понедельник, 2 июля 2018 г.

Монастырь: Казанская Амвросиевская женская пустынь в Шамордино



Женская святая обитель России
Сильные и яркие впечатления, остающиеся в сердцах паломников и гостей после посещения обители, нередко передаются в стихах и песнях, с благодарностью хранятся в монастырском архиве, как драгоценные свидетельства искренней любви и понимания. Шамордино – не просто точка на карте России, но, как и всякая святая обитель – место соприкосновения человеческой души с благодатным Горним миром.              
***
Здесь на душе царит такой покой,
Что мнится: через много лет разлуки
Я возвратилась вновь к себе домой,
Где ждали эти свечи, эти звуки.
Тут так поют, что, кажется, душа
Ничем земным уж не отяготится,
Как будто отпевают, не спеша,
Все горе, что со мной еще случится.

Пусть мало тут пока насельниц есть,
Но, кажется, что с самого начала
Я о такой обители, как здесь,
Уже давным-давно еще мечтала.
Приеду ли сюда когда-нибудь
Иль, может, не судьба, как говорится,
Но навсегда запомню этот путь,
И эти песнопения, и лица.  Послушница Ольга (Коновалова), 1998 г.
Монастырь Казанская Амвросиевская женская пустынь, что в Шамордине, был основан преподобным Амвросием Оптинским в 1884 году. Строй обители, все ее порядки были установлены им самим. Первой настоятельницей и помощницей старца в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888), исполнявшая все строго по его указанию. В скором времени монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия в 1923 году. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии монашеская жизнь возродилась в Шамордине в 1990 году.
27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив в Казанском соборе торжественное богослужение, ставшее незабываемым праздником. Эту дату можно считать началом периода расцвета монастыря.
Скорбной страницей в истории этого благодатного времени стала безвременная и скоропостижная кончина дорогой и приснопамятной матушки игумений Никоны, настоятельствовавшей в Казанской Амвросиевской женской пустыни в продолжение двадцати двух лет. Она почила о Господе 28 мая 2012 года.
Под благодатным покровом Божией Матери, преподобного старца Амвросия, матушки Софии, и надеждой на молитвенное предстательство пред престолом Божиим ныне почившей дорогой матушки игумений Никоны, возрожденная Шамординская обитель продолжает жить и возносить смиренные молитвы о нашем земном Отечестве и православных христианах всего мира.

Главный храм монастыря. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преподобного старца Амвросия Оптинского. Проект разработан в мастерской архитектора Сергея Владимировича Шервуда (1858-1899). Собор заложили на месте первой, посвященной Казанскому образу Пресвятой Богородицы церкви, которая была перенесена на кладбище и освящена в честь Пресвятой Троицы. Величественный, 15-главый собор выполнен в «русском стиле». В 1902 году 11/24 октября Калужский Преосвященный Вениамин совершил его освящение. В годы лихолетья храм, как и весь монастырь, сильно пострадал: был осквернен и обезглавлен. С возрождением обители началось его восстановление.
4  ноября 2002 года в день престольного праздника в честь Казанской иконы Божией Матери в соборе была отслужена первая Божественная Литургия. В  2005 году 31 июля/13 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы и два придела: правый нижний —  в честь свт. Николая Мирликийскс и свт. Амвросия Медиоланского, левый нижний —  в честь сщмч. Игнатия Богоносца и сщмч. Поликарпа Смирнского.
Внутренний вид Казанского собора
В восстановленном в настоящее время соборе устроено пять престолов: три на первом этаже и два на; втором. Пока освящены только пределы первого этажа. Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной — вышивают плащаницы и хоругви. В первом ярусе иконостаса находится икона Божией Матери Казанская, написанная на святой Горе Афон настоятелем скита св. Николая Буразери иеромонахом Арсением. 31 августа 2010 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, архиеп. Владимирский и Суздальский Евлогий привез из своей епархии Казанский образ Пресвятой Богородицы — список с чудотворной иконы, которая находилась в монастыре в прежнее время, а сейчас утрачена.
Переданная икона находится в алтаре и выносится для поклонения только на престольные праздники. В соборе есть и еще одна чтимая Казанская икона. Она написана в Шамординской иконописной мастерской до закрытия монастыря в начале ХХ века и возвращена нашей обители 4 ноября 1998 года. Перед этим образом сестрами каждый час между службами читается акафист Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Перед алтарем с правой стороны находится икона-мощевик преподобных Оптинских страцев, а с левой — икона-мощевик основателей обители прпп. Амвросия Оптинского и Софии Шамординской. Также в храме есть икона с мощами свт. Иоанна Шанхайского. В настоящее время в соборе регулярно совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. Начало всенощного бдения накануне праздников в 18 часов, Божественной Литургии —  в 8 часов.
***
Тихий хор благодатно поет,
Пламенеют ко Господу свечи,
Слышишь ангелов легкий полет
В этот светлый задумчивый вечер?
Здесь все славит, все славит Творца –
Пенье птиц, и деревья, и травы;
Осеняет и наши сердца
Свете Тихий небесныя Славы.  01.10.2001г.

