понедельник, 27 августа 2018 г.

Преображение Господне и Успение Пресвятой Божией Матери



Плоды спасения
Источник: Плоды спасения: Беседа с протоиереем отцом Алексием Гостевым, настоятелем храма Святителя Николая в Аксиньино. /Записала Ася ШТЕЙН.// Крестьянка. - 2006. - № 8. - с.18-20
 Преображение Господне. Успение Пресвятой Богородицы. Художник Галина Скотина
В августе Церковь отмечает два крупных праздника: Преображение Господне и Успение Божией Матери.
Первый хорошо известен и очень любим народом. О втором, как правило, знают меньше. Но, видимо, в церковном календаре они не случайно оказались рядом. Между ними существует глубокая богословская связь.

Церковный год начинается с сентября, и августовские праздники - Успение Божией Матери и Преображение Господне - являются в определенном смысле итоговыми, завершают годичный праздничный круг. И если праздники, открывающие церковный год: Рождество Богородицы, Введение во храм, Воздвижение, знаменуют первоистоки евангельской истории, то Преображение и Успение подводят нас к ее вершинам, раскрывают нам плоды спасения, показывают, как, собственно, мы можем ими воспользоваться.
О православных праздниках рассказывает протоиерей отец Алексий ГОСТЕВ, настоятель храма Святителя Николая в Аксиньино.
 - Разве Преображение Господне - итоговое событие в евангельской истории?
 - Нет, но в определенном смысле оно было подготовкой к кульминации этой истории, потому что совершилось накануне страданий Иисуса. И впервые Господь говорит о Своей предстоящей смерти и Воскресении сразу после Фавора.
 - Напомните, пожалуйста, об этом событии.
 - Господь приводит своих ближайших учеников, Петра, Иакова и Иоанна, на гору Фавор, и там Он внезапно преображается.
 - Что значит преображается?
 - В Евангелии написано, что Его лицо и одежда вдруг стали ослепительно белыми, как солнечный свет. И рядом с этой сияющей фигурой в облаке света ученики различают Моисея и Илию, которые ведут с Ним беседу.
 - Вероятно, после этого чуда в отношении учеников к Иисусу должен был наступить какой-то перелом?
 - Переломный момент, вероятно, наступил несколько раньше, когда Петр на вопрос Иисуса «За кого вы меня почитаете?» отвечает: «Ты Христос, сын Бога живаго» Но хоть они и верили, что Он - сын Божий, видели они перед собой человека - пусть учителя, пусть пророка, пусть чудотворца, пусть необыкновенного - и все же человека. Теперь они видят Господа в Его божественной славе. Именно на Фаворе и им, и нам приоткрывается смысл грядущих смерти и Воскресения.
  - В чем же он?
 -В наступлении Царства Божия. В самом начале Своего служения Христос возвещает: «Покайтесь, приблизилось Царствие Божие!» И на горе Фавор мы вместе с учениками получаем возможность взглянуть, каково Оно. Более того, Господь показывает нам, каким по Его замыслу должен был быть человек, и каким должен быть результат нашей духовной жизни.
 - Во всех трех Евангелиях, где есть рассказ о Преображении, подчеркивается, что ученики почувствовали райское блаженство. «Господи, хорошо нам здесь быть!» - восклицают они.
 - Да, это так, и эти слова имеют для нас особое значение. Мы привыкли думать, что для стяжания Царства Божия самое важное - пост, молитва, дисциплина. Многие христиане думают, что им все время должно быть плохо, трудно, постоянно нужно что-то преодолевать. Но еще апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь!» И если мы не испытываем этого состояния радости, пусть и не столь всепоглощающего, как ученики на Фаворе, значит, мы еще не дошли, куда хотели, или вообще на неверном пути. Радость - еще и лучшее средство проповеди. Если сторонние люди, не христиане, видят нас постоянно мрачными, угрюмыми, в темной некрасивой одежде, если в церкви, куда они приходят впервые, их одернут, пригрозят какими-то карами, они могут подумать, а часто и думают: если это и есть Царство Божие, то зачем оно нам нужно? Люди придут в церковь, когда увидят нашу радость, прочтут в наших глазах: здесь хорошо, здесь действительно благодать. Праздник Преображения являет нам суть нашей духовной жизни. Являет нам то, чем призвана быть Церковь, что она есть в своей глубине, подчас такой глубокой, что это оказывается даже вне нашего восприятия. И наша задача - эту глубину искать, к ней стремиться, на ней пребывать и являть ее на поверхности.
