воскресенье, 1 июля 2018 г.

Архитектурный ансамбль Донского монастыря



Добрососедство стилей
Уникальный архитектурный ансамбль монастыря красив и, при всем разнообразии представленных в его сооружениях стилей, производит впечатление комплекса, созданного по единому замыслу.     
                
Донской монастырь. Вид сверху https://putidorogi-nn.ru/evropa/944-donskoj-monastyr
Это не случайно. За исключением самой старой постройки — Малого собора и храмов, возведенных после возобновления обители в наше время, практически все сооружения монастырского комплекса были построены, начиная с 80-х годов XVII столетия, всего за полвека. Для той поры, когда большинство фундаментальных сооружений создавались многими десятилетиями, 50-70 лет — период совсем уж небольшой. Именно это, по всей вероятности, обусловило формирование строгого плана территории.

Привлекательность архитектурного ансамбля Донского монастыря и сооружений, его образующих, заключается еще и в том, что здесь запечатлена постепенная смена стилей древнерусского зодчества, навеянная новыми взглядами на архитектуру при более тесном знакомстве со строительным искусством Западной Европы. Примечательно, что все этапы «европеизации» русской архитектуры в ансамбле Донского монастыря выражены достаточно четко.
Вид на башни и храмы  монастыря с ул. Донская https://putidorogi-nn.ru/evropa/944-donskoj-monastyr
Благодаря ажурным башням ограды и надвратным храмам Донской монастырь при первом взгляде на него производит «барочное впечатление». Между тем его ансамбль является характерным примером гармоничного взаимодействия самых разных стилей. Малый собор с его кокошниками радует взор своей «русскостью», рядом с ним возвышается внушительный «пятибанный» Большой собор, чуть поодаль — исполненная скромного достоинства ампирная церковь Архангела Михаила. Дополняют это архитектурное разнообразие небольшие храмы-усыпальницы, возводившиеся в то время, когда Донское кладбище было главным дворянским некрополем столицы.

