суббота, 4 июня 2022 г.

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

 

ПАМЯТНИКИ РОССИИ
Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря
Автор текста: Н. Семенова


 Кирилло-Белозерский монастырь. https://vera-eskom.ru/wp-content/uploads/2019/03/Kirillo-Belozerskiy-monastyr.jpg 

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, располо­женный на берегу Сиверского озера в Вологодской об­ласти, возник в месте пересечения торговых путей, соеди­нявших среднерусские земли с Севером Руси - Заонежьем, Северной Двиной и побережьем Белого моря. Насель­ники монастыря контролировали северный путь и торгов­лю пушниной, рыбой, солью. К моменту основания монас­тыря в 1397 году Белозерское княжество, на землях кото­рого он разместился, потеряло свою самостоятельность и отошло под власть Москвы. Белозерье стало служить фор­постом Московского княжества на Севере.


Монастырь основал московский боярин Кирилл Велья­минов, прозванный Белозерским, архимандрит Симонова монастыря в Москве. В период его тридцатилетнего правле­ния, поддерживаемый земельными и денежными вкладами московских князей и бояр, монастырь быстро развивался и скоро превратился в большой архитектурно-оборонитель­ный комплекс, охранявший северные окраины Московского княжества.

Панорама Кирилло-Белозерского монастыря. https://petersmonuments.ru/upload/iblock/07b/07b1c0b2911b53ac480ed7a49a0b3eff.jpg

О тесных связях с Москвой и влиянии на государ­ственное «устроение» свидетельствуют послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского - великому кня­зю Василию, князьям Андрею и Юрию. В результате умелой хозяйственно-политической деятельности к XVI веку монас­тырь сделался крупнейшим вотчинником Московского госу­дарства, уступая лишь Троице-Сергиевой лавре.

Кирилло-Белозерский монастырь как художественный ансамбль сформировался на основе нескольких последо­вательно возникавших архитектурных комплексов. Наибо­лее древнюю часть составляют расположенный между бе­регом Сиверского озера и рекой Свияга Большой Успенский монастырь в юго-западной части нынешнего монас­тырского ансамбля и примыкающий к нему с востока Ма­лый, или Горний, Ивановский монастырь, вместе образую­щие так называемый Старый Город.

План Кирилло-Белозерского монастыря:

I — Успенский монастырь
II — Ивановский монастырь
III — Острог
IV — Новый Город

1. Успенский собор (XV в.)
2. Церковь Введения с трапезной палатой (XVI в.)
3. Церковь Архангела Гавриила (XVI в.)
4. Церковь Иоанна Предтечи (XVI в.)
5. Церковь Владимира (XVI в.)
6. Церковь Иоанна Лествичника над Святыми воротами (XVI в.)
7. Казенная палата (XVI - XVII вв.)
8. Церковь Сергия Радонежско­го с трапезной (XVI в.)
9. Церковь Преображения над Водяны­ми воротами (XVI в.)
10. Стены Успенского монастыря (конец XVI — XVII вв.)
11. Свиточная башня (конец XVI в.)
12. Малая Мереженная башня (конец XVI в.)
13. Грановитая башня (конец XVI в.)
14. Стены Ивановского монастыря (конец XVI — XVII вв.)
15. Глухая башня (конец XVI в.)
16. Святые ворота Иванов­ского монастыря (конец XVI в.)
17. Поварня (XVI в.)
18. Цер­ковь Епифания (XVII в.)
19. Церковь Евфимия (XVII в.)
20. Большие больничные палаты (XVII в.)
21. Стены Нового города (XVII в.)
22. Белозерская (Большая Мереженная) башня (XVII в.)
23. Косая башня (XVII в.)
24. Ферапонтовская (Московская) башня (XVII в.)
25. Казанская башня (XVII в.)
26. Вологодская башня (XVII в.)
27. Кузнечная башня (XVII в.)
28. Троицкие во­рота (XVII в.)
29. «Тюрьма»
30. Настоятельский корпус
31. Мо­нашеские кельи (XVII в.)
32. Священнические кельи (XVII в.)
33. Монастырский архив (XVII — XVIII вв.)
34. Духовное училище (XVII в.)
35. Домик келаря (XVII в.)
36. Поваренные кельи (XVII в.)
37. Хлебная башня
38. Поваренная башня
39. Малая больничная палата (XVIII в.)
40. Колокольня (XVIII в.)
41. Цер­ковь Кирилла (XVIII в.)
42. Каменные сени над часовней Ки­рилла и крестом.

