суббота, 26 мая 2018 г.

Сошествие Святого Духа на апостолов: иконография праздника



Сошествие Святого Духа на апостолов: иконография праздника
               
Сошествие Святого Духа на апостолов. Ок. 1428 г. Фреска церкви Богоматери Пантанасы Мистра. Греция
Вера Север
Из света свет рождённый,
как вечная любовь,
живым глотком озона
приходит в сердце вновь.
И нет на свете лучше
энергии, чем та,
что словно тёплый лучик
нас радует всегда.
И мы живём надеждой,
и верим в чудеса,
и мыслью себя тешим:
у неба есть глаза... ( источник http://seververa.com/index.php?sk=6&p=304 )


… Образ «Сошествие Святого Духа» не привлекал внимания древних художников сам по себе. Однако в росписях римских некрополей-катакомб, где производились первые богослужения, возникает тема действия Святого Духа в Церкви. Одна из таких композиций – «Три отрока в пещи огненной», встречающая с III века. Этот сюжет связан с библейской историей о трех еврейских юношах, не пожелавших поклониться золотому истукану в Вавилоне и брошенных в огненную печь царем Навуходоносором. Отроки не только не сгорели в раскаленной печи, но даже волосы и одежды их остались невредимы. Небесный ангел по молитве святых юношей сошел в огненную печь, превратив огонь в небесную росу (Л<т. 3:1-94).
Образ пламени, которое не опаляет, интерпретировался как символ того Божественного огня, Которым совершаются все церковные Таинства, то есть Самого Святого Духа. То, что образ библейских отроков, невредимо стоящих в пламени, связывался древними живописцами с идеей совершения Святым Духом важнейших церковных Таинств, доказывают сюжетные сочетания, в которых эта сцена обыкновенно фигурировала.
Собственно изображение «Сошествия Святого Духа на апостолов» получает распространение только в V-VI вв. Но не сразу оно приобрело свой завершенный иконографический вид. Первоначально образы Пятидесятницы имели большое сходство с образами «Вознесения», а в некоторых случаях даже соединялись вместе. На них изображались апостолы, стоящие вокруг Богородицы, как на иконах Вознесения
Христос-Судия в окружении святых («Традицио легис»). Росписи раннехристианских катакомб Петра и Марцеллина . IV в. Рим. Италия
Изображение Этимасии – один из самых распространенных символов ранневизантийской храмовой декорации. Оно возникает уже в росписях катакомб — наиболее древнего христианского памятника поздней античности. На потолке в катакомбах Петра и Марцеллина представлены святые, предстоящие Христу (IVв.). Спаситель восседает на престоле как Судия. Основной смысл композиции продублирован в нижнем регистре аллегорическим изображением мистического Агнца Апокалипсиса (Откр. 5), символизирующего Христа. Агнец стоит на особом возвышении Этимасии, от которой истекают четыре райские реки: Фисон, Геон, Тигр и Евфрат (Быт. 2:10-14). Последнее изображение — это иносказание о реке жизни, которое читается в книге Откровения Иоанна Богослова: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22:1). «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое... Я есмъ Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном». (Откр. 21:5-7).
Позже Этимасии стали изображаться в виде трона с подушкой и покровом, на которых могло быть представлено Евангелие с Крестом или Агнец. Священные покровы символически связаны с обликом церковного престола, покрытого индитией и катасаркой (священными покровами). Они обозначают одежды Спасителя: первая — одеяние Божественной Славы, вторая — Его погребальную плащаницу.
В качестве самостоятельного изображения сюжет «Пятидесятницы» известен с VI в. по миниатюрам рукописных книг. В это время он часто соседствует с «Вознесением», как, например, в Евангелии Раввулы.
Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Раввулы. 586 г. Сирия. Библиотека Л.ауренциана, Флоренции. Италия
Кодекс Евангелия (кодекс - книга в виде сброшюрованных листов, сменившую древнюю книгу – свиток) был написан в 586 г. для Раввулы — епископа Эдессы. Вставные миниатюры исполнялись отдельно в сирийском монастыре Бет Загба. Это полностраничные иллюстрации, изолированные от текста. Благодаря обрамлению и фону, их композиции похожи на станковые произведения. Выполненные в свободной экспрессивной манере, миниатюры отличаются яркостью колорита и жестким контуром обводки. Напряженное звучание темных линий, лепящих почти «выпуклый» контур фигур, придает изображению особую выразительность. Цвет, несмотря на свою интенсивность, играет здесь второстепенную роль. В этом ярком сирийском памятнике мы видим художественную традицию, чуждую культу античной красоты: уже в раннем искусстве Церкви закладываются истоки того разнообразия, которое мы видим в искусстве христианских народов в эпоху зрелого Средневековья.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Миниатюра Евангелия Раввулы. 586 г. Сирия. Библиотека Л.ауренциана, Флоренции. Италия
Иконография миниатюры «Сошествие Святого Духа» отчасти повторяет нижний ярус «Вознесения»: и там и здесь мы видим полнофигурные изображения стоящих апостолов с образом Богородицы в центре. Это сближает оба изображения, находящиеся в непосредственной близости друг от друга. Интересной особенностью «Сошествия Святого Духа» является космогонический характер изображения. Темный полумесяц небесного свода отделяет сферу земного бытия от Рая, который изображен над простертым куполом неба в виде зеленого сада.
Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Миниатюра из книги гомилий Иакова Коккиновафского. XII в. Национальная библиотека. Париж. Франция
Соединение образов «Вознесения» и «Сошествия Святого Духа» в одной композиции мы видим и в знаменитой византийской миниатюре из книги гомилий, то есть проповедей Иакова Коккиновафского второй четверти XII в. На миниатюре представлен храм с синими куполами, символизирующий весь христианский мир. Образ «Вознесения», помещенный как бы в интерьере этого храма, представляет апостолов, Богородицу и Христа, то есть первых членов христианской Церкви. В алтаре миниатюрного храма мы видим изображение Спасителя в ореоле, который держат ангелы: в ранневизантийских церквях в алтарной конхе было принято помещать образ Иисуса Христа, окруженного сиянием Божественной славы и Небесными силами. Под самым же куполом изображенного храма помещена сцена «Сошествия Святого Духа на апостолов», которая часто помещалась в то время в своде центрального купола.
Казалось бы, эта изысканная миниатюра, сияющая яркими красками, просто изображает византийский храм изнутри. Вместе с тем выбор священных персонажей, в числе которых можно видеть древних библейских пророков со свитками, фланкирующих центральную композицию, первоверховных апостолов Петра и Павла, Пресвятую Деву Марию, говорит о том, что изображение следует толковать символически. Мы видим апостола Павла, призванного к апостольскому служению намного позже, так, что он не мог присутствовать при Вознесении Спасителя. Здесь же пророки, предвозвестившие священные события Нового Завета задолго до Рождества Христова. Присутствуя в этой композиции, они как бы созерцают новую реальность из глубины веков. Все эти персонажи изображены вместе, потому что во Христе нет прошлого и будущего- перед нами сияющая вечность стройного собора Небесной Церкви.
Пространство миниатюры изображает храм одновременно изнутри и снаружи. Синие купола церкви напоминают о цвете небесного свода, золотой фон внутреннего пространства символизирует Божественный свет, который наполняет весь мир. Орнаментальные деревья, пoявляющиecя в «интерьере», связывают внутреннее пространство церкви с образом Райского сада. Изображение храма, таким образом, делается иносказанием о человеческом мире и космосе, соединенных благодатью Святого Духа под властью Христа Вседержителя.
