понедельник, 27 августа 2018 г.

Успение Пресвятой Богородицы



Успение Пресвятой Богородицы
     
Успение Богоматери. Школа Феофана Грека. XIV в. ГТГ
«Плакали апостолы, чудесным образом собранные в Иерусалим. Им скорбно было расстаться с Богородицей. Но Она обещала посещать весь мир и помогать всем, ведь на Небесах Ей будет удобнее ходатайствовать пред Сыном Её за всех». (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
… Не ропщи, беспокойное сердце,
Не томись, не лукавь, не стони,
Покаяньем предстало одеться
В эти тихие, светлые дни.

Величайшее чудо Вселенной,
Дева Чистая, Ангельский Крин,
Во святые восходит селенья,
Мать приемлет Божественный Сын.
Дивно шествие с телом Царицы,
Так внемли же, неверный народ!
Иоанн с райской ветвью в деснице
Возглавляет тожественный ход.

Гефсимания. Плач погребальный
Расставанья с Владычицей скорбь…

И последнего час целованья
Затворение  тела во гроб…

Как тяжел у пещеры тот камень!
Как же мир без Пречистой уныл!
Но «Возрадуйтесь! Ибо Я с вами
Во все дни!» - Ее Глас возвестил… (автор
Людмила Остапчук. С сайта http://www.stihi.ru/2010/09/02/3646  )
Успение. Источник изображения: Журнал «Фома». – 2016 г., № 8. – с. 4
Удивительна была жизнь Пресвятой Девы, дивно и Ее Успение. Вслушаемся в это необычное, таинственное слово «Успение». В нём можно услышать и «сон», и «уснуть», и «успокоение». Вот и Пресвятая Богородица, когда пришло Её время, не умерла навсегда, а уснула в земной жизни и пробудилась уже в другой, небесной, где пребывает до сих пор и неустанно молится за нас.
Уже будучи на кресте, Иисус Христос поручил Свою Мать апостолу Иоанну Богослову, «и с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 27). На Сионской горе, возле горницы Тайной вечери, находился дом Иоанна Богослова, в котором и жила Пречистая Дева Мария.
После Вознесения Иисуса Христа на Небо, Богоматерь стала для его одиннадцати учеников как бы общей матерью.
Любила Она ходить молиться в те места, где Спаситель мира был распят и погребен, а также на гору Елеонскую, откуда Он вознесся на небо.
Здесь Мария  плакала и молилась, радовалась тому, что Её Сыну открылась жизнь вечная. Сама же имела дар пророчества, предвиденья и дар чудотворения: прикосновение к Ней исцеляло неизлечимые недуги. В Своих долгих молитвах Она часто просила Христа, чтобы Он скорее взял Её к Себе на Небо.
Пресвятая Богородица прожила более 60 лет, и хотя Она достигла уже преклонного возраста, но не чувствовала ни болезни, ни ослабления духовных и телесных сил.
Икона. Архангел Гавриил. http://molodost35.ru/archives/22225
За три дня до кончины Своей, когда Она возвращалась с горы Елеонской, предстал перед Ней архангел Гавриил и, радостно приветствуя Пресвятую Богородицу, подал Ей сияющую райскую ветвь, блиставшую небесным светом, и возвестил, что через 3 дня переселится Она к Сыну Своему на небо.
Пресвятая Богородица несказанно обрадовалась этой вести.
Возвратившись домой, Пресвятая Богородица тут же возвестила об этом апостолу Иоанну и велела готовить всё необходимое для погребения (свечи, одр и фимиам), а райскую ветвь нести перед Ее гробом. Потом немедленно известила о том Иакова, брата Господня, а он послал сообщить о предстоящем Успении Пресвятой Богородицы всем родственникам и знакомым Ее не только в самом Иерусалиме, но и в ближайших к нему городах и селениях.
На другой день собралось множество мужчин и женщин, которые вместе с Иаковом пришли в дом Иоанна Богослова. Дом был убран и украшен, как на праздник: горело множество свечей, погребальный одр был покрыт самыми лучшими плащаницами и пеленами, а сама Пресвятая Богородица блистала неземным величием и светом.
Перед Своей кончиной Пресвятой Богородице хотелось увидеть святых апостолов, чтобы утешиться успехами их Евангельской проповеди и поделиться с ними Своей радостью, как прежде разделяла Она с ними все их печали и горести. Но апостолы в это время находились далеко от Иерусалима: в Италии и Испании, Греции и на берегах Черного моря, в Малой Азии и далекой Индии, так что для самого скорого их возвращения потребовались бы месяцы. Но чудесным образом одиннадцать апостолов были принесены на облаках в святой град Иерусалим.
Когда ученики Иисуса Христа узнали причину, почему Бог собрал их вместе, то очень опечалились, потому что любили Богоматерь как родную мать. Она же, утешая их, обещала не оставлять христиан после Своей смерти, помогать им и слышать каждый вздох, доходящий к Ней от земли.
 
