вторник, 4 сентября 2018 г.

Преображение Господне: сюжет и почитание



Преображение Господне: сюжет и почитание
Преображение Господне - один из великих праздников Православной Церкви. Когда-то на горе Фавор Иисус Христос предстал перед избранными учениками в одеянии, сотканном из Божественного, неземного света. На несколько мгновений бедный сын плотника показал Свой истинный Лик - Мессии, Царя Неба и Земли, грозного и милостивого Судьи народов. Ученики узрели Его Божество и Его человечество в нетленном, преображенном виде. Свет Преображения пронизывает всю христианскую культуру. Богословы, гимнографы, архитекторы - все они по-своему вдохновлялись образом Фаворского света.
      
Инок Григорий Круг. Преображение Господне. 60-у гг. XX вв. Из монастыря Знамения Богоматери в Марсене. Франция
«В Преображении Пресвятая Троица явила Себя по преимуществу в славе несотворенного Божественного света. В нем все свет, все наполняется им и все в нем таинственно видоизменяется.
Вершина горы Фавор, на которую Спаситель возвел избранных учеников, наполнилась излиянием Божественного света, неизреченной славой Божества. И этим излиянием Божественного света наполнена вся икона праздника. Вся поверхность ее становится как бы светоприимной. Распределение изображений на иконе — облако, осеняющее Спасителя, движение лучей, знаменующих Божественные силы энергии, движение Фаворской горы и падающих стремглав апостолов, — вся основа иконы говорит о свете и определяется светом. Светом наполнено облако — слава Духа Святого, осенившая Господа, и одеяние Спасителя, белизна которого наполнена тонкой сетью золотых лучей, также знаменующих излучение Божественных сил», — так писал об иконах Преображения Господня знаменитый иконописец XX века, инок Григорий (Круг). (ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ КРУГ (инок Григорий, 1906— 1966) родился в Петербурге. В 1930-е гг. эмигрировал во Францию. Учился в Париже у художников К. Сомова и Н. Милиотти, затем стал писать иконы. В 1946 г. принял монашество жил и умер в скиту под Парижем)
Преображение Господне. Икона. Конец 1530-х – начало 1540-х гг. Псков. Музей русской иконы. Москва
Само название этого удивительного и любимого на Руси двунадесятого праздника — Преображение Господне — наполняет душу светом, пробуждает ее и возвышает над обыденностью и суетой. Событие и его празднование проникнуты ожиданием чуда, радостью перемены, светом августовского дня. Вспоминается и другое, старинное и задушевное название праздника Преображения — Яблочный Спас.
Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Оно отмечается в Православной Церкви 19 августа по новому стилю и замыкает собой череду великих господских двунадесятых праздников. После него в церковном году стоит только Успение — Богородичный праздник, венчающий торжественную череду событий церковного года.
В христианском богословии Преображение называют праздником Царствия Божия, в котором явлено торжество Божественного света. Господь Иисус Христос показал избранным ученикам свет нетварный, несозданный, Божественный, Фаворский; Он явил перед ними тот Свет, который наполняет Царствие Небесное, Горний Иерусалим.
В иконописных подлинниках Преображение названо «благолепным», что говорит о причастности этого праздника к Божественной красоте, которая преображает мир и человека как высшее и прекраснейшее творение Божие.
Иисус Христос в торжестве Божественного света. Средник иконы «Преображение Господне». Около 1408 г. Переславль-Залесский. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Преображение по-гречески звучит как metamorphozis - полное изменение внешнего вида и образа на иной, не похожий на прежний. Преображение Иисуса Христа на Фаворе чудесным образом коснулось Его лица — оно излучало свет, подобно солнцу, — и одежд, которые сделались белыми, как снег.
Событие Преображения, описанное в Евангелии, является одним из самых удивительных в новозаветной истории. О нем сообщают евангелисты Матфей, Марк И Лука (Мф. 17:1-13;Мк. 9:2-12;Лк. 9:28-36).
В преддверии Своих Крестных страданий, находясь в Кесарии Филипповой, Спаситель начал открывать ученикам, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть у биту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Опечаленный этими словами, апостол Петр начал горячо возражать Спасителю: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!». Желая облегчить скорбь учеников, Иисус Христос утверждает, что еще при жизни некоторым из них дано будет увидеть славу, в которую Он облечется по Своем отшествии. Он обещает показать им «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1).
