суббота, 18 августа 2018 г.

Преображение Господне в шедеврах мировой живописи

   Преображение Господне в шедеврах мировой живописи

Тициан Вечеллио. Преображение Господне. 1560 г. Церковь Сан-Сальваторе, Венеция. Источник изображения http://foma.ru/19-avgusta-preobrazhenie-gospodne.html
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Все Мое благоволение; Его слушайте.. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались, но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И, когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.» ((Мф., 17:1-9).

Дуччо ди Буонисенья. Преображение Господне. Маэста (алтарный образ). Сиена. 1308-11 гг. Лондон. Национальная галерея. Источник изображения http://foma.ru/19-avgusta-preobrazhenie-gospodne.html
Из всех остальных евангельских  эпизодов Преображение, наряду с  Крещением, представляет важнейшее событие земного пути Христа, поскольку в обоих случаях чудесным образом была не­преложно засвидетельствована его божест­венная природа, а сам он был назван Сыном Божьим. Евангельский текст содержит недвусмысленное указание на то, что в момент Преображения человеческой плоти Иисуса был сообщен божественный свет. Кроме того, согласно толкованию Евангелия, Преображение следует рассматри­вать как прообраз грядущего Воскресения: на это указывают приводимые в Евангелии от Марка (9:9) слова Христа, призывающие апостолов никому не рассказывать о проис­шедшем, «доколе Сын Человеческий не вос­креснет из мертвых». Преображение Христа обещает будущее преображение человечества и воссоединение «человеков» с Богом. В память о нем был установлен праздник, один из двунадесятых христианских праздников (отмечается 19 августа). Засвидетельствованный уже в VI веке, он почти тысячелетие отмечался исключительно восточной церковью, тогда как на Западе был официально установлен только в XV веке.
Первые живописные изображения этого евангельского эпизода появляются в Ранневизантийском искусстве в том же VI веке. Их иконографическая схема, сложившаяся в основном тогда же и закрепленная в большом числе мозаичных и фресковых компози­ций, икон и миниатюр, выглядит следующим образом.
Центральное место в ней занимает изображение стоящего на горе (с ней обыч­но отождествляют гору Фавор, или Табор, в Галилее) Иисуса, по сторонам от которого представлены склоненные фигуры пророков Моисея и Илии. Внизу, у подножия горы, лежат поверженные на землю апостолы (Петр, Иаков, Иоанн), чьи лица и жесты выражают испуг и смятение.
Иконографические варианты этой сцены допускали отдельные различия (например, в трактовке сияния, исходящего от Христа) и введение ряда побочных эпизодов (в част­ности, сцены вознесения Моисея и Илии).
В искусстве западноевропейского Средневековья изображение этого евангельского события появляется с IX века. Его иконо­графия в целом следует каноническим и ви­зантийским образцам, хотя все же содержит ряд новшеств. Так, Христос в западном, как и в византийском, искусстве всегда изображался фронтально, но обычно с воздетыми в молитве руками, в позе «оранта». Эпоха Возрождения, напротив, предпочи­тала несколько иную трактовку этого сюжета, классическим образцом которой мо­жет служить знаменитое «Преображение» Рафаэля. В этом случае фигура Христа, ок­руженная ореолом сверхъестественно яркого света, показана парящей над поверхностью земли, вызывая отчетливые зрительные ас­социации с иконографией другого евангельского сюжета — воскресения Христа.
Известно 20 изображений Преображения Господня в произведениях мировой живописи. Мы расскажем о самых знаменитых работах классиков.

