суббота, 9 июля 2022 г.

Хруцкий И.Т. Цветы и плоды

 

 Хруцкий И.Т. Цветы и плоды
Автор текста: С. Усачева, кандидат искусствоведения

Иван (Ян) Трофимович (Фомич) Хру́цкий - первый классик русского  натюрморта. Его картины отражают красоту Божиего мира в чистом виде. Мастер любуется совершенством форм и многообразием красок плодов, растений, цветов, сотворенных великим художником – Богом.
«Предмет надобно делать с лучшей стороны и выгоднейшего места… Должно стараться, чтоб все главные части хотя несколько видны были; а прочие части позволяются закрывать лучшими, делая из них пирамидальную фигуру». (И.Т. Хруцкий)

Хруцкий И.Т. Цветы и плоды, 1839

 В одном из залов Третьяковской галереи внимание зрителей привлекает яркий натюрморт в нарядной резной раме. Нередко можно услышать возгласы взрос­лых и маленьких посетителей музея, восхищенных мас­терством художника: «Какие бархатистые персики, про­зрачные ягоды, нежные лепестки цветов!» Действитель­но, к предметам, изображенным на холсте, можно слов­но «прикоснуться» взглядом. Картину под названием «Цветы и плоды» в 1884 году приобрел в свою коллек­цию П.М. Третьяков. Ее автор — Иван Фомич Хруцкий, мастер «живописи плодов и овощей».

Традиция создания изображений плодов и растений была заложена в русском искусстве во второй половине XVIII века в стенах Академии художеств. Образцами явились произведения голландских живописцев XVII столетия. В первой трети XIX века «живописи плодов и овощей» или «цветов и плодов» в Академии художеств было отдано окончательное предпочтение перед други­ми разновидностями натюрморта. Интересно отметить, что  символическое  содержание   произведений,   столь важное для классического западноевропейского натюр­морта, представлялось в это время гораздо менее существенным. Не обладая философской глубиной, изобра­жения привлекали, прежде всего, своим иллюзорным сходством с реальными прототипами. Эти особенности восприятия характерны для искусства «бидермейера» — стиля, бытовавшего в русской живописи во второй тре­ти XIX века. Бидермейер отражал вкусы широких слоев городского населения, прежде всего, нарождавшейся буржуазии. Особой любовью зрителей пользовались так называемые «малые» жанры, к которым относились портрет, пейзаж, жанровые картинки и, конечно, на­тюрморт. В картинах, прежде всего, высоко ценилось умение художников передать жизнеподобие и внешнюю привлекательность предметов, окружающих человека в его повседневной жизни.

И.Ф. Хруцкий (1810 — 1885) родился в небольшом местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии, в семье священника. Около 1827 года, после окончания факультета  свободных  художеств   Полоцкого  лицея, Хруцкий приехал в Петербург, где учился в Академии ху­дожеств. Вместе с другими учениками он совершенство­вал свое мастерство в Эрмитаже, копируя произведения западноевропейских мастеров. Художник работал, в ос­новном, по частным заказам и неоднократно повторял мотивы, которые пользовались успехом у зрителей.

Натюрморт «Цветы и плоды» 1839 года — одно из са­мых прославленных произведений Хруцкого.

Самое интересное на картине – «кожа» вещей, предметы прозрачные и полупрозрачные: ягодки (порою выглядевшие как стеклянные), эффектно подсвеченные, так что их прозрачность становится особенно явной, стекло и вода, кожура переспевших персиков. Все это вызывает желание приблизиться вплотную и даже потрогать.

В нем со­средоточены не только характерные свойства искусства того времени, но и важнейшие приметы творческой ма­неры мастера. Типичен для художника сам набор изобра­женных предметов. На узком столе стоит пышный букет цветов в вазе. Вокруг - лубяной короб с персиками, кор­зина с ягодами смородины, стеклянный графин, различ­ные фрукты и овощи. Предметы размещены в неглубо­ком, замкнутом пространстве и, несмотря на многочис­ленность, составляют легко читаемый глазом треуголь­ный силуэт. Его центром является ваза с букетом, на ко­торой невольно останавливается взор. Цельность компо­зиции подчеркнута симметрией расположения, четко вы­деленными планами. Каждый предмет занимает строго отведенное место в общем ансамбле. Благодаря этому рождается ощущение торжественного «предстояния» плодов и цветов, традиционное для классического натюр­морта.

Насыщенный колорит, основанный на локальных цветах, также создает эффект парадной искусственности. В то же время, яркий свет, который, как будто падает из расположенного сбоку окна, подчеркивает натуральность и материальную достоверность форм и объемов. Живопи­сец искусно передает их разнообразие. Изображая лубя­ной короб, прутья корзины, массивное стекло графина и тонкое прозрачное стекло стакана, он достигает эффекта живописной «осязательности». Особенно «вкусно» напи­саны плоды.