Через шесть дней после этого Господь с учениками отправился из Кесарии в Галилею — ту часть Палестины, где находился и Его родной город Назарет. В шести километрах на юго-восток от Назарета высится величественная гора Фавор, покрытая богатой растительностью. Высотой почти в километр, эта гора располагается в живописном месте. С ее вершины на восток открывается вид на Галилейское море и реку Иордан, а на западе видны в голубой дымке очертания горы Ермон, известной по словам псалмопевца Давида: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются», прообразовательно указывающими на явление Божественной славы Сына Божия. В Евангелии не говорится прямо, как называлась гора, но церковное предание издревле утверждает, что это был именно Фавор. Остановившись у подножия горы и оставив здесь следующий за Ним народ, Господь взял с Собой троих учеников — Петра и братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых — и взошел с ними на вершину помолиться.
Преображение Господне. Средник иконы. Вторая половина XVI в. Из Антониева монастыря. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Великий Новгород
Во время Его молитвы ученики стали свидетелями Преображения Господа: лик Спасителя просиял, как солнце, а одежды Его заблистали, сделались весьма белыми, как снег, «как на земле белильщик не может выбелить», — уточняет апостол Марк, написавший свое Евангелие живым и непосредственным языком со слов апостола Петра.
Рядом с преобразившимся Спасителем апостолы увидели явившихся во славе пророков — Моисея и Илию, беседующих с Господом «о исходе Его, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме» (Ах. 9: 31). По святоотеческому толкованию этого места Евангелия, разговор между Иисусом Христом и пророками происходил о предстоящих Ему Крестных страданиях и тайне Воскресения.
Появление именно этих ветхозаветных пророков в момент Преображения совсем не случайно. Моисей жил за 1600, а Илия за 900 лет до прихода в мир Сына Божия. Им дано было за благочестие и святость еще при жизни стать собеседниками Бога, а также Его «самовидцами». Встречи и собеседования ветхозаветных пророков с Богом происходили на святой «богошественной горе» Синай, ставшей прообразом новозаветного Фавора. Явление единого и непостижимого Бога в богословии носит название Богоявления, теофании, и характеризуется откровением Бога как Отца, Сына и  Святого Духа.
В наибольшей полноте теофания засвидетельствована праздником Крещения Господня на Иордане, что видно и из его второго названия — Богоявление. Праздник Преображения Господня в Церковной традиции считается днем нового Богоявления для учеников Иисуса Христа, которые при Крещении еще не были призваны в апостолы.
Преображение Спасителя, молитвенный дух Его беседы с пророками, надмирная тишина и покой вершины Фавора — все это произвело на учеников неизгладимое впечатление, наполнило их души той радостью, которая граничит с блаженством. Как может быть иначе при соприкосновении души с тайной Царствия Божия, при приобщении духа к горнему миру, к Небесному Отечеству. «Господи, хорошо нам здесь быть!» — восторженно свидетельствует об этом апостол Петр. Далее он, набравшись смелости, предлагает Учителю сделать три кущи — «Тебе одну, Моисею одну и одну Илии» (Мф. 17:4). В непосредственности этих слов, — согласно евангелисту Марку, Петр «не знал, что говорил», — содержится горячее желание и прошение остаться с Господом здесь, на Фаворе, и, если по календарю это будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье.
В воспоминание того, что Преображение неразрывно связано с темой Голгофы и Крестных страданий Спасителя, в Православной Церкви, по традиции, празднование его совершается за сорок дней до Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, которое приходится на 27 сентября по новому стилю. В Священном Писании число 40 носит символический характер и отмечает важные вехи библейской истории.
В церковном календаре имеется еще одно напоминание о евангельском событии Преображения. Это второе воскресение Великого поста, которое посвящено «проповеднику Божественного света», святителю Григорию Паламе. Этот день является также праздником Божественного Фаворского света, защитником и проповедником которого был святитель Григорий.