ФРА АНДЖЕЛИКО. Преображение. 1440-1441. Монастырь Сан-Марко, Флоренция
Принадлежащая кисти флорентийского художника Раннего Возрождения Фра Анджелико, эта изумительная по силе своего художественного воздействия фреска являет пример достаточно внимательного следования иконографической схеме сюжета преображения, сложившейся в средневековом искусстве, но при этом содержит и ряд смысловых нюансов.
Так, например, окруженная ярким сиянием фигура Христа изображена с распростертыми руками, что служит для искушенного зрителя легко узнаваемым указанием на ожидающие Иисуса Страсти Господни.
Связь с темой распятия в этой работе Фра Анджелико усилена еще и тем, что рядом с Христом показаны благоговейно взирающие на чудо Дева Мария и Святой Доминик (покровитель монастыря, принадлежавшего доминиканскому ордену), помещенные на том же самом месте и в том же самом порядке, как обычно в картинах на тему распятия представляют Богоматерь и Иоанна Богослова.

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ (около 1430-1516). Преображение. Ок. 1487. Дерево, масло. 115 x 152. Национальная галерея Каподимонте, Неаполь
Итальянский художник Джованни Беллини - сложный и интересный мастер итальянского Высокого Возрождения. Виртуоз­ная живописная техника соединялась в его творчестве с авторской трактовкой рели­гиозных сюжетов. Джованни считается наиболее известным и даровитым из целого фамильного рода профессиональных художников Венеции. Его образы наполнены особой духовностью и впечатляющим морально-нравственным символизмом. Мастер отличается суровой основательностью и пластичной жесткостью рисунка, унаследованными от великого Андреа Мантеньи. Дар колориста, очень сочно написанные пейзажи, мастерство в передаче напряженной эмоциональной атмосферы сделали Беллини одним из самых влиятельных вене­цианских художников. Его учениками были Джорджоне и Тициан.
Эта картина — одно из высочайших достижений зрелого периода творчества венецианского мастера.
Данная работа очень напряженная по линиям: столпообразные фигуры, жесткая прорисовка холмистой местности с подчеркнуто темными тенями.
Складывается ощущение, что атмосфера картины про­низана суровостью, истинно религиозной аскетической ясностью, граничащей с фана­тизмом. Три апостола рифмуются и напоми­нают камни, сливаются с холмистой поверх­ностью пейзажа. Именно таким образом художник хотел иллюстрировать слова Спасителя о том, что апостолы, его ученики, должны стать оплотом христианства, нести Его слово людям.
В произведении ясно чи­тается композиционная символика: Иисус как человек и Бог соединяет своим сере­динным положением небо и землю. Пейзаж на заднем плане будто отсоединен от фигур, вдали живописец изображает будни людей, они, кажется, не видят происходящего чуда. Ученики на переднем плане служат свое­образными хранителями этого места.
ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ. Преображение. Фрагмент картины. Образ Иисуса Христа
Косая изгородь с прикрепленным к ней листком, cartellino (на нем можно прочитать подпись художника), отделяет от нас небольшую, покрытую травой площадку, нечто вроде авансцены, на которой разворачивается основное действие евангельской легенды. Это важнейшее новшество, нарушающее нормы иконографии: Христос и пророки впервые стоят не на вершине горы, а на лугу. Такая инверсия, на первый взгляд незначитель­ная, видоизменяет весь порядок художественной организации картины и даже ее смысловое значение.
Три ученика написаны в одной плоскости с Христом, Илией и Моисеем; традиционно их изображали на уступе горы ниже Спасителя как свидетелей, но не участников сцены.
Благодаря горизонтальному формату пейзажный фон картины получает большую, чем прежде, связность пространственного пост­роения, пейзаж плавно и постепенно развора­чивается в глубину. Круглящиеся линии очер­таний дорог, реки, холмов и изломов земной поверхности уводят наш взгляд вдаль, к под­ножию далеких гор. Описанное в Евангелии чудо предстает перед нами не в горних сферах, как прежде, но на земле, его участники в буквальном смысле «нисходят на землю». А это, в свою очередь, сообщает действию вид вполне правдоподобного события, про­исходящего в окружении сельской природы, трактованной, конечно, идиллически. Мир земной и мир небесный не разделены теперь непреодолимой преградой и не противостоят друг другу, но как будто сливаются воедино, и их соединение преображает будничный вид сельского пейзажа. Кажется, что сама приро­да в картине Беллини, исполненная торжес­твенного спокойствия и какой-то эпической ясности ритма своей внутренней жизни, сопричастна божественному началу.