Успенский собор - первый каменный храм Кирилловской обители http://kirillov-monastyr.ru/architecture/5/20/

 Доминирующее положение в ансамбле Большого Ус­пенского монастыря занимает величественный Успенский собор - первый каменный храм Кирилловской обители, за­ложенный в 1496 году. «В Кириллове монастыре большая церковь Успение Пречистые Богородицы об одном верху. Верх обит железом немецким. Крест на церкве медян зо­лочен. Олтарь и закомары на церкве крыты тесом» - так описывается постройка в Переписной книге 1601 года. Это традиционное для своего времени квадратное в плане четырехстолпное кирпичное здание с тремя апсидами. Пер­воначально храм имел позакомарное покрытие, над кото­рым возвышались три яруса килевидных кокошников. Здание венчал массивный световой барабан со шлемовидной главой. Впоследствии ее переделали в вычурную бароч­ную главку, позакомарные перекрытия заменили на четы­рехскатную кровлю, расширили окна. Снаружи храм по-прежнему украшают широкие орнаментальные пояса, про­ходящие по верху стен под закомарами, а также в верхней части барабана и алтарных апсид.

К северо-западному углу собора были пристроены две небольшие кубические одноглавые бесстолпные церкви - Владимира (1554) и Епифания (1645). С южной стороны зда­ние усложнено объемом примыкающего придела, сооружен­ного в конце XVIII века над гробницей Кирилла Белозерского.

Церковь Архангела Гавриила. http://kirillov-monastyr.ru/architecture/5/21/

В юго-западной части Старого Города располагается мощная четырехстолпная церковь Архангела Гавриила (1531 - 1534), построенная на средства великого князя Ва­силия III. Церковь ранее имела звонницу в верхнем ярусе, но в XVII - XIX веках была перестроена. К ней примыкает тяжеловесная по про­порциям невысокая колокольня.

Свиточная башня. http://kirillov-monastyr.ru/architecture/4/77/

Свиточная башня - самая высокая башня крепости Старого города, возвышающаяся на мысу Сиверского озера. Название получила от существительного «свитки», что означало «монастырские одежды», которые стирали монастырские служки, жившие на первом ярусе этой башни.
Стройная четырехугольная с шатровым завершением башня характеризуется хорошо найденными пропорциями. Поверхность ее стен оживляют четыре ряда бойниц. Три широких декоративных пояса из традиционных нишек, поребрика и бегунца придают башне нарядный праздничный вид.

В связи с увеличением количества монастырей, входивших в структуру сложившегося комплекса, и прожива­ющих в них монахов, в XIV - XV веках в большинстве из них был введен обще­жительный устав, уделявший значи­тельное внимание формам совместно­го проживания, в частности, совмест­ной монашеской трапезе. Благодаря этому уставу трапезные, наряду с со­борными храмами, вошли в число глав­нейших монастырских построек.

Трапезная палата (1519 г.) являлась местом сбора и общественного единения всех иноков, и в жизни монастырской общины ей придавалось важное значение. http://kirillov-monastyr.ru/architecture/3/94/

Палата представляла из себя огромный по тем временам зал 17х17,5 метров со сводами, опиравшимися на центральный столб. Всё здание поставлено на высоком подклете и в первоначальном виде представляло сочетание массивного кубического объёма трапезной палаты и высокого гранёного столпа церкви Введения Марии во храм, увенчанного короной кокошников со световым барабаном.

