среда, 6 марта 2019 г.

Икона «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни»



Рассказ об одном шедевре в деталях
Великий святой Иоанн Предтеча возвестил людям о скором пришествии в мир Спасителя — Сына Божия Иисуса Христа. Это событие дало ему имя Предтечи. Быть Предтечей, Предшественником Христовым — таков смысл явления в мир святого Иоанна. Вместе с тем его называют и Крестителем Господним, именно от него воплотившийся Сын Божий принял Крещение. Таково двойное призвание великого святого.
       Икона Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. 1560-е гг. Из Троицкого Стефано-Махрищкого монастыря Владимирской обл. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
…В долину Иордана
Пришёл Иисус Христос
Сказал он Иоанну:
Я весть тебе принёс
О том , что воля Божия
Должна теперь свершиться
Подать пример я должен-
В воде речной креститься
И Иоанн крестил Христа
Раздался Божий глас тогда:
Вот сын мой , я его послал
Чтоб он вам путь мой указал
Он должен подвиг совершить
И мир навеки изменить!  (автор
Прищеп Олег https://poembook.ru/poem/22872 )

Автор текста - Белик Жанна Григорьевна:
В одном из пророчеств Господь открыл людям, что Его пришествие в мир возвестит ангел. Иоанн Предтеча не имел ангельской природы, но перед нами икона, на которой мы видим его с крыльями за спиной, как у Божиего вестника. В руках он держит чашу с собственной главой — за проповедь истины и обличения ему отсекли голову. Вместе с тем, тело Иоанна изображено невредимым. Почему же на иконе мы видим две главы святого? И почему иконописец изобразил одну из них в чаше? Ведь в Евангелии говорится, что голову Предтечи Господня палачи принесли на блюде. Разве не должен художник во всем следовать Евангельскому повествованию? Понимать иконописные образы современному человеку нелегко, поскольку они нуждаются в истолковании. Церковный образ не только изображает событие, описанное в Священном Писании, богослужебном песнопении или апокрифе, но и художественными средствами раскрывает его внутренний богословский смысл.
Своим символическим языком иконы приближают нас ко времени, которое мы называем Священной историей.
Рассказ об иконах святого поможет увидеть ветхозаветные и новозаветные события и житие святого Иоанна не только через его жизнеописание, но и через художественные иконописные образы, созданные в разное время великими мастерами.

Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. Деталь иконы. 1560-е гг. Из Троицкого Стефано-Махрищского монастыря Владимирской обл. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Икона была написана по заказу царя Ивана Грозного, названного, как уже говорилось, в честь Иоанна Предтечи. Под 25 августа 1530 г. летописи сообщают о том, что «родися у государя великого князя Василия Ивановича, на Москве, сын богодарованный, а наречен Иван, еже Усекновение честныя главы». Поскольку рождение наследника престола произошло в ночь с 24 на 25 августа, то в некоторых источниках оно значится под 24 августа. Новорожденного младенца нарекли в честь Иоанна Крестителя, праздник которого отмечался чуть позже — 29 августа. В выборе имени для будущего государя важную роль сыграли два обстоятельства: во-первых, особое место Крестителя Господня в иерархии святых, а во-вторых, имя Иоанн носили многие славные предки новорожденного, и, хотя они были названы в честь других святых Иоаннов, само имя стало традиционным в московском великокняжеском доме.
Наречение имени и выбор святого были важны еще и потому, что на Руси не праздновались дни рождения. Гораздо более важным праздником считались именины — календарный день памяти того святого, в честь которого крещен человек. По христианской традиции, наречение имени происходит не при «телесном» рождении, а при крещении — в день, когда новорожденный становится христианином. Вместе с именем крещеный получает небесного покровителя — святого, в честь которого он назван. День памяти святого — день именин, или тезоименитства (от слова «теза» — имеющий такое же имя). Народное название именин — день ангела, а святого небесного покровителя часто именуют «ангелом». Царские именины считались государственным праздником, а иконы «царского ангела» писали лучшие мастера.
Иконы Иоанна Предтечи, созданные по заказу Ивана Грозного, были разными по иконографии, но особенно популярным стало изображения Иоанна Предтечи в образе Ангела Пустыни, причем чаще всего с чашей, в которой лежит отсеченная глава Крестителя. Для Ивана Грозного это изображение было самым представительным еще и потому, что глава в чаше связывала образ с Усекновением главы Иоанна Предтечи — именинного праздника государя.
В выборе сложной иконографии для изображения царского ангела сказалась общая для культуры XVI в. тенденция усложнения символики священных образов: простые древние композиции в это время наполняются повествовательными и поясняющими деталями. Даже когда иконописцы обращаются к византийскому наследию, старые иконографические изводы наполняются новыми смысловыми оттенками и выразительными подробностями. Особым вниманием пользовались образы, связанные с покровительством царственному дому и государю.
Присмотримся к иконе внимательнее. Перед нами образ не только монументальный и торжественный, но учительный, он призывает к вниманию и рассуждению. Иоанн Предтеча представлен фронтально (фигура обращена прямо к зрителю, без поворота в сторону), в полный рост, с крыльями за спиной. Его правая рука сложена в жесте благословения. Но этот жест не совсем обычен, святой не просто смиренно благословляет, он также указывает, направляет взгляд зрителя на чашу со своей усекновенной главой, от которой вниз спускается свиток, композиционно связанный с деревом и секирой. Впечатление сосредоточенного внимания усиливается выражением лика: сдвинутые к переносице брови, небольшой плотно сжатый рот. Пышные волосы не взлохмачены, как на многих других образах святого, напротив, они аккуратно спускаются на плечи четырьмя прядями. Вьющаяся борода тоже оканчивается четырьмя прядями, что придает всему образу ритмичность и упорядоченность. Ощущение сосредоточенной внутренней молитвы и внимания поддерживается живописью иконы, особенно — личного письма, выполненого по ровному оливковому санкирю (первому подготовительному слою). Техника письма, необычайно тонкая, с едва уловимыми переходами от темного к светлому, создает ощущение мягкого ровного света, заливающего лик святого. Такого эффекта можно добиться в технике темперной живописи — это так называемое письмо плавями. Для постепенного перехода цвета, мастер накладывает на санкирь много, иногда десятки, жидких, почти прозрачных красочных слоев вохрения (охры), а белила на выступающих частях лика также притеняются наложением поверх них нескольких слоев жидкой охры.
Святой одет во власяницу с короткими рукавами и охристый гиматий, Власяница холодного сероватого оттенка: ее серые пряди лежат на коричневой подкладке.
Справа внизу видно дерево с секирой, лежащей между живой и отсеченной ветвями. Листва дерева написана таким же цветовым приемом, как власяница. Таким образом, не только иконографические, но и стилистические художественные приемы объединяют все части изображения в единое целое. Иоанн Предтеча — это добрая отрасль, давшая добрый «плод покаяния». Отсеченная глава и секира, помещенные рядом с цветущим деревом, символически говорят о том, что мученичество в земной жизни делает человека равным ангелам, возносит его в небесные селения. «А каждый нечестивец, — по слову святителя Григория Двоеслова, — который здесь не хочет приносить плода доброй деятельности, скоро находит огнь, приготовленный в геенне». Причем, замечает святой, «целое поколение вместе с родоначальником истребляется, тогда безплодное дерево подсекается при корени, дабы уже не оставалось, откуда опять могло бы произрасти нечестивое племя».
Надпись на свитке объясняет изображение древа с секирой при корне. Она написана на славянском языке, который только с первого взгляда кажется сложным. На самом деле, каждому, кто начинает читать оригинальные надписи на иконах, удается их понять. Основная сложность состоит в том, что в древности текст играл не только смысловую, но и орнаментальную роль. Иконописцы стремились не разбивать строки на слова, а сохранять их целостность и единство. Грамматические правила не были строго определены, и существовали разные варианты написания одних и тех же слов. Но внимательному современному читателю этот древний славянский язык, все же, интуитивно понятен.
В переводе на современный русский язык надпись на свитке звучит так: «Вот я видел и свидетельствовал о Нем, что Он есть Агнец Божий, берущий (на Себя) грехи всего мира. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Уже и секира при корне дерева (лежит), ибо всякое дерево (не приносящее плода) посекается».
Текст составлен из трех евангельских цитат, восполняя его словами в скобках, мы пользовались Синодальным переводом Нового Завета на современный русский язык, который был выполнен в XIX в. для домашнего чтения, чтобы упростить понимание библейских текстов.
Иоанн Креститель, призывавший к покаянию, доброделанию и подвигам, сам явил их своей жизнью и смертью. И поэтому за спиной святого изображены широко раскрытые красновато-коричневые крылья, оттененные золотыми лучами инакопи. Красные подпапоротки — они выделяются в общей сдержанной по колориту живописи своей контрастностью и изяществом — притягивают к себе взгляд, заставляют воспринимать крылья как важную смысловую часть образа. Золотой нимб вокруг главы Иоанна Предтечи и вокруг отсеченной главы в чаше подчеркивают вневременной аспект изображенного события. В то время как святые мощи Иоанна Предтечи, его честная глава, открыты людям для поклонения на земле, сам святой пребывает в Небесных селениях среди ангелов.
Вместе со свитком и чашей, в левой руке Иоанн Предтеча держит длинный коричневый посох с крестом в навершии. Часто на иконах Ангела пустыни в чаше изображается Богомладенец Христос, а Иоанн указывает на Него рукой. Такая замена головы святого на символическое изображение жертвы Христовой, объясняет, почему усекновенная голова святого изображается в чаше, а не на блюде, как описывается в Евангелии.
Чаша — символ жертвы, принесенной Спасителем, в ней пребывают хлеб и вино, которые на Литургии прелагаются в Тело и Кровь Христову. Именно из Евхаристической чаши верующие причащаются Святых Даров. Иоанн Предтеча показан как предшествующий Христу во всем — в том числе, в мученической жертвенной смерти.
Усекновенная глава в чаше встречается в иконах грозненского времени чаще, чем когда-либо позже. На особое значение для государя именно такого образа указывает факт, что среди предметов его личного обихода была панагия с камеей, о которой говорилось выше. От иконы из Махрищского монастыря она отличается только отсутствием свитка.
Данный вариант иконографии — стоящий фронтально государев Ангел Хранитель — стал очень популярным и часто копировался не только благодаря своей монументальности, представительности, своего значения для царской семьи. Помимо своих несомненных исторических и художественных достоинств, лаконичная композиция позволяла иконе вписаться в любой иконостасный ансамбль.
Величайший святой своей жизнью, служением, аскетическим подвигом, мученичеством достиг не просто святости, но обрел естество равное ангельскому. Мы видели, что глубина этой сложной богословской мысли отражена в иконе во всей ее многоплановости. Произведение обладает высокой внутренней логикой, любая подробность обусловлена целым, общее и частное настолько пронизаны взаимосвязями, что не возникает и мысли о том, что автор обращался к какому-либо прототипу. Икона стала хрестоматийным произведением своего времени, благодаря художественному языку и стилю, а также отражению мироощущения человека той эпохи.
 