Образ возносящегося Спасителя окружен ангелами. В момент Вознесения апостолы узнали от ангелов о Втором Пришествии Спасителя: «Сей Иисус... придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Второе Пришествие, согласно Священному Писанию, должно завершиться Страшным Судом для всего человечества. После него начнется новая вечная жизнь в Небесном Иерусалиме, на который и указывает разноцветный храм, выстроенный словно из золота и драгоценных самоцветов. «И вознес меня в Духе на великую и высокую гору, — пишет святой Иоанн Богослов,— и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. ... Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:10-14). Описание Небесного Иерусалима из Апокалипсиса оказало значительное влияние на изобразительное искусство. Те же композиции, где присутствуют двенадцать учеников Спасителя, особенно часто соотносились с образом Небесного Града.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Мозаика центрального предалтарного купола католикона хосиос Лукас в Фокиде. XI в. Греция
«Сошествие Святого Духа на апостолов» часто изображалось в своде купола. Например, в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге и мозаиках знаменитого католикона (храма) Осиос Лукас в Фокиде (Греция). По периметру скуфьи (чаши купола) в алтарном куполе на двенадцати престолах изображены сидящие апостолы. В их числе — Петр и Павел, несмотря на то, что Павел, принимает крещение после дня Пятидесятницы. Это подчеркивает вневременное, вселенское значение изображаемого события. В отличие от ранней иконографии, повторяющей композиционные черты «Вознесения», в XI веке мы видим новый художественный извод, ставший впоследствии традиционным: ученики Христаизображаются сидящими на двенадцати престолах, как в сцене Страшного Суда (МФ. 19:28). Богоматери среди них нет. Ее образ изображен отдельно в конхе апсиды – полукуполе алтарной стены… образ Небесного Престола включает все изображение в реальное литургическое пространство. Он связывает его с Таинством Евхаристии, совершаемым в алтаре непосредственно под изображением «Сошествия Святого Духа». Церковь литургически исповедует, что в каждом Таинстве Евхаристии повторяется Пятидесятница, и Божественная благодать снова подается всем последователям Христа Спасителя.
Итак, в алтарной мозаике Осиос Лукас мы видим целостный образ Церкви, рожденной в день Пятидесятницы: мистическое соединение Святым Духом апостолов и людей, стоящих на Божественной Литургии.
Богоматерь на троне. Мозаика центрального алтарной апсиды католикона хосиос Лукас в Фокиде. XI в. Греция
В древнейших изображениях Пресвятая Богородица присутствовала в сцене Сошествия Святого Духа, если она сочеталась с Вознесением Господним. В канонически сложившейся композиции образ Богородицы среди апостолов отсутствует, как на мозаике из Осиос Лукас. Матерь Божия изображена отдельно и Ее центральное положение под лучами небесного Света в полукуполе алтарной апсиды говорит о особой роли в истории спасения человечества.
Величественная фигура Богородицы, восседающей на престоле, похожем на Престол уготованный, осеняется не отдельными лучами, а всем образом Пятидесятницы. Золотая фигура Богомладенца у Нее на лоне символически повторяется в образе золотого Евангелия на Престоле. Пресвятая Богородица предстает как Престол и Церковь Христова. Ключом к такому пониманию образа может служить греческая надпись, сопровождающая эту композицию: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (Пс. 92: б). Эти строки псалма являются прокимном (кратким изречением, предваряющим чтение Священного Писания) во время чина освящения храма. Богослужебный текст, имеющий отношение к освящению церкви, написан рядом с образом Богородицы. «В Лице Приснодевы Марии выражается вся божественная тайна Лица Иисуса Христа. Поэтому, когда кто-либо говорит "Богородица", он включает в это слово все понятие Церкви, Пресвятая Богородица есть Церковь и Церковь есть Пресвятая Богородица»,— говорит преподобный Иоанн Дамаскин.
Богоматерь Оранта – Нерушимая стена. Алтарная мозаика собора Святой Софии. 1046 г. Киев. Украина
Подобный круг идей был свойствен росписям и древнерусских храмов XI в., где в алтаре неизменно присутствовала тема освящения одушевленной Святым Духом Церкви-Богородицы. Эта тема раскрывается в алтарных мозаиках Софийских храмов в Салониках, Охриде и Киеве. В алтарной апсиде этих храмов помещена надпись, которая указывает либо на чин освящения храма, либо на праздник освящения города-храма - день рождение Царьграда (Константинополя). Например, мощный и исполненный архитектурных ассоциаций образ Богоматери Нерушимой Стены из Софии Киевской сопровождается строчкой из Псалтыри: «Бог посреди Нея и Она не поколеблется» (Пс. 45: б).
