суббота, 18 августа 2018 г.

Преображение Господне: Слово пастырей



Преображение Господне: Слово пастырей
   
Икона. Преображение Господа Иисуса Христа
Тропарь, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Кондак, глас тот же
На горе преобразился еси и, якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистая Плоти Твоея преславное Преображение.
Задостойник, глас 4
Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа.
Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко Плотоносец явися на земли и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем.
Святитель Филарет Московский
На день Преображения Господня
 
Митрополит Филарет (1783 – 1867) - епископ Православной Российской Церкви, крупнейший русский православный богослов XIX века.
Источник изображения http://golden50.ru/news/kalendar/yanvar/6-yanvarya-857.htm
Преобразился днесь Ты на горе, Христе,
И славу там Твои ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на кресте,
Страданье вольное Твое уразумели
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты — сияние Отца.
Святитель Феофан Затворник
Слово на Преображение Господне
Святитель Феофан Затворник. Источник изображения http://prihozhanka.ru/viewtopic.php?t=1321&start=220
Празднуя Преображение Господне, обязуемся усвоить себе значение его и в себе изобразить смысл его. Не для Себя явил Господь чрез преображение славу Своего Божества в человечестве, как Славный искони. Он хотел показать, до какой славы возводит Он в Себе человеческое естество, а чрез него и всякого человека: слава Преображения есть наша слава в Господе Иисусе Христе. Он как бы говорит нам: вот каковы будете все вы! Истинно слово Господа! Воистину таковыми пред­назначены [быть] все верующие во имя Его. Но явимся таковыми мы уже по Втором Пришествии Христовом, по воскресении всех и возустроении всяческих (обновлении вселенной), явимся, когда окажемся того достойными.
Спрашивается теперь, как же сделаться нам дос­тойными того?! — Надобно в сей жизни преобразиться внутренно... <...> Вот способ преображения! - Догматы веры усвоить и напитать ими свой ум; страсти искоренить вкоренить добрые расположения, паче же — возгревать в себе благодать благодатными в Церкви содержимыми средствами. Так будет зреть и преобра­жаться наш внутренний потаенный человек. Это наш Иоанн благодатный, Иаков праведный, Петр ревнивый в вере. Так исполняются и в нас закон и пророки (Лк. 16, 16) — Моисей и Илья!
А конец какой! Тот, о коем говорили они Господу: пострадавши и потерпевши в трудах по Богоугождению, внити в славу. Как бабочки красивые, прежде чем вылетят на воздух, бывают закрыты в клубочках, некрасивых на вид, так внутренний наш человек, когда действует по указанному, зреет, несмотря на грубую оболочку плоти и неблаговидную обстановку внешнюю.
Придет срок — сбросит он свою плоть дебелую, исторгнется из уз внешних, в коих держит его течение жизни сей, и воспарит горе — к Богу, в хор Ангелов и святых, чтобы присно в весели и радовании пребыть там до будущего всеобщего воскресения, когда начнется полное нескончаемое блаженство.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ПИМЕН
СЛОВО НА ПРЕДПРАЗДНСТВО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
 
