понедельник, 21 мая 2018 г.

Отблески Света и Огня Божиего во Священном Писании



       Отблески Света и Огня Божиего во Священном Писании
Священное Писание изобилует выражениями, относящимися к свету, к Божественному озарению, к Богу, Которому прилагается наименование Света. Если Бога называют светом, так это потому, что Он не может оставаться чуждым нашему опыту. «Гносис» – познание Божественного на его высшей ступени – это опытное восприятие нетварного света, и это восприятие само по себе есть свет – «во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10).
«Свет – это идеальный огонь, стихия самого Бога. Подобно тому, как сфокусированный луч света, сам по себе невидимый, зажигает бумагу, Божественный Свет, нетварная энергия Бога, материализуется в виде огня там, где он концентрирует свою волю. Внематериальный Божественный Свет вызывает огонь при столкновении с материальным. Огонь, в свою очередь, служит источником физического света, напоминая о Свете его породившем». (Андрей Охоцимский)

…Святой Макарий Египетский говорит, что огонь благодати, возжженный Святым Духом в сердцах христиан, заставляет их сиять, как светильники перед Сыном Божиим. Этот Божественный огонь, соразмерный воле человеческой, то оживляется и сияет ярким светом, то уменьшается и не дает больше света в сердцах, омраченных страстями. «Невещественный и божественный огнь освещает души и искушает их... И ангелы, и служебные духи причащаются светлости сего огня... Огнь сей прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил».
Архангел Михаил. Икона из иконостаса Рождественского собора Курской-Коренной пустыни. http://www.vidania.ru/slovar/mihail_arhangel.html?sa=X&ved=0CDsQ9QEwE2oVChMI_925orKAxwIVRdwsCh2LSAdk
На страницах Библии оставлено множество свидетельств о явлении Божественного, нетварного света и огня.
В Священном писании имеется более 400 словесных упоминаний огня ("пир" в древне-греческих текстах), причем почти все они связаны с религиозным контекстом. Огонь фигурирует во многих ключевых эпизодах, в которых он обозначает Божественное присутствие и исполняет его волю. Пламенный меч преграждает Адаму путь в рай (Быт. 3:24). Меч Архангела Михаила из небесного огня и облечен властью отражать силы тьмы. С помощью огненного меча отсекается все недостойное и бесплодное, «всякое дерево, не приносящее доброго плода»
Появление огней в движущихся горшках сопровождает Завет Бога с Авраамом (Быт. 15:17). Из пламени Неопалимой купины раздается голос, сообщающий Моисею о предстоящей миссии (Исх. 3:2-4). Моисей получает скрижали на горе Синай, охваченной огнем (Исх. 19:18;24:17), причем Бог говорит из пламени (Втор. 4:12,33,36; 5:4,22; 9:10). Огненный столп указывает по ночам путь израильтянам во время странствия по пустыне (Исх. 13:21,22; Неем 9:12,19; Пс. 77:14;104:39; Ис. 4:5). Бог учит священников использовать огонь для жертвоприношений (Лев. 1-4). На огненной колеснице уносится на небо пророк Илия (4-я Цар. 2:11; Сир. 48:9). Языки пламени знаменуют дарование Святого Духа апостолам в день Пятидесятницы (Деяния 2:3). Огонь неоднократно используется Богом как оружие, защищающее или карающее. Вечный огонь угрожает грешникам. Основной лейтмотив темы огня в Библии хорошо выражается фразой «огонь пылающий – служитель Господа» (Пс. 103:4; Евр. 1:7).
Моисей перед Неопалимой купиной (икона XII века, синайский монастырь Святой Екатерины)
…Сей огнь видел Моисей в купине. («И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3: 2). Купина представляла собой низкорослый колючий терновый куст, не отличавшийся ни ростом, ни плодородием. Огонь был сильным и высоким, но ни сам куст, ни трава, ни цветы вокруг него, ни зеленые листья купины не сгорали, оставаясь невредимыми. из горящего куста явился Ангел и раздался Голос, поразивший его еще больше, чем несгораемый куст. Голос назвал Моисея по имени и обратил внимание на дерзость, с которой он, простой смертный, посмел прийти на Святую гору и приблизиться к Неопалимой Купине.
Ангел  просил не  подходить ближе и потребовал снять обувь, т.к. это место святое. Моисей не только разулся и не стал приближаться к несгораемому кусту, но и накрыл лицо платком, т.к. боялся смерти, которая, по еврейским поверьям, обязательно наступит, если кто-то увидит Ангела). Терновый куст или «Неопалимая купина» — это прообраз Богочеловечества и Богоматери и символизирует собой соприкосновение Бога с тварным существом.
На этой синайской иконе огромную роль играет свет. Иконописец сопоставляет три разных источника света: золотой фон, белые «света» на вершинах Синая и на лике Моисея, сияние Неопалимой купины. Примечательно, как подчеркивается свет на розовом плаще Моисея, который оказывается высветленным как от вспышки. Пророк пребывает в световом поле Неопалимой купины, приобщаясь к ее небесной энергии. Золотой, белый и огненный света взаимодействуют и одновременно дополняют друг друга, являясь лишь разными формами божественного света. Вместе они создают внеземное светоносное пространство. Особое сияние изображенного света позволило сотворить чудесный образ огненного, но не опаляющего Богоявления.
Моисей на Горе Синай. https://memegenerator.net/Go-Jesus
…Сей огнь блистал на горе Синай, когда Господь беседовал с пророком Моисеем. «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом…» и подтвердил, чтобы народ не порывался восходить к Господу, чтобы Господь не поразил его. «И сошел Моисей к народу, и пересказал ему». (Исх. 19, 3–5, 7–12, 16–19, 21, 25)
40 дней находился Моисей на горе Божией и получил от него основной Закон – 10 Заповедей, начертанных на каменных Скрижалях. Это время показалось народу слишком долгим и они усомнились в правоте пророка. Собравшись у Аарона они потребовали показать им бога, выведшего их из Египта, и Аарон, испугавшись их необузданности, собрал золотые серьги и отлил из них золотого тельца. Моисей, спустившись со Скрижалями с горы и увидев праздненство и поклонение идолу, разгневался и разбил, данные Богом Заповеди. Моисей жестоко покарал свой народ за отступничество, убив около трех тысяч человек, но просил Бога не наказывать их. И Бог смилостивился и говорил с Моисеем в скинии, и явил ему славу Свою, указав ему расселину, спрятавшись в которой пророк мог видеть Бога сзади, потому что лица Всевышнего видеть человеку нельзя.