В сороковые годы XIV в. стала известной и широко обсуждаемой особая монашеская практика молитвенного стяжания благодати Святого Духа — исихазм. Практика исихастской молитвы («исихия» в переводе с греческого означает «безмолвие») позволяла некоторым подвижникам приблизиться к Богу настолько, что они видели и ощущали тот Небесный Свет, Который не сотворен Богом, но является частью Его Самого, Его Божественной энергией. Созерцание Божественного света давало предельно возможное для земного человека видение Бога и Райского блаженства.
Феофан Грек. Праотец Енох. Деталь фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. 1378 г. Новгород
Художественный язык нового стиля как бы одушевляется образом Нетварного Света. Во всем православном мире, в том числе и на Руси, святые, изображенные на иконах, стали представляться в состоянии Божественного вдохновения, которое порой лишено внешней красоты,  но  наполнено  духовной  мощью. Охваченный пламенем Божественной Любви, подвижник мог бы умереть, если бы этому не препятствовала поддерживающая Его благодать Божия. Эта степень крайнего духовного напряжения, находящаяся за гранью возможного, и делалась объектом изображения в искусстве второй половины XIV в.
Характерными художественными чертами этого искусства становились не только резкая линейность условной и зачастую гротескной манеры, но также изображение самих Божественных энергий через образы Божественного Мрака или Света. Лики святых приобретают характерную двойственность: необыкновенная темноцветность нижних слоев живописи и резкое контрастное сияние наружных бликов в виде маленьких острых лучей.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Фреска храма Успения на Волотовом поле. 1352 – 1363 гг. Новгород
Этому стилю во многом отвечают ансамбли древнерусских росписей в церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (Псков, 1313 г.) и новгородского храма Успения на Волотовом поле (1352—1363 гг.), которые наполнены яркой экспрессией. В обоих древнерусских храмах образ «Сошествия Святого Духа на Апостолов» играет важную роль в общей программе росписей. Главная роль этой композиции определяется темой аскетизма, устремленностью подвижника к тесному Богообщению.
Персонификация Космоса. Деталь фрески храма Успения на Волотовом поле. 1352 – 1363 гг. Новгород
В программе росписей церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде (сохранились только фотографии, церковь была разрушена в годы войны) фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов» занимает другое, более значимое место. Образ «Пятидесятницы» написан в арке и осеняет собой алтарь. По смыслу и композиционно он сочетается с изображением «Причащения апостолов» в алтарной конхе. Тем самым пространство алтаря уподобляется Сионской горнице, где, как мы помним, совершилась Тайная вечеря, а позже на апостолов сошел Святой Дух. Внизу на фоне темной арки представлена огромная фигура с развернутым платом в руках. Это аллегорическая фигура, которая с этого времени заменила все другие образы Космоса и Вселенской Церкви в русских иконах «Сошествия Святого Духа».
В дальнейшем космос будет изображаться в виде старца в короне. В некоторых вариантах в его развернутом плате можно видеть двенадцать апостольских свитков, указывающих на вселенскую апостольскую проповедь. Мотив персонифицированного космоса имеет раннехристианское происхождение. Старец с развернутым над головой платом, символизировавшим небесный свод, изображался на позднеантичных римских саркофагах и миниатюрах как аллегория мира, подчиненного Христу. На фресках между апостолами Богородицы нет.
Отрок Христос среди иерусалимских книжников. Преполовение. Двухсторонняя икона-таблетка из серии «Софийских святцев». Конец XV – начало XVI вв. Новгород. Новгородский гос. объединенный музей-заповедник. Великий Новгород
Праздник Кущей был учрежден в честь сорокалетнего путешествия израильтян по пустыне, когда они жили в «кущах», то есть в палатках, и особенно в честь той «кущи», которую показал Господь пророку Моисею как образ первого библейского храма — скинии. Праздник продолжался восемь дней; первый и восьмой день были особенно почитаемы. В последний день совершался обряд возлияния воды, символизировавший излияние Святого Духа. «Но в половинеуже праздника вошея Иисус в храм и учил... В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал 0н о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (11н. 7:14-39).
