понедельник, 4 июня 2018 г.

Свет победит тьму



«День за днем»: из Дневника православного священника
Сыны Света
         
Учитесь так жить, чтобы ваш взор всегда был обращен к свету, Свет же этот – Христос, сказавший: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Если мы будем ходить в этом свете, то станем сынами света, тьма потеряет над нами свою силу, и мы переселимся «от власти тьмы в Царство возлюбленного Сына Божия» (Кол.1:13).
Тогда мы сами будем светильниками, озаряющими мрак скорби в жизни других, и научимся с самых молодых лет творить дела любви, самозабвения, милосердия, сострадания к ближним. И сила света, в нас действующая, не оскудеет и в старости и озарит дни немощи, страдания и минуту перехода в другой мир.
Будем ежедневно воспринимать какое-нибудь слово утешения из Священного Писания, будем хранить в нашем сердце залог радостных, ободряющих мыслей; будем постоянно всматриваться в Евангелие, взирать на светлый образ Христа, и наша душа обратится в живой источник света и радости. Тогда радость в Господе и мир Божий, «который превыше всякого ума» (Флп.4:7), будут преобладать в нашей жизни, и мы предвкусим уже здесь, на земле, что «блаженство в деснице Его во век» (Пс.15:11).

Свет победит тьму
«Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5
Темная, непроглядная ночь окутала землю, грозные тучи застилают звездный блеск, и усталый, одинокий путник, пробирающийся через дремучий лес, не видит ничего перед собою; он близок к отчаянию, и ему кажется, что он никогда не дойдет до своей цели, никогда не проберется до обитаемого жилья. Вдруг среди густого мрака блеснуло что-то - где-то далеко загорелся огонек, и в душу странника сразу проник луч надежды, он смелее пускается в путь, и мало-помалу загорается перед ним один огонек за другим; он уже не один - он спасен. Цель кажется ему достижимой, перед ним открывается городок, к которому он спешит.
Не так ли бывает и в жизни? В истории человечества и в личной жизни каждого из нас бывают времена, когда все окутано густым мраком; грех, злоба, неверие, вражда, неправда - вся эта вражья сила приобретает как бы власть над всем человечеством и, застилая от нас всякий свет, не дает нам проникнуть в эту непроглядную тьму Но "свет во тьме светит, и тьма не объяла его" - она его объять не должна. Достаточно загореться одному огоньку, чтобы свет распространился далее; от одной искры может загореться множество огней, и вокруг нас снова станет светло.
Когда мы переживаем безотрадные времена, гнетущие нас своею тяжестью, Господу не угодно, чтобы мы поддавались мрачным мыслям. Он хочет, чтобы мы среди этого мрака, не унывая, стремились постоянно к свету и своим примером сияли ярким огнем правды и добра. Мы в жизни всего более нуждаемся в тихом сиянии любви, распространяемой теми, которые близки к ее источнику, к любви Божественной. Душа, приступающая ежедневно в горячей молитве к Престолу Всевышнего, несомненно, озарится лучом небесного света и исполнит указание ап. Павла: "преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12, 2).
Обновившись, она станет способна распространять вокруг себя тихое сияние любви и зажигать в других искру Божию. Тогда свет, наконец, победит тьму, и вечное солнце Правды взойдет снова над нами.

Светильник Божий
Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118, 105)
Когда мы проходим в ночное время через неосвещенное глухое пространство с фонарем в руках — путь наш освещается шаг за шагом; нам виден только один шаг, то местечко, куда надо ступить дальше. Так мы подвигаемся постепенно и безопасно вперед, хотя кругом непроницаемый мрак, — и наконец, достигаем нашей цели. Фонарь исполнял свое назначение — он освещал один шаг за другим на всем нашем пути.
Таким же образом Господь управляет нами; Его слово служит нам светильником на нашем жизненном пути. Оно бросает свет на дорогу под нашими ногами и дает его настолько, чтобы мы могли подвигаться бесстрашно шаг за шагом, день за днем вперед, к намеченной цели. Не всегда светит нам яркое солнце — нередко мы окружены непроницаемым мраком, но, не заглядывая вперед, заботясь лишь о сегодняшнем дне, мы всегда получим свыше достаточно света, чтобы этот сегодняшний день был нам ясен.
Исполнив смиренно наш долг сегодня, доверимся Господу и будем терпеливо ожидать Его света и на завтрашний день. Так подвигаясь, послушно, шаг за шагом вперед, имея всегда в руках оружие света Божия на каждый день, мы, с Божиею помощью, достигнем, наконец, того радостного дня, когда "не зайдет уже солнце твое и луна твоя не скроется; ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего" (Ис. 60, 20).