Пророк Моисей. http://bssb.0pk.ru/viewtopic.php?id=52
…Само лицо Моисея воссияло светом так, что люди не могли смотреть на него. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились к нему все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало». (Исх. 33, 19–23; 34, 1–4, 5–8, 28–33)
Исходившее от лица Моисея сияние было результатом приближения к Богу: оно просветлило и очистило плоть пророка. Это чудо сияния явлено Богом для усиления веры израильтян в то, что за Моисеем стоит Бог, а Моисей отражает Его славу. Для того, чтобы они не видели, как сияние прекращается, Моисей полагал покрывало на своё лицо, ибо только видимое чудо сияния возбуждало разум бездуховных людей.
Лицо человека - это внешнее выражение того, что в его сердце, и лицо Моисея здесь просто отражало славу Божию в его душе! Сияние, исходившее от лица Моисея и его сердца, было результатом того, что он увидел только немного от полноты Божьей природы.
Когда израильтяне увидели, как изменилось лицо Моисея, они знали, что он имел сверхъестественное переживание. Его сестра, брат и прочие восклицали: "Этот человек был лицом к лицу с Богом!".
До этого Моисей уже был в уединении с Господом в течение сорока дней и ночей, но лицо его не изменилось. В тот раз он пришёл от святого Божьего присутствия, чтобы покончить с поклонением Израиля золотому тельцу. Никто тогда не видел, чтобы лицо его излучало сияние. Но позже, когда откровение Божьей славы стало для него реальностью, это изменило саму внешность Моисея!
По велению Бога Моисей сделал из камня новые скрижали, подобные первым, и снова поднялся на гору Синай. Там Господь дал ему еще законы, которые нужно было соблюдать еврейскому народу. Считается, что в книге Исход перечислены Заповеди, написанные на первых, разбитых скрижалях, а во Второзаконии – то, что было начертано во второй раз. Второй раз пророк Моисей пробыл на горе также 40 суток, без еды и питья. Когда он спускался с горы с новыми Скрижалями Завета в руках на его лице остался отпечаток сияния божественной славы, как будто бы от него исходили яркие лучи. Это заставило скептический народ поверить и принять Закон, ставший базой не только их веры, но и всего их жизненного устройства.
Фрагмент иконы «ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛЬИ» Урал (?), первая половина XVIII века. Ковчег, левкас, темпера, масло. Частное собрание http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=80421&order=asc&fullview=&pg=22&user_id=6624&show_all=1
…Сей огнь в виде огненной колесницы восхитил Илию с земли... «…вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11).
Святой пророк Илия - один из ветхозаветных пророков,  вестник божественного откровения. С малых лет он посвятил себя служению Богу. Призванный к пророческому служению, он стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. Пророческое служение святого Илии завершилось восхождением на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Илия вознесся «яко на небо» не собственной силой, но на огненной колеснице, при помощи ангелов, как писал святитель Фотий. Илия, как человек, не мог сам взойти на небо, и был вознесен ангелами.
На иконе  повозка объята пламенем. Кони устремлены в небо, а саму огненную сферу поддерживает ангел. Облако пламени, в котором стоит Илия — это продолжение ангельских крыльев, так что огонь и ангел — единое целое. Самое верхнее положение иконы занимает изображение Бога с благословляющей десницей.
Огненный шар — образ славы Божьей, а также — того ангельского мира, куда живым перешел Илия. Ту же идею подчеркивают несущиеся ввысь кони, объятые божественным пламенем. Колеса повозки — тоже намек на ангельское присутствие, ведь один из наивысших ангельских чинов — Престолы — изображаются именно в виде колес с глазами на спицах. На иконе изображен переход Илии в небесную славу. По преданиям, он вознесся телесно, и умрет лишь тогда, когда вернется на землю обличить антихриста перед вторым пришествием Христа.
Сошествие Святого Духа на апостолов
…Сей огнь действовал в апостолах, когда возглаголали огненными языками. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1—4).
Над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них.
«Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Так совершилось над апостолами крещение «Духом Святым и огнем», как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мф.3:11 (епископ Александр (Милеант)
Святой Дух освещает и освящает человека, наполняет его душу любовью, радостью добром, верой и терпением. Это тот Утешитель, которого обещал своим ученикам Иисус Христос незадолго до восшествия на крест. И в первый день после Пятидесятницы на апостолов с неба действительно сошел Дух Святой. И началось распространение христианства по всей земле.
Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
«Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события – сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (Рим.8 гл.)». (епископ Александр (Милеант)
Призвание Апостола Павла. Русская храмовая икона из собрания Феликса Комарова. http://rpczmoskva.org.ru/k-svedeniyu/prazdnik-obrashheniya-sv-apostola-pavla.html
…Сей огнь облистал Павла гласом, и просветил его ум, омрачил же у него чувство зрения, ибо не без плоти видел он силу оного света.
«1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя». Деян.9:1–7.
Всех бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он не всех, а одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастье, но чтобы открылось, что это было вполне действие Божественного Промысла.
Татьяна Соколова-Буланчикова
Призвание Апостола Павла

