четверг, 24 мая 2018 г.

Великий Праздник: Троица



Или Сошествие Святого Духа (Пятидесятница):
История, сюжет и почитание праздника
      
Иван Бунин
«Троица»
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных дугой в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат...
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат.
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.

Пятидесятница (Сошествие Святого Духа, Троица) — один из самых любимых в народе христианских праздников. В этот день на апостолов сошел Святой Дух - Третья ипостась Бога-Троицы поселилась в них и превратила неуверенных в себе, боязливых рыбаков в бесстрашных, готовых на любой подвиг проповедников Евангелия. Пятидесятница — день рождения Церкви, временная точка, в которой заканчивается земное служение Иисуса Христа, и начинается соединение человеческого естества с Божественным в церковной жизни.
Очень древний и очень торжественный богослужебный чин совершается на Пятидесятницу в православных храмах. С этим праздником связано множество благочестивых обычаев, которые сохранились в народе даже в годы гонений на Церковь.
После Воскресения Христова ученики Спасителя в течение сорока дней вновь виделись и беседовали с Ним. Он являлся им в саду у места Своего погребения, на берегу моря, на пригородной дороге. Проходя сквозь затворенные двери, Он неожиданно входил к ним в горницу, где они прятались от жестоких и пораженных духовной слепотой иудеев, дерзнувших на христоубийство.  Наконец, Господь возносится на небо, как об этом пишет св. Лука в Деяниях апостолов (Деян. 1:9), обещая послать Своим учеником другого Утешителя — Святого Духа, Который научит их исполнять все то, что заповедал Христос. «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Духа истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (11н. 15:26).
Святой Дух есть Бог, Божество, Третья Ипостась Пресвятой Троицы. До Своего нисхождения на апостолов Он действовал в мире как животворящий Дух и Господь, «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь», — читаем в библейской книге Иова (Нов. 33:4).
Этимасия (Престол) со Святым Духом в виде голубя. Мозаика. XI в. Греция. Монастырь Хосиос Лукас. Фокида. Греция
Дух Святой действует в священной истории как Ипостась (т.е. Личность), — говорят святые отцы. Например, святитель Григорий Богослов в своем Слове «О Святом Духе» пишет: «Дух и действует (1 Кор. 12:11), и говорит (Мф. 10:20), и отделяет (Деян. 13:2), и оскорбляется (Еф. 4:30), и бывает разгневан (Исх. 63: 10), и производит все то, что свойственно Движущему, а не движению».
Святой Дух всегда сопутствовал Христу в Его земной жизни и служении. В самом начале проповеднического пути Спаситель провозглашает, что пророчество Исайи о грядущем Мессии (Небесном Царе- Помазаннике) относится к Нему. В подтверждение этому Он свидетельствует: «Дух Господень на Мне...» (Лк. 4:18). Мысль о единстве Христа и Святого Духа святитель Григорий Богослов толкует следующими словами: «...Рождается Христос — Дух предвещает (Лк. 1:35), крещается Господь — Дух свидетельствует (Ин. 1 33-34); искушается Христос— Дух возводит Его (Мф. 4:1); являет силы Христос— Дух сопутствует; возносится Христос— Дух преемствует». То есть, во всей земной жизни, во всех деяниях Святой Дух сопутствовал Спасителю.
Свое обещание послать Духа Утешителя Господь исполнил в день древнего праздника Пятидесятницы.
Моисей, получающий скрижали Завета. XIII в. Монастырь Святой Екатерины. Синай. Египет
У иудеев Пятидесятница была одним из главных праздников. В этот день отмечалось великое ветхозаветное событие: после длительного пребывания на горе Синай и беседы с Богом пророк Моисей получил скрижали Завета с десятью Божественными заповедями. Скрижали являлись духовным фундаментом ветхозаветного Закона.
В день всеобщего торжества в Иерусалим прибывало множество паломников. Это были так называемые «иудеи рассеяния», то есть евреи, которые во многих поколениях жили в различных странах Древнего Востока. В числе них были парфяне, мидяне, эламиты, жители Месопотамии, Понта, Асии, Фригии, Египта, Ливии, Рима, жители Крита и Аравии. Все эти люди сохраняли духовную связь с Иерусалимом. И в тот год они явились в день ветхозаветной Пятидесятницы в святой город, чтобы почтить память пророка Моисея и порадоваться вместе со своими соплеменниками единодушию веры в Единого Бога.
Град Иерусалим. Икона-путеводитель. Конец XVIII в. Гос. музей истории религии. Санкт-Петербург
Ученики Иисуса Христа для празднования собрались вместе в Сионской горнице. Сион — это возвышенная местность в приделах Иерусалима, где располагались жилые дома и храмы. Апостолы пребывали в духовном единении, так как исполняли то, что было заповедано им Спасителем незадолго до Его Вознесения. Христос им сказал: «...Нe отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после этого будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:4-5).