Донской иконы Божией Матери Малый (старый) соборный храм
Этот собор, освященный в честь Донской иконы Божией Матери, был выстроен первым из всех зданий монастыря — именно поэтому он называется «старым». «Малым» собор именуют в сравнении с более поздним и внушительным по своим размерам Большим соборным храмом.
Донской иконы Божией Матери Малый (старый) соборный храм. Малый собор Донского монастыря, возведенный по велению царя Феодора Иоановича на том месте, где в обозе находилась походная Сергиевская церковь
Древнейшим храмом Донской обители является Малый собор. Он изначально был прост по форме — квадратный в плане объем, перекрытый ступенчатым сводом и увенчанный одной главой.
Несмотря на то, что царь Феодор Иоаннович повелел в свое время украсить храм «разными лепотами», убранство его не отличалось особым роскошеством. Образа были довольно скромные, вся утварь, как пишет Забелин, «не заключала в себе особенного богатства».
Первоначально Малый собор имел квадратный в плане объем. Приделы, трапезная и колокольня «с палаткою» появились лишь в XVII столетии.
Дореволюционный фотоснимок Малого собора
Но за этой кажущейся простотой скрыты уникальные особенности, которые возводят храм в ряд особо значимых для русского зодчества сооружений. Малый собор открыл собой целый ряд бесстолпных храмов, которые стали возводиться в XVII веке по всей России. При строительстве собора был использован весьма оригинальный прием — применен ступенчатый свод, снаружи украшенный «горкой» кокошников. Такой декоративный элемент использовался впоследствии при строительстве большинства новых храмов.
Суть композиционного замысла мастера, создававшего собор во славу победы над крымцами в 1591 году (им предположительно был зодчий Федор Конь), заключается в стремлении придать сооружению мемориальную значимость, добиться слитности и цельности силуэта. Если попытаться вообразить себе храм без последовавших в 1678-1679 годах переделок, несомненно, украсивших, но одновременно усложнивших первоначальный лаконичный замысел, то в нем выделяется, прежде всего, устремленность сооружения вверх, в чистоту неба.
С архитектурной точки зрения, Малый собор Донского монастыря интересен, в первую очередь, тем, что он явился одним из первых храмов с крещатым сводом. Изобретение такой конструкции свода позволило возводить бесстолпные церкви, увеличивая, тем самым, их внутреннюю площадь.
Донской иконы Божией Матери Малый (старый) соборный храм. Вид храма после реставрации 2016 года
В новейшей истории после закрытия монастыря в 20-х годах, Малый собор вновь был открыт для богослужения в 1946 году.
В памяти московских старожилов Малый собор остался как «единственный действующий храм Донского монастыря». Действительно, вскоре после Великой Отечественной войны, на фоне определенного «потепления» государственной политики в отношении Церкви, Малый собор открыли для совершения богослужений.
С 1949 по 1963 год в Малом соборе служил известный всей православной Москве протоиерей Николай Голубцов, составитель службы с акафистом Донской иконе Божией Матери. «Это был действительно "пастырь добрый", — вспоминал о нем С.И. Фудель, — отдавший всего себя заботе о своих многочисленных церковных детях. Их было множество со всех концов Москвы...
А он был со всеми ровен, со всеми тих, каждого принимал так, как будто он только и ждал этого прихода, чтобы отдать ему со всею щедростью свое дра­гоценное время и все душевные силы».
Чин мироварения совершается в Малом соборе Донского монастыря на Страстной седмице, а освящается миро в Елоховском Богоявленском соборе.
С 1949 года и по настоящее время на Страстной седмице в Малом соборе совершается чин мироварения. До революции мироварение совершалось в Кремле, в Крестовой патриаршей палате).
В Православной Церкви миро употребляется для совершения Таинства миропомазания, сообщая верующим дары Святого Духа, которые укрепляют их духовные силы. Кроме того, при освящении всякого нового храма святым миром помазуется Престол, а также само здание церкви и антиминс, на котором совершается Божественная литургия. Из ветхозаветной истории известно, что святым миром, составленным по повелению Божию, была помазана Скиния, миром помазывались и первосвященники, и пророки, и цари Израиля. В новозаветной Церкви святые апостолы преподавали дары Святого Духа через возложение рук на крещаемых. Со временем возложение рук было заменено миропомазанием. В книге Исхода перечислены некоторые вещества, входящие в состав мира: смирна, благовонная корима, благовонный тростник, кассия и оливковое масло. В новозаветной Церкви снятое миро изготовляется из многих благовонных веществ — в ознаменование благодатного многообразия даров Святого Духа, сообщаемых через миропомазание.

