое Семейство к себе в дом. И мне кажется, что и сейчас есть люди, которые встречают приход Христа с любовью, с искренним желанием открыть Ему свое сердце, есть те, кто воспринимает Его с агрессией, а есть равнодушные, при попустительстве которых и творится зло. И перед каждым из нас, как и две тысячи лет назад, стоит выбор: с кем мы? Что мы выбираем: свет или тьму? А вообще, встреча Христа — это еще и встреча Его в другом человеке, поэтому в эти дни мы вместе с теми, кто обездолен, кто нуждается в нашей помощи и тепле. И на Руси всегда была сильна традиция рождественской благотворительности, и я рад, что сейчас она снова возрождается.
Дни после Рождества Христова и до Крещенского сочельника называются Святками, то есть святыми днями, потому что они посвящены великим событиям Рождества Христова. На Святки отменяется пост по средам и пятницам. В традициях Святок ходить по домам, делиться радостью, которая переполняет людей, и христославить, т.е. исполнять специальные песнопения, посвященные Христу. Но в эту традицию часто примешивается что-то языческое. Люди путают «христославление» с так называемой колядою. «Колядою», по свидетельству Н.Карамзина, в языческой Руси называли бога пиршеств и мира. У Н.В. Гоголя «В вечерах на хуторе близ Диканьки» очень ярко описаны гадания, переодевания, колядки, призывания нечисти. И в объяснение такому странному искажению очень светлого явления — Святок — я могу привести слова Святых отцов, которые говорили, что там, где больше благочестия, там вокруг и больше нечисти. А Святые отцы всегда призывали воздерживаться даже просто от «разнузданного веселья». Рождество Христово — это явление в наш мир Божественной любви. Можно по-разному проявлять свою любовь, но высшее ее проявление в том, когда Бог Отец посылает в наш мир Сына Своего Единородного с тем, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную. Отныне человек не одинок в этом мире, и поэтому Рождество Христово — это радость всего человечества, это праздник нашей надежды и любви. И еще это повод объединения всей семьи вокруг общей радости, вокруг праздника. Ведь в обыденной жизни бывает трудно ощутить любовь, нас многое от нее отвлекает, а в эти Рождественские дни может произойти обновление чувств, человеческих отношений, и, одухотворенные любовью, они приобретают новую силу.

Источник: И в духовной и в человеческой радости: Беседа с игуменом и благочинным Всехсвятского округа Москвы ФЕОФИЛАКТОМ (БЕЗУКЛАДНИКОВ)./ Беседовала Анна ЛЕОНТЬЕВА.// Крестьянка. – 2005. - № 12. - с.29-30
Игумен и благочинный Всехсвятского округа Москвы ФЕОФИЛАКТ (БЕЗУКЛАДНИКОВ)
— Для нашей семьи декабрьские праздники начинаются 19 декабря, когда по традиции святитель Николай дарит детям подарки. Для этого надо в ночь на празднование поставить на окно башмачок — чтобы было, куда подарок положить. Скажу по секрету — башмачки ставятся и самые маленькие, и очень уж мужского размера... Так кто получает подарки на день святителя Николая? Бедные? Прилежные дети? Мы так и не выяснили...
— Преподобный старец Варсонофий Оптинский советовал: «Мы должны ожидать подарков от Господа, особенно в двунадесятые праздники». От святителя Николая ожидают подарков те, кто ему молится, кто к нему обращается, кто старается в своей жизни подражать святителю. В первую очередь, святитель дарит подарки тем, кто помнит о нем. В нашем народе есть обычай в трудностях и тяготах читать акафист святителю Николаю (в любом молитвослове есть акафист св. Николаю, читаемый в пути, при совершении какого-то дела, в трудностях, бедах и в других ситуациях). Даже в период полного атеизма, когда закрывались храмы, многие родственники пребывавших в тюремном заточении священнослужителей молились святителю Николаю, причем акафист ему читали так часто, что знали его наизусть. И по заступничеству святителя Николая перед престолом Божиим все эти батюшки возвращались из заключения, чтобы продолжить свое служение перед престолом Божиим. Каждому можно пожелать, чтобы келейно, то есть дома, или в храме в этот день прочитали акафист святителю Николаю.
 - Загадкой явилось для нас, путешествующих по разным странам, то, что святителю Николаю, самому любимому и почитаемому нашим народом святому, оказывается, молятся и в Европе, и даже в мусульманских странах...
 - Когда мы говорим о памяти каких-то святых — мы обнаруживаем некую тайну. Почему одних святых народ почитает больше, а других меньше? Общепризнанными святыми, которых почитают повсюду, являются святитель Николай и пророк Илия. Можно сказать только одно — тут есть место тайне, место чуду. Это тайна — почему Господь так прославляет одних святых в земной Своей церкви, и даже вне Своей церкви. Даже в других странах обращаются к святителю Николаю — его призывают, его порой боятся, — одним словом, его имя произносят с особым благоговением. У них есть для того основания: кому-то он, видимо, помогал, кого-то вразумлял, а кого-то, может быть, наказывал — в этих народах, даже неправославных, есть реальная живая связь с этим угодником Божиим. Можно их об этом спросить — будет нравоучительно и полезно.
