вторник, 5 марта 2019 г.

Через тернии – к звездам!



Блистающий мир Солнечной системы в живописи Андрея Соколова
Вера зовет людей через тернии к звездам. А современному человеку не хочется идти через тернии, и свет Вифлеемской звезды становится далеким и призрачным в призме сытой жизни, лжесвободы и множества соблазнов.
         А. Соколов. КОСМИЧЕСКИЙ ЗОНД ИССЛЕДУЕТ СОЛНЦЕ
Из интервью с духовником космонавтов игуменом Иовом:
«Наше стремление к звездам предопределено еще до нашего рождения, и если человек будет жить праведно, то Господь даст ему возможность познать тайны горнего мира, то есть небес… Если с нами Бог — значит, мы добры, щедры, спокойны и великодушны… Мудрые люди, а таких очень много среди космонавтов, уже без стеснения признают Бога. Многие на своем опыте испытали, что в космосе бывают ситуации, при которых, кроме Бога, и надеяться больше не на кого… Начиная с XVI века великие мыслители пытаются объяснить людям, что Он, Создатель, существует. У знаменитого на весь мир математика Блеза Паскаля есть такие строки: “Я делю всех людей на три категории: кто встретил Бога и служит ему, кто не встретил, но ищет, и на тех, кто не встретил и не хочет искать. Последние — самые несчастные”. Убежденными христианами были и Кеплер, и Коперник. А один из основоположников американской космонавтики Вернер фон Браун, когда его спросили о вере в Бога, ответил, что мир очень премудро устроен, в нем все математически предсказуемо, и мы обязательно придем к тому, что его сотворил какой-то Великий мудрец».
Давид Самойлов
***
Извечно покорны слепому труду,
Небесные звезды несутся в кругу.

Соколов А. Здравствуй, родная планета
Беззвучно вращаясь на тонких осях,
Плывут по вселенной, как рыбий косяк.
А. Соколов. ВПЕРЕДИ - МАРС
В раздумье стоит на земле человек,
И звезды на щеки ложатся, как снег.
Соколов А. НОВАЯ ВСТРЕЧА С ПЛУТОНОМ
И в тесном его человечьем мозгу
Такие же звезды метутся в кругу.
А. Соколов. У САТУРНА
В нас мир отражен, как в воде и стекле,
То щеки уколет, подобно игле.
А. Соколов. В АТМОСФЕРЕ ЮПИТЕРА
То шоркнет по коже, как мерзлый рукав,
То скользкою рыбкой трепещет в руках.
А. Леонов, А. Соколов. НА СПУТНИКЕ САТУРНА
Но разум людской - не вода и стекло,
В нем наше дыханье и наше тепло.
А. Соколов. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПТУНА
К нам в ноги летит, как птенец из гнезда,
Продрогшая маленькая звезда.
Соколов А. В глубинах Вселенной
Берем ее в руки. Над нею стоим,
И греем, и греем дыханьем своим.