Донской иконы Божией Матери Большой (новый) соборный храм
Донской иконы Божией Матери Большой (новый) соборный храм
Главный храм Донской иконы Божией Матери — Большой (Новый) собор (1684-1698 гг.) — был построен почти на столетие позже Малого, когда монастырь получил щедрые пожертвования от царского двора и московской знати в честь новой победы над Крымским ханством.
Большой собор — один из самых внушительных храмов, строившихся в то время.
Заложенный в 1684 году по обету царевны Екатерины Алексеевны (старшей сестры Петра I), Большой собор Донского монастыря возводился первоначально на средства казны и довольно споро. К 1686 году он уже был сложен до глав, но затем строительство, как пишет И.Е. Забелин, «по случаю Крымского похода и за умалением казны монастырской было остановлено». Освящение собора состоялось лишь в 1698 году.
Композиция Большого собора уникальна для отечественного зодчества. В Москве подобный храм лишь один — это церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Узком http://monasterium.ru/2013-04-27-11-38-18/fotogalereya/vidy
Как и Малый собор с его крещатыми сводами, Большой собор в своем роде уникален для русского зодчества. Подобных храмов — когда к центральному объему, квадратному в плане, примыкают овальные башни, — в России очень мало. Наиболее характерно такое композиционное решение для храмов Украины. Там «пятибанные» (то есть пятибашенные) церкви — далеко не редкость.
Собор отразил в своем архитектурном облике исторические реалии: благодаря недавно произошедшему воссоединению Малороссии с Россией здесь появилось много мастеров, воспитанных в иных архитектурных традициях. Вероятно, именно они и возводили Большой собор Донской обители. Или же — как полагают некоторые исследователи — новые для нашего зодчества веяния были принесены на русскую почву нашими же мастерами, побывавшими на Украине.
В Большом соборе к центральному объему, квадратному в плане, с четырех сторон примыкают овальные в плане объемы. Храм завершен пятью главами, что позволяет ему господствовать над всем ансамблем монастыря. Лепестковая форма плана, постановка глав по сторонам света, чёткое поэтажное деление фасада, а также применение ордерных элементов свидетельствуют об использовании при сооружении Большого собора приёмов нового архитектурного стиля. Позже он будет именоваться «нарышкинским барокко».
Большой храм имеет высокий подклет и окружен галереями-гульбищами, которые в середине XVIII века сделали закрытыми. К ним пристроены паперти-лестницы.
Второй этап строительства начался в 1688 году, когда по царскому указу от 8 июня продолжили возведение собора и изготовление иконостаса.
Иконостас Большого собора — замечательное произведение русских мастеров.
Особое внимание во внутреннем убранстве собора привлекает резной иконостас, создававшийся в 1690-е годы.
Семиярусный иконостас «фряжского письма» и иконы создавали лучшие резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа — Карп Золотарев, Григорий Махотня, Родион Спиридонов, Андрей Михайлов и др. Освящение собора состоялось лишь в 1698 году, 21 августа, митрополитом Тихоном.
До 1922 года, когда большевики с «революционной беспощадностью» произвели реквизицию монастырских ценностей, многие иконы, находящиеся как в иконостасе, так и в приделах, имели серебряные оклады. Оклады эти имели особую историю: они были изготовлены из серебра, похищенного в 1812 году французами и отбитого у них донскими казаками.
Паникадило собора иконы Божией Матери Донская в Донском монастыре в Москве. 30 мая 2016 года. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=200900
На средства атамана войска Донского Даниила Ефремовича для храма сделали малое паникадило.
В 1748 году к южной стороне храма пристраивается ризница.
Здесь хорошо виден пол Большого собора, составленный из массивных чугунных плит
В 1752 году на вклады купца Кузьмы Замятина в храме были устроены чугунные полы из литых плит с шаблонным орнаментом, которые сохранились до настоящего времени.
В 1782 году при наместнике Аввакуме Миланковиче была начата роспись храма. В 1782-1785 гг. ее выполнил по «заданной идее» архитектора Василия Баженова итальянский художник Антонио Клаудо. Шестьдесят сюжетов Ветхого и Нового Заветов были помещены в живописные рамы и расположены в четырех ярусах. При содействии Министерства культуры России эти росписи были реставрированы уже в 1990-е годы.
В крипте Большого собора устроен храм в честь Сретения Господня. Освященный 24 сентября 1712 года, он стал усыпальницей для многих представителей грузинской царской фамилии Багратиони. В частности, в нем была погребена царевна Дареджан, на средства которой и совершилось устроение храма.