Композиция «Преполовения» своей пространственной организацией напоминает иконографию «Сошествия Святого Духа», что объяснимо, если учитывать идейную близость этих сюжетов. На полукруглой скамье изображен Спаситель, беседующий с иудейскими книжниками и народом. Композиция, где Христос изображен в зрелом возрасте в образе проповедника среди народа сравнительно редка. Кажется, что отблески пасхального света Воскресения наполняют образ «Преполовения». Цветовая гамма росписи наполнена оттенками красного и построена на контрасте теплых и холодных цветов. Особая светоносность достигается применением голубоватых пробелов (лучистых бликов), выделяющихся на фоне охристой «роскрыши» (роскрышь – первые слои живописи в иконе, которые пишутся однородными пигментами для каждого цветового участка без каких-либо дополнительных тоновых вкраплений)
Чаще всего, на подобных иконах мы видим Христа в образе Отрока. Дело в том, что иконография «Преполовения» (праздника кущей) смешивается с изображением еще одного евангельского сюжета, имеющего отношение к преполовению праздника иудейской Пасхи. Когда Спаситель был еще Отроком, Его святые Родители отправились в Иерусалим на праздник Пасхи. Возвращаясь домой, они заметили, что их Сын остался в Иерусалиме. Встревоженные исчезновением Отрока, Дева Мария и праведный Иосиф вернулись в Иерусалим на Его поиски. Оказалось, что Спаситель сидел в храме, беседуя с книжниками и удивляя их Своей премудростью (Лк. 2:4149). Сцена «Отрок Христос среди книжников» имеет ту же композиционную структуру, что и изображение проповеди Христа в дни поставления кущей. Различия касаются только облика Самого Христа, Который в беседе с книжниками изображался в виде безбородого юноши. Эта композиция также получила название «Преполовение».
Сошествие Святого Духа на апостолов. XV в. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Кириллов
В период расцвета русской иконописи Пресвятая Богородица в сцене «Сошествия Святого Духа» отсутствует. Эта особенность объясняется мистическим содержанием композиции, которая передает не столько конкретный исторический момент, описанный в Новом Завете, сколько образ соборной Церкви. В сцене «Сошествия Святого Духа на апостолов» Богородица, как говорилось, являет в Своем лице образ Церкви,— поэтому Ее изображение воспринималось как повтор главной темы. До второй половины XVII в. Богородицы в образах Пятидесятницы мы не увидим. Здесь было бы правильнее поместить Престол уготованный, как на древнейших мозаиках и фресках, но и он отсутствует. В XVI— XVII вв., когда художественные средства выражения в иконе приобретают больше конкретики и отчасти утрачивают мистическое содержание, в иконописи все чаще появляются развернутые варианты композиции «Сошествия Святого Духа», трактованные в виде исторической сцены. Язык литературных произведений Древней Руси в это время усложняется, насыщается риторическими красотами и символическими притчами, а икона, в свою очередь, постепенно утрачивает литургический символизм и делается более аллегоричной (аллегория — это символическое изображение, имеющее одно значение, нравственно-назидательного или вероучительного характера)

Рассказ о шедевре: икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
Сошествие Святого Духа на апостолов. Конец XV в. Тверь. Государственная Третьяковская галерея
Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» была частью высокого иконостаса, созданного в Твери и принадлежала к праздничному ряду иконостаса. Русский высокий иконостас символически изображает Небесную Церковь в лице Ее святых, предстоящих небесному Царю-Христу в вечности. Вечность или отсутствие времени выражается в структуре высокого иконостаса праздничным рядом икон, данный тверской иконостас находился в разрозненном виде в тверском Преображенском соборе.
Мастер иконописец достаточно смело работает с цветом, представляя в своих композициях двенадцать апостолов в разноцветных одеждах, в которых не повторяются сочетания красок. Каждая фигура несет свою эмоциональную тональность, выраженную через цвет. Такое разнообразие цвета одежд апостолов напоминает о драгоценных камнях, которые лежали в основании Небесного Иерусалима из видения святого Иоанна Богослова: яспис, сапфир, халкидон, смарагд, сардоникс, сердолик, хризолит, вирилл, топаз, хризопрас, гиацинт, аметист (Откр. 21:19-20). Образ из Откровения символически рождает и золотисто-жемчужный фон: улицы Небесного Иерусалима, как описывается в Откровении, сделаны из чистого золота, подобного прозрачному стеклу, а каждые врата града сделаны из одной цельной жемчужины.
