вторник, 15 мая 2018 г.

Свет – одно из Божественных имен



      «…Ты, Господи, весь сладость, весь свет и жизнь. Просвети нас светом Твоего Богоразумия…» (Из духовной сокровищницы протоиерея Николая Депутатова)
Явление нетварного света Божией благодати во время православного Богослужения. http://verapravoslavnaya.ru/?Aleksandr_Mileant_Gde_istinnaya_Cerkovmz
СВЕТ
– одно из Божественных имён, отражающее совершенство Бога: полноту любви, блага, ведения;
– действие Божественных энергий (именуется также Нетварным или Фаворским Светом)…
Свет служит в Священном. Писании символом знания, чистоты жизни, святости и радости. Свет настолько прекрасен, что дарит ощущение счастья.
Слово свет часто употребляется иносказательно в Священном Писании. Господь Иисус Христос нередко называется светом. Бог, по слову Писания, живет в свете неприступном. Сам Иисус Христос говорил ученикам своим:
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него нáчал быть, и мир Его не познал (Ин.1:9-10).
Я свет миру (Ин.9:5)
И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1Ин.1:5).
«… Христианство не только религия любви, но и света. Христос учил о тайнах Царствия Божия, поучая законам вечной Божественной жизни, о «внутреннем свете» как о духовной Богочеловеческой жизни. Насколько душа ценнее тела, настолько свет внутренний, или духовный, важнее внешнего, физического и, обратно, настолько же внутренняя, духовная тьма опаснее, губительнее, ужаснее мрака ночи и слепоты. Теряющий внутреннее зрение утрачивает с ним вместе и вечную, Божественную жизнь, принадлежностью которой так же, как и жизни физической, является свет (Ин. 1, 4 и др.)…» (протоиерей Николай Депутатов «Простецкое Богословие»)
Нетварный свет – светоносное действие Божественной благодати, явленное по великой милости Божией пророкам, апостолам, святым людям и подвижникам, мученикам, отдавших жизнь за исповедование веры во Иисуса Христа, сына Божиего.
Свет в православии под влиянием исихазма приобрел совершенно исключительное значение и особый смысл.
Все причастное к Богу пронизано божественным сиянием и светоносно. Сам же Бог в своей непостижимости и непознаваемости и по причине неприступности блеска Его сияния есть "сверхсветлая тьма".
Следуя учению св. Дионисию, этот свет «ни помыслить, ни описать, ни каким-либо образом рассмотреть невозможно».
Неизреченно соединяя человека с Богом, нетварный свет и есть благодать обожения – «свет обоживающий обоживаемых» (св. Григорий Палама).
«Озарение, или Божественная и обoживающая благодать, есть не сущность, а энергия Бога» (св. Григорий Палама). В этом свете человек видит сияние Божественной красоты и удостаивается беседы с Богом лицом к лицу.
Учение о нетварном свете было документально закреплено Православной Церковью в знаменитом Святогорском Томосе 1339г., составленном св. Григорием Паламой, подписанном старцами и игуменами Св. Горы Афонской, утвержденном на Соборе 1347г. При этом обоживающий нетварный свет был отнесен не к непознаваемой Божественной сущности (природе), а к Божественным действиям или энергиям.
«Просвещение душевно-телесное нужно только в пределах пространства и времени. Между тем, какой смысл рассматривать под микроскопом инфузорию и не заглянуть ни разу в свою душу? Какая радость пользоваться электричеством и не видеть никогда дневного солнечного света? Свет внутренний, духовный не только просвещает, но и животворит. Мера внутреннего света всегда будет соответствовать степени нашего духовного роста. Обилие духовного света возможно лишь под условием высокого подвига. В этом мы убеждаемся на примере и учении святых, соединявших в себе с духовным превосходством и яркий, доходивший до внешнего осияния, блеск «внутреннего света». (протоиерей Николай Депутатов «Простецкое Богословие»)
«Наш земной тварный свет может рассматриваться как некое отображение и тусклое подобие Света несозданного, бесконечно от него отличного, но вместе с тем реально, хотя и непостижимо, с ним сходного. Сам же несозданный Свет, этот первообраз света тварного, есть один из образов явления и раскрытия Бога в мире, иначе говоря, есть нетварное в тварном, реально, а не только лишь аллегорически в нем обнаруживаемое и созерцаемое святыми, как неизреченная Божия слава и красота.
…в явлении несозданного Света Бог открывается миру в образе нетленной и невещественной красоты, бледным отблеском которой является наш земной свет и тварная красота мира созданного. Бог, по учению Паламы, не есть нечто постигаемое одной лишь разумной способностью человека, Он есть источник и первообраз истинной красоты и, как Таковой, открывается миру в нетленном сиянии Своей Божественной славы».
(Священник Олег Климков, кандидат философских наук)
Свет Причащения Святых Даров. http://www.pravmir.ru/videhom-svet-istinnyiy
Благодать – нетварная Божественная энергия, сила или действие, в которой Бог являет Себя человеку, преодолевающему с её помощью грех и достигающему соединения с Богом. Само слово «благодать» означает благой, добрый дар, потому что только Бог является источником высшего блага.
Божественная энергия, «лучи Божества», о которых говорит Дионисий Ареопагит, творческие силы, пронизывающие мир и делающие познание о себе вне тварного, как свет неприступный, в котором обитает Святая Троица.
«Таинственна природа света внутреннего. Существо этого света Божественно - непостижимо. В своих высших обнаружениях «внутренний свет» есть свет Божественный. Он открывает тайны прошлого и будущего. Он вводит в постижение религиозных истин, умозрений, идей… В своей непостижимой сущности духовный свет превыше всякой души. Он присущ духовному миру как целому. Чистое сердце, возвышенный ум, чуткая совесть – только средства к его созерцанию. Но сам по себе он «велия есть благочестия тайна» (1Тим. 3:16) в отношении нашего духа…» (протоиерей Николай Депутатов «Простецкое Богословие»)
Свет Божией благодати. http://dishupravoslaviem.ru/chto-takoe-blagodat
Не говорите, что люди не видят Божественного Света
Или что это невозможно в настоящие времена!
Это никогда не бывает невозможным, друзья!
Но очень даже возможно желающим.
(Преподобный Симеон Новый Богослов. Гимн 27-й (125–132).
Святой Симеон Новый Богослов, сам не раз удостоившийся подобного видения, рассказывал об одном из них: «Все чувства ума и души моей прилеплены были к единому неизреченному веселью и радости от того превыспренного Света. Но когда безмерный тот явившийся мне Свет мало-помалу умалился и, наконец, совсем стал невидимым, тогда я пришел в чувство и познал, какие дивности внезапно произвела во мне сила того Света… Свет тот, когда является, веселит, и когда скрывается, оставляет рану и боль в сердце».
Благодатный огонь из Иерусалима в России, в Казани  http://www.pomolis.ru/content/view/669/19
Свет – это идеальный огонь, стихия самого Бога.  Подобно тому, как сфокусированный луч света, сам по себе невидимый, зажигает бумагу, Божественный Свет, нетварная энергия Бога, материализуется в виде огня там, где он концентрирует свою волю. Внематериальный Божественный Свет вызывает огонь при столкновении с материальным.  Огонь, в свою очередь, служит источником физического света, напоминая о Свете его породившем.
Огонь – наиболее загадочная из четырех стихий, с которой человечество имеет глубокие и многогранные взаимоотношения. Огонь кажется самостоятельным и почти одушевленным: он нуждается в питании, проявляет упорство и желание жить.  Огонь способен к воспроизводству: он рождается,  умирает и порождает себе подобных. Огонь активен и динамичен, он ассоциируется с мужским началом.   В дикой природе огонь встречается крайне редко - он является определяющим элементом именно человеческого бытия.  Его функции разнообразны и противоречивы: он разрушает и придает форму, соединяет вещества и разделяет их, способствует жизни и может отнять её. Психология отношения человека к огню также неоднозначна. Огонь тянет к себе но и пугает, с ним связаны как удовольствия, так и запреты, он является обыденным и таинственным одновременно. Он завораживает наблюдателя и вызывает особое чувство, в котором присутствует благоговейный трепет, чувство, напоминающее то, что мы испытываем по отношению к Божеству.  Связь огня с Божественным явно выражена в ранних религиях и философии древних.
Согласно богословскому словарю в Библии имеется более 400 словесных упоминаний огня… (далее и подробнее ЗДЕСЬ http://www.proza.ru/2011/12/04/32   Андрей Охоцимский   Огонь в Библии и в христианской традиции)
«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами бесконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем». ( Из наставлений святителя Серафима Дмитровского)
В конце каждой литургии православные христиане поют: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго…». Каждая литургия, каждая евхаристия, каждое причастие – возможность в той или иной мере оторваться от земли и увидеть то, ради чего стоит жить, не боясь никаких потерь и утрат. И не только верить, но реально ощущать, что смерть – совсем не конец, не уничтожение, не исчезновение, что она может и должна стать сначала успением, а затем пробуждением в Свет, когда и мы сможем сказать: «Господи, хорошо нам здесь быть…»

Источники:
www.dishupravoslaviem.ru Миссионерский православный портал
http://afonit.info/biblioteka/isikhazm/uchenie-o-netvarnom-favorskom-svete Священник Олег Климков, кандидат философских наук
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/yazyk/yazyk9.htm Языкова И. К. ЖИВОПИСЬ ИСИХАЗМА.Учение о Фаворском Свете и иконография

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...