пятница, 4 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 04 января (22 декабря)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
04 января (22 декабря старого стиля)
Великомученица Анастасия Узорешительница (ок 304). Святая писала своему учителю: «Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь».
… Нет у нас никакой жажды Христа, нет никакого желания Его увидеть, Его ощутить, к Нему приблизиться. Мы все хотим только своего: свою жизнь улучшить, ее приукрасить. Хотим себе блага: «Пей, душа, ешь, веселись». Мы устремлены к плотскому веселию, а это, конечно, вещь очень ненадежная. Чуть кто нас тронет или будет какое искушение или болезнь — сразу начинает все рассыпаться, потому что дом строили не на камне, а на песке.
Камень — это Христос. Нам надо строить жизнь на Христе. Христос есть Слово Божие воплощенное — и жизнь надо строить на слове Божием.
Нужно начинать слово Божие исполнять. Если оно говорит так, то надо так и поступать. Можешь — не можешь, хочешь — не хочешь, надо покорить свое зловредное существо, подклонить свою упрямую бычью шею слову Божию. И в ту меру, в которую человек его исполнит, только в ту меру он и обретет блаженство. Конечно, стать на этот путь можно не сразу. Сразу можно только воспламениться сердцем. Человек Евангелие прочел — какая красота! В храме побыл, умилился, думает: «Ну вот сейчас начну». А пришел домой — там опять все эти же, которые пристают: то мать, то отец, то племянник, то ребенок, то муж, то зять. И все опять не так, все плохо и опять вроде невозможно. Думал, сейчас прямо на пулемет пойду, а этого, оказывается, совсем не требуется, это никому не нужно, никаких подвигов, ни столпов, ни постов, ни смертей — ничего; и в тюрьму сейчас не надо идти, под расстрел. Требуется-то совсем чуть-чуть: немножечко терпения, немножечко снисходительности друг к другу, немножечко любви.
Преподобный Ники́фор (Джанакакис), Прокаженный, монах с острова Крит (1964). Тропарь, глас 4: Пло́ти твоея́ прокаже́ние/ мужему́дренне, я́ко И́ов, претерпе́л еси́, Ники́форе,/ ри́зу же души́ твоея́ све́тле очи́стил еси́,/ соверше́нне же на ле́ствицу доброде́телей восше́д,/ по́двиги твои́ми жи́тельства А́нгельскаго дости́же,/ непреста́нно Бо́гу поя́:// Тебе́ сла́ва подоба́ет, Тро́ице Единосу́щная.
… Что есть истина? Что правда? Как поступить правильно? Человек этого не знает, потому что не знает Священного Писания, не знает закона Божия, он полностью дезориентирован и руководствуется только своими «хочу». Он выбирает себе такую жизненную позицию: поменьше страдать. Это единственный руководствующий критерий в жизни. Вот квартира холодная, я мерзну — значит, надо постараться поменять ее на теплую. Вот я далеко живу от работы, мне ездить трудно — значит, надо переехать поближе к работе. Жена у меня сварливая и уже немножко устарела — надо ее поменять на молодую и более покладистую. Мне платят сорок, а тут предлагают шестьдесят. Значит, надо сюда перейти, потому что на эти двадцать я смогу себе еще чего-то купить.
Человек хочет избавиться от страдания. Вот, допустим, он раздражается на кого-то, и раздражение душе его доставляет муку. Что надо сделать? Надо сорвать зло. Сорвал зло — легче. Или у человека зуд, хочется поговорить. Вцепился в кого-нибудь, про себя рассказал, про соседей, на детей пожаловался, обсудил начальство на работе, обсудил порядки на улице, в городе, в государстве — все, легче стало, потешил дьявола. И так во всем. В силу того, что мы привыкли уклоняться страданий, мы не хотим быть рабами Христовыми.