Патриарх Пимен. Источник изображения http://fotokto.ru/photo/view/685455.html
Преображение! Какой это за­мечательный праздник: он свидетельствует о духовном прообразе человека, о его духовном совершенстве.
Одна из предпраздничных стихир призывает верующих измениться лучшим изменением, чтобы достойными взойти на гору Фаворскую и видеть славу Преображения. "Но как это возможно? - спросим мы.- Можно ли за короткий срок предпразднства настолько изменить себя?" И гора Фавор - далеко, и одним посещением ее невозможно достичь совершенства. Церковь зовет нас, братья и сестры, к духовному восхождению на гору Фаворскую,- восхождению нравственному, восхождению сердцем и благой христианской мыслью.
Почему необходимо измениться лучшим изменением? Потому что быть на Фаворе со Христом, даже мысленно, может не каждый. Потому что не каждый достоин видеть славу Божию.
Господь взошел на гору Фа­ворскую, как говорит еванге­лист, чтобы помолиться, и взял с Собой только трех Своих уче­ников. Евангелист перечисляет последовательно Петра, Иакова и Иоанна.
Петр был взят на Фа­вор, как камень веры.
Апосто­ла Иоанна Богослова по досто­инству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел лю­бовь и любовь проповедовал: "...Любите не словом или язы­ком, но делом и истиною" (1 Мн. 3, 18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся доб­родетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и особенно в изгнании на острове Патмос.
Третьим кам­нем Фаворской горы был апос­тол Иаков - образец терпения.
Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображе­ние Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору.
Святая Церковь, дорогие братья и сестры, зовет нас изменить свой образ жизни, и изменить в короткое время. Если ты жесток, стань милосердным: это будет доброе изменение. Если ты любишь только самого себя, научись любить своего ближнего, как самого себя. Это будет достойной переменой. Если жизнь приносит тебе скорби и печали и ты с большим трудом переживаешь ее бремя, то вспомни слова Господа нашего Иисуса Христа: В мире скорбни будете, но дерзайте... (Ин. 16, 33). Только дерзая, мы научимся терпению.
Если мы сумеем изменить себя лучшим изменением, то есть изменимся к лучшему, то мы, несомненно, окажемся дос­тойными мысленно взойти на Фаворскую гору и видеть славу Преображения Господня.
Однако вы знаете, что изменения могут быть разными. О Преобразившемся Господе сказано, что вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк. 9,29). Мы иногда полагаем, что одеть себя в хорошие одежды и так изме­нить свой образ - этого достаточно. Святая Церковь зовет нас к чистоте души и тела. Она призывает нас к тому, чтобы мы своим светлым лицом и добрыми очами радовали наших ближних, находящихся, может быть, в большей скорби, чем мы сами.
Праздник Преображения Господня зовет нас, прежде всего, к изменению нашего внутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что пост есть время покаяния.
К таким мыслям, дорогие бра­тья и сестры, пусть устремляет­ся ваше сердце и разум. И Гос­подь, Преобразившийся во сла­ве, по молитвам Пресвятой Девы Марии окажет Свою всесильную помощь в нашем духовном со­вершенствовании и очищении.

Архиепископ Вениамин (Пушкарь)
Из его книги «Священная библейская история»
Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь)
Исповедание веры апостолом Петром от лица всех апостолов вселило радость в сердце Иисуса Христа. Правда, у Него было лишь несколько истинных последователей, но и этого было доста­точно для того, чтобы основать Царство Божие на земле. Пусть это Царство в начале будет подобно одному зерну на великом мировом поле или капле закваски в огромной массе человечества, но зерно разрастется до конца земли и закваска медленно, но, несомненно, из века в век распространится на весь человеческий род.
Теперь Господь мог спокойно идти на Голгофу. Но перед этим нужно было еще укрепить веру апостолов в Его Божественное достоинство, чтобы, когда они увидят их Учителя распинаемым на Кресте, то не соблазнились бы о Нем, не потеряли веры в Него как Сына Божия, но уразумели бы в этом Его вольное страдание.
С этой целью Господь ведет Своих учеников к горе Фавор. Наступила ночь. Оставив апостолов и народ у подножия горы, Хрис­тос с Петром, Иоанном и Иаковом поднялся на вершину горы для молитвы. Здесь, на вершине Фавора, было спокойно. Все житейское и земное для них осталось позади. Над ними сияло звездное небо. Отойдя немного в сторону, Спаситель погрузился в глубокую молитву. Ученики же, немного помолившись, вскоре уснули.
Вдруг их разбудил необыкновенный свет. Проснувшись, они увидели, что этот свет исходит от их Учителя.
Во время молитвы Христос преобразился: лицо Его просия­ло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блис­тающими, как свет. Но Христос был не один: по правую и ле­вую стороны от Него стояли в небесной славе два ветхозаветных праведника - Моисей и Илия, которые беседовали с Ним о Его грядущих страданиях.
От такого видения учеников охватила благодатная радость, и апостол Петр, обращаясь к Христу, воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Мо­исею и одну Илии...» Но еще слова апостола были на устах его, как вдруг учеников осенило светлое облако, и они услышали из облака голос Бога Отца, свидетельствовавшего им о Христе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволе­ние; Его слушайте». Пораженные видением, ученики в ужасе пали на землю, но Иисус, подойдя к ним, сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда апостолы поднялись с земли, они увидели только своего Учителя в Его обычных одеждах.
Здесь, на вершине Фаворской, Господь на мгновение приоткрыл трем апостолам не только Свое Богосыновнее достоинство, но и показал им, в чем заключается цель и смысл всего мирово­го бытия. Во Христе Бог нераздельно соединился с человеческой природой, а через нее и со всем космосом. Поэтому преображение Господне - это знак будущего преображения человека и всего мира. И оно непременно наступит, когда на земле окончательно будет уничтожено зло и «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).
Но пока что зло царствовало в мире. Поэтому Господь с учениками сходит с горы Фавор, чтобы спасти и преобразить лежащее во зле бесноватое человечество.