Свет Христов
«Ибо все вы – сыны света. Поступайте, как чада света» (1Фес. 5:5; Еф. 5:8)
«… и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день» (Пс. 138, 12)
Каждое растение обращается к свету, желая получить в нем свежие, живительные силы. Будем и мы всегда тянуться к свету, не останавливаясь на мрачной стороне жизни. Какое бы горе ни поразило нас, какие бы страдания ни терзали нашу душу, не будем унывать и, вечно поворачиваясь к свету, почерпнем в нем свежие силы и новую бодрость, чтобы идти на служение ближним, неся им свет и теплоту нашей любви и ласки. И будем помнить, что свет есть Сам Христос, имеющий такую же притягательную силу, как солнце для цветка. Он вызывает душу из мрака, и, когда она идет к Нему, Он влечет ее все сильнее, все ближе к Себе, ведет ее за Собою неразлучно и делает ее, в свою очередь, светом, т.е. отражением Его Света. «Тьма не затмит от Него» – чем темнее вокруг, тем ярче сияет свет Христов, и душа, Им просвещенная, несет светильник свой в темные места.

Во свете Христовом
«Открывает глубокое из среды тьмы, и выводит на свет тень смертную» (Иов. 12, 22)
Самые темные стороны нашей жизни всего яснее служат для откровения небесного света - вот что испытал на себе тот человек, который прошел по самому мрачному пути. То, что Иов постиг вследствие своих испытаний, тому учимся и мы с каждым днем: крест есть венец нашей славы; камень, который отвергли зиждущие, стал главою угла.
Вы ищете тот свет, который рассеет могильную мглу и осветит для вас жизнь загробную, но вы не понимаете, что сама смертная тень обратится в свет и что Он "выводит на свет тень смертную", как говорит Иов. Слова эти доказывают, что свет является именно тогда, когда мы думаем, что он исчез навеки. Мы, христиане, в образе смерти всего яснее видим образ жизни вечной. Не поражала ли нас вечерняя заря на темном небе? Не случалось ли нам быть свидетелями того, что, когда "земной дом, сия хижина, разрушается", тогда живее становится "жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2 Кор. 5, 1). Не испытали ли и мы на себе необычайную, неизъяснимую силу, непонятное для нас самих возрастание веры нашей именно в те тяжелые минуты, когда нам казалось, что мы покинуты всеми? В непосильной борьбе, среди мрака горестей и скорбей, мы только глазами веры могли узреть луч света; вера поддержала нас, надежда блеснула нам среди мрачных туч, и сама смерть стала для нас откровением другой, высшей, истинной жизни!
Не ропщите на окружающий вас мрак. Он даст вам понять то, что вы прежде не знали, - существование мира невидимого, силу, превышающую нашу человеческую силу, и из этого мрака послышится вам голос Господень: "Да будет свет" (Быт. 1, 3).

Свет любви
«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:14–16)
Спаситель указывает Своим ученикам, каким способом свет их должен светить людям, избегая двух крайностей: желание намеренно выставлять этот свет и желание скрыть его от людей.
Он говорит о том, что город, стоящий на горе, скрыться не может, т.е. что в них самих есть сила, которую они не могли бы скрыть и при желании. Эта сила сама собою является людям и дает им ощущать как бы видимое присутствие чего-то нового.
Как же можем мы постигнуть это? Как можем мы светить сознательно и бессознательно? Сознавая нашу силу и вместе с тем отвергая нашу силу? Господь разрешает это затруднение. Он учит нас светить другим, ничего не присваивая себе, но принося всю славу Богу «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Пусть ваша сила будет силой любви, той силой, которая умирает ежедневно, чтобы ожить в жизни другого. Да будет слово Отца вашего Небесного вашей славой, Его заботы – вашими заботами, ваша воля пусть сольется воедино с волею Отца и будет поглощена ею всецело. Да будет для вас величайшею радостью Его радость, величайшею скорбью – огорчать Его, сильнейшим вашим стремлением – служить Ему.
И действительно, достигнув этого, вы будете светить людям, как звезда на темном небе. Вы будете проводниками Его света, отражением Его Божественных лучей. Забывая о своем личном счастии, вы приобретете небывалую дотоле силу. Люди будут дивиться вашей силе, и вы сами больше всех будете дивиться ей, потому что сила ваша будет силой смирения, силой тех душ, которые распинают себя, силой любви.

