суббота, 9 июля 2022 г.

Сиенский собор Дуомо

 

Сиенский собор Дуомо
Автор текста: М. Замкова

 

Дуомо. Портал

ФАСАД

Настоящим шедевром является ажурно декориро­ванный мраморный фасад. Нижняя романская часть, выполненная Джованни Пизано, имеет три огромных портала, изумительно орнаментированных статуями. Сейчас эти статуи заменены копиями во избежание по­вреждений, наносимых течением времени, а оригиналы хранятся в музее собора.

На архитрав помещен барельеф Тино ди Камиано с изображением «Эпизодов из жизни святых Джоаккино и Анны». В верхней части фасада расположено большое окно — роза с живописным изображением Девы Марии и Еван­гелистов, вокруг которых помещены копии бюстов патри­архов и пророков. Оригиналы бюстов XIV века также пере­несены в музей собора. Три остроко­нечных фронтона украшены в XIX веке мозаикой, а над центральным фронто­ном поставлена фигура ангела, выпол­ненная в 1639 году Томмазо Реди.

Колокольня романской структу­ры, возведенная в конце XIII века, покрыта полосами мрамора черного и белого цвета. Купол Дуомо, пост­роенный между 1259 и 1264 годами, имеет в плане форму шестиугольника и поддерживается шестью пилястра­ми. У каждого угла стоят позолочен­ные статуи. Вверху расположены ни­ши в форме раковин, преобразован­ные из шестиугольных в двенадцати­угольные, внутри них проходит гале­рея, разделенная 42 колоннами с жи­вописными изображениями на каж­дой из них патриарха или пророка. Эти фигуры написаны в конце XV века известными сиенскими худож­никами. Поверху купол облицован свинцовыми листами.

ИНТЕРЬЕР

Дуомо. Интерьер

Одно из главных украшений ин­терьера Дуомо — мраморные полы, разделенные на шестиугольники и ромбы, внутри каждого из которых находятся собранные из мрамора разных оттенков мозаики с сюжета­ми на библейские темы. Автором картонов для этих полов были сиен­ские живописцы. Более сорока выда­ющихся сиенских художников рабо­тали над полами Дуомо, среди кото­рых был Доменико Беккафуми — один из выдающихся сиенских живо­писцев XVI века. Картон для одного из полов собора его работы сейчас экспонируется в Сиенской пинако­теке. Мраморные полы Дуомо — одно из главных сокровищ. Здесь содержится 56 панно с изо­бражениями сюжетов на библейские темы, сивилл, доб­родетелей и эпизодов из истории Сиены, происходив­ших в разные времена. Все это выполнено в различной технике, которая была принята среди сиенских масте­ров от середины XIV века до середины XVI века.

Строгую грациозность трехнефного интерьера Кафе­дрального собора, построенного в плане латинского креста, создает, прежде всего, чередование по стенам черно-белых мраморных полос и мощные мраморные пилоны. Этот узор прост и ритмичен. Он как бы звучит и создает удивительно гармоничное сочетание, отдален­но напоминающее древние египетские мотивы декори­рования. Чередование черных и белых полос преобладает в интерьере и является типичным для фантастической, живописи сиенских мастеров.

КАПЕЛЛЫ

Вдоль боковых нефов и в трансептах расположены прекрасные капеллы, как, например, капелла Мадонны дель Вото. Построенная в 1661 году капелла, по воле па­пы Александра VII, была сделана по рисункам Джан Ло-ренцо Бернини. Круглая, несколько эллиптическая в плане, с позолоченными тамбуром и куполом, капелла содержит украшения, среди которых над алтарем выделя­ется доска XIII века школы Гвидо да Сиена с изображе­нием Мадонны с младенцем, почитаемой сиенцами как Мадонна дель Вото. Бернини изготовил для нее алтарный табернакль, позолоченные бронзовые фигуры ангелов, обрамляющие доску с Мадонной, и первые, расположен­ные в нишах по сторонам от входа две статуи — святого Иеронима и святой Марии Магдалины.

Капелла Святого Иоанна Крестителя расположена в левом трансепте. Бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая эту капеллу, была сделана великим Дона­телло для Флоренции, но в октябре 1457 года ее перенес­ли в Сиену. По сдержанности форм эта статуя глубоко ас­кетична и при этом полна духовности. Она относится к работам последних лет жизни художника и сделана не­сколько позднее знаменитой Марии Магдалины, украша­ющей Флорентийский баптистерий. По стилю исполне­ния и глубокой духовности эти две статуи очень близки.