Храм Живоначальной Троицы. Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь относится к Александровской епархии. Он женский, ставропигиальный. Эта обитель размещается в 120 км от Москвы, во Владимирской области неподалеку от старинного села Махра. В 20-х годах XX в. монастырь был полностью уничтожен. Саму обитель власти закрыли в 1922 г. Храмы Троицкий и св. Стефана, как и колокольню, взорвали в 1942 г. Свято-Троицкий Махрищский монастырь возродился как женская обитель. Первые насельницы появились здесь в 1993 г. Возглавляемые монахиней Елисаветой, теперешней игуменьей, они заняли полуразрушенный корпус у храма Петра и Павла. В 1997 г. храм был восстановлен. Монастырь расстраивался до 2010 г., когда святейшим Патриархом был освящен Троицкий храм. В 2004 г. обитель стала ставропигиальной
Икона Иоанна Предтечи — Ангела пустыни была написана для Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря, расположенного близ города Александрова Владимирской области. Собор был заложен в 1557 г. на вклад царя Ивана Грозного. Существовала древняя традиция, по которой, иконы тезоименитого святого вкладывались государем в монастыри и храмы, иконы большого размера помещались в иконостас. Таким образом, народ молился о здравии и благоденствии правителя.
Внимание государя к этому монастырю не случайно. Он был расположен недалеко от Александровской слободы, которая навсегда вошла в русскую историю как опричная столица Ивана Грозного. Выбор этого места как загородной резиденции московских государей был сделан еще отцом Ивана Грозного великим князем Василием III: по его повелению лучшие московские и итальянские зодчие возвели там роскошный дворец. Длительные периоды пребывания Ивана Грозного в Александровской слободе и важность принимаемых там решений сделали это место политическим центром государства: здесь была учреждена опричнина, отсюда войска отправились покорять Новгород, выстраивалось объединение страны и централизация власти, международные отношения. Государь принимал в Александровском кремле иностранные посольства: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой. В его палатах заключались важнейшие политические и торговые договоры. Соответственно, монастыри, расположенные поблизости от Александрова, пользовались особым вниманием самодержца. Строительство храмов, украшение их иконами происходило с участием государя, по его заказам работали лучшие художники. Икона Иоанна Предтечи - одно из выдающихся произведений своей эпохи — ярко характеризует сложившийся новый стиль, выработанный мастерами грозненского времени.

Источник:
БЕЛИК Ж.Г. Иоанн Креститель. — СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2013 - 76 с. – (серия «Русская икона: образы и символы»
Иоанн Креститель — последний пророк Ветхого Завета, призывавший жителей Иерусалима исправить свою жизнь и стать достойными Царства Небесного. Он возвестил своим соплеменникам — и через них всему миру — о явлении в мир обещанного Мессии - Иисуса Христа. Он крестил Спасителя мира в Иордане и наблюдал сошествие на Него Святого Духа. Иоанн Креститель обличал пороки сильных мира сего, и за это был казнен. Его жизнь и смерть от рук палачей стали неиссякаемым источником вдохновения для христианских богословов, писателей, поэтов, архитекторов и иконописцев. Книга из серии «Русская икона» рассказывает о древнерусской иконографии святого Иоанна. Она столь же богата, как его литературный образ. Ведь каждый эпизод этой удивительной биографии — от Рождества и до Усекновения его честной главы — нашел свое воплощение в изобразительном искусстве нашего отечества. Книга написана на высоком научном уровне. При этом она доступна для самого широкого круга читателей, интересующихся историей русской духовности. Значительную часть тома занимают прекрасные иллюстрации. Все это делает книгу незаменимым пособием для занятий по искусствоведению и основам православной культуры.
Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...