Храм Архангела Михаила
Недалеко от южной стены обители расположен храм Архангела Михаила.
Этот храм начал строиться еще в 1714 году. Освящен он был во имя преподобного Евфимия Великого. Средства на храм дал стольник И.И. Дурново. Первоначально Евфимиевская церковь представляла собой небольшой храм с одностолпной трапезной. Проемом в западном стене она соединялась с больничным корпусом (существенно перестроен в последней трети XIX века).
В 1806— 1809 годах по заказу князей Голицыных храм видоизменили до неузнаваемости и освятили его во имя Архангела Михаила. Храм строился архитектором И.В. Еготовым по заказу вдовы М.М. Голицына — Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой. Вклад на строительство фамильной усыпальницы сделал и князь Сергей Михайлович Голицын.
Храм Архангела Михаила
Михайловский храм возводился практически заново на месте небольшой больничной церкви Святого Евфимия (1714).
Новая церковь, выполненная в ампирном стиле. Классический облик церкви с парадным портиком, украшенным лепниной. Была освящена наместником Донского монастыря архимандритом Виктором 26 сентября 1809 года во имя Архангела Михаила, тезоименитого погребенному в нем генерал-лейтенанту М. М. Голицыну.
Храм Архангела Михаила. Крыльцо в псевдорусском стиле сооружено в 1895 году
На фронтоне церкви изображено «всевидящее око». Такое изображение помещалось на лицевой стороне медали «В память Отечественной войны», которой награждались герои войны 1812 года. Здесь похоронены князья Д. В. Голицын, Н. Я. Голицын, А. Г. Щербатов, а также Наталья Петровна Голицына — одна из прототипов старой графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. Михайловская церковь, будучи усыпальницей Голицыных исполняла функцию больничной.
 В 1894 году храм был поновлен — по решению архимандрита Власия были отремонтированы фасады, сделаны новые росписи, переделан иконостас.
В Михайловскую церковь были перенесены многие надгробия из Малого собора, и теперь она является своего рода хранилищем уникального собрания русской мемориальной скульптуры.
До 1990-х годов в храме располагалась экспозиция монументальной скульптуры помещенного сюда Музея архитектуры, представлявшая работы Ф. Г. Гордеева, И. П. Мартоса, С. С. Пименова и других выдающихся русских и европейских ваятелей.
Богослужения в храме были возобновлены 21 ноября 1991 года, вскоре после возвращения монастыря Русской Православной Церкви. Наряду с Большим собором, является одним из центров богослужебной жизни монастыря.
Вблизи храма построена водосвятная часовня, которая воспроизводит формы надкладезной беседки конца XIX века.

Надвратные храмы
Оба надвратных храма Донского монастыря — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя праведных Захарии и Елизаветы — были сооружены в XVIII столетии.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери над Северными воротами монастыря. Чугунная решетка, ограждающая паперть, сохранилась с первой трети XVIII века
Архитектура Тихвинского храма относится к переходному периоду от нарышкинского барокко к архитектуре петровской эпохи. Поэтому в ее облике можно найти черты как нарышкинского, так и петровского барокко. Возводилась над северными воротами в 1713—1714 годах, что само по себе заслуживает внимания, ведь в это время в Москве почти не строили каменных зданий, все шло в Петербург.
Наряду с традиционными приёмами — ярусной композицией храма «под колоколы», где третий ярус церкви предназначен для звонницы здесь присутствуют заимствованные из Европы декоративные мотивы. Храм создавался на иждивение царицы Прасковьи Фёдоровны, вдовы царя Иоанна Алексеевича, и его дочери царевны Екатерины Иоанновны.
Первоначально Тихвинский храм был богато украшен, в нем находился Тихвинский образ Божией Матери, выполненный царскими изографами на шелке. К сожалению, от изначального убранства храма к настоящему времени ничего не сохранилось. Тихвинский храм после возобновления монастыря был освящен 9 июля 1993 года, и с этого времени в нем ведутся богослужения.
Колокольня с церковью праведных Захарии и Елизаветы над Западными воротами (елизаветинское барокко, проект А.П. Ввлашева)
С вступлением на престол Анны Иоанновны в монастыре начинается строительство колокольни над Западными воротами (1730-1753), создание которой связывается с именами архитектора Андреа Трезини и московских зодчих Д.В. Ухтомского и А.П. Евлашева. Оформившая западную стену новая колокольня явилась образцом русского барокко середины XVIII века.
Декор колокольни с церковью праведных Захарии и Елизаветы получился довольно скромным — на предполагавшееся изначально пышное оформление не хватило средств.
Церковь Захарии и Елизаветы была освящена в 1755 году в нижнем ярусе надвратной колокольни. Колокольня с храмом Захарии и Елизаветы представляет собой характерный пример елизаветинского барокко.