АЛТАРЬ

Внушительный алтарь, расположенный вдоль левого нефа, возведен по воле кардинала Франческо Пикколо-мини в 1481 году Андреа Бреньо. Образ Мадонны в верх­ней части ниши атрибутирован как работа Якопо делла Кверча — сиенского скульптора, бывшего некоторое вре­мя главным архитектором собора. Мраморная икона с изображением Мадонны с младенцем, — возможно, про­изведение Паоло ди Джованни Феи. Огромную художест­венную ценность имеют четыре статуи, высеченные Ми-келанджело и представляющие фигуры святых — Петра, Павла, Георгия и Пия, помещенные в ниши капеллы. Эти произведения великого мастера относительно мало известны. Они были созданы им между 1502 и 1504 года­ми по заказу Пикколомини. В главном алтаре собора, со­зданном в XVI веке, возвышается бронзовая дароносица, выполненная мастером Веккьета в 1506 году. Ее окружа­ют четыре фигуры ангелов, поддерживающих канделяб­ры. Дароносица помещена на место, которое раньше за­нимала знаменитая «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья, ко­торая сейчас перенесена в музей собора.

ХОРЫ

В апсиде расположены громадные деревянные хоры, занимающие нижнюю часть ниши по всей ширине трех нефов. Начатые в 1363 году и законченные в 1397, хоры со­держали 90 кресел, поставленных в два ряда, с балдахина­ми и украшенные табернаклями и статуями святых. Части хоров по боковым сторонам ниши, выполненные Франче­ско и Якопо Тонгио, оставлены в оригиналах XIV века. Ве­ликолепные инкрустации на спинках кресел были изго­товлены в 1503 году Фра Джованни да Верона. На них изо­бражены натюрморты и виды итальянских городов. Это прекрасный образец прикладного искусства Сиены.

КАФЕДРА ПИЗАНО

Николо Пизано. Фрагмент барельефа с распятием

Необычна эта кафедра тем, что в качестве свободно стоящего предмета она выглядит не столько частью убранства интерьера, сколько миниатюрным архитектур­ным сооружением со скульптурным декором. Ее создал знаменитый итальянский скульптор XIII века Николо Пизано. Кафедра в сиенском соборе одна из вершин его творчества. Пизано, страстный поклонник художников и архитекторов эпохи Фридриха II, обычно был не склонен к классическим канонам, однако, оценивая их по достоинству и используя классические линии для выражения содержания, часто имитировал формы ан­тичных моделей. Таким образом, синтез формы и со­держания, которому следовал мастер, способствовал со­зданию им пластически осязаемых образов, полных мо­гучей силы, позднее в своих работах Кверча опирался на полные силы и осязаемые образы Пизано.

Кафедра восьмиугольной формы высечена из белого мрамора. Она поддерживается девятью колоннами, че­тыре из которых опираются на львов и львиц, терзаю­щих животных, остальные четыре свободные. В основа­нии центрального пояса кафедры помещены восемь фи­гур, представляющих различные виды искусства. Пара­пет орнаментирован семью рельефами с изображения­ми сюжетов из земной жизни Христа и Страстей Гос­подних (от Рождества до Распятия и Страшного Суда) и статуями пророков и ангелов. В пинаклях трехлопаст­ных арок находятся фигуры других пророков; на соеди­нении арок поставлены фигуры Добродетелей.

Кафедра в сиенском соборе выполнена Пизано меж­ду 1265 и 1268 годами. В главных своих чертах она по­вторяет предыдущую пизанскую кафедру его же работы, но выдержана в особом стиле с фигурным расширени­ем. От аристократической и одновременно простой ма­неры изображения фигур, украшающих кафедру в Пизе, здесь он перешел к величественности рассказа с боль­шой силой экспрессии. Изображения персонажей и их действия становятся более живыми и драматичными.

БИБЛИОТЕКА ПИККОЛОМИНИ

Библиотека Пикколомини. Интерьер с фресками Пинтуриккьо

В первом пролете левого нефа собора располагается Библиотека Пикколомини, строительство которой в 1492 году начал кардинал Франческо Пикколомини — Тодескини (позднее выбранный папой римским под именем Пия III) с целью хранения книг, собранных понтификом Пием II, его дядей по материнской линии. Над входом в библиотеку находится фреска Пинту­риккьо «Коронование Пия III». Интерьер библиотеки представляет собой большой, прямоугольный и очень светлый зал с великолепной живописью на потолке и стенах.

Он производит сильное впечатление яркой ос­вещенностью и великолепием красок. В росписях по­толка и сводов использованы античные мотивы. В цен­тре зала на ренессансном подиуме стоит скульптура «Три грации», копия с греческого оригинала эллинис­тической эпохи. Эта скульптура была подарена карди­налу Пикколомини специально для этой библиотеки.

Зал полностью расписан фресками Пинтуриккьо, посвященными рассказу о важных событиях в жизни Энея Сильвио Пикколомини, бывшего архиепископом Сиены, а позднее выбранного папой под именем Пия II.