Известно, что Беллини исполнил две трактовки «Преображения». Первая, более ранняя работа (1455-1460), долгое время приписывавшаяся Андреа Мантенье, хра­нится в городском музее Коррера в Венеции.
РАФАЭЛЬ САНТИ. (1483-1520). Преображение. 1518-1 520. Дерево, масло. 405 x 278
Данную алтарную картину Рафаэль писал по заказу кардинала Джулио Медичи, который был назначен архиепископом Нарбоннским, для городского кафедрального собора.
В этой картине дана совершенно иная, чем прежде, трактовка евангельского сюже­та. Мистическое преображение Иисуса по­лучает здесь признаки поразительного сходс­тва с изображением сюжета воскресения Спасителя: озаренная вспышкой яркого све­та фигура Христа свободно парит, не касаясь земли, на которой бессильно распростерты тела поверженных ниц апостолов. Используя сложные световые эффекты, Рафаэль также стремился придать евангельскому эпизо­ду вид истинно чудесного события, никоим образом не связанного с порядком земных явлений и происшествий. Не случайно в композицию введена и сцена исцеления бес­новатого мальчика. Ее сюжет заимствован из Евангелия от Матфея, где он следует не­посредственно за рассказом о преображении Иисуса. Изгнание Христом беса, обитав­шего в теле мальчика, можно рассматривать как символический прообраз того исцеления греховного человечества и его воссоединения с Богом, которому суждено произойти лишь после Страшного суда и окончательной побе­ды над дьяволом и над смертью.
Рафаэль закончить произведение не успел, поэтому его кисти принадлежит только главная сцена - Христос и апостолы Петр, Иаков и Иоанн на горе Фавор. Евангелие повествует Христос «возвел их на гору высокую одних и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежд Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Матфей,17:1-3).
Художник тонко передал и свет, который исходит от Христа, и ощущение, что Он поднимается ввысь, и ошеломление ослепленных этим видением апостолов. В нижней части картины, которую заканчивали ученики Рафаэля - Джулио Романо и Франческо Пенни, все погружено в полумрак. Здесь представлено исцеление апостолами бесноватого мальчика, и резкая светотень, патетичные позы и жесты теснящихся персонажей оказываются противопоставленными сцене вверху, изображенной светло и ясно.
Рафаэль умер молодым, в то время, когда работал над этим произведением.
«Преображению» было суждено стать последним произведением Рафаэля. В день похорон оно было помещено у его изголовья.
После смерти мастера она стояла у его гроба, и, по изумительному выражению Джорджо Вазари, «при виде живой картины рядом с мертвым телом у каждого из присутствующих душа надрывалась от горя». Рафаэль работал над этим полотном, пользуясь помощью учеников, и им же пришлось за­канчивать ее. Участие мастерской особенно заметно в исполнении фигурной группы в нижней части композиции (сцена исцеления Христом бесноватого мальчика).
Кошелев Николай (1840-1918). Преображение Господне. Мозаика Храма Спаса-на-Крови. 1890-е. Храм Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-Петербург. Источник изображения. http://eaculture.ru/scolios/2627

Источники:
Яйленко Е.В. Библия в мировой живописи./ Евгений Валерьевич Яйленко, кандидат искусствоведения. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 304 с. – (Сокровища живописи)
http://www.pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne-kartiny-ikony-i-freski - Здесь - Преображение Господне – картины, иконы и фрески
http://foma.ru/19-avgusta-preobrazhenie-gospodne.html  - Здесь - другие картины художников на тему «Преображение Господне»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...