Облако над Фавором
По свидетельству очевидцев, эти тонкое облако не производит впечатления обычного атмосферного явления, оно представляет собой именно облако света. Источник изображения http://journalpp.ru/%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%BE-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0
Мы видим знак особой милости Божией в том, что это дивное явление происходит в день православного празднования Преображения Господня. Оно словно подтверждает, что именно Православная Церковь является хранительницей Фаворского Света, прикоснуться к которому человеческая душа может через молитву, богомыслие и жизнь по Евангелию.
Преображение Господне произошло в Палестине, на горе Фавор. Высота её — 588 метров над Эзриэльской долиной.
Склоны её покрыты деревьями и кустарниками, весной она усыпана цветами. Летом в этой местно­сти вообще не бывает облаков А август здесь — самый засушливый месяц.
И тем удивительнее, что на праздник Преображения (19 августа по новому стилю / 6 августа по старому стилю) каждый год на небе над горой Фавор появляется облако. Оно спускается на православный храм, стоящий на верху горы и покрывает и сам храм, и людей, находящихся в нём. В описаниях очевидцев значится, что облакоподобные образования неожиданно приобретают высокую скорость даже в безветренную погоду и исчезают, достигнув церкви. Иногда эти облака озаряются светом, светящимися всполохами, похожими на грозовые, но без грома - представляющими собой яркую дугу с искрами и блестящими звездочками...
Это чудо происходит именно в день православного празднования Преображения (католики отме­чают его двумя неделями раньше).
Летом 2010 года специально созданная комиссия по изучению чудес, в которую вошли представители Московской Патриархии, ученые-историки и метеорологи, побывала в Израиле на горе Фавор, чтобы изучить это сверхъестественное явление. По всей территории монастыря были расставлены специально привезенные портативные метеостанции для измерения давления, температуры, влажности, точки росы. Научный сотрудник центра погоды «Фобос», основываясь на показаниях приборов, утверждал, что в этих условиях образование тумана невозможно. Но когда в храме началось Таинство Причастия, многотысячное собрание верующих во дворе монастыря накрыло неизвестно откуда взявшееся облако. Люди с воодушевлением поднимали к небу руки, осеняли себя крестом. А журналист, входивший в состав этой комиссии, направил в гущу событий объектив своей телекамеры и в окошке монитора отчетливо увидел колыхание туманной массы. Итак, даже у светских людей, вооруженных самой современной аппаратурой, не осталось никаких сомнений – чудо есть! (Подробно о чуде благодатного облака на горе Фавор написано ЗДЕСЬ http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/pro_prazdnik/dvunadesyatie_prazdniki/Preobrajenie/science_Favor.html )

