пятница, 4 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова от 03 января (21 декабря)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
03 января (21 декабря старого стиля)
 
Святитель Филарет, митрополит Киевский (1857): «В словесах Господних сокрывается живоносная манна, единая могущая оживотворять, питать и укреплять души наши. Но мы не иначе можем вкушать и получать крепость от сей духовной пищи, как по мере исполнения нами заповедей Евангелия». (Подробнее ЗДЕСЬ https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfiteatrov/besedy-na-evangelie-ot-matfeja )
… Конечно, добро делать неохота, потому что это всегда за счет себя. Хочу лежать — надо вставать, хочу сидеть — надо идти, хочу лениться — надо работать, хочу есть — надо потерпеть, хочу дать сдачи — а надо подставить левую щеку. Все наоборот; это очень трудно. Как это совершить? Только так: «Господи, человек этот мне не нравится, но я знаю, что заповедь от меня требует его любить, а мне неохота. Господи, помоги». И так всю жизнь, с самого раннего возраста, как только себя осознал.

В этом заключается все воспитание. Дети же не понимают, их надо приучать, все время предохраняя от зла и все время понуждая на добро: тебя обидели — не надо давать сдачи, тебя угостили — поделись, тебе трудно — потерпи, упал — не плачь. Тогда, возможно, будет какой-то толк. Возможно — потому что человек все равно сам выбирает, кем ему быть. Один выбирает быть уголовником, другая выбирает быть седьмой женой у какого-то мужа. Каждый выбирает сам, а потом: «Мне нечем кормить ребенка». А откуда у тебя ребенок? А где твой муж? А тебя что, силком замуж выдавали? Каждый человек несет ответственность за свои поступки сам, и никто в этом не виноват. Сам хотел, и сам получил. Все сам.
Святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, чудотворец. (1326). «Великий муж, первосвятитель, Москвы усердный покровитель, Апостольской стези наследник, благоречивый проповедник, народу пастырь благодатный, ходатай о Руси изрядный, самой Царицей оглашенный, святым хитоном облаченный, покорник веры православной, светильник мудрости державной – сие глаголет Русь Святая, святителю Петру внимая! Аминь!»
… Когда человек начинает веровать, он проходит три стадии развития. Первая стадия — раб: человек боится Бога. Бог его как бы заставляет приходить в церковь: болезнь какую-нибудь попустит, несчастье, и человек оказывается словно насильно приведенным в церковь. Он здесь ничего не понимает, ничего не слышит, ему здесь тяжело, душно, ему здесь странно, дико, но он все-таки стоит, потому что нуждается в Боге, как ребенок нуждается в родителях. Каждый день в храме половина таких людей, которые были притащены кем-то или чем-то: или каким-то обстоятельством, или каким-то человеком, или по чьим-то молитвам. Иногда человек сам не знает почему: шел мимо и вдруг зашел.
Потом, когда он постоит в храме день, два, три, месяц, у него что-то начинает проясняться, он сквозь мутную завесу постепенно различает какие-то тени образов, отдельные слова богослужения. Он начинает молиться Богу и видит, что молитвы его исполняются. Вот он просит Бога, и Господь ему дает; он еще просит, Господь опять дает. А потом вдруг он просит, а Господь не дает. Тогда человек пытается с Богом войти в какие-то отношения: давай так, я Тебе свечку поставлю, а Ты мне дай вот это; я Тебе пожертвую то-то, а Ты мне дай, что я прошу. Человек начинает думать: что-то, видимо, я недостаточно делаю, буду каждый день Евангелие читать по две главы или по десять поклонов класть. То есть он вступает в стадию слуги: Ты мне — я Тебе.
И вот, если эта стадия кончается благополучно, начинается третья — стадия сына, когда человек уже не может жить вне Бога. Он не может ни вздохнуть, ни слова сказать, не может никакое дело сделать без благословения Божия и всего себя, всю свою жизнь отдает Богу, то есть становится истинным сыном Божиим, который всегда помнит о Боге и всегда находится со своим Отцом. К сожалению, этого не все достигают. Но Царствие Божие наследуют именно достигшие этой стадии сына, потому что в семью божественную, которая пребывает на небесах, могут войти одни дети Божий. Только они могут войти в этот дом, в горний Иерусалим, где царствует Христос, — только те, кто родился свыше и вырос в этой божественной семье, среди святых.