Спиридон Тримифунтский и Григорий Палама. Фреска XVI в. Монастырь Дионисиат, Афон, Греция
Ставший впоследствии архиепископом Фессалоникийским, святитель Григорий Палама был известен в Византии как афонский монах-подвижник, созерцатель и аскет. Он оказался достойным того, чтобы отстоять чистоту Православия в богословской дискуссии о природе Божественного света с монахами латинского направления. Эта полемика XIV века известна под названием «спора о Фаворском свете».
Противник святителя Григория Паламы, Варлаам Калабрийский, считал свет Преображения тварным, сотворенным и вещественным явлением, возникшим перед апостолами и исчезнувшим, подобно вспышке молнии.
Святитель Григорий утверждал нематериальность и нетварность Фаворского света. По его словам, этот свет «не чувственный и не умопостигаемый, но запредельный всему», излияние непостижимой Божественной природы. Это - «слава Божия, безначальный луч Божества, сущностное благолепие Божие, запредельная и сверхсовершенная красота». Приобщаясь этому свету, человек приобщается Богу. Он восстанавливает утраченное в грехопадении богоподобие, очищает в себе образ Божий. При нисхождении Божественного света происходит полное преображение человека, которое в святоотеческой литературе называется «обожением». Подвижнику, стяжавшему Божественный свет, может быть вполне доступно и само созерцание Фаворского света, или «богосозерцание».
Практика стяжания Божественного света невозможна без подготовки, она требует особого руководства и напряженного молитвенного подвига, внимательной жизни. Святитель Григорий Палама обратил внимание современников на особое течение в монашестве, известное с древних времен и получившее название исихазма. В основе аскетической практики исихии, «священного безмолвия», лежит сосредоточенное внимание подвижника на непрестанном призывании имени Божия. Пост и молитва помогают монаху-исихасту последовательно освобождаться от страстей, то есть пристрастий или плотских привязанностей, корнем которых считается чревоугодие, объедение. Очищаясь от страстей, человек становится как бы пустым сосудом, духовно умытым и приготовленным для принятия внутрь себя Божественной благодати. Об излиянии дара Святого Духа на человека в виде Божественного света образно написал в XI в. преподобный Симеон Новый Богослов. Он испытал это на себе самом и в своих «Божественных гимнах» сумел описать восторг и удивление, которые охватывают человека, достигшего преображения, и то совершенное знание, которые он получает «в Боге».
Молящиеся монахи. Деталь фрески «Лествица Иоанна Лествичника». XII век. Византия. Монастырь святой Екатерины. Синай. Египет
Исихазм – монашеская жизнь, ставившая своей целью созерцание и молитву. В основе исихазма лечит учение о непрестанной молитве, которая приводит подвижника к созерцанию Божественного света, познанию Бога и соединению с Ним.
Исихастская практика была распространена в Афонских монастырях. Там были составлены книги монахов-аскетов, в которых они излагали свой духовный опыт «священного безмолвия». Сборники получили название «филокалии», что можно перевести как «любовь к духовной красоте». По-русски эти произведения называются Добротолюбием, поскольку «доброта» в церковнославянском языке означает как раз духовную красоту.
На Руси рано восприняли учение о священном безмолвии и умном молитвенном делании. Исихастскую молитву называли умным деланием, поскольку она совершалась умом в сердце. Называют ее и ныне «Иисусовой молитвой». Полностью она звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Исихастами были такие великие русские святые, как преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, а также иконописцы преподобный Андрей Рублев и Феофан Грек.
Будучи сам афонским монахом, святитель Григорий Палама ревностно защищал исихастов. Пламенными речами он сумел снискать покровительство императора Андроника Палеолога Младшего, благодаря чему традиции исихазма проникли практически во все сферы жизни Византии XIV в. Огромное влияние исихазм оказал на церковное искусство того времени, особенно на иконопись, в том числе и на Руси.
Георгиус Клонтзас. Преображение Господне. Сцены монастырской жизни. Средник иконы. XVII в. Византия. Монастырь святой Екатерины. Синай. Египет
Тема света как Божественного присутствия проходит практически через все книги как Ветхого, так и Нового заветов. Отделение Творцом света от тьмы присутствует уже на первых страницах книги Бытия. Псалмопевец царь Давид свидетельствовал, что Господь одевается светом, как ризою (Пс. ЮЗ:2). Свет сопровождает многие Божественные явления в Ветхом Завете.
