понедельник, 21 мая 2018 г.

Божественный свет и Огонь Благодатный



      Божественный свет и Огонь Благодатный
Источник изображения https://news.tut.by/world/347109.html?crnd=50031
 «… восприятие света, в опыте явлений «внутреннего света», так же реально, как и восприятие света физического. В писаниях святых подвижников часто сообщается о созерцании ими этого невещественного, Божественного света.
Проявление его иногда бывает так сильно, что он излучается во вне и воспринимается подобно свету видимому, делая сияющим самое тело подвижника. Красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности дебелому и плотскому человеку никак не доступна…»
(протоиерей Николай Депутатов «Простецкое Богословие»).
Нематериальный Божественный Свет порождает огонь при столкновении с материальным. Огонь кажется самостоятельным и почти одушевленным: он нуждается в питании, проявляет упорство и желание жить. Огонь способен к воспроизводству: он рождается, умирает и порождает себе подобных. Огонь активен и динамичен.
В Библии не сообщается о возникновении огня физического, говорится лишь о его использовании. Но огонь имел одно из первостепенных значений в жизни человека, как источник света в темноте и согревающего тепла, поэтому огонь пользовался у людей почитанием. В метафорическом понимании Огонь стал символом присутствия Бога и орудием Его могущества, применяемое Им как для оказания помощи, так и для наказания. "Бог есть огонь поядающий" (Евр. 12:28,29).
Подобно физическому огню, Божий огонь дает жизнь всему, гонит всякий страх. Господь согревает и уничтожает все нечистое и все, что не имеет значения в очах Его. Он дает радость во Святом Духе, плавит и делает мягкими наши жесткие сердца. В огне Он производит наше с вами очищение. Небесный огонь сжигает все греховное внутри нас.
Бога сравнивают с Огнем не только по причине Его славы или сияния Его образа, но и в силу Его гнева, поедающего грешника, как Огонь солому. Подобно тому, как огненный столп по ночам освещал народу Израиля путь через пустыню (Исх.13:21), Господь сотворит однажды и над новым Сионом «блистание пылающего огня» – благословляющего, охраняющего и освещающего (Ис.4:5; ср. Откр.21:23).
Он возжигает наши светильники, воспламеняет наши сердца любовью как и сказано: "Любовь есть пламень, весьма сильный, и большие воды не могут потушить любви" (Песн. Песн. 8, 6).
Великой тайной и непостижимостью овеян Благодатный огонь из Иерусалима.
Бесконечно разнообразие Божиих чудес, окружающих нас даже в повседневной жизни, хотя обычно мы их почти не замечаем или, заметив и удивившись, быстро забываем в текучке будней. Вот почему особенно важны для нас те немногие и редкие чудеса, которые случаются не внезапно и неожиданно, как и положено «обычному» чуду, но регулярно и периодически. Таких чудес мало, но они есть. И едва ли не самое удивительное из них – схождение Благодатного Огня в Иерусалиме на Гробе Господнем.
Оно происходит ежегодно и не перестает поражать и восхищать очевидцев, сподобившихся присутствовать при нем. Явление исключительное, фантастическое, невероятное, в высшей степени чудесное и впечатляющее. Первым свидетелем чудесного света во Гробе Господнем был апостол Петр. После известия о Воскресении Спасителя, он прибежал ко Гробу и увидел внутри не только погребальные пелены, но и удивительный свет. «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно». Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский.
Первым свидетелем чудесного света во Гробе Господнем был апостол Петр. После известия о Воскресении Спасителя, он прибежал ко Гробу и увидел внутри не только погребальные пелены, но и удивительный свет. «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно». Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский.
Храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня), сооруженный на месте, где завершился земной путь Христа. Источник изображения http://russian7.ru/post/pochemu-blagodatnyy-ogon-skhodit-tol
Сердцем Святой Земли является храм Гроба Господня, где невозможно не верить в реальность евангельских событий. «Кувуклия» означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте — в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного упокоения.
После захода Патриарха в Кувуклию интенсивность и частота голубоватых световых всполохов нарастает. Всполохи имеют характерные особенности: сверкает свет без видимого источника, никогда никого всполохи не ослепляют, отсутствует звуковое сопровождение (гром), характерное для обыкновенных молний. Невидимо сходит с неба свет к Гробу Иисуса Христа».
Существуют прямые свидетельства о картине возжигания Святого Огня.
В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь».
Константинопольский клирик Никита писал (947 год): «Около шестого часа дня, воззрев на Божественный Гроб Спасителя, Архиепископ видит Божественное светоявление: ибо чрез придел Ангела ему доступен вход в дверь. Улучив время для передачи оного света поликандилам, находящимся в святой церкви Божией, как он это обычно делает, он еще не выступил из Гроба, как уже можно было внезапно видеть всю Божию церковь, исполненную неприразимым и Божественным светом».
В первом дошедшем до нас свидетельстве русского человека о паломничестве в Святую Землю игумен Даниил рассказал о том, как он поставил в Кувуклии на Гроб Господень лампаду «от всей Русской земли», как проходила в то время церемония схождения Благодатного огня, так, что «не может быть такой радости человеку, какая бывает христианину, увидевшему свет святой... Свет святой не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится».