Последний день земной жизни Богоматери оказался не столько днем плача, сколько днем Её прославления.
Пресвятая Дева Мария тихо уснула для земной жизни, отчего и называем мы Ее кончину Успением.
В час, когда Она уходила из земной жизни, необыкновенный свет озарил ее комнату. В сонме ангелов явился Сам Иисус Христос и принял в Свои руки пречистую душу усопшей Матери. Тело Её было решено похоронить в пещере Гефсиманского сада.
Немало чудес произошло во время шествия к этой пещере, когда по вере своей слепые прозревали, а больные исцелялись.
Иудейские священники захотели помешать этим чудодействиям, и один из них по имени Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса решил опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но только с этой мыслью он протянул руки, как невидимый Ангел Божий отсек их ему. Потрясенный этим, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией, и апостол Петр тут же исцелил его. Афония примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.
Апостол Фома. 60-е гг. XIV в. ГРМ.
Апостол Фома был перенесен в Иерусалим, по промыслу Божиему, с опозданием на три дня. Когда он прибыл, Богоматерь была уже погребена в Гефсиманском саду. Апостол Фома, не поспевший к Ее честной и славной кончине, сильно скорбел и слезно рыдал, что не сподобился в последний раз поцеловать пречистое тело Божией Матери. И тогда другие апостолы, сжалив­шись над ним, решили открыть гроб Ее, но когда камень от пещеры был отвален и открыт гроб, его нашли пустым. В гробу лежали только погребальные одежды Царицы Небесной, а вокруг разливалось чудное благоухание. Облобызав пречистые одежды, как бы оставленные им в утешение, апостолы взяли эту святыню на хранение. А потом они долго молились, желая знать, куда сокрылось тело Богоматери, и не откроет ли им Господь этого? И вот однажды, после окончания вечерней трапезы, они услышали сначала пение ангельское, а потом увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, живую и со множеством ангелов, в неизреченном сиянии стоящую и говорящую им: «Радуйтесь, яко с вами есмь во все дни».
Обрадованные апостолы вместо обычного воззвания к Господу воскликнули: «Пресвятая Богородица, помоги нам!», и, уверившись, что Матерь Божия в третий день воскресла по благодати Сына Своего и взята с телом на небеса, уверили в этом и всех верующих.
Так была прославлена по воле Бога Его Мать. И Он воскресил Её и взял к Себе на Небо.
Теперь Церковь и каждый верующий, обращаясь с прошениями к святым, ангелам и архангелам, говорит: "Молите Бога о нас". И только у Богоматери просит: "Спаси нас!", потому что к Богу нет никого ближе Матери Божьей.
Праздник Успения Божией Матери — один из наиболее чтимых в Русской Православной Церкви.
Успение. Икона XII век.
Тропарь, глас 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.
Кондак, глас 2
В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Величание
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
Задостойник, глас 1
Ангелы, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо.
Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.
Успение Богоматери. Икона. XIX в.
«… почему именно праздник Успения выбран самым любимым, самым главным, ведь Богородица в этот день почила, он должен быть днем скорби? Да, душа Ее в этот день отошла от земли, но из Матери Иисуса Она стала Царицей Неба и земли. И отныне не только ученики Христовы, которые с Ней встречались в жизни, могли просить Ее молитв, утешения, вразумления, но и каждый человек может получить помощь Спасителя за молитвы Пресвятой Богородицы. Потому-то русские люди так и возлюбили Покров Божией Матери над своей землей, что стали посвящать Ей главные храмы». (Протоиерей Димитрий Смирнов)
Праздник Успения Пресвятой Богородицы потому и праздник, что указывает дорогу каждому верующему человеку в жизнь вечную. Мы закончим своё земное существование — каждый в своё время, но умрёт только немощное тело. А душу вознесут на небо прекрасные Ангелы, и наша бессмертная душа будет вечно пребывать в удивительном, непостижимом мире, где нет горя, болезней и смерти, а есть радость, любовь и счастье.
Все мученики за Христа, которых жестоко истязали, сжигали на кострах, бросали на съедение диким зверям, с необъяснимой для неверующих людей радостью шли на смерть. Они были уверены, что смерти нет, и Господь обязательно дарует им жизнь вечную.
Именно поэтому день упокоения святых, отхода их ко Господу, называют праздником. Святой великомученик Георгий Победоносец был казнён 6 мая 303 года, но мы отмечаем эту дату не как день смерти, а как праздник Святого Георгия. Праздник победы Бога над смертью.
И всё-таки, как это: мы умрём, а потом оживём? Разве так может быть? Может! И это чудо постоянно происходит в жизни, только мы к нему привыкли и не обращаем на него внимания.
Каждый вечер солнце исчезает за горизонтом, день «умирает», и наступает тёмная ночь. Как нам было бы страшно, если бы мы не были уверены в том, что утром вновь порозовеет Восток и живое, тёплое солнышко снова улыбнется нам!
Нам было бы страшно, если бы мы не знали, что трава, цветы и деревья не умирают зимой под снегом, а, уснув, ждут весны, ждут пробуждения, ждут будущей жизни, которая непременно настанет после временной, зимней, «смерти»!
Однолетние растения после того, как отцветают, оставляют после себя семена, которые весной в земле «умирают» как зерна, но всходят, обретая новую жизнь уже как растения. И это чудо, если внимательно посмотреть вокруг, можно увидеть во многом. Вот так осторожно и незаметно Бог открывает нам тайны жизни и смерти, готовит нас к тому, чтобы мы не боя­лись смерти, а знали: это сон, после которого обязательно наступит пробуждение.
Будем свято верить в это чудо и всегда помнить Святое Воскресение Господа нашего и Воскресение Пречистой Его Матери.
Успение
Не умерла, Владычица, а только лишь уснула…
Чтоб беспрепятственно душа могла подняться до небес,
Сопровождать ее, с великим воинством является Христос,
Какой пример любви для нас он преподнес!!!