Пинтуриккьо. Сцена из жизни папы Пия II. Фреска. 1505 - 1508. Зал Библиотеки Пикколомини. Кафедральный собор Дуомо, Сиена

Он был выдающимся гуманистом эпохи Возрожде­ния, удачливым дипломатом и справедливым понтифи­ком. Эти произведения Пинтуриккьо относятся к по­зднему периоду творчества художника. На стенах, рас­члененных реальными и написанными пилястрами, об­разующими иллюзорно уходящие в глубину арки, пред­ставлены сцены из жизни Пия II. Сюжетами фресок были такие события из жизни Пикколомини, как «От­правление Энея Сильвио Пикколомини на Базельский собор» или «Эней Сильвио Пикколомини в качестве посла при дворе короля Шотландии». В панораме ита­льянского искусства начала XVI века роспись библио­теки уникальна во многих отношениях. Иконографиче­ская программа фрескового цикла, задуманная как ис­тория жизни папы, с одной стороны, утверждала законную силу папской власти, а с другой — увековечивала династию Пикколомини, превращая соборную библио­теку в пантеон семейной славы. Известно, что в роспи­сях библиотеки вместе с учениками и подмастерьями Пинтуриккьо принимал участие молодой Рафаэль. В библиотеке демонстрируются помещенные на деревян­ные «скамьи» с резными украшениями, выполненными в 1496 году Антонио Бреньо, огромные книги голосовых партий (ноты для месс) с великолепными миниатюрами Либерале да Верона и Джироламо да Кремона.

Книжная миниатюра из Библиотеки Пикколомини

Ослепи­тельной красоты картины, украшающие большинство страниц этих фолиантов, представляют собой замеча­тельный образец искусства миниатюры итальянского кватроченто.  

МУЗЕЙ СОБОРА

Якопо делла Кверча. Горельеф «Мадонна с Младенцем, св. Антоний и коленопреклоненный кардинал Антонио Казини»

Музей собора (Музей Опера дель Дуомо) располага­ется в первых трех аркадах правого нефа «Нового Дуо­мо». Музей содержит преимущественно произведения искусства, созданные для украшения Кафедрального со­бора, а позднее перенесенные сюда для большей сохран­ности. Оригиналы в храме заменены копиями, выпол­ненными на протяжении XVI — XVII веков. В музей со­браны скульптуры, живопись, предметы из бронзы, де­рева и терракоты, изделия ювелирного искусства, вы­шивки и миниатюры. Эта коллекция представляет собой высочайшую художественную ценность. Здесь есть зна­менитые на весь мир работы, приравненные к шедеврам, мастеров сиенского и тосканского искусства от XIII до XV века, таких как Симоне Мартини, Пьеро Лоренцетти и Якопо делла Кверча. Но главное богатство музея - это статуи, высеченные Джованни Пизано для украшения фасада Дуомо, и «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья.

Вдоль стен нижнего зала музея стоят десять фигур, выполненных Пизано для фасада Дуомо и перенесен­ных сюда во второй половине XIX века. Скульптуры Джованни Пизано для фасада сиенского собора создали первую в Италии единообразную иконографическую программу. Скульптурные фигуры высоко вытянуты вверх в очаровательных обволакивающих их спиралевидных драпировках, передающих движение. Они как бы выдвигаются вперед или внезапно отступают. Их не­обычайная энергия и живость явно выигрывают перед сопротивлением неподвижного материала. Их лица с четкими чертами и ясно очерченной тенью глубины ртов и глазных впадин полны печали и мучительных раздумий. В этих скульптурах Пизано выразил весь свой внутренний мир. Мир буйный и драматичный, изобра­женный мастером в синтезе пластической формы и чувств, доходящих до высочайшей экспрессии. Колеб­лющийся между классическим творчеством отца и готи­ческим искусством заальпийских художников, особенно французских, Джованни Пизано самостоятельно шел к вершине своих поэтических поисков.

Среди шедевров скульптуры собора, безусловно, следует отметить горельеф Якопо делла Кверча «Мадон­на с Младенцем на коленях и кардинал Казини, пред­ставляемый ей его покровителем святым Антонием Аб­батом». Эта работа, утерянная и недавно найденная, принадлежит к последнему периоду творчества скульп­тора, поражает ее духовная сила и удивительная пласти­ческая насыщенность. Простые крестьянские лица, тя­жесть рассыпающихся веером складок приближают эту работу к образам Микеланджело.