Как же стать из раба, из слуги сыном Божиим? Это связано с жертвой. Благородство вообще связано с жертвой, и благородным мы называем только такой поступок, когда человек жертвует чем-то своим или самим собой ради другого. Высшее по благородству совершил Сам Господь, Который отдал на убийство собственного Сына, чтобы нас назвать сынами. Что же, какая жертва Богу от нас нужна? Свечи ли? записки наши? рубли? Но Бог всесилен. Он может вообще всю землю сделать бриллиантом, что Ему стоит? Он создал всю вселенную, такую прекрасную, такую сложную, такую непознаваемую, что ученые только руками разводят. Так, с краешку науки что-то там люди исследуют, копаются, приоткрыли чуть-чуть эту завесу тайны бытия и создания мира; всякие гипотезы, предположения строят, а там, за этими предположениями, — мир необъятный, прекрасный.
Понятно, что один сын может приносить истинную жертву Богу. Слуга только торгуется, все время думает, как бы не прогадать, как бы не передать, и лишь истинный сын для матери и отца отдаст все, лишь истинный сын Божий может принести истинную жертву Богу. А какая же жертва нужна Богу? Бог Сам это открыл в Своем откровении. Он сказал так: «Даждь Мне, сыне, твое сердце». Богу нужно, оказывается, наше сердце, потому что, как Господь говорит еще: «Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене». Господь хотел бы, чтобы сердце каждого из нас стремилось к Нему.
И только постоянно жертвуя, можно стать сыном Божиим, только так можно достигнуть усыновления. Господь хочет любви. Он не хочет нас палкой, как рабов, загнать в Царствие Божие. Он просто нам показывает: смотрите, какая красота! Вот Евангелие, открывай на любом слове и читай. Такая красота ни из одной книги не льется, только отсюда! Что может быть подобно ему? Самых замечательных писателей всех времен и народов почитай — по сравнению с Евангелием это кажется разжиженным сиропом, сладкой водой. А в Евангелии каждое слово истинно, оно проникает в самое сердце, в самую глубину. Смотри, радуйся, дыши! Вот что тебя ждет, если ты пойдешь этим путем — путем жертвы, и самоотречения, и благородства. Царствие Божие — Царствие людей благородных, у которых Отец — Бог. А образ Христа — это ясное и видное всем самопожертвование, любовь, красота, ум. Все самое выдающееся, что можно нам вообразить, есть во Христе. И неужели можно еще что-то другое выбрать?
Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, Вятский (1627). Сын благочестивых крестьян. Когда Прокопию исполнилось 20 лет, его хотели женить, но он тайно ушел в город Хлынов и принял на себя подвиг юродства. Христа ради терпел голод, холод, насмешки, злобу. Господь прославил его даром прозорливости. Скончался блаженный Прокопий 49-ти лет от роду.
…Воистину так оно и есть: «Блажени слышащий слово Божие и хранящий е». Человечество сейчас запуталось окончательно и не знает, куда идти. Возникают всякие общества, комитеты, люди решают вопросы, ответ на которые, собственно, был известен уже тысячи лет назад: как семью сохранить, как детей воспитать. Все заново приходится открывать, как будто человечество только вчера начало жениться, замуж выходить или детей рожать. И люди умные сидят и думают: как же быть, куда человечество идет, да что делать с наркоманами, да что делать с пьяницами, да почему столько матерщинников и воров?
А на самом деле, как говорится, новое — это хорошо забытое старое. И действительно «блажени слышащий слово Божие», поскольку в слове Божием есть ответ на все эти вопросы. Возьми, открой да почитай, там все сказано. А иначе, без Бога, как-то устроить нравственную жизнь просто невозможно: как только человек теряет Бога, он становится существом безнравственным, потому что нравственность должна обязательно на чем-то покоиться. Допустим, сказать человеку: будь хорошим, не воруй. А он спросит: почему, собственно, не воровать? вот я вижу, плохо лежит, и возьму себе, никто не увидит, а там все равно много, не убудет. Разве это плохо — и там не убыло, и мне хорошо: и в дом принес, и жена рада? Попробуй, объясни человеку, почему плохо воровать или почему пить плохо. Продается в магазине — значит, можно, пью на свои, не валяюсь, норму выполняю, ползарплаты жене приношу. Почему плохо-то пить? Видите ли, начальству не нравится. Это не аргумент.
Без понятия греха, без знания Бога, духовной жизни, ожидания воздаяния вообще никакой нравственности наладить нельзя. Человек должен внутренне глубоко понять, в чем суть греха, понять конкретно, почему это плохо. И Писание каждый раз нам открывает премудрость Божию.


Источники:
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...