Протоиерей Димитрий Смирнов
Значение праздника Преображения Господня
Отец Димитрий Смирнов
… Для многих крещеных и вроде бы верующих людей Преображение, к сожалению, до сих пор остается всего лишь яблочным Спасом, хотя нам надо твердо усвоить, что ни яблоки, ни виноград к нему ровным счетом никакого отношения не имеют. Про­сто все начатки плодов не только в новозаветной Церкви, но и еще в Ветхом Израиле приносились в храм для благословения. Люди раньше жили перед Богом, перед Ним старались ходить — и возникали обычаи, которые это отражали: земля производит плоды по промыслу и произволению Божию, а человек в знак благодарности приносил эти плоды в храм. Яблоки в духовном смысле не связаны с Преображением, просто они к этому празднику поспевают. Для многих же из нас принести яблоко, его освятить, а потом освященное съесть, становится самым главным в празднике и затмевает смысл духовного торжества, которое переживает Церковь.
И мы можем либо быть участниками Преображения, либо остаться со своими яблоками и больше, к сожалению, ни с чем — хотя они и освящены благодатью Божиею через окропление святой водой. Но, вкусив их, мы свою душу не спасем, потому что не возможно спасти душу никакой пищей, даже освященной. Можно пить ведрами святую воду и тоннами есть святые просфоры, но «Царствие Божие не пища и питие, но радость во Святом Духе». Поэтому то, чего требует от нас Господь, и то, чему учит нас Святая Церковь и чему в Церкви все должно служить, есть приобретение в сердце благодати Духа Божия, а не насыщение, пусть и праздничное.
Почему Господь пошел помолиться на гору? Молитва подобна восхождению на гору, поэтому Господь и дал нам этот образ. Он мог перед Своими учениками преобразиться в долине, в ущелье, в доме или на улице города перед всеми людьми и даже устрашить их Своим видом, но Он преобразился именно на горе и тем показал, что если мы хотим созерцать славу Божию — а истинная молитва и есть созерцание славы Божией, созерцание Фаворского света, исходящего от Бога, — то нужно предпринять труд восхождения.
Когда Господь преобразился, ученики увидели, что Он не один — Моисей и Илия, два великих пророка, беседовали с Ним. Моисей, основоположник писаний Ветхого Завета, давший заповеди народу, самый высокочтимый, самый славный в Израиле пророк, и Илия, прославившийся своей ревностью о Боге, также один из величайших пророков, пришествие которого перед страшным пришествием Христа Спасителя во славе ожидается всем миром, — склонили голову перед Христом Спасителем в знак смирения Ветхого Завета перед Новым. Они беседовали с Ним о том, что Господу надлежит пострадать перед тем, как навеки соединиться со Отцом в славе. А Господь часто говорил, что ученик не больше учителя, и поэтому каждый христианин, каждый, кто за Христом последует, обречен на страдания от мира сего. И во всем, даже в нашей обыденной жизни, в обычных занятиях, когда мы добровольно принимаем те скорби, которые ниспосылаются нам от Господа по Его благому промыслу, мы должны знать, что уподобляемся этим Христу и уничтожаем в нашем сердце греховные страсти. И этому тоже учит нас Господь Своим Преображением.
А бывает еще и так, и этому тоже учит нас сегодняшнее Евангелие и сегодняшний праздник: и причастился человек, и благодать получил, и ушел озаренный из храма. Но встретился с кем-то, стал разговаривать и начал делать как бы хорошее дело, призывать в храм, рассказывать, как здесь хорошо, как духовно, как здесь слово Божие льется. Прошло десять минут, и он видит, что в душе его пустота, куда-то ушло, улетучилось то, что он из храма принес. Все, что человек видел, чувствовал, что вошло в его душу, как через трубу каминную, вылетело в небо — и опять холодно и пусто на душе. Поэтому Господь и сказал ученикам, когда они спускались с горы: никому ничего никогда не рассказывайте о том, что вы видели. Потому что настоящие чувства всегда должны оставаться в тайне; и то, что мы получаем от Бога, наша внутренняя с Ним связь, наши беседы с Ним и те дары, которые Он дает, должны быть сокровенными в нашем сердце, они не могут быть достоянием кого-то еще. Апостолы твердо послушались Господа, они до самой смерти Христа Спасителя никому не рассказывали о святом Преображении. Только много лет спустя апостол Петр в своем послании упоминает о том, как Господь преобразился пред ними.
Если хотим получить от Бога телесного, Господь даст, освятит нам яблочко, яичко, куличик; если у нас что-то заболело, Господь согласен принять от нас водосвятный молебен — но надо знать, это не есть восхождение на гору. Восхождение — это постоянный труд души. Совершается оно незаметно для нас самих. Господь так и говорит: «Царствие Божие не приходит приметным образом». Человек никогда не может оценить свою близость к Богу, только Господь знает Своих. Многие думают: хожу в храм уже пять лет, а как был грешный, так и остался, даже еще грешнее стал. На самом деле, когда человек, ходя в храм, чувствует, что он стал грешнее, это и есть восхождение в гору. И чем выше человек подымается, тем дальше он видит, тем больше различает он в своей душе грехов. А когда взойдет на самую вершину, то увидит в себе грехов как песка на морском дне и получит непрестанный плач о них, потому что перед славой Божией, перед этим сиянием любой самый святой, самый чистый человек просто чёрен.
Вот такой сегодня праздник. На нас изливается бездна премудрости Божией, но каждый вместит в себя только то, что может. И наша цель заключается в том, чтобы с каждым годом, с каждым месяцем возможность восприятия Евангелия, правды Божией, света Божия для нас увеличивалась, чтобы наша жизнь была не скатыванием с горы, а, наоборот, восхождением на гору Фавор, где мы узрим славу Божию.