Усыпальница
За алтарем Казанского собора находятся могилки настоятельниц обители. До начала 20-х годов XX века на этом месте была усыпальница, устроенная в 1910 году по проекту губернского инженера Б.А. Савицкого стараниями благотворителя монастыря Сергея Васильевича Перлова. В феврале 1911 года в усыпальнице была погребена схиигумения Екатерина (Самбикина, 1842-1911). В октябре того же года в нее были перенесены ранее почившие настоятельницы: первоначальница обители схимонахиня София (Болотова, 1845-1888) и схиигумения Евфросиния (Розова, 1830-1904). В 1919 году здесь же была похоронена схиигумения Валентина (Розанцева, 1864-1919), последняя перед закрытием монастыря настоятельница. В одном из отделений усыпальницы в 1910 году, согласно завещанию, похоронили Сергея Васильевича Перлова. После закрытия обители усыпальница была полностью разрушена, сохранился только фундамент. В 2008 году склепы и захоронения, подвергшиеся осквернению и разграблению, приведены в порядок, останки почивших переоблачены и вновь захоронены с большим почетом и благоговением. Мощи начальницы обители схимонахини Софии перенесены в Казанский собор и помещены в деревянной резной раке за главным алтарем. 30 мая 2012 года в освободившемся склепе матушки Софии была погребена почившая настоятельница возрожденного монастыря игумения Никона (Перетягина).

Храм во Имя Пресвятой Троицы
Первый деревянный храм обители в честь иконы Божией Матери Казанская по благословению старца Амвросия был перенесен на монастырское кладбище и освящен в честь Пресвятой Троицы. Центральный иконостас главного престола Троицкого храма был одноярусным, деревянным, имел белую отделку с позолотой. Был также один придел в честь образа Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» с деревянным резным двухъярусным иконостасом. В этой церкви 12 октября 1891 года отпевали в Бозе почившего старца Амвросия. Троицкий — единственный храм, который был полностью разрушен после закрытия монастыря. От него остались только фундамент и каменный подвал. В мае 2005 года начались работы по восстановлению. 25 января 2008 года был освящен закладной — камень.
***
Все чаще болью у виска
Непостижимая тоска
До вздоха тяжкого в груди
Мне душу ночью бередит.
Молитва лишь несет покой,
Крестообразный взмах рукой,
Взгляд, устремленный на икону,
И шепот мой, подобный стону:
Молись за нас, святой Амвросий,
Твоей защиты, отче, просим,
Прими нас в уголок земли,
Где на холме стоит вдали
От шумных бурь, житейских драм
Несокрушимый Божий Храм.
Там замедляет бег свой время,
Там облегчает тяжесть бремя,
Там расточает запах миро,
Там дев, отрекшихся от мира,
С Христом навеки обвенчали,
Там утолят мои печали…Март 2005 года.

Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Богадельня построена в 1901 году на средства Анны Яковлевны Перловой по проекту калужского губернского инженера Б.А. Савитского. С восточной стороны каменной двухэтажной богадельни был устроен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», который сообщался с богадельней коридором. Освящение церкви было совершено Калужским архиереем Преосвященным Вениамином 25 октября 1902 года. В  богадельне призревалось до 60 сестер. С возобновлением монашеской жизни в обители этот храм стал первым в числе восстановленных. Освящен 27 мая 1990 года.
Внутренний вид Храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
В день Светлого Христова Воскресения 15 апреля 1990 года в этом еще разоренном храме было совершено первое богослужение. В короткий срок храм был подготовлен к освящению, которое было торжественно совершено 27 мая того же года. Во время Божественной Литургии матушка настоятельница монахиня Никона (Перетягина) была возведена в сан игумений. До 1998 года службы проходили на втором этаже храма. К 7 февраля, престольному празднику, храм и богадель­ню полностью реконструировали, восстановив исторический облик. Епископом Орехово-Зуевским Алексием было совершено второе освящение храма на первом этаже. Престарелые насельницы получили возможность жить в благоустроенном помещении богадельни и посещать богослужения. Все внутреннее убранство храма выполнено сестрами обители. Службы совершаются два раза в неделю: с четверга на пятницу и по воскресным дням. В остальные дни храм закрыт для посещения.

Богодельня
 
Через несколько лет стала вновь функционировать богадельня, где в настоящее время получают попечение и уход пожилые и немощные сестры обители, в домовой церкви совершаются службы.
Песнь паломницы
Такая есть обитель на земле,
Туда придешь осмеянный и битый,
С тоскою о загубленной судьбе,
И с головою трауром покрытой.
Там не попросишь, а тебе дадут,
Не постучишься, а тебе откроют,
И над тобой молитвы пропоют,
Как ангелы с небес у аналоя.
Приди в собор Казанский и постой,
Когда акафист Божией Матери читают.
Как там поют! От красоты такой
Какое сердце Бога не познает?!
Там тишина, Господня благодать,
И там всегда, как и тогда, в начале,
Спорит хлеба над полем Божия Мать
И утолит твоя печали.
Горят, горят кресты на куполах,
Звонят, звонят в святых монастырях,
Идут, идут монахи по Земле,
По нашей русской, по святой Земле.

Больничный корпус
По одной линии с богадельней, но на значительном расстоянии от нее находится больничный корпус, устроенный на средства А.Я. Перловой. Двухэтажный  корпус больницы на 60 кроватей возводился по проекту Б.А. Савицкого. Строительство было завершено к 1901 году. В больнице лечились не только монахини, здесь был открыт бесплатный  прием для  приходящих больных, а неимущие  получали  бесплатные ле­карства. После закрытия монастыря в здании больницы находился инвалидный дом, а в послевоенные годы —  школа. В  настоящее время больничный корпус полностью восстановлен. Здесь получают медицинскую помощь не только сестры монастыря, но и местные жители. На первом этаже находятся медицинский кабинет и стационар для больных, на втором этаже — золотошвейная и пошивочная мастерские.

Храм в честь иконы пресвятой Богородицы «Спорительницы хлебов»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана по просьбе преподобного Амвросия. Старец благословил ежегодно 15 октября совершать празднование этому образу. Храм в честь иконы «Спорительница хлебов» был освящен 15 сентября 1999 года. Находится на территории скита.
Шамординским сестрам
Вот монастырская ограда
Уже осталась за спиной.
Прощай, души моей отрада,
Я возвращаюсь в мир земной.
Где суета, заботы, стрессы
За мною мчатся по пятам,
И злобно радуются бесы
Моим безчисленным грехам.
Борясь с их кознями и властью,
Я покаянье приношу,
И тут же новой схвачен страстью
Опять безудержно грешу.
Всю душу стрелами изранил
Враг, что коварен и хитер.
И если жив я в этой брани,
То лишь молитвами сестер.  Август, 2005 г.