Свет нашей жизни
«Господь будет для тебя вечным светом» (Ис.60:20)
Шебуев Василий. Рождество Христово
На старинной картине Рождества Христова Младенец Иисус представлен лежащим в яслях, Пресвятая Дева Мария нагнулась над Ним, Их окружают пастухи в немом благоговении…
Кругом темная ночь, пещера лишь слабо освещена фонарем. Но от Самого Младенца исходит сияние, которое бросает яркий свет на всю эту картину. Так бывает и в душе, омраченной горем, когда Христос воистину в ней пребывает. Свет, исходящий из Того, Кто Сам есть свет мира, в котором «нет никакой тьмы» (1Ин.1:5), озаряет глубочайший мрак скорби. Больше того, сама скорбь обращается в милость Божию, так как только через нее нам открывается источник духовной радости, сокрытый в обыкновенной жизни.
Не было бы темноты ночной – и мы бы не знали о существовании звезд. Не было бы скорби на земле, и мы лишены были бы того утешения, той неизреченной благодати, которую Господь изливает обильно на скорбящих.
При этом чудном свете все заботы, все нужды житейские, даже самое жгучее горе, отходят на задний план, – и просветленные наши очи благоговейно взирают на Самого Спасителя – Источника всякого утешения.

Свет в доме
«Зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15)
Слово Божие неоднократно учит нас служить светом для мира. "Вы свет мира", - говорит Иисус Своим ученикам, и "Я свет миру", - говорит Он про Себя; "светилам мира" (Флп. 2, 15) уподобляет и ап. Павел братьев своих во Христе.
Но это общее для всех правило обозначается еще точнее и определеннее в выше изложенном тексте: "и светит всем в доме". Первые и важнейшие наши обязанности относятся к самым близким нашим братьям, к домашним нашим, и мы должны прежде всего светить им.
Люди нередко гнушаются такой ограниченной деятельностью, которую они считают слишком мелкою и ничтожною. Они ищут славы и блеска, хотят быть маяком, светящим далеко над морем житейским, или ярким светилом, спасающим легионы погибающих братьев. Они презирают скромную долю светильника, который горит в убогом уголке и освещает своим слабым светом темного труженика. Напрасно пренебрегают они этим слабым светом. Неужели же Рука помощи, протянутая незаметно нашей меньшей братии, или слово утешения, сказанное у одра умирающего, озаряющее последним лучом его земные страдания, не стоят всей этой громкой славы, за которой они гонятся?
Многие воображают, что плоды христианской веры должны быть расточаемы далеко за пределы семейного круга. Напротив, тут-то мы и найдем им настоящее применение.
Вспомните, что Марфа среди своих житейских забот, пришла также к ногам Иисуса, которого уже слушала Мария.
Каждый должен в своем ближайшем кругу, как бы скромен он ни был, найти применение тем христианским добродетелям, которые отличают хорошег семьянина, любящую мать, покорных детей. Они украшают семейную жизнь, сглаживая все неровности земного пути и проливая на все окружающее тот ясный свет, который "светит всем в доме". Он согревает всех, потому что источник его есть любовь, исходящая от Самого Бога.

Луч Божественного света
"Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него" (1 Ин. 4, 9)
В тюрьме, в подземелье, в темном, сыром углу вырос плющ. Ни одна капля дождя или росы никогда не орошала его. Тщедушные, полусухие листья впивали в себя лишь гнилую влагу подземелья. Но с наступлением лета солнечный луч стал проникать и в это мрачное место заточения. И каждый день, в продолжение одного часа, этот луч согревал бедное, погибающее растение.
И вот жизнь стала просыпаться в нем, корни ожили, листья стали подыматься к свету; пожелтелый ствол наполнился свежим соком; пошли новые ростки. И тоненькая ветка, постепенно подымаясь все выше вдоль стены, достигла наконец узенького окна и, пробившись сквозь железную решетку наружу, на волю, целый день уже могла пользоваться живительными лучами солнца. Ветка эта росла и росла, пока не покрыла густою зеленью всю наружную стену тюрьмы, придавая красу и свежесть мрачному зданию.
Так бывает и с душой человеческой, заточенной во мраке греха и разврата. Когда луч божественной любви, проникая в нее, коснется ожесточенного сердца, в душе пробуждается радостный трепет, она оживает и растет, впивая в себя благотворный луч божественного света, и возрождается к новой жизни. Она, как ожившая ветка, одевается прекрасной свежей листвой и наконец приносит плоды праведности, во славу Божию.
Человеческая мудрость стоит высоко в истории народов. Но никакая философия не может воскресить мертвую душу. Наука в наши дни творит чудеса: все препятствия в природе уничтожаются, расстояния уж не существуют, под землею и под водами пробиваются пути. Через неизмеримые пространства ведутся переговоры. Небесные светила вычисляются и вымеряются с математической точностью. Но и самая точная наука не может разрешить великий вопрос жизни и смерти. Еще менее может она вернуть угасшую жизнь. Один Христос дает жизнь, "чтобы имели жизнь с избытком" (Ин. 10, 10).
Его слово, Его Дух обновляет, оживляет омертвевшую душу, в Нем одном спасение и пробуждение от греховного сна, ибо "верующий в Него имеет жизнь вечную" (Ин. 6, 40).