 - Преображение - один из самых любимых нашим народом летних праздников, который связывают с красивым обычаем освящать фрукты нового урожая, главным образом яблоки. У этого праздника есть даже народное название «Яблочный Спас». Но как связаны фрукты с глубинным смыслом этого праздника?
 - Благодать охватывает человека, но через человека должна распространяться на мир Божий. После грехопадения Адама и Евы и весь мир отпал от Бога, в него вошли и несовершенство, и дисгармония, и даже сама смерть. И когда после Воскресения Христова восстанавливается утраченная связь между Богом и людьми, это отражается и на всем живом на Земле. Освящение плодов и вообще природы - естественное следствие преображения людей, обретение утраченного рая. Потому что как в раю до грехопадения, так и после всеобщего преображения материя будет не отменена, а преображена. А что до названия «Яблочный Спас», то оно, конечно, очень красивое, но с точки зрения богословской абсолютно неправильное.
 - Поговорим теперь о празднике Успения.
 - В этот день мы вспоминаем о завершении земного пути Божией Матери, о ее кончине. Об этих событиях ничего не говорится в Новом Завете. Мы знаем о них из церковного предания.
 - Что значит «из предания»?
 - Церковное предание - это информация об истории Церкви, ее апостолах и святых, которая не зафиксирована в Священном Писании, но содержится в других источниках: святоотеческих книгах, иконах, передается из уст в уста.
 - Откуда же мы знаем об Успении?
 - В основном из иконографического предания. Именно в иконе открывается богословский смысл этого события. На ней изображен одр, на котором лежит Пресвятая Дева, вокруг собрались ученики. На верхнем плане Господь Иисус Христос и Пресвятая Дева изображены в полный рост в Царствии Божием. В средней части, непосредственно над одром, - еще одно изображение Христа, со спеленутым младенцем в руках.
 - Кто же этот младенец?
 - Так изображается душа Богородицы. Чистая, девственная, непорочная святая душа, которую Христос принимает для жизни вечной. Но вот что особенно интересно. Из предания мы знаем, что апостолы с честью похоронили Матерь Божию в пещере, как это было тогда принято, а пещеру завалили камнем. Но апостол Фома не смог быть на похоронах, и через какое- то время он появляется и просит, чтобы ему тоже дали возможность проститься с Божией Матерью. Они все вместе приходят к могиле, отваливают камень и обнаруживают, что пещера пуста, тело исчезло. И Церковь исповедует, что Господь не просто принял в рай Пресвятую Деву, но воскресил ее, взяв на небо во плоти.
 - То есть в этом празднике тоже присутствует идея преображения?
 - Идея преображения, и воскресения, и грядущей полноты Царства Божия. После Воскресения Христова смерть - уже не печальное расставание души и тела, когда тело уходит в землю, откуда оно и было взято, а душа отправляется в некое унылое место, уготованное ей если не для мучения, то для безрадостного загробного полубытия. Успение раскрывает нам смысл смерти: теперь это предвкушение Царства Божия, которое во всей полноте будет явлено в последние времена, когда умершие смогут воскреснуть и возродиться во всей полноте. И Пресвятая Дева не просто нас ободряет, а являет своим примером, что это действительно так. Она прожила свою земную жизнь именно так, как было задумано Господом. И именно поэтому стало возможным Ее преображение и телесное воскресение - то, что ждет всех нас после возвращения Христа.
 - В связи с этим хочется задать вопрос: как вообще христианин должен относиться к смерти? Ведь все-таки мы обычно воспринимаем смерть как событие трагическое и ужасное, боимся ее.
 - Человек был создан Богом не для того, чтобы умирать. Разрушение единства души и тела после смерти, независимо от посмертной судьбы души, - это нарушение первоначального замысла Господа. Человек некое единство души и тела. С другой стороны, смерть страшит еще и потому, что ни у одного человека нет опыта смерти, а все неизведанное нас обычно пугает. Но все же христианин не должен ждать смерти с ужасом, а принимать ее достойно: ведь за гробом нас ждет жизнь вечная, а в конце времен - и полное преображение, и телесное воскресение. Успение Пресвятой Богородицы тому пример.
Протоиерей отец Алексий Гостев, настоятель храма Святителя Николая в Аксиньино

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...