Храмы - усыпальницы
Уже в первой половине XIX столетия некрополь Донского монастыря был весьма именитым. Храмы строились в обители представителями дворянских и купеческих фамилий в качестве семейных некрополей.
В храмах-усыпальницах служили довольно редко — лишь на престольные праздники и по просьбе родственников усопших. Таким образом, самому монастырю, для осуществления его богослужебной жизни, они были «не нужны». Однако и они, эти скромные или пышные храмы-усыпальницы, тоже формируют облик Донского монастыря, придают ему яркое своеобразие.
Среди наиболее ранних церквей подобного рода — храм во имя прп. Александра Свирского, построенного в виде классицистической ротонды к востоку от Большого собора в 1796—1798 годах. Он возводился на средства графа Н.А. Зубова.
Церковь Александра Свирского
С восточной стороны от Большого собора расположена церковь Александра Свирского, построенная в 1796-1798 годах на средства графа Николая Александровича Зубова над могилой А. Н. Зубова. Небольшой храм-ротонда поставлен на невысоком белокаменном цоколе и завершен строгим антаблементом. В 1812 году храм был разграблен и частично разрушен, его восстановили в 1820 году. В 1920-х годах его интерьер вновь претерпел разрушения. При обустройстве помещений под библиотеку здание понесло значительный урон, и только после реставрации в 1960-х годах сооружение приобрело первоначальный облик, однако внутреннее убранство утрачено навсегда.
Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника — усыпальница семьи Терещенко
Соседствует с церковью Александра Свирского храм прп. Иоанна Лествичника. Он возводился в 1896—1897 годах как часовня-усыпальница семьи Терещенко, выстроенный на средства генерала И.Ф. Терещенко, щедрого благотворителя монастыря.
В 1898 году часовня была переоборудована в церковь. Небольшая, нарядная, она является ярким образцом псевдорусского стиля в отечественной архитектуре.
Храм в 1992 году частично восстановлен и заново освящен.
Храм святителя Иоанна Златоуста и святой великомученицы Екатерины
Украшением монастырского ансамбля является церковь во имя Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины, выполненная в византийском стиле. Средства на строительство этой церкви, которая должная была стать фамильной усыпальницей Первушиных, выделила вдова фабриканта Первушина Екатерина Александровна, а проект составил архитектор А.Г. Венсан. Однако в качестве усыпальницы храм, возведенный в 1887—1891 годах, не использовался. Особенность церкви составляет двухъярусное основание. В верхнем его «этаже» располагался небольшой храм во имя вмч. Екатерины, а в нижнем — помещение, предназначенное для усыпальницы. После революции в церкви Иоанна Златоуста «квартировали» различные учреждения, а с конца 1940-х годов находились фонды Музея архитектуры.
Храм отреставрирован в 1991—93 годах. Алтарь церкви заново расписал архимандрит Зинон (Теодор)
Часовня Усыпальница семьи Левченко
В 1900-х годах на территории монастыря строится часовня-усыпальница семьи Левченко. Проект архитектора Р. И. Клейна, одного из самых плодовитых архитекторов рубежа XIX—XX столетий (автора здания ГМИИ им. А.С. Пушкина), выдержан в стиле модерна с чертами древнерусского новгородско-псковского храмового зодчества.
Часовня украшена мозаикой, выполненной по рисункам художника В.М. Васнецова. В часовне находится одна из особо чтимых святынь монастыря — мозаичная икона святителя Николая, которая почитается, как чудотворная.
Храм в честь преподобного Серафима Саровского и преподобной Анны Кашинской
В центре нового некрополя в 1903 году закладывается храм-усыпальница в честь преподобного Серафима Саровского по проекту архитектора И. С. Кузнецова. Этот храм стал первым храмом в Москве посвященным только что причисленному к лику святых преподобному Серафиму. К моменту окончания строительства храма в 1914 году нижний храм-усыпальницу решили освятить в честь вновь канонизированной в 1909 году святой благоверной Анны Кашинской.
В 1920-е годы на территории Донского монастыря существовал Антирелигиозный музей, при котором была секция приверженцев огненного погребения. Видимо, с этим было связано решение об устройстве в храме-усыпальнице в честь преподобного Серафима Саровского первого в Москве крематория.
В середине 1990-х годов начались работы по восстановлению храма. После выполнения возможных ремонтных работ в храме в честь преподобного Серафима Саровсвого и Анны Кашинской вновь начались регулярные богослужения.

