пятница, 4 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 05 января (23 декабря)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
05 января (23 декабря старого стиля)
 
Преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV). «После долгой молитвы, приложившись с любовью к иконе Пречистой Богородицы, он вышел, говоря сам себе: Смотри, окаянная душа, как Бог нас любит, а мы сами бежим от Него: вот Он дал нам заступницей Пречистую Свою Матерь, а мы и сию Помощницу отвергаем…» https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1129
… Взирая на жизнь святых, мы можем видеть, как простой, обыкновенный человек, словно по ступеням, взбирается от земли на небо. Не сразу становится человек святым, а долгим трудом стяжав эту святость по капельке.
Духовная жизнь идет как бы в двух направлениях, хотя вообще-то это совершается одновременно: с одной стороны, беспощадная борьба с грехом, который в себе видишь, но не даешь ему возможности никак проявляться, расти, и, с другой стороны, постоянный труд и усилия, чтобы приобрести благодать Божию. Потому что, если человек стремится приобрести благодать Божию, не борясь с грехом, как очень часто люди, не очистившиеся от своих страстей, стремятся достичь каких-то откровений духовных, высокой духовной жизни, это обычно кончается сумасшедшим домом. И это еще в лучшем случае, а бывают и самоубийства. Потому что человек дерзает приступить к благодати Божией, которую он вместить не может. Можно только постепенно, только постоянно трудясь, только очищая свое сердце приступать к Господу.
Поэтому в Церкви сложилась очень древняя практика перед причастием обязательно исповедываться: Постарайся очистить свою душу насколько сможешь, не просто формальным перечислением своих немощей, а именно пытаясь воистину исправить свою жизнь хотя бы в чем-то. Засвидетельствуй при свидетеле-священнике, который так про себя и говорит: «Я точию свидетель есмь», а больше никто, перед Самим Богом намерение свое исправиться, исцелиться. Покажи, что ты действительно хочешь плотскую и душевную свою жизнь угнетать ради Царствия Небесного, ради того, чтобы духовная жизнь в тебе развивалась. Вот это жизнь евангельская, вот это жизнь, не побоюсь это слово сказать, святая.
Святитель Феокти́ст Новгородский, архиепископ (1310). Тропарь. Глас 3 «Бо́жия Сло́ва Прему́дрости изря́дный служи́тель,/ А́нгельскаго жи́тельства и́стинный подража́тель,/ Боже́ственныя чистоты́ рачи́тель,/ архиере́ом сопресто́льниче, преподо́бным сожи́тельниче,/ па́стырская красота́,/ Вели́кому Но́вугра́ду похвала́,/ святи́телю пречестны́й Феокти́сте, о́тче наш,/ Ему́же, Сло́ву Бо́жию, в житии́ сем послужи́л еси́,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим» https://azbyka.ru/days/sv-feoktist-novgorodskij
… Заканчивается пост, мы подошли к празднованию Рождества Христова. И каждому из нас полезно еще и еще раз подумать: вот Христос родился, а на моей жизни это вообще как-то отразилось или я живу жизнью своей? Господь пришел для того, чтобы преобразить нашу жизнь. Вот прошел пост. Стали мы лучше? Стали мы менее раздражительными, стали мы менее злыми, менее тщеславными? Может быть, мы стали лучше молиться? Может быть, мы стали реже обижаться? Может, стали реже хамить друг другу? Ну что-нибудь в нас изменилось к лучшему или нет? Если нет, то это очень печально. Значит, еще сорок дней жизни прошли зря и бессмысленно. Спрашивается: чего мы тогда сюда ходим? И так в храме тесно, и так душно. Может быть, дать возможность тем, которые все-таки хотят с собой что-то сделать? Ведь вера — это не просто регулярное посещение каких-то очень правильных и хороших мероприятий. Вера — это совершенно новая жизнь.
Священномученик Васи́лий Спасский, пресвитер. (1938), служил в храмах Тверской епархии. в Преображенском храме в селе Холохольня близ города Старицы. Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал. Расстрелян 5 января 1938 года.
…Чтобы исцелиться от греха, человеку приходится терпеть страшную муку. Вот кто-то тебя раздражает — и попробуй изо дня в день не раздражаться. Ну для начала хотя бы не подавай виду, что он тебя раздражает, не бросай гневных взглядов, пусть у тебя голос не дрожит, старайся говорить спокойно — и ты увидишь, какая это мука.
Христос предложил нам другой путь: вообще освободиться от раздражения, достичь такого состояния души, когда нас ничто не раздражает: никакой человек, ни погода, ни низкий оклад, ни то, что прохудился ботинок, вообще ничто, — когда мы ровны и спокойны. И не потому, что нам на все наплевать, а потому, что через терпение мы достигли смирения. Как достигается, допустим, победа над раздражением? Только терпением и молитвой, только постоянным воздержанием: вот умру, а не буду раздражаться. А если во мне все-таки закипает раздражение, я начинаю молиться Богу до тех пор, пока оно не уйдет. И так буду делать сегодня, завтра, послезавтра, десять лет, двадцать лет, тридцать, сорок — пока раздражение не исчезнет. И так буду поступать с каждым грехом, который я обнаружу в себе.
Какая это страшная мука, какой тяжелый труд, особенно для человека, который впервые в церковь пришел уже в годах! И каждый грех у него — это не просто стебелечек, а вот такое дерево, попробуй его вырви из сердца. Сколько нужно труда! Для многих это уже бесполезное дело. Остается только надеяться на милость Божию, на то, что Господь Сам спасет, послав какую-нибудь скорбь, какую-нибудь болезнь, трудность. Ну вот, например, настолько человек привык вкусно кушать, что видит грибочки соленые — и не в состоянии удержаться. Казалось бы, какой пустяк: ну не ешь, и все. Но это просто для того, кто уже постился, кто тренировался в воздержании, а для него это страшная мука. И Господь, умилосердившись над ним, посылает ему язву какую-нибудь или холецистит, при котором грибы есть категорически нельзя: съешь грибочек, и будет приступ. И человек выправляется — как бы палкой.
То, что мы не можем доделать в силу своей немощи, Господь по милости Своей Сам выправляет, давая нам вот такие лекарства. Правда, они горькие и трудные, но если мы хотим душу свою спасти от греха, получить свободу, то мы должны это принимать. Поэтому то, что с нами случается, все скорби, болезни, надо принимать с радостью, надо жадно пить чашу страданий, потому что она исцеляет нас от греха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...