Трифон Коробейников писал (1583 год): «И тогда вси люди зрят благодать Божию, пришедшую с небеси на Гроб Господень, ходящу огню по доске Гроба Господня аки молния и цвет в нем зрится всяк: Патриарх же приступает ко Гробу держаще свещи вскрай Гроба, и снидет от Гроба Господня огонь на патриаршеские руки и на свещи. Тогда же и кадила христианские сами возжгошася, иже над Гробом Господним».
Иеромонах Мелетий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Мисаила, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. «Вшедшу мне, — сказывал он, — внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат "Господи, помилуй", не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются».
Источник изображения http://www.interfax.ru/world/558587
Благодатный огонь  в прямом смысле слова можно потрогать руками. То, что нам даются такие вразумления и такие счастливые моменты близости к этой огромной доброй силе, которая проявляется в виде схождения Благодатного огня, – одно из свидетельств милости Божией к нам.
Божественный Огонь – во благо, он так радует людей, что молодежь пляшет, беснуется, мы тихо плачем. Так что признак великой радости очевиден.
Очевидцы пишут:
«…еще не увидев Благодатного огня, я почувствовал его схождение в свое сердце. Это невозможно объяснить. И потом я это всегда наблюдал: огонь зримо мы еще не видим, но он уже сошел. За несколько секунд – порой за десять секунд, за семь – до того как его можно увидеть зримо, он уже есть в сердце. Я чувствовал это каждый год»
"И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь в алтаре кафоликона пылает! Вспышка и пламя - как огромный цветок. А кувуклия еще темная. Медленно - медленно, по свечам огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе храма на гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света". Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери гроба открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает благодатный огонь.
«…я ощущал всем сердцем, что чудо свершилось: Благодатный огонь снизошел. Вокруг всеобщее ликование. Всеобщее братство во Христе, во благодати Божией. Невозможно передать словами то, что творится с верующими в момент, когда с неба в Кувуклию сходит Благодатный огонь! Напряженное ожидание сменяется бесконечным восторгом. Люди плачут и смеются одновременно. Самые отчаянные (а вернее, те, чья вера особенно крепка) «умываются» пламенем, проводят им по лицу и волосам, чтобы убедиться, что первые несколько минут он действительно не обжигает. Из синих клубов дыма выплывают счастливые улыбки – чудо произошло! у некоторых свечи зажигаются сами собой. Объятый пламенем храм – зрелище невероятное!»
Святой Огонь обладает уникальным свойством: обогревает, но не обжигает! При этом надо отметить, что свечи при этом легко возжигаются от Огня и не обжигающий человека Огонь распространяется по Храму за счет возгорания свечей — одна от другой. От Патриарших свечей Огонь в течение нескольких минут распространяется по всему Храму. Паломники с горящими пучками свеч находятся в эмоциональном восторге.
«Этот огонь обладает особыми чудесными свойствами: в первые минуты он не жжет, его можно прикладывать к лицу, как бы умываться им. Я сам прислонял огонь к лицу. Говорить здесь о самовнушении бессмысленно: не могу же я внушить своим волосам, чтобы они не загорались от огня» (Архимандрит Рафаил (Карелин).
Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. "Все ярче и сильнее вспышки небесного света. Теперь благодатный огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад, ворвался в храмовые часовни, на голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над камнем миропомазания (здесь также зажглась лампадка. У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей. Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.
Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, - из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими. Что особенно замечательная не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это дарованное Богом знамение.
За всю историю схождения Огня не было ни одного пожара. И хотя никогда не бывает пожара обретение Благодатного огня – о Его Воскресении как обетовании вечной жизни. Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своем Воскресении.
Существуют и другие названия для чуда сошествия Благодатного Огня: Благодатный Свет, Священный Свет, нерукотворный Свет, Благодать.
Иисус Христос сказал: "Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся" - Лк. 12, 49. Речь идет об огне любви, и это нам очень близко и понятно.
Ученые любят шутить, что свет – самое темное место в современной физике. Природа электромагнитного колебания (это и есть свет по научной терминологии) остается загадочной и непохожей на природу всех остальных материальных явлений. Свет, по заключению ученых, – невещественная энергия, можно сказать, уже не материя, а нечто среднее между материей и духом. Следовательно, наука подтверждает, что свет и огонь – наилучший символ духовного мира.
Свет и Огонь Господень «выжигает грех», но не опасен для праведников. Жертвенный огонь исполняет ту же функцию, так как уничтожает перенесенный на жертву грех.
Диалектика огня и света позволяет интерпретировать возжигание огня Богом в разных случаях как действие Божественного Света, нетварной энергии Бога, на материю и грех. Адский огонь возникает как действие Божьего Света на грешную душу.
Наше естественное отношение к огню похоже на то, как верующий должен относиться к Богу: огонь одновременно притягивает и вызывает страх. Огонь фундаментально необходим, но и небезопасен. В силу этого сходства тема огня используется и в Библии и в духовной литературе с дидактической целью внушения верующим необходимого понимания того, как строить свои взаимоотношения с Господам, сочетая противоречивые элементы: любовь и страх, ожидание вечного блаженства и боязнь вечной кары.

Источники:


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...