Дом-келия преподобного Амвросия Оптинского
Этот дом был выстроен для прп. старца Амвросия, который несколько раз в год навещал свое родное детище — Шамординскую обитель. В нем он жил и принимал не только сестер, но и многочисленных посетителей, стекавшихся к нему за советом и помощью. Этот дом стал и местом блаженной кончины старца, который прожил здесь целый год с 1890 по 1891. Сестры монастыря благоговейно чтили это святое для них место и сохраняли неизменной всю внутреннюю обстановку келий, а благотворитель обители С.В.Перлов, для защиты дома от разрушения решил обнести здание каменным чехлом-футляром. Строительство было завершено к 1910 году. После закрытия монастыря советскими властями дом был разобран, вывезен и собран в дер. Шамордино. (На его месте остался только каменный футляр, в котором были устроены гараж и магазин.) 15 октября 2012 года дом-келия был возвращен монастырю, полностью перенесен и собран возле храма в честь прп. Амвросия.

Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского
В прошлом веке на этом месте располагался дом-келия, в котором, приезжая в обитель, жил Старец. Здесь батюшка Амвросий отошел ко Господу 10/23 октября 1891 года. Благотворитель обители С.В. Перлов имел благоговейную любовь к памяти великого Старца и для того, чтоб сохранить на долгое время этот деревянный домик, было решено заключить его в каменный футляр. В 1906 году проект инженера Савицкого был утвержден, но строительство завершилось уже после смерти С.В. Перлова,в 1914  году.
В советское время деревянный дом, где жил и скончался преподобный Амвросий, был разобран и вывезен в деревню Шамордино, так что остался один каменный футляр, внутри которого были устроены гараж и магазин. Помня завет батюшки Амвросия приходить к нему в хибарку со своими нуждами, сестры очень скорбели, что это святое место оставалось в запустении. По благословению матушки игумений Никоны стали ежедневно читать акафист преп. Амвросию на крыльце сохранившегося кирпичного здания. С возрождением монашеской жизни в обители на месте кончины великого старца Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил устроить храм во имя преподобного Амвросия. 28 июля 1996  года состоялось его освящение, совершенное Святейшим Патриархом Алексием II.
Внутренний вид храма в честь преподобного Амвросия Оптинского
Почти все внутреннее убранство храма выполнено в монастыре. Сестрами обители написаны иконы для иконостаса и киотов, вышиты хоругвии и сделаны облачения для аналоев и алтаря, резьба по дереву выполнена по чертежам сестер. Здесь находятся: икона -мощевик прпп. Оптинских старцев, икона прп. Амвросия с частицей мощей и крест -мощевик с частицами мощей свт. Иоанна Златоустого, свт. Николая Мирликийского, прав. Матроны Московской и др. святых.
В храме в честь прп. Амвросия службы совершаются в будние дни. Богослужебный круг каждого дня начинается в 18 часов с вечерни. Утреннее богослужение начинается с 3 часов молебном ко Пресвятой Богородице и прп. Амвросию, затем служится полунощница, утреня, соединяющася с Литургией без расхода. Часы и Божественная Литургия начинаются около 6.30. По субботам в 15 часов совершается малая вечерня перед всенощным бдением, которое начинается в 18 часов в Казанском соборе. По воскресным дням после вечерни поется канон с акафистом прп. Амвросию (кроме седмиц Великого поста). Ежедневно между службами сестры читают в этом храме акафист прп. Амвросию Оптинскому.

Святые источники
Из исторических документов известно, что в Шамордине было несколько святых источников, но где они находились, в настоящее время не установлено.
Источник в честь образа Божией Матери «Живоносный источник»
6 июля 1998 года в монастыре под горой был освящен источник в честь образа Божией Матери «Живоносный источник», а в 2001 году на средства благодетелей была построена ведущая к нему деревянная лестница. Другой источник находится также под горой, но гораздо восточнее, под Казанским собором, и освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанская.
Источник, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери
Этот источник, как и «Живоносный», находится под горой, но гораздо восточнее, под Казанским собором и освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанская. Святая вода источника по молитвам и вере молящихся исцеляет болезни глаз.

Дом Сергея Васильевича Перлова
Дом С.В. Перлова (1836-1910), потомственного дворянина, московского купца, в котором он останавливался с семьей, приезжая в монастырь. Сергей Васильевич и его супруга Анна Яковлевна были духовными чадами прп. Амвросия Оптинского и благотворителями обители. На их средства возведены практически все фундаментальные монастырские постройки. Сергей Васильевич позаботился о том, чтобы в будущем обитель могла самостоятельно развиваться, он устроил для этого несколько мастерских: живописную, чеканную, золочения по металлу и дереву, золотошвейную, переплетную, ковровую, швейную, а также типографию и фотомастерскую. Для своих частых приездов Перловы испросили у архиерея разрешение выстроить за монастырской оградой отдельный домик. В настоящее время дом отреставрирован и используется монастырем как жилое помещение.