 - В радостной череде декабрьско-январских праздников вслед за праздником святителя Николая идет католическое Рождество, которое наш народ со всей широтой своей души готов принять, как один из поводов повеселиться. Почему наша Церковь не празднует одновременно с католической?
 - Когда мы говорим о католическом Рождестве, мы волей-неволей касаемся вопроса православного календаря. Нам подобает держаться юлианского, или, по-нашему, «старого» календаря, его еще называют календарем старого стиля. Мы каждый год видим подтверждение своей правоты, когда в канун Святой Пасхи в Иерусалиме нисходит Благодатный Огонь именно по старому стилю, не на католическую Пасху (Схождение Благодатного Огня на Святую Пасху, празднуемую по старому стилю, — тема отдельная, можно сказать только, что событие это подтверждено многочисленными свидетельствами этого Главного в жизни нашей Церкви События). Исходя из этого ежегодного события можно уверенно утверждать, что именно по нашему так называемому старому календарю происходят многие события, в том числе воплощение Бога на Земле.
 - Так, когда нам поздравлять друг друга с новым годом — 1 января или 14 января?
 - Этот вопрос опять же касается календаря. Конечно, правильнее отмечать Новый год ПОСЛЕ Рождества Христова, когда началась новая эра, родился на земле Богомладенец Христос. Закончился Ветхий Завет — начался Новый Завет. Сначала Бог рождается, — а потом мы уже должны отметить начало нового года. Поэтому и празднуется церковное Новолетие 14 января, после праздника Рождества. Но вопрос еще и в том, что почти 80 лет вся наша большая страна находилась в состоянии безбожия, когда навязчиво проповедовались совсем другие истины. Святейший патриарх Алексий сказал, что, сколько лет отучали народ от Церкви — столько лет народу понадобится для того, чтобы снова вернуться в Церковь. Легко разрушить храмы, так же легко убить в людях веру, но трудно возрождать истину. Народ еще только воцерковляется, то есть возвращается в веру. Поэтому для большинства людей Новый год — крепкая традиция, сложившаяся еще в советский период. Он проходит индивидуально в каждой семье. В каждой семье есть люди верующие, а есть неверующие, и они тоже хотят свой Новый год встретить! Накрывается стол, собираются люди самые близкие, родные, чтобы поздравить друг друга. Святая церковь в эти дни рекомендует нам быть очень мудрыми и очень осмотрительными. Не идти на конфликты! Быть вместе со всеми, в том числе и за столом. Следует помнить: 1 января по новому стилю — рождественский пост. Это с одной стороны. С другой стороны, это еще не самая строгая часть поста. Она начинается со 2 января, когда из пищи должна совсем исключиться рыба, а растительное масло допустимо только по выходным. Поэтому, думаю, правильно поступят те верующие, которые не нарушат семейного праздника, все вместе сядут за стол. Можно самого себя ограничить во вкушении рыбных блюд, можно поднять тост — умеренное употребление вина допустимо. Святейший патриарх тоже отметил, что самая строгая часть поста начинается в последние дни перед праздником Рождества Христова — со 2 января, когда в храме совершаются повечерия, когда поются очень содержательные песнопения—трипеснцы, когда верующим людям хорошо бывать в храмах. 1 января допустимо некоторое послабление поста ради мира семейного, чтобы не омрачить праздник. Хотя, обращаясь к людям верующим и неверующим, хочется пожелать им встречать его с чувством меры. Особенность новогодних ночей заключается в том, что безудержное веселье выходит за рамки не то что христианского — даже просто человеческого поведения. В новогоднюю ночь раздается такое количество криков, хлопков, взрывов, что грудные дети вскрикивают в своих кроватках, а матери не могут уложить младенцев спать — веселье начинается просто нездоровое. Всем очень хочется пожелать в новогоднюю ночь: дай Бог вам чувства меры, чтобы в эту ночь порадоваться, но не терять контроля, чувства человеческого достоинства. Отдыхать надо и веселиться надо, однако стоит помнить о своем человеческом звании. В первый день нового года в теленовостях дикторы сообщают о замерзших на улицах, о пожарах в квартирах, о том, сколько народу в новогоднюю ночь попало в больницу с ожогами, у скольких людей были повреждены глаза, сколько получили ожогов на теле от петард, хлопушек — пиротехника сегодня бывает очень низкого качества, поступает к нам через левый рынок... Новостные блоки напоминают военные сводки. Тематика новостей 1 января становится устойчивой — каждый год нам рассказывают, сколько жертв мы получили в новогоднюю ночь. Родственникам таких людей хочется выразить соболезнования. Это говорит о том, что пока мы праздновать не умеем, и хочется обратиться ко всем — и верующим, и неверующим — с просьбой вести себя пристойно. Надо накрывать стол, проявлять гостеприимство, можно водить хороводы вокруг елки, играть в игры, веселиться, но даже в радости надо иметь чувство меры. Наш народ всегда отличался рассудительностью и в радости, и в скорби — об этом хорошо вспомнить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...