Согласно Откровению Иоанна Богослова, в Горнем Иерусалиме, в Царствии Божием не будет ни солнца, ни луны, так как Сам Господь будет в нем светильником, источником света. В Будущем веке, по слову Евангелия, «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13: 43). Православный Символ веры исповедует Иисуса Христа как «Света от света, Бога истинна от Бога истинна».
Евангелие свидетельствует о Боге как о свете истинном, просвещающем всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9). Сам Спаситель говорит о Себе: «Я свет миру» (Ин. 9:5J, «кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (11н. 8:12). И апостол Иоанн в Первом послании утверждает: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Свет, согласно христианскому богословию, относится к самой сущности Божией; это свет Божественный, нетварный; именно этот Свет показал Господь избранным ученикам на Фаворе. Этот Свет лежит в основе бытия. Он противопоставлен тьме — символу небытия, неверия и зла. Когда Господа берут под стражу в Гефсиманском саду, Он говорит: «Теперь ваше время и власть тьмы».
Во время земной жизни Спасителя Свет Его Божественной природы был таинственно сокрыт под покровом человеческого естества. Неслучайно в тропаре праздника Преображения говорится о том, что Христос показал Свою славу ученикам «якоже можаху», то есть настолько, насколько они могли ее увидеть, вместить, постичь.
Особое значение имел Фавор для русских людей, в сердцах и сознании которых праздник Преображения всегда имел самый горячий отклик:
ТРОПАРЬ: Преобразился ecu на горе, Христе Боже, показавши учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
КОНДАК: На горе преобразился ecu, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, миров и же проповедят: яко Ты еси воистину Отчее сияние.
«Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков». (Преподобный Косма Маюмский. Гимн на Преображение Господне)
Сбор винограда. Мозаика церкви святой Констанции. 360-370 гг. Рим. Италия
Праздник Преображения Господня приходится на лето, когда созревают яблоки и другие плоды земные. В народе, как говорилось, его именуют Яблочный Спас. По традиции, в этот день освящают плоды. Казалось бы, какое отношение сбор и освящение плодов имеет к евангельскому рассказу о чуде Преображения? На самом деле связь здесь несомненная.
Праздник Преображения сопоставим с ветхозаветным праздником кущей, когда древние евреи также освящали плоды в знак благодарности Богу за урожай. На Востоке в августе поспевают злаки и виноград, из которых делается хлеб и вино, основная пища в восточной культуре. Первые христиане также сохраняли традицию благодарения Бога за дарование плодов, за дар жизни. Освящение плодов в день Преображения Господня для христиан также, прежде всего, есть знак благодарения и освящения земной жизни, но не только, ведь те же хлеб и вино приобретают на Тайной вечере особое значение, становясь Телом и Кровью Господа, отданными за жизнь мира, за его спасение. В Преображении открывается не только Божественная природа Спасителя, но и предвосхищается то новое — преображенное и благодатное — состояние мира и человека, которое в полноте осуществится в Царстве Будущего века.
Все творение, лишенное гармонии с того момента, когда в мир через человека вошел грех, ожидает грядущего обновления, спасения и преображения. Освящение плодов символизирует рай, утраченный когда-то человеком, но обретаемый через Христа. Особое состояние благодати и благодарения выразил на горе Преображения апостол Петр, воскликнув: «Хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи: Тебе одну, одну Моисею и одну Илии» (Мф. 17:4). Как мы уже видели, упоминание кущей здесь совсем не случайно; оно как раз и обнаруживает связь с древним праздником благодарения и радости. И хотя на иконах мы не видим ни кущей, ни плодов, в богослужении праздника эта связь также прослеживается. Она выражена, например, в гимне на Преображение преподобного Космы Маюмского: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков».
Источник:
Созыкина Н.Н., Языкова И.К. Преображение Господне./ Наталия Николаевна Созыкина, Ирина Константиновна Языкова. – СПб.: Метропресс ООО «Метропресс», 2014. – 76 с. – (Серия «Русская икона: образы и символы»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...