Жилые постройки
Как всякий обширный монастырь, Донская обитель имеет целый комплекс жилых и хозяйственных строений.
Братский корпус
Наиболее яркими памятниками «нехрамового» зодчества в Донском монастыре являются корпус братских келий и дом настоятеля.
В 1758-1760 годах в монастыре строятся одноэтажные братские кельи, которые завершают формирование парадной части территории.
Братский корпус И. Е. Забелин описывает так: «Теперешние братские кельи, каменные, построены в один этаж в 1779 году. В середине здания находилась братская трапеза и кухня. Внутри по всей длине оно разделяется коридором, по сторонам которого расположены кельи... Линия их простирается от самого въезда в западные св. ворота до церкви Архангела Михаила и закрывает собою разные хозяйственные постройки, занимающие весь юго-западный угол монастыря… В 1881—82 годах над главным и больничным корпусами келий возведен второй этаж».
В настоящее время их фасад сохранил барочную отделку, хотя в 1891 году здание было надстроено по проекту архитектора А.П. Попова вторым этажом. В конце XIX века в братском корпусе размещались не только монашеские кельи, но и гостиница, и трапезная, которая была расписана сюжетами из истории монастыря. Сейчас эти росписи отреставрированы. В здании проживают монашествующие, размещены монастырская библиотека и паломнический центр. За братскими кельями находится хозяйственный двор обители, где также сохранились здания XIX века — квасоварня, каретный сарай и конюшня.
До постройки дома настоятеля настоятельские покои находились в корпусе близ западных ворот
Среди построек монастыря представляет интерес и дом настоятеля, который вместе с прилегающим к нему садом и кухонным корпусом (бывшей баней) формирует некий усадебный комплекс, характерный для жилой застройки Москвы середины XVIII века.
Дом настоятеля, расположенный между Большим собором и северными монастырскими воротами первоначально представлял собой одноэтажное каменное здание с деревянным мезонином. Главным украшением его интерьеров были богатые барочные росписи. К 1780 году настоятельский дом «подрос» на один этаж и в таком виде дошел до наших дней.
В XX веке в здании находились коммунальные квартиры, с 1980-х годов здесь ведется реставрация. В 2010 году начался второй этап реставрационных работ, и уже сейчас он принес добрые плоды: частично раскрыты росписи XVIII века, сохранившиеся под более поздними подшивными потолками.