Луч Небесного света
«Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53, 4)
Когда под гнетом скорби нашей мы повергаемся к ногам Спасителя, мы повергаемся перед Тем, Кто Сам изведал все скорби. Когда мы взываем к Нему среди искушения, мы взываем к Тому, Кто Сам был искушен. Когда мы вздыхаем о злобе людской, нас слышит Тот, Кто Сам был огорчен ожесточением человеческим. Когда, уничтоженные ударом, отнявшим у нас любимое существо, мы скорбим о нем в нашем опустевшем жилище, нас видит Тот, Кто плакал над могилою друга. Когда в одиночестве мы напрасно ищем сочувствия в ближних, нашу сердечную тоску понимает Тот, Кто испытал одиночество и чья душа "скорбела смертельно" в саду Гефсиманском. И когда, в минуту слабости и сердечной боли, свет Божий скрывается от нас и нами овладевает ужасное сомнение, в этот темный час нас подкрепляет Тот, Кто восклицал в предсмертной борьбе: "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мк. 15, 34).
Когда Спаситель наш "взял на Себя наши немощи и понес наши болезни", Он шел по пути, который должен был привести Его к Голгофе. Теперь, как и тогда, Он расточает нам Свою неистощимую любовь. Блажен, кто проникнется этою истиною. Для него не будет уже ни тоски, ни одиночества, потому что Спаситель всегда с ним; не будет и горечи в его сердце, потому что он знает, что Господь поймет и то, что мы не в силах выговорить; он не будет знать ни слабости, ни страха, потому что, чувствуя над собою любящий взор Спасителя, он уверен, что никакое испытание в будущем не может отлучить его от любви Христовой.
Благословенно то мгновение, когда мы впервые преклоняем колени перед Ним в тишине уединения и не умеем еще, быть может, выразить словами нашу молитву, но чувствуем только сладость Его присутствия; когда мы и не просим о помощи, но знаем, что Ему все понятно и все известно; когда мы сознаем глубоко в нашем сердце ту истинную, неизменную, вечную любовь Божию, подкрепляющую нас в смертный час и озаряющую нас своим неземным светом. Да пошлет Господь каждому из нас луч этого небесного света.

Во Мне мир...
«Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ.6:25–26)
Как утешительны эти слова для каждого страждущего сердца! Мы часто находимся во мраке, вокруг нас все темно и грустно, в душу нашу свет не проникает ниоткуда; нам кажется, что все сложилось одновременно против нас. И вот иной раз, вдруг открывается «светлое лице» нашего Господа – и озаряет Собою все нас окружающее. Тогда свет Его разливается вокруг нас, входит в нашу душу, освещает все другим светом, и мы начинаем смотреть иначе на все то, что нас огорчало – и видим светлую точку на нашем мрачном небе.
И этим самым Господь дает нам мир – высшее благо, которого всякий жаждет, но без Господа достигнуть не может. «Во Мне мир имате» (Ин.16:33), – говорит Он, – и действительно, куда мы ни пойдем, что мы ни сделаем, нигде и ни в ком мы не найдем истинный мир, только в нашем Милосердом Спасителе.

Ангел мира и радости
«Любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13)
Когда любовь обитает в сердце, оно полно радо­сти. Любовь озаряет весь Божий мир радостной улыбкой. Всматриваясь в нашу жизнь, мы убеждаемся в том, что каждый прожитый нами день оставляет нас должниками – должниками любви и ласки к нашим ближним. Мы не отдаем им должного, никогда не отдаем вполне всего, что могли бы отдать.
Любить не значит только не делать зла, но значит делать добро, которое в наших силах.
Любовь к Богу вселяет в нас готовность всегда покорно исполнять Его волю, какова бы она ни была. Любовь к ближним побуждает нас служить и благотворить им беспрерывно. Любовь постоянно созидает. При каждом нашем прикосновении к жизни человека любовь чем-либо обогащает эту жизнь и придает ей большую цену в его собственных глазах. Человек чувствует, что стоит жить, когда он встречает любовь в отношениях с людьми.
Слово любви есть благословение, оно вдохновляет и возвышает душу. Исходя от Бога, любовь творит добро. Она – откровение Самого Бога. Любовь нисходит на землю, как Ангел Божий, Ангел мира и радости. Она звучит в нашей жизни, как небесная песнь, и сеет повсюду добрые семена, которые взойдут в вечности.
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), любовь не может не служить ближним. Каждый из нас, даже и тот, кто ничего не имеет, может любить и расточать любовь вокруг себя. Источник любви должен бить ключом, он стремится неудержимо из нашего сердца, находя применение всюду в делах любви.

Источники:
День за днем. Каждый день – подарок Божий: дневник православного священника. – М.: Сибирская благозвонница, 2015. – 477 с.
Фотографии с Интернет-ресурсов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...