четверг, 17 мая 2018 г.

Вознесение Господне



    В сиянии Света и Славы…
Икона. Вознесение. 1341 г. Самая ранняя из сохранившихся на Руси икон Вознесения из праздничного ряда Святой Софии в Новгороде
Вознесение Иисуса Христа — загадочное событие. После Своего Воскресения Он собрал ближайших учеников на Елеонской горе и на глазах у них покинул землю, скрывшись в облаке. Что же произошло? Богочеловек Своей смертью и Своим воскресением исцелил человеческую природу, а затем вознес ее к престолу Своего Отца. Теперь всякий человек может проделать тот же путь: подняться на небо и соединиться с Божеством. Праздник Вознесения, любимый русским народом, знаменует начало лета. К глубинному же смыслу этого события постоянно возвращаются христианские поэты, зодчие, богословы и иконописцы.
В. Кюхельбекер
Вознесение Господне
Божественный на Божием престоле;
Христос на небо, выше всех светил,
В свое отечество, туда, отколе
Сошел на землю, в славе воспарил.
Своих же не покинул Он в неволе,
Их не оставил в узах темных сил;
Нет! Слабых их и трепетных дотоле
Неколебимым сердцем одарил.
И всех стремящихся к Его святыне,
Горе на крыльях душ ему вослед,
Он свыше укрепляет и поныне:
Им песнь Эдема слышится средь бед,
Средь бурь, в юдоли слез, в людской пустыне
И так вещает: «Близок день побед!»
В. Кюхельбекер

Вознесение. Мозаика. XII век. Собор св. Марка. Венеция
Господь вознёсся на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Своим Отцем Небесным: «Иду уготовить место вам, и аще уготовлю место вам; паки прииду и поиму вы к себе да идеже есмь Аз, и вы будете». (Ин 14, 3) Эти слова вселяют в нас добрую надежду на спасение, ибо мы имеем на небе Божественного Заступника.
Господь вывел учеников из Иерусалима в Вифанию на гору Елеон и, подняв руки, благословил их, а затем стал отдаляться от них, возноситься на небо, «и облако взяло Его из вида их». И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили грядущее второе пришествие Христа Спасителя. Ученики поклонились Господу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (Лк. 24: 50-52; Деян. 1: 9-12). В нескольких строках евангелист Лука описывает Вознесение Господне, ставшее завершением искупительного подвига Спасителя. В соответствии со Священным Писанием и толкованиями святых отцов, смысл и значение происходящего раскрывается в иконе праздника.
Многообразные смысловые оттенки праздника Вознесения Господня нашли отражение в искусстве. Византийская и древнерусская художественная традиция впитала в себя богатое святоотеческое наследие, которое стало основой изображения Вознесения.
В Вознесении величие Спасителя удостоились видеть все Его ученики. Теперь, взирая на иконы, каждый человек может созерцать ослепительное сияние Богочеловека. Посмотрим и мы внимательно на образы Вознесения и разберемся в их непростой символике.

Христос на радуге. Фрагмент композиции Вознесения. Мозаика. Ок. 885 г. Собор Святой Софии. Салоники
В Соборе Святой Софии выделяется изображение Иисуса Христа во славе: Спаситель восседает на радуге, Его ноги также опираются на маленькую радугу. Это изображение основано на Откровении Иоанна Богослова, в котором апостол видел Бога, восседающего на престоле в окружении сияния, подобного радуге. Это образ Господа, который есть Свет всем верующим в Него. По словам святого Иоанна Богослова, в Царствие Божием, Небесном Иерусалиме, не будет ни солнца, ни луны, но только слава Божия будет озарять всех. Семь лучей радуги, на которой восседает Иисус Христос, - не только символ Его Божественной славы и власти, но также образ полноты бытия, они напоминают о семи первых Церквях, упомянутых в Апокалипсисе.