Стены и башни
Донской монастырь не представим без своей массивной ограды, включающей в себя двенадцать башен, украшенных с изяществом и выдумкой. Средства на их возведение пожертвовал князь В.В. Голицын.
Северо-восточная часть ограды. Вид «сквозь» монастырский сад.
Стены Донского монастыря с 12 башнями были возведены в 1686—1711 гг. Вокруг монастыря возведены толстые стены, узорчатые круглые и квадратные башни (8 фронтальных и 4 угловые). Их возведение началось в XVII веке, причём 12 каменных башен пришли на замену деревянным. Стены башни-входа украшены красочными иконами и молитвами. Иконы изображают житие Святителя Тихона. Все башни Донского монастыря имели бойницы, а угловые выступали из стены.
Ограду строили по всем канонам русского оборонительного зодчества. Башни и стены имели бойницы, причем, в связи с развитием артиллерии, были сделаны отверстия для пушечных стволов. Угловые выносные башни на ¾ выходили из плоскости стен, чтобы была возможность их защиты. Вдоль всех стен изнутри существовали галереи, на которых в крепостях обычно находились стрельцы, а еще по галереям можно было обойти всю территорию монастыря. Первоначально галереи были открытыми.
Стены Донского монастыря весьма схожи с оградой Новодевичьей обители.
Стилистически стены и башни Донской обители близки к аналогичным сооружениям Новодевичьего монастыря, да и создавались они в один период. К тому времени угроза нападения врага (прежде всего — татар) на Москву уже миновала, благодаря каковому обстоятельству оборонительная функция монастырских стен умалена, а декоративная — напротив, «гипертрофирована».
Об этом свидетельствует и не столь значительная толщина стен и нарядные гульбища на башнях, украшенные белокаменными гребешками, характерными для московского барокко конца XVII века. В 1860 году открытую галерею стен покрыли железной кровлей "по деревянным стропилам". Средства на это пожертвовал архиепископ Евгений (Казанцев) пребывавший в монастыре на покое, но выполнявший обязанности наместника монастыря.

Новые храмы Донского монастыря
Храм во имя святителя Тихона с нижним храмом во имя святого благоверного князя Вячеслава Чешского. 1997
Святой патриарх Тихон провел в Донском монастыре большую часть своего заключения, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и "обновленцев". В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: "Ночь будет темная, долгая... Долгая..."
После обретения мощей Патриарха Тихона, в 1997 году на месте бывших братских огородов Донского монастыря был построен храм во имя святителя Тихона. Он представляет собой образец нового храмового строительства.
Покрыт храм в соответствии с новгородской традицией архитектуры XV века кровлей на восемь скатов. Увенчан храм луковичной главой на высоком барабане, декорированном в нижней части условными кокошниками. На южном фронтоне расположена композиция «Благовещение».
Росписи храма повествуют о жизненном пути Патриарха и его подвижнической деятельности. В храме помещены иконы царственных мучеников — членов царской семьи, причисленных Русской Церковью к лику  святых. Нижний храм во имя св. блгв. кн. Вячеслава Чешского освящен в честь небесного покровителя донатора храма. Современный иконостас здесь выполнен в традициях древнерусского искусства.
Святые мощи Патриарха Тихона положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.
Храм святого великомученика Георгия Победоносца. Построен в 2000 году
В память празднования 2000 летия Рождества Христова и 10-летия возвращения Донского монастыря Русской Православной Церкви возводится храм св. вмч. Георгия Победоносца.
Небольшой храм выполнен из кирпича. В плане храм представляет собой восьмерик и относится к небольшим постройкам ротондного типа. Углы восьмерика декорированы плоскими пилястрами. Венчается храм восьмигранной округлой крышей с массивным козырьком и ярусом колокольного звона, переходящей в цилиндрический барабан и луковичную главу.
Церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского. Построена в 2006 г.
В северной части монастыря на месте бывших монастырских огородов находится небольшой храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Храм был заложен по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Основные строительные работы окончены к 2006 году.
Небольшой храм выполнен из кирпича. В плане храм представляет собой равноконечный крест, с несколько выступающей в виде усеченного ромба алтарной частью и небольшим крыльцом с отрытой звонницей в западной части. Выступающие с четырех сторон небольшие фронтоны завершаются стилизованными килевидными закомарами, которые в основном объеме четверика переходят в щипцовое завершение. Венчается храм световым барабаном и луковичной главой.

Источники:
Донской монастырь. – М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь, УКИНО «Духовное преображение», 2012. – 96 с.
Донской монастырь.: Православные монастыри, путешествие по святым местам. Еженедельное издание Вып. 110. – М.: ООО «Де Агостин», 2011. – 31 с.
http://donskoi.org/about-monastery/architectural-ensemble Архитектурный ансамбль Донского монастыря подробно
https://www.liveinternet.ru/users/bykovvg1952/post383088622 Здесь много прекрасных фотографий храмов Донского монастыря

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...