Когда апостолы в Сионской горнице праздновали Пятидесятницу, после Вознесения Христа прошло уже десять дней. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». (Деян. 2:2-3). Так в виде огненных языков на апостолов сошел Святой Дух. Вместе с Духом Святым апостолы получили необычайные способности. Например, они стали проповедовать на иностранных языках, никогда ранее не учившись им, чем удивили всех иерусалимских паломников, приехавших из других стран. Вдохновение апостолов передалось их слушателям. После сошествия Святого Духа ученики Спасителя, не всегда отличавшиеся духовной силой, как бы переродились для новой жизни. В душах их уже не было ни тени сомнения в отношении учения Иисуса Христа, Его Крестной Жертвы и Воскресения.
Первую проповедь сказал апостол Петр. Он объяснил происшедшее как осуществление древнего пророчества: «На рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего и будут пророчествовать» (Иоиль2:14-17). Благодаря вдохновенной проповеди Петра о Воскресшем Спасителе, во Христа уверовали тогда более трех тысяч человек. Дары Святого Духа были ниспосланы всей Церкви, поэтому день Пятидесятницы считается днем рождения Церкви.
Сошествие Святого Духа на апостолов. XVII в. Русский Север. Гос. Эрмитаж. Санкт-Петербург
О присутствии Богородицы в момент Сошествия Святого Духа говорит церковное предание. В книге Деяний апостолов упоминается совместное пребывание учеников, Богородицы и жен-мироносиц в горнице после Вознесения. «И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломеи и Матфей, Иаков Aлфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:13-14).
Отметим, что на основании Священного Писания можно говорить о двух схождениях Святого Духа на апостолов. Известный богослов Владимир Лосский пишет, что можно различать ниспослание Святого Духа «в вечер дня Воскресения и в день Пятидесятницы»: «Первое, — продолжает он, — дало им власть вязать и решать — функцию, не зависящую от их субъективных качеств, данную им божественным изволением для исполнения именно этой роли в Церкви. Второе дало каждому из них возможность достигнуть личной святости, что всегда зависит от субъективных условий. Эти два ниспослания Духа Святаго — функциональное и личное — дополняют, однако, друг друга, как это видно на примере апостолов и их преемников: свои обязанности в Церкви можно выполнять хорошо только тогда, когда делаются усилия достигнуть святости, а вместе с тем трудно достигнуть святости, пренебрегая теми обязанностями, которые возложены на человека Богом». И если апостолы приняли от Святого Духа частично каждый свой дар, то Божия Матерь смогла принять все дары «в их совокупности единая, все осуществила и даже с избытком» — пишет в своих проповедях святитель Григорий Палама. Другой великий святой и учитель Церкви, Иоанн Дамаскин, называет в связи с этим Богородицу «вместилищем всех благодатей».
Дары Святого Духа очень разнообразны. Они и определяют место человека в Церкви. Как пишет святитель Григорий Богослов, Святой Дух «разделяется в огненных языках и разделяет дарования; творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей» (Еф. 4:11). В зависимости от дарований, каждый занимает определенное место в духовной иерархии. Учение о дарах Святого Духа наиболее полно изложено святым апостолом Павлом в его послании к Коринфянам (1 Кор. 12-14).
Таким образом, праздник Пятидесятницы, день Сошествия Святого Духа, почитается христианами уже не как воспоминание о ветхозаветном Законе, а как торжество, связанное с новозаветным явлением Третьей Ипостаси Святой Троицы.
Наименование Пятидесятницы сохраняется за новозаветным праздником, поскольку это торжество происходит через пятьдесят дней после Пасхи.
Моисей ведет народ Израиля. Миниатюра Псалтири Теодора. XI в. Византия. Британская библиотека. Лондон
В Библии числа сорок и пятьдесят имеют важный смысл. Число сорок выражает идею духовного пути, сопряженного с самопожертвованием и трудностями; оно же выражает идею времени, предназначенного для духовного испытания. Сорок дней постился Моисей на горе Синай, чтобы принять Закон; сорок дней продолжался Великий Потоп при Ное; сорок лет продолжался путь израильтян в Землю обетованную. Христос перед выходом на проповедь выдерживает сорокадневный пост; через сорок дней после Воскресения Он возносится на небеса.
Число пятьдесят символизирует полноту времени и вместе с тем его границу, которой знаменуется Божественное Благословение: юбилейный год в Библии соответствует пятидесятой годовщине. Юбилейный год — «лето благоприятное» (Лк. 4:18-19), время Небесного Благословения и духовной свободы. «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей... не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным да будет он для вас» (Лев. 25: 10-12).