Символы и образы икон на тему Вознесения Господня подчеркивают сияние Света Спасителя. Сын Божий в золотисто-белых одеждах стремительно возносится на Небо. Ангелы поддерживают круг Славы, в который заключена фигура Иисуса Христа. На Него с мольбой взирают ученики. На их лицах отражаются разные чувства. Прежде всего, они испытывают удивление и даже изумление, поскольку, как сказал святой евангелист и апостол Иоанн Богослов, «никто не восходил на небо как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Только трое учеников — Иоанн, Петр и Иаков — видели Иисуса Христа в ослепительном сиянии Божественной славы во время Преображения на горе Фавор, и вот сейчас они все вместе созерцают величие Богочеловека. Апостолы переживают горе расставания со Спасителем: в них теплилась надежда, что Он всегда будет пребывать вместе с ними, но вместе с тем они исполнены радости, ведь Сын Божий возносится к Своему Отцу. Эти переживания усилены ожиданием новой встречи с Учителем, о которой поведали апостолам ангелы.
Эту сложную гамму чувств иконописцы передают разными средствами: одни апостолы вздымают вверх руки, словно тянутся к Спасителю, желая в последний раз прикоснуться к Нему, другие — застывают в недоумении и закрывают лица. И всегда волнение апостолов подчеркивает спокойная и молитвенно сосредоточенная фигура Богородицы в центре композиции.
Вознесение. Фреска. 1335 г. Церковь Богоматери Одигитрии в Печке Патриаршей. Косово. Сербия
Особые интонации в иконографию Вознесения привнесло палеологовское искусство со свойственным ему эмоциональным напряжением и тяготением к острым индивидуальным характеристикам персонажей. В эту эпоху было создано много новых иконографий, в которых нашли отражение важнейшие богословские проблемы, такие, например, как споры о природе Фаворского света. Образ Божественного света всегда имел большое значение в иконописи, но в этот период она буквально пронизана светом.
Божественный свет — это одна из божественных энергий, изливающаяся на человека благодать. Выдающийся богословов XIV в., святитель Григорий Палама, епископ Фессалоникийский, в своих трудах разъяснял действие Божественной энергии. Свет Божественной благодати, который увидели апостолы на горе Фавор, есть энергия Божественной природы. Бог по своей сущности остается непознаваем для человека, но Божественная энергия, как Божий дар, изливается в мир и становится доступна человеческому разуму. Приобщение к Божественному свету является способом Богопознания, истинным просвещением и соединением человека с Богом. Ведь энергия Божества неотделима от сущности Божией, как нераздельны Отец, Сын и Святой Дух, как неотделим луч от солнца и теплота от огня. Боговоплощение открыло перед человечеством возможность причастия Божеству. Смысл и значение стяжания Божественной энергии с особой силой раскрывается после Вознесения Христова, а следующее за ним Сошествие Святого Духа осуществляет эту связь до конца времен. Божественная слава, осиявшая апостолов в момент Вознесения, говорит святитель Григорий Палама, была явлением сущностной энергии Божества, поэтому сердца учеников исполнились не горем от расставания с Учителем, а радостью.
В палеологовском искусстве позы и жесты апостолов и Богородицы на иконах и фресках с изображением Вознесения отличаются значительной свободой и непосредственностью; между ними нередко разворачиваются своеобразные диалоги, отражающие различные оттенки восприятия события.
Взволнованность апостолов святитель Григорий Палама объясняет радостью о воскресении и вознесении на небо человеческого естества. Сама эта радость  по его мнению является началом воскремения и вознесения каждого верующего.
Вознесение. Миниатюра. Константинополь. Ок. 1061 г. Федоровская псалтирь. Британская библиотека. Лондон
Среди псалмов Давида присутствует множество указаний на евангельские события, в том числе и на Вознесение Спасителя. Поэтому многие строки псалмов могли сопровождать, как отдельные элементы иконографии праздника, так и развернутые композиции особого состава , соответствующие содержанию стихов.
Например, в так называемой Федоровской Псалтири, которая была написана в Константинополе около 1061 г. (хранится в Британской библиотеке в Лондоне), стих семнадцатого псалма: «И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра» соотнесен с изображением славы Христовой, которую возносят не только ангелы, но и херувимы. Двадцать третий псалом, в котором говорится: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!», иллюстрирован изображением ангелов, которые раскрывают двери небесные, куда в сиянии славы возносится Иисус Христос.
Фреска. Начало 1140-х гг. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Одно из наиболее ранних известных изображений Вознесения в русском искусстве – это купольная композиция Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Древнерусские фрески несколько отличались от византийской иконографии. Было увеличено количество ангелов, несущих мандорлу со Спасителем, изменены позы ангелов, они не парят, а торжественно шествуют, поддерживая над собой мандорлу, уподобленную гигантскому диску. Все это символизировало образ Небесной Литургии: «Вси языци восплещите руками, воскликните Богу гласом радования Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубнем» (Пс.46)
В произведениях древнерусской словесности есть немало сочинений, объясняющих смысл события Вознесения и раскрывающих его значение для человечества. Древнерусская письменность обогатила истолкование праздника Вознесения творениями святителя Кирилла Туровского, жившего в XII в. Святитель Кирилл писал, что в евангельской истории особо выделяются три чуда Господа: первое - Боговоплощение, пришествие на землю, Рождество, затем — Воскресение из мертвых и, наконец, — Вознесение на небеса. Самым удивительным из этих событий ему представляется именно Вознесение, поскольку Сын Божий восходит к неизреченному престолу Отца вместе с плотью. Кроме того, рассуждая о Вознесении, святитель Кирилл сравнивает Синайскую гору и Елеон, напоминая, что на Синайскую гору Бог сошел невидимо, а на Елеоне показал Себя явно, взойдя на нее с тьмами святых, все освящая и всех утешая. Туровский святи­тель, опираясь на пророчество Аввакума, сравнивает возносящегося Христа Спасителя с солнцем, лучи которого согревают Вселенную.
В своих сочинениях святитель Кирилл замечательно передает триумфальный характер происходящего на Елеонской горе: ангельские силы и архангельские воинства приносят облака крылами ветреными, чтобы взять от земли Христа Бога, а «Бог Отец ждет Того, Кого прежде имея в своих недрах. Дух же Святой велит всем ангелом Его: Возьмите врата небесные, да внидет Цесарь славы! Небеса веселятся, свои украшающе светила, да благословятся от своего Творца, с плотью сквозь те врата на облаках возносящегося».
Икона Вознесение. Андрей Рублев (?). Ок. 1408 г. Из Успенского собора во Владимире. Гос. Третьяковская галерея
Это икона Вознесения была написана для иконостаса древнего Успенского собора во Владимире и принадлежит к числу выдающихся произведений древнерусского искусства. Предполагается, что написал ее Андрей Рублев.
Богородица, апостолы и ангелы изображены на фоне светлых лещадок и оказываются таким образом на фоне золотого или синего неба. Горки воспринимаются, как единая горизонтальная линия, отделяющая верхнюю небесную зону от земной. Контраст между этими зонами подчеркивается и сравнительно небольшими размерами мандорлы, и почти полным отсутствием динамики в фигурах парящих ангелов. Кажется, что движутся лишь их заостренные, поднятые вверх крылья, но лишь для того, чтобы застыть высоко в небе. Обособленность и статичность верхней части композиции создает довольно неожиданное ощущение: кажется, что Спаситель здесь не возносится на наших глазах, а изображен уже вознесшимся, пребывающим на небесах. При этом Его фигура, написанная в легком повороте вправо, рождает ощущение динамики, властного действия, что подчеркивают развевающиеся складки гиматия. Широким жестом отведенной правой руки Спаситель благословляет мир, оставленный в ожидании Второго пришествия.
В нижней части по центру изображена величественная фигура Богородицы. Она словно находится в особом пространстве, отделенном от остального изображения светлыми одеждами стоящих за ней ангелов. Ее обособленность и торжественная отрешенность подчеркивается плавным, почти непрерывным контуром. Торжественны и замедленны жесты ангелов, указывающих на возносящегося  Спасителя.  Замерли внимающие им апостолы, они кажутся погруженными в свои размышления и внутренние переживания.
Здесь нет множества вздымающихся в небо рук, поскольку большинство из них спрятаны под одеждами или закрыты соседними фигурами. Свою руку к небу тянет только один апостол, стоящий за Петром. Помимо ангельских жестов, это, по существу, единственное связующее звено между верхней и нижней частями композиции. Светлый, словно пронизанный светом, колорит иконы тонко сгармонирован. Золото одежд и нимба Иисуса Христа подчеркивается глубоким синим тоном мандорлы. Этот цвет продолжен в синих хитонах несущих мандорлу ангелов, и находит продолжение в голубых рефлексах, лежащих на красном и зеленом гиматиях. Насыщенный синий цвет доминирует среди одежд в нижней части композиции (туника и чепец Богородицы и хитоны всех апостолов). Он глубоко переливается с неяркими оттенками зеленого, красного и желтого, а также светло-бирюзовыми одеждами ангелов, стоящих среди апостолов.
Вознесение. Фреска. Гурий Никитин, Си. ш Савин. 1680 г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле
В первой половине XVII изображение Вознесения часто входит в состав развернутых повествований о Воскресении Христовом, как итог искупления человечества. Например, на фресках церкви Илии Пророка в Ярославле (1680) при Вознесении кроме апостолов, которые изображены в нимбах на переднем плане, присутствует множество народа, а Богородицу сопровождают жены-мироносицы. В небесах помимо ангелов, возносящих мандорлу со Спасителем, парят ангельские силы: трубящие ангелы, херувимы и серафимы. Изображая удивленный ликующий народ, художник тем самым делал каждого молящегося и смотрящего на фреску сопричастником Вознесения. Следует напомнить, что некоторые святые отцы считали, что не только апостолы были свидетелями восхождения Господа на небо. О Вознесении Спасителя в присутствии праведников и множества народа, например, говорится в одной из версий «Слова на Вознесение Господне в четверток шестой недели по Пасце от пророческих указаний и о воскрешении Адама из ада» святителя Кирилла Туровского, которая сохранилась в рукописях XIII века (собрание Российской национальной библиотеки).
Туда, на небо, в место селения нашего Спасителя, и мы должны устремлять свои ум и сердце. Наше вечное Отечество там, куда взошел Господь наш Иисус Христос со своей прославленной плотью. Своим Вознесением Он ясно указал нам, что здесь, на земле, мы должны жить для неба, чтобы наша жизнь была шествием ко Господу. И тогда в день последнего Суда мы легко подымемся в вечное Отечество.
«Слава снисхождению Твоему, Спасе, слава Царствию Твоему, слава Вознесению Твоему, Едине Человеколюбче!».

Источник:
САЕНКОВА Е. М. Вознесение Господне. - СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 - 76 с.
Этот том из серии «Русская икона: образы и символы» рассказывает о богатой памятниками и многообразной иконографии праздника. Ярким, доступным языком, на высоком научном и богословском уровне смогла рассказать о ней известный специалист по древнерусской живописи Елена Михайловна Саенкова. Ее текст вкупе с многочисленными иллюстрациями не оставит равнодушным ни специалиста, ни того, кто только начинает знакомство с родной историей и духовным искусством. По достоинству оценят эту книгу преподаватели живописи, истории религии и основ православной культуры

Значение слова «МАНДОРЛА»:
Мандо́рла (от « миндалина ») — в христианском искусстве особая форма нимба , сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых ),  форма сияния славы.
Большинство учёных видит истоки христианской мандорлы в искусстве Древнего Рима и Палестины. Древнейшие изображения Мандорлы в базилике Санта-Мария-Маджоре и монастыре Латому датируются V веком н. э.
Изображение Христа в мандорле передает сияние славы Господней. Это же значение прославления имеет мандорла и в иконографии Успения Божией Матери . Подробное богословское истолкование « фаворский свет » получил в кругу исихастов.
Мандорла может иметь как вытянутую, овальную форму, так и форму круга. Цвет мандорлы, поскольку символизирует сияние, состоит из колец, расположенных в порядке высветления — либо к центру, либо к краям. Сама мандорла часто бывает изображена пронизанной тонкими золотыми лучами, либо эти лучи также могут быть написаны белой краской. Цвет мандорлы обычно сине-голубой или красный, белый или золотой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...