На тверской иконе роль архитектуры нейтральна: светлые портики почти сливаются с бледно-золотистым фоном иконы, но зато хорошо читаемые вертикали серовато-сапфировых колонн задают определенную ритмику всему изображению, имеющему два основных ритмических ориентира. Строгие «сдерживающие» вертикали, устремляющие всю композицию «в высь», сочетаются с «параболической» линией округлой экседры, в которой сидят апостолы.
На полукруглой скамье сидят апостолы. Их разноцветные одежды подобно радуге ярко выделяются на светлом фоне иконы. Апостолов окружают античные портики, покрытые алыми полотнищами. Лики учеников Христа выражают торжественное внимание. Их спокойные величественные позы и неторопливые жесты свидетельствуют о том, что они собрались в честь великого и знаменательного события. Загадочная фигура старца в короне, осененного сумрачной аркой, огненные лучи, расходящиеся от темно-синей полусферы, венчающей изображение, — все это и привлекает, и приводит в изумление и восхищение.
Особенно мастерски в иконе «Сошествие Святого Духа» написаны лики.
Художник сглаживает резкую манеру контрастных бликов и на темном фоне, характерную для главного мастера. Его манера лирична. Иконописец находит изысканные колористические сочетания, пишет более мягко и тщательно. В его живописи отсутствует нарочитая виртуозность, жесткая уверенность линии, беглые, как бы случайно возникающие каллиграфические росчерки пробелов. Манера автора «Сошествия Святого Духа» спокойна и вместе с тем пространственна. У мастера «Сошествия Святого Духа» светлый фон иконы обеспечивает образу легкость и светоносность.
Если сопоставить «Сошествие Святого Духа» из тверского иконостаса с такой же иконой из праздничного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (1425-1427 гг.), мы увидим, что и в иконографии, и в живописной пластике двух произведений много общих черт.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Икона из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. 1425-1427 гг. Москва
Сравним тверскую и московскую икону более подробно. В обоих случаях композиция вписана в арку, и апостолы представлены на фоне архитектурной декорации. На иконе московской школы статика темных вертикальных элементов архитектуры подчеркивает пластическую мягкость в изображении фигур, исполненных аристократического изящества.
Сближает эти произведения общая пластика рисунка и спокойная лиричность в трактовке фигур апостолов. Однако тверская икона отличается более выраженной и ясной ритмикой. Ее почти геометрическое совершенство несопоставимо с некоторой «спонтанностью» решения московского образа. На иконе из Троице-Сергиевой лавры фигуры апостолов как бы «стеснены» ковчегом доски, нижние изображения неловко «прибиты» к границе изобразительного поля. Ритмический рисунок стоп в изображении апостолов отличается неравномерностью, создающей впечатление метрического «сбоя». В тверском образе, напротив, ни одна деталь не нарушает общей гармонии: в ней найдено идеальное соотношение композиционных пауз и фигур.
Вместе с тем нельзя не заметить в тверской иконе «Сошествия Святого Духа» московских влияний. Это выражается не только в спокойной лиричности образов, но в том светлом молитвенном настроении, которое отличало произведения школы Андрей Рублева. Преподобный Андрей Рублев, как ученик преподобного Сергия Радонежского, был исихастом. Икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры может быть отнесена к кругу памятников, связанных со школой Андрея Рублева. Исихастская природа творчества преподобного Андрей Рублева проявляется иначе, чем у византийских художников: образ Божественного безмолвия связывается в его живописи с просветленным чувством умиления и тихого умиротворения. Эта атмосфера смирения, созерцательной тишины и гармонии земного и Божественного передается некоторым его последователям и отчасти характеризует художественный язык московской иконописной школы XV в. Именно этот духовный настрой был воспринят мастером тверского иконостаса.

Источник:
ДАВИДОВА М. Г. Сошествие Святого Духа на апостолов. — СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014. - 76 с. иллюстр. – (РУССКАЯ ИКОНА: ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ)
Понять язык древнего изображения, вникнуть в его содержание и символику поможет эта книга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...