Прав был выдающийся немецкий философ Иммануил Кант, утверждая, что людей всегда будут привлекать две вещи: нравственный закон внутри человека и звездное небо над нами. Два космоса, два – микро – и макромира...
"Что поразило меня больше всего – это буйство воображения!... Ведь они еще ничего не могли видеть в космосе, исключая свою собственную планету, конечно, да еще Луну. Но смотрите, как многое здесь передано верно. Какое вдохновение мог получить этот землянин, который не был никогда на других планетах, и он мог написать на картине то, что реально люди увидели лишь сотни лет спустя!" (И.А. Ефремов "Пять картин")
Андрей Константинович Соколов (1931 – 2007 гг.)
Из интервью с художником Андреем Соколовым:
 – Я использую кино– и фотоматериалы, карты, свидетельства космонавтов. Но этих знаний еще недостаточно. Главная проблема возникает при передаче на полотно цвета. В космосе ведь все зависит от освещенности предмета: стоит солнцу на пять-десять градусов поменять точку освещения – и тут же изменяется вся цветовая гамма. Так, если смотреть против солнца – вода океанов бликует, суша вся однотонно серая: стоит светилу переместиться чуть в сторону – и вода уже темная, на суше видны зеленые островки лесов, поля, горы. Земля обычно с орбиты кажется коричневой...
Эти тонкости мне известны. Окончив работу над картиной, я просил космонавтов взять ее в полет и сверить, так сказать, с «оригиналом». Если были какие-то неточности – устранял.
 – У меня много картин посвящено иным планетам, мирам, созвездиям. В основе всех моих работ лежат какие-то знания, догадки, предположения. Но если, допустим, Луну, Марс, Венеру можно представить по фотографиям, сделанным автоматическими аппаратами, то, изображая иные галактики, приходится фантазировать, домысливать. Не уйти тут и от личных пристрастий, вкусов: можно представить какую-то планету в мрачных, бурых тонах (так оно, по утверждению ученых, скорее всего и есть на самом деле), но у меня на картинах преобладает золотистый, яркий цвет. Он мне милей, предпочтительнее.
 - Как художник я старался внести свой посильный вклад в летописание штурма человеческим гением Вселенной, пытался и пытаюсь заглянуть в будущее, не отрываясь, однако, от реальности. Как тут не вспомнить мудрые слова нашего великого соотечественника Константина Эдуардовича Циолковского: «Ничего не закончено. Все только начато, конца же никогда не будет».
И еще: какие бы ни были сейчас идеологические и политические веяния, пристрастия, но факт остается фактом на века: именно Советский Союз впервые запустил в космос искусственный спутник и человека. И я горжусь принадлежностью к нашей стране, к нашему народу.
Андрей Константинович Соколов - один из самых известных отечественных художников, рисовавших космос. Он сотрудничал с космонавтом-живописцем Алексеем Леоновым; в результате совместного творчества родилось очень много документальных полотен, иллюстрирующих развитие ракетной техники и личные впечатления Леонова, полученные им во время космических полётов
Отец художника Константин Михайлович Соколов был одним из руководителей строительства космодрома Байконур, Останкинской телебашни, автозавода в Тольятти.
После окончания Московского архитектурного института в 1955 году Андрей Соколов работал по специальности в составе архитектурных групп по проектированию «закрытых» спецгородков, с того же года стал участвовать в художественных выставках.
С детства будущий художник любил фантастику Ж. Верна, А. Беляева, К. Циолковского, Р. Брэдбери. И свои первые работы в жанре научно-фантастической живописи он посвятил роману Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
После запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году все творческие устремления А. Соколова были отданы теме освоения космоса. Рисунки темперой на картоне и полотна, написанные маслом на холсте, отличает подробная пропись деталей конструкции космических кораблей, пейзажей, космических явлений.
Отличной рекламой художнику послужила репродукция его картины «Красный вечер», помещённая на суперобложке первого и второго изданий книги И. Шкловского «Вселенная, Жизнь, Разум» (1962, 1965). Картина была подарена художником академику Келдышу, — главному теоретику советской космонавтики и инициатору издания известного труда Шкловского.
Некоторые полотна А. Соколова составляют «мини-сериалы»: мы видим последовательные этапы строительства большой обитаемой космической станции на орбите Земли, наблюдаем за первой высадкой людей на Луне, Венере, Марсе, спутниках планет-гигантов, вместе с экипажами фотонных ракет устремляемся к звездам.
Огромное число работ посвящено теме реальных достижений советской космонавтики (только в 1981 году в альбоме «Жизнь среди звезд» появляется несколько работ на тему американских исследований в космосе).
С 1965 г. после встречи на телепередаче «Звёздная эстафета» постоянным соавтором А. Соколова cтановится летчик-космонавт СССР А. Леонов. Художник-космонавт привносит в совместные работы элемент «натурной» достоверности. Соавторство с А. Леоновым сильно облегчило А. Соколову составление и издание альбомов «космической» НФ-живописи. Картины этих художников становятся главными экспонатами международных выставок журнала «Техника-молодёжи» («Время Пространство Человек»). Эскизы многих полотен художника побывали в космосе на борту советских космических кораблей, а затем — на основе замечаний космонавтов — на Земле дорабатывались оригинальные полотна.
В разных издательствах выходят альбомы репродукций НФ-живописи, массовыми тиражами издаются наборы открыток с репродукциями полотен А. Соколова и А. Леонова. Выходят почтовые марки с воспроизведением «космической живописи». Первый комплект почтовых открыток с репродукциями картин художника, вышел под названием «Космическая фантазия» и с предисловием А. и Б. Стругацких.
Творчество А.Соколова оказало влияние на Артура Кларка («Фонтаны рая»), астронавта Эдвина Олдрина, художнику посвятил рассказ «Пять картин» Иван Ефремов.
В 1990-х годах А. Соколов участвовал в совместной работе и с американским «космическим» художником Р. Макколом (Robert McCall). В соавторстве ими создано несколько впечатляющих работ.
Полотна А. Соколова выставлялись в Смитсоновском институте (США), в Дрезденской галерее, в музеях Берлина, Токио, Минска, во многих городах России.

Источники:
http://www.fandom.ru/inter/lavrenyuk_1.htm КОСМИЧЕСКИЕ МИРЫ АНДРЕЯ СОКОЛОВА
https://www.mk.ru/social/2011/04/11/580022-cherez-ternii-k-bogu.html Духовник космонавтов игумен Иов: “Среди покорителей звезд я встречал только двоих атеистов”

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...