Но раз мы люди верующие, значит, надо нам стремиться получить Царствие Небесное. Здесь мы сколько проживем? Ну шестьдесят, ну семьдесят, редко кто девяносто лет, и все. А вот дальше начинается самое интересное. Но к тому, что там начинается, мы совершенно не готовы. Здесь-то мы устроились, здесь у нас уже все есть, а вот там-то у нас нету ничего. И надо нам обязательно этим озаботиться. Как-нибудь сесть вечерком на кухне и подумать: вот мне уже столько-то лет и сколько-то я еще проживу, а дальше что? Вот я умер, лежу в гробу, обложили меня поролоновыми цветами, выкрашенными анилиновой краской, безобразными совершенно. Вокруг меня в черных платочках выстроились мои родственники, которых я в глаза не видел лет десять — и вдруг приехали, чего, спрашивается? Они чего-то судачат между собой, обсуждают: сжигать — не сжигать, везти — не везти. Потом в автобусе отвезли меня на кладбище и мое тело засыпали землей. Что теперь будет с моей душой? Пойдет ли она в Царствие Небесное, ко Христу? А вообще кто такой Христос? Вроде и в церковь-то ходил, свечки ставил, на родительскую - папу с мамой поминал. Ну а Христа-то, Бога познал? Раб ли я Божий?
Раб — это тот, который ничего не имеет, а вся его жизнь принадлежит его господину: хочет господин — раба убьет, хочет — его помилует, хочет — его оденет, хочет — разденет. Раб полностью господина слушается. У нас с Богом такие отношения? Нет, не такие. Бог нам не нужен, мы занимаемся своей жизнью. Но эта своя жизнь очень скоро кончится, и мы окажемся в глупейшем положении, потому что всю жизнь мы чего-то старались, а это все оказалось совершенно не нужным.
Священномученик Дими́трий Киранов, Ялтинский, пресвитер (1938) Из ссылки священник вернулся в 1935 году, и хотя был уже очень болен, он вновь продолжил свое служение. Будучи настоятелем Александро-Невского собора в Ялте, протоиерей Димитрий Киранов создал фонд материальной помощи арестованным церковнослужителям, членам общины и их родственникам.
Вскоре он был вновь арестован. И был расстрелян в Симферопольской тюрьме 4 января 1938 года.
… Господь сказал: кто от истины, тот Меня послушает, а кто не от истины, тот не послушает. Если какому-то человеку, излишне пьющему вино, сказать: когда же ты бросишь пить? до какого свинства ты уже дошел, как тебе не стыдно, — он обычно не перестает пьянствовать. И мы удивляемся: почему он нас не слушает? Ведь очевидно, что от пьянства все разрушается в его жизни. Почему же он пьет? Дело в том, что истина наших слов для него не так сладка, как то ощущение, которое он получает, когда бывает пьян. Поэтому, когда человеку попадает в руки слово Божие, или он слышит слово Божие в храме, или когда ему кто-то говорит какую-то истину, выбор его зависит не от того, насколько красноречиво ему говорят, насколько большой авторитет к нему обращается, насколько его захватило Евангелие, — не от этого. Выбор зависит только от того, насколько грех укоренился в его сердце, что ему слаще: истина или грех.
И если человеку все-таки сладка истина, он делает шаг в эту сторону и вступает в борьбу с грехом. Сначала у него ничего не получается, ему трудно, он постоянно падает, возвращается к прежним грехам, но зов истины все время звучит в его сердце, он все время старается улучшить свои поступки, улучшить свои слова, улучшить свои мысли, улучшить свои чувства — все исправить по Евангелию. Потому что он верит, что Иисус Христос есть Сын Божий, и, веруя в Него, имеет вот эту новую жизнь. А если человеку слаще грех, то он не верует Христу и слова Божии часто вызывают в нем ненависть, жизнь души его не волнует, для него важна только жизнь его тела.
Христос пришел на землю, чтобы спасти людей от греха. Поэтому Он получил имя Иисус, что значит Спаситель. Спастись от греха можно только одним образом. Как человек из грешника может стать святым? Только если он уверует в то, что Иисус Христос не обманщик, а действительно Сын Божий, сшедый с Небес. А раз Он Сын Божий, значит, все Его слова истинны. А раз они истинны, значит, надо им следовать без всякого лукавства.



Источники:
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...