К на­чалу XVI века на Руси выработался сво­еобразный архитектурный тип монас­тырских трапезных, объединявших в единую архитектурную композицию небольшую церковь, трапезную палату и ряд хозяйственных помещений, рас­полагавшихся в подклете и подвале. В подклете, как пра­вило, размещалась хлебня, и теплом от топящихся печей обогревался верхний этаж. Трапезная палата имела обыч­но большие размеры и перекрывалась сводами, опираю­щимися на стоящий посередине столб. Рядом с трапезной должна была находиться меньшая по размерам келарская палата, из которой братии раздавалась пища. Взаимное пространственное расположение трапезной, церкви и келарской обуславливалось особенностями общей плани­ровки монастыря, но в целом преобладали два основных типа соотношения объемов, предус­матривающих включение церкви в об­щий абрис плана или ее вынесение в отдельное сооружение. В первом слу­чае во внешнем облике здания сильнее выделялись черты гражданского, «па­латного» зодчества; во-втором - ярче проступали черты культового здания.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. http://kirillov-monastyr.ru/architecture/5/59/

Именно к этому второму типу при­надлежала кирилловская квадратная одностолпная трапезная палата с цер­ковью Введения, расположенная в юго-западной части Старого Города. Она бы­ла возведена в 1519 году на береговом склоне, спускающемся к озеру Сиверское. Три основных помещения - храмо­вое пространство, трапезная и келар­ская - были поставлены по одной оси, что придавало архитектурной компози­ции здания большую строгость. Строй­ный граненый столп церкви, увенчанный несколькими ярусами кокошников, контрастировал с суро­вой гладью стен массивной трапезной палаты, оживляемых лишь прорубленными небольшими окошками, обрамленны­ми наличниками с килевидными завершениями, и членящи­ми стены лопатками. Такое же оформление имела и церковь. Они частично сохранились на западном и восточном фаса­дах памятника, а также на северной стене. В последующие столетия трапезная палата с церковью Введения подверга­лись неоднократным перестройкам и реконструкции, и пер­воначальный облик здания был сильно искажен.

Московская (Ферапонтовская) башня. http://kirillov-monastyr.ru/architecture/4/75/

Московская (Ферапонтовская) башня - самая высокая башня Нового города. Башня шестнадцатигранная. Многогранная форма более устойчива, менее уязвима для ядер. Эта форма позволила мастерам расположить пушечные бойницы по всей высоте башни, в шахматном порядке, и защитники крепости получили возможность усилить плотность обстрела.
 Большой интерес вызывают крепостные сооружения Нового города Кирилло-Белозерского монастыря. До их возведения, связанного с царским указом о начале строи­тельства, вышедшим в 1653 году, Кириллов монастырь подвергался неоднократным польско-литовским нападе­ниям в 1612- 1616 годах. Решение о возведении крепост­ных стен обусловлено не только военными соображения­ми: основной причиной послужило изменение внутрипо­литического положения Московского государства.

Крепость Нового города. http://kirillov-monastyr.ru/architecture/4/79/

Крепость Нового города – это величайшее достижение местных мастеров – каменщиков. Строительство началось 18 мая 1653 года на деньги царя Алексея Михайловича Романова, который дал в монастырь 45 тысяч рублей. «Новый город» окружает монастырь с трёх сторон. По всей длине крепостные стены состоят из трёх ярусов – нижнего закрытого и двух верхних, обращённых внутрь монастыря открытыми арочными галереями. Длина стен новой крепости составляет 732 метра, высота – почти 11 метров, толщина – 7 метров. Крепость включает в себя 6 башен – 4 угловые и 2 воротные.

Строительство крепости продолжалось около 30 лет (до 1680 года). На её сооружение было израсходовано огромное количество строительных материалов и сил монастырских крестьян. Однако благодаря постройке Нового города Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из самых крупных монастырей в Европе (