Классическая возвышенность в образе, созданном ху­дожником, неожиданно сочетается с почти домашним уютом и простотой. Возникает это впечатление благодаря непритязательности «героев» натюрморта. Они повеству­ют о жизни городского или мелкопоместного обывателя, близкой и понятной автору картины и его современни­кам. Так, ваза из недорогого фаянса, украшенная рельеф­ными фигурками лисиц или собак, была хорошо знакома жителям Петербурга в первой половине XIX века. Кера­мические изделия такого рода изготавливались на мест­ной фабрике С. Поскочина. Лубяной короб, плетеная корзина напоминают о простоте загородной жизни в усадьбе. Сельский колорит натюрморта дополняют дары полей и огорода. Рядом с экзотическими фруктами, ли­моном и виноградом, лежит обыкновенная тыква, кото­рая выглядит не менее торжественно. В букете вместо традиционных для голландских натюрмортов тюльпанов и роз, красуются садовые пионы и ирисы, полевые ва­сильки и колосья. Мастер тщательно и любовно выписы­вает мелкие детали: трещину на мраморной столешнице, отрезанные дольки фруктов, веточку с ягодами, муху, присевшую на аппетитный бочок груши. Они оживляют композицию и придают образу скромное обаяние и чело­веческую теплоту.

Хруцкий И.Т. Натюрморт со свечой

«Натюрморт со свечей» не подходит  под определенную разновидность натюрморта. Фрукты в корзинах, яблоки и лимоны соседствуют с кувшином, стаканом, кульком, колосьями, горящей свечей, театральным биноклем. Предметы здесь не связаны по сюжету. Художник волен свободно определять связь и положение предметов. Скрытый сюжет – «суета сует». Зритель наслаждается внутренней органичностью произведения. Здесь есть намек на живой беспорядок, посторонние вещи обогащают постановку, делают ее интереснее.

Хруцкий И.Т. В комнатах усадьбы. 1855

«В комнатах усадьбы художника Захареничи Полоцкой губернии» - 1855. Эта картина – рассказ о тихой жизни художника, посвященной творчеству и семье. В одном уютном уголке комнаты устроились спокойно позирующие дети – сын Иосиф и дочь Анна; другой угол занят аккуратно накрытым белой скатертью столом со стоящим на нем самоваром и нехитрой посудой для чаепития. На фоне розовых стен расположились многочисленные картины и скрипка, как свидетельство занятий высоким искусством. Раскрытая дверь позволяет увидеть анфиладу из нескольких просторных комнат, заканчивающуюся окном.

Хруцкий И.Т. В комнате. 1854

В сентябре 1839 года Иван Хруцкий становится академиком живописи. За отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей. 

Удивительно, но после получения академического звания художник прекращает писать эффектные натюрморты. 

В конце 1839 года умирает отец художника, и Иван Хруцкий оставляет Петербург – в этот город он больше не вернется.

В Полоцком уезде художник покупает имение Захарничи, строит по собственному проекту дом и живет в имении практически безвыездно. Он не стал затворником, ездил в гости и принимал соседей, но из губернии уже не выезжал – ему хватало тем и вдохновения в своём доме. 

Живя в Белорусской губернии художник не оставляет живописи, однако в его творчестве начинается другой период – он пишет иконы, портреты лиц духовного звания, пейзажи, копии с картин европейских мастеров (по заказу митрополита Иосифа Семашко), изображения интерьеров или картины «в комнатах».

Хруцкий И.Т. Портрет неизвестной с цветами и фруктами, 1838, НМРБ (Национальном художественном музее Республики Беларусь ) https://smallbay.ru/artrussia/hruzky.html

С 1835 по 1838 годы Иваном Хруцким была написана целая серия портретов «Прекрасной незнакомки», которая осталась «Неизвестной» — с книгой, в белом платье, с корзиной, с цветами и фруктами. Эти «неизвестные» стали огромной загадкой для искусствоведов и историков. Кто она, эта замужняя женщина (на картинах мы видим обручальное кольцо)? Явно, не жена художника. Была в жизни художника какая-то загадочная история…

За свою долгую жизнь Хруцкий исполнил множество портретов и жанровых композиций, писал пейзажи и ин­терьеры, но все же наибольшую известность ему принес­ли натюрморты. В 1839 году он был удостоен звания ака­демика «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей».

Хруцкий И.Т. Натюрморт с грибами. 1842

Скончался Иван Фомич Хруцкий в январе 1885 года, похоронен в своём имении, в родовом склепе.

Источники:

С. Усачева. И. Хруцкий. Цветы и плоды. // Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 6. –с.24-25. - (Рассказ об одном произведении)

Болотина И.С. Русский натюрморт. – М.: Искусство, 2000. – 64с.

Володина Т.И. Русский интерьер. – М.: Искусство, 2000 – 64с.

https://art.mirtesen.ru/blog/43326573669/Hudozhnik-Ivan-Hrutskiy-1810-1885-U-istokov-russkogo-natyurmorta

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...