МАЭСТА ДУЧЧО

Дуччо. Мадонна на троне с Младенцем, ангелами и святыми

Если говорить о сиенской живописи, то семенем, из которого выросло это искусство, был Дуччо ди Буонин­сенья, и, бесспорно, один из главных шедевров, кото­рые хранит музей собора, — «Большая Маэста» Дуччо. Грандиозность этого алтарного образа отмечена и про­славлена летописцами эпохи, которые помнили триум­фальный и торжественный кортеж в сопровождении официальных лиц и всего народа, когда картину пере­возили в церковь. Дуччо ди Буонинсенья первым ввел поэтические мотивы в живопись, согласуя изысканную вычурность византийских канонов с лирическим гума­низмом французской готики. Монументальное полот­но, заказанное мастеру в октябре 1308 года и закончен­ное им примерно через три года, должно было украшать главный алтарь Дуомо, куда оно было помещено в 1311 году. Прошло два века, картину расчленили, и в 1870 го­ду по частям перенесли в музей собора. Изображение сюжетов из Страстей Господних, от «Входа в Иеруса­лим» до «Явления Христа в Эммаусе», вызывают восхи­щение своим художественным совершенством. С помо­щью чередования красок и различного типа линий, рит­мически и повсеместно сочетающихся между собой, ма­стеру удалось достичь полной гармонии в изображении каждой отдельной фигуры и сюжетов в целом. В центре цикла доминирует панель с «Распятием». Она отличает­ся от других не только большим размером, но и величе­ственной трагической красотой изображения. На позо­лоченном фоне образ Христа на Кресте представляет собой драматизм всей этой трагической сцены.

Алтарный образ написан с двух сторон доски в об­щей композиции. На его лицевой стороне изображена Мадонна на троне с Младенцем, окруженная двумя ря­дами ангелов и коленопреклоненными святыми. На об­ратной стороне в 26 частях мастер изобразил многочис­ленные эпизоды из жизни Христа и Страстей Господ­них. Эти две части разделены широкой средней поло­сой. Большая картина первоначально была украшена пределлой с сюжетами из детства Христа и публичной жизни Христа, а также верхним обрамлением в готиче­ском стиле, содержащим 16 панелей с эпизодами из жизни Марии и воскресшего Христа (на обороте). Пять панелей из последних утеряны, а 19, вместе с лицевой и оборотной сторонами большой картины, хранятся в му­зее Дуомо. Появление этой картины практически за­ключило опыт XIII века и наметило наступление ново­го столетия. Расцвет сиенской школы живописи XIV ве­ка всегда связывался с именем этого мастера.

БАПТИСТЕРИЙ

Баптистерий. Интерьер

Баптистерий, или церковь Сан Джованни Батиста, возвышается позади Дуомо. Это здание возникло в свя­зи с продлением апсиды храма, в качестве ее крипты. Фасад, начатый в 1317 году и законченный в 1382 году, представляет собой значительную художественную цен­ность. Этот фасад с незаконченной верхней частью об­лицован белым мрамором и имеет три больших глубо­ких портала, окаймленных очаровательными колонками и мраморными украшениями. В средней части фасад де­корирован небольшого размера висячими арками и вы­ше, над карнизом, глухими стрельчатыми окнами. На полу в интерьере, напротив порталов, находятся граф­фити на мраморе с изображением крещения и миропо­мазания. Обширный и светлый интерьер, завершенный в 1325 году, имеет форму прямоугольника и разделен на три нефа. Своды апсиды и две люнетты над боковыми алтарями расписаны фресками. Великолепно выполне­ны фрески на сводах баптистерия, созданнные в 1447 -1450 годах Веккьета. Фрески на сводах содержат изобра­жения символов веры, пророков и сивилл. На стенах ап­сиды еще две его работы с сюжетами из Страстей Гос­подних - «Бичевание» и «Крестный ход». Другие фрес­ки баптистерия написаны во второй половине XV века.

Самое же выдающееся произведение искусства в баптистерии - Крестильная чаша. Над ней вместе рабо­тали флорентийские и сиенские мастера. Замысел укра­сить чашу шестью бронзовыми рельефами, безусловно, принадлежал Гиберти, прекрасно чувствовавшему себя в работе с бронзой. Рельефы на шести гранях чаши с изображениями сцен из Жития Иоанна Крестителя вы­полнены выдающимися итальянскими скульпторами. Со стороны, ближней к алтарю, — «Благовещение Захария о рождении сына» Якопо делла Кверча, «Рождест­во Иоанна Крестителя» и «Проповедь Иоанна Крести­теля» Джованни ди Турино, «Крещение Иисуса» и «Арест Иоанна Крестителя» Лоренцо Гиберти, «Подне­сение головы Иоанна Крестителя Ироду» Донателло. Несмотря на то, что свой рельеф Кверча закончил од­ним из последних, ему поручили окончание работы над купелью, включая и мраморный табернакль, который Кверча украсил рельефами с фигурами пророков и увенчал чашу статуей Иоанна Крестителя.

 Источник:

Замкова М. Сиенский собор Дуомо.// Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 6. –с. 30-33.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...