Трапезная
Монастырская трапезная расположена за Казанским собором. Это первая ка­менная постройка в монастыре, выполненная в «русском стиле» по проекту ар­хитектора Р.И. Клейна на средства С.В. Перлова. Построена в 1893 году на месте дома помещиков Калыгиных - первых владельцев имения Шамордино. Красивое здание трапезной, соединенное с собором каменным переходом, создает в монастыре как бы единую величественную парадную улицу, прекрасно сочетаясь со всеми последующими постройками. Стараниями супругов Перловых трапезная была оборудована новейшими хозяйственными приспособлениями и снабжена столовой и чайной посудой.
После закрытия обители в помещении трапезной располагался клуб, и за долгие годы запустения и разрухи здание сильно пострадало. В  1997 году ее вос­становили и освятили.
В  праздничные дни трапезная вмещает до 500 человек.
Внутренний вид трапезной
В настоящее время зданию трапезной снова возвращено его прежнее назначение. Здесь сестры готовят пищу и кормят насельниц обители, трудников и гостей. Во время трапез назначенными сестрами читаются жития святых или душеполезные поучения святых отцов. Просторный и светлый зал трапезной, как и в прежние времена, украшен комнатными цветами. Вдоль стен висят портреты: настоятельниц обители, монахини Амвросии (Ключаревой), которой принадлежало имение Шамордино до обращения его в монастырь, ее внучек Веры и Любы, крестным отцом которых был сам препо­добный Амвросий; Сергея Василье­вича Перлова и его супруги Анны Яковлевны (перед смертью приняла монашеский постриг с именем Ам­вросии) — главных благотворителей обители; схимонахини Софии (Болотовой); игумений Никоны (Перетягиной), управлявшей мона­стырем с первого дня его возрож­дения (27 мая 1990 года возведена в сан игумений) и почившей 28 мая 2012 года.

Водонапорная башня
За трапезной находится водонапорная башня, которая, с одной стороны, является органической частью всего ансамбля Шамординского монастыря, с другой — вполне самостоятельным памятником техники и промышленной архитектуры начала XX века. Водонапорная башня, как и каменный чехол над кельей прп. Амвросия, построена по желанию и на средства С.В. Перлова. Строительство башни относится к 1906-1910 годам (губернский инженер Б.А.Савицкий). Она должна была обеспечивать водоснабжение монастырских зданий. Это высокое пятиэтажное здание, квадратное в плане. Главной особенностью, делающей его поистине уникальным, является венчающий башню шатер, придающий ей, как и четверик, переходящий в восьмерик, внешне облик, схожий с обычной церковной колокольней. Сооружение дошло до нас в довольно хорошей сохранности и используется по своему назначению.

Деревянные сестринские келии конца XIX- начала XX века
В этих домах находились келии сестер монастыря. Из писем преподобного Амвросия известно, что он благословлял сестрам жить в деревянных домах на каменном фундаменте, возле которых можно было бы устраивать палисадники и огороды. Дома имели несколько входов: одно крыльцо выходило на центральную улицу, ведущую к храмам, а другое — к огородам. Несколько таких зданий сохранилось на территории монастыря.
Но 80-90% деревянных строений утрачено. В  довоенные и послевоенные годы они разбирались, продавались местными властями. После большого пожара в деревне Бабынино из монастыря было вывезено и поставлено в этой деревне 40 деревянных домов. По свидетельству очевидцев, местных жителей деревни Шамордино, они до сих пор сохранились городе Козельске и ближайших деревнях.

Источники:
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь: Набор открыток. -
Официальный сайт http://www.shamordino-m.ru/knigi/stihotvorenija.html Шамордино. Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь
Стихи с официального сайта http://www.shamordino-m.ru/knigi/stihotvorenija.html Шамордино. Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...