… Путь от первого прикосновения благодати Божией к сердцу человека до прихода человека в храм обычно бывает очень долог. Но даже и прийти в храм еще не значит взойти на Фавор и увидеть свет Господень. Это значит только подойти к подошве горы, а дальше должно начаться восхождение. Оно очень трудное, очень тернистое, нужно продираться сквозь множество испытаний, искушений. На этом пути все цепляет человека и тянет назад, потому что, живя своей жизнью, он успел пристраститься ко многим вещам. И эти колючки, встречающиеся на пути, тормозят его шествие, и видение Бога затуманивается. Но если человек несмотря ни на что, ни на какие препятствия хранит в себе отблеск Божественного света и начинает взывать к Богу, начинает молиться Ему, веруя, что Господь слышит каждое наше воздыхание и воспринимает каждую нашу мысль, то он получает ответ. И пусть это всего лишь вспышка, краткий миг, но этот сладостный миг общения с Богом он забыть уже никогда не может. Как человека ни воспитывай, как ему ни внушай, как его ни оболванивай, сколько его ни пре­вращай в животное, Господь, если захочет, может коснуться крылом Своей благодати сердца абсолютно любого и из любой жизни — самой ужасной, самой пьяной, самой блудной, вороватой — вызвать его к свету и показать ему путь. Этот путь молитвы, путь восхождения на гору человек должен проделать сам.
С восхождением на любую гору кругозор человека увеличивается, и чем дальше он идет в эту духовную гору, тем больше становится его кругозор, тем больше его опытность. И вместе с тем все тоньше и сложнее искушения и испытания, которые ждут его на пути. Но если человек верит свету, который он увидел, он понимает, что кроме этого света в жизни мало важного, потому что воистину никакое сокровище в мире не стоит одного мига общения с Богом. Мы должны искать Бога в молитве, прорываться сквозь сонливость, сквозь свою косность, свою лень, рассеянность — туда, на гору, наверх, на Фавор, где нас ждет слава Божия, где нас ждет блаженство. Нужна глубокая сосредоточенность на молитве, на устремлении к Богу, к свету, к правде, к истине, к вечной жизни. Конечно, трудно человеку рассеянному, греховному, больному собрать себя в такую струнку, но надо. Другого пути, чтобы узреть славу Божию, нет.

Источники:
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...