С небесной музыкой и светом, одр с телом Пресвятой
Апостолы в Гефсиманию понесли…
О шествии, сейчас же фарисеям, донесли,
Послали стражу – разогнать!
Но облако закрыло всех и никого уж не видать…
Афония, первосвященником в то время был,
Хотел нарушить мирный ход и опрокинуть одр…
Не тут то было! Все видят – истинное ДИВО,
Невидимая СИЛА руки ему мгновенно отсекла...
Афоний в ужасе без рук,
Он каяться и исцеленье получает,
И исповедует учение Христа.

Фома, по божьему промыслу, на погребенье, не попал,
И слезно просит он, проститься с Пресвятой.
На третий день, пещеру открывают,
А тела - нет, оно на небе, лежат лишь пелены…
В тот же день, в вечерю, апостолам явилась Божья Мать
И радости безмерной их уж не отнять,
Слова её ты в сердце сохрани:
«Радуйтесь! Я с Вами во все дни».

"Пути Господни неисповедимы…" ( Валентина Волгская)

Источники:
Ионина Н. А. Православные святыни./ Надежда Алексеевна Ионина. – М.: Росса. 2007. - 272 с.
Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников./ Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2007 – 384 с.
https://vk.com/feed?w=wall-10227879_19994 ИСТОРИЯ ЧИНОСЛЕДОВАНИЯ УСПЕНИЯ И ПОГРЕБЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Михаил Бернацкий

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...