***
Вот закончится нудная тряска,
Он покажет им Новый Завет…
Но когда приближались к Дамаску,
Осиял вдруг невиданный свет.

«Что ты гонишь меня?» - с неба голос
Прозвучал, как раскатистый гром.
И упал он на землю, как колос
Перед сильным, высоким жнецом.

- Кто Ты, светом слепящим объятый,
Заслонивший все небо собой?

- Я – Христос, на Голгофе распятый.
Поднимайся и следуй за Мной! 10.07.2008
Протоиерей Николай Депутатов пишет о святых людях, чьи лица порою являли вовне лучезарное сияние внутреннего света душевной красоты:
«… восприятие света, в опыте явлений «внутреннего света», так же реально, как и восприятие света физического. В писаниях святых подвижников часто сообщается о созерцании ими этого невещественного, Божественного света. Проявление его иногда бывает так сильно, что он излучается вовне и воспринимается подобно свету видимому, делая сияющим самое тело подвижника.
Красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности дебелому и плотскому человеку никак не доступна. «У аввы Памво лицо сияло, как молния, и он был как царь, сидящий на престоле своем…».
Преподобный Сисой. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_44_10/topic_7538
Пред смертью аввы Сисоя, когда сидели около него отцы, лицо его просияло, как солнце… (Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем Преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. "Тебе, отче, нет нужды в покаянии", - возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное).
Некто встретился с аввою Силуаном и, увидев, что он лицом и телом светел, как Ангел, пал на лице свое… (Один из отцов рассказывал: «Однажды я беседовал с аввою Силуаном и внезапно увидел, что лицо его и тело озарились светом, как у Ангела; я пал ниц от этого видения)
Один брат пришедши в скит, к келье аввы Арсения, посмотрел в дверь и видит, что Старец был весь как бы огненный…
Мотовилов говорит преподобному Серафиму: «Не могу, Батюшка, смотреть, потому что из глаз Ваших молнии сыпятся. Лицо Ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли…»
Беседа Серафима Саровского с Мотовиловым
… Христианство не только религия любви, но и света. Христос учил о тайнах Царствия Божия, поучая законам вечной Божественной жизни, о «внутреннем свете» как о духовной Богочеловеческой жизни. Насколько душа ценнее тела, настолько свет внутренний, или духовный, важнее внешнего, физического и, обратно, настолько же внутренняя, духовная тьма опаснее, губительнее, ужаснее мрака ночи и слепоты. Теряющий внутреннее зрение утрачивает с ним вместе и вечную, Божественную жизнь, принадлежностью которой так же, как и жизни физической, является свет (Ин. 1, 4 и др.)…
…«Просвещение душевно-телесное нужно только в пределах пространства и времени. Между тем, какой смысл рассматривать под микроскопом инфузорию и не заглянуть ни разу в свою душу? Какая радость пользоваться электричеством и не видеть никогда дневного солнечного света? Свет внутренний, духовный не только просвещает, но и животворит. Мера внутреннего света всегда будет соответствовать степени нашего духовного роста. Обилие духовного света возможно лишь под условием высокого подвига. В этом мы убеждаемся на примере и учении святых, соединявших в себе с духовным превосходством и яркий, доходивший до внешнего осияния, блеск «внутреннего света».
Таинственна природа света внутреннего. Существо этого света Божественно-непостижимо. В своих высших обнаружениях «внутренний свет» есть свет Божественный. Он открывает тайны прошлого и будущего. Он вводит в постижение религиозных истин, умозрений, идей…
В своей непостижимой сущности духовный свет превыше всякой души. Он присущ духовному миру как целому. Чистое сердце, возвышенный ум, чуткая совесть – только средства к его созерцанию. Но сам по себе он «велия есть благочестия тайна» (1Тим. 3:16) в отношении нашего духа…
Христос во Славе. Икона. http://zna4enie.ru/opredelenie/chto-oznachaet-ikona.html
…пламенеющим Огнем будет сопровождаться Второе пришествие Господа Иисуса Христа (2Фес.1:8).
солнце еще не померкло, и луна не перестала давать света своего, и звезды не спали с неба; но, когда все сие произойдет, о том невозможно будет более ни писать, ни говорить. Человеческое сердце исполнится страха и трепета, человеческий язык онемеет, и человеческие очи вперятся в страшную тьму, в землю без дня и в небо без звезд. И вдруг в этой тьме явится знамение от востока до запада, с таким блеском, каким солнце никогда не могло бы засиять над нашими головами. И тогда увидят все племена земные Господа Иисуса Христа, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И вострубят воинства ангельские, и соберутся пред Ним все народы земли, трубы заиграют сбор, какого не было от начала мира, и призовут на Суд, который не повторится.
.. . Действительно, едим мы или не едим, практически ничего не меняется. Да, утихают в нас страсти, да, это очень нужный и правильный аскетический путь, выработанный Церковью, подвижниками для того, чтобы избавиться от страстей. Но это не главное. Не это в первую очередь приближает нас к Богу. А к Богу приближает нас милость и способность видеть в нашем ближнем Самого Христа, Спасителя нашего. Дай, Господи, нам сил, дай, Господи, нам внимания и старания и просвети очи наши, избавь нас от слепоты, дай видеть Тебя, и возгревать милость в сердце своем, и сподобиться Царствия Небесного. Аминь!
Богоматерь «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО» 1678 - 1680 гг. Москва. Архангельский собор. Икона местного ряда главного иконостаса. http://www.cirota.ru/forum/view.php?fullview=1&order&subj=70201
Наименования иконы восходят к написанному на иконе тексту Богородичен 1-го часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Как же прекрасны, возвышенны и светоносны слова этой молитвы…
«…
О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты – самое Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления…»
Итак, огонь одновременно и радует, и согревает, вместе с тем он страшен только для того материала, который горит. Но мы верим, что строим не из сена и соломы, но из золота и серебра, и что мы не потерпим урона. Будем жить этой надеждой.
"Как жжет солому луч небес сгущенный,
так всякий помысл, в сердце затаенный,
и грех во мне Ты можешь сожигать;
мой Дух Ты освящай!" (СДП. 502)
Господь хочет, чтобы наш огонь не угасал, чтобы горело наше сердце. Он хочет, чтобы мы зажигали сердца людей. Он проверяет и испытывает все в огне. Зажжем же светильники свои, загоримся первой любовью, приблизимся к Богу, и пусть Его огонь согреет наши сердца и уничтожит всякую нечистоту с тем, чтобы в день суда нам не быть постыженными. И будем помнить, что "страшно впасть в руки Бога живого!" - Евр. 10, 31.
Поэтому будем стараться быть "неукоризненными и чистыми чадами Божиими", сияющими в этом мире - Фил. 2, 15. И будем помнить, что туда ничто нечистое не войдет.

Источники:
www.dishupravoslaviem.ru Миссионерский православный портал
http://afonit.info/biblioteka/isikhazm/uchenie-o-netvarnom-favorskom-svete Священник Олег Климков, кандидат философских наук

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...