Святая Троица. Створка складня XVI в. Новгород. Гос. Русский музей. Санкт-Петербург
Праздник новозаветной Пятидесятницы еще называют днем Святой Троицы. Это наименование связано с тем, что в этот день совершается полнота Богоявления: человечество узнает не только Бога Отца, но также Бога Сына — Спасителя мира и Святого Духа, являющего Себя непосредственно и лично верующим христианам: будучи живой силой, Святой Дух творчески научает человека небесным истинам. Конечно, все три Ипостаси Святой Троицы действовали на протяжении всей Священной Истории. Неоднократное упоминание в Ветхом Завете о Богоявлении в человеческом образе — это явления Христа до Его воплощения (Быт. 18; Лап. 7: 13-14); чудеса, совершавшиеся святыми до Рождества Спасителя, — чудеса Святого Духа и т.д. Но полнота открытия Истины принадлежит все-таки Новому Завету, и день Пятидесятницы, являясь днем рождения новозаветной Церкви, знаменует полноту Откровения о Святой Троице человеку.
На Руси празднование Сошествия Святого Духа на апостолов называется «Троицей». День этого праздника всегда выпадает на воскресенье. Следующий за ним понедельник посвящен Святому Духу («Духов день»). На Троицу храмы и дома всегда украшаются зелеными ветвями, во многих местностях даже полы покрываются свежескошенной травой и цветами.
Собор апостолов. Двухсторонняя икона-таблетка. Конец XV в. – начало XVI в. Новгород. Гос. Третьяковская галерея. Москва
Этот образ можно отчасти связать с евангельской притчей Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:5-6).
Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы оживотворило всю вселенную. Святой Дух сделал возможным соединение людей со Спасителем, сделал их «живыми ветвями».
Со времени Своего сошествия, Святой Дух неизменно действует в Церкви. В православном «Символе веры» (кратком изложении основ христианской веры) говорится, что Он исходит от Бога Отца и во всем равночестен Ему и Его Сыну. Святой Дух является причиной и источником Божественной благодати. Он освящает и просвещает людей, соединяет их в Церкви и возводит к Богу. Он призывается в специальных молитвах во время всех Таинств Церкви, которые невозможны без Его участия.
В тропаре праздника поется: «Благословен ecu, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбце, слава Тебе». То есть: «Благословен, Христе Боже наш, сделавший рыболовов премудрыми, ниспослав им Святого Духа, и при помощи них уловивший (для спасения) вселенную». О том соборном единстве, которое даруется Святым Духом, в кондаке праздника говорится: «егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва».
Строительство Вавилонской башни. Фреска Храма Воскресения Христова. 1670 г. Г. Тутаев (Борисоглебск)
Единство, которое получили люди в Духе Святом, противопоставляется в кондаке разобщенности народов во время Вавилонского столпотворения. Согласно Библии при строительстве Вавилонской башни, являвшейся символом человеческой гордыни, многочисленные участники строительства после краха своего замысла перестали понимать друг друга, так как стали говорить на разных языках («разделяше языки Вышний»). Огненные «языки» Небесного Огня совершают обратное действие: разные «языки», то есть народы, объединяются и не только начинают понимать иностранную речь, никогда ей не учившись, но обретают единение в Божественной любви.
Человек присоединяется к Церкви в Таинстве Крещения. После погружения в купель, крещаемого помазуют миром — тем самым он получает печать дара Духа Святого. Этот момент — личная Пятидесятница человека. Во время Таинства Святой Дух нисходит на новокрещаемого, давая ему возможность проводить жизнь в согласии с Богом. Грех отчуждает верующего от Бога, поэтому Таинство исповеди иногда называют вторым Крещением, поскольку через покаяние христианин вновь делается полноценным членом Церкви.

Источник:
ДАВИДОВА М. Г. Сошествие Святого Духа на апостолов. — СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014. - 76 с. иллюстр. – (РУССКАЯ ИКОНА: ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ)
Интересна и разнообразна иконография Пятидесятницы. Ее истории, ключевым мотивам и богословским идеям посвящена книга из серии «Русская икона: образы и символы». Автор тома — Мария Георгиевна Давидова, известный специалист по древнерусскому искусству. Подготовленный ей увлекательный, живой и при этом научно компетентный текст с многочисленными иллюстрациями делает книгу незаменимым справочным и учебным пособием. Здесь приведен лишь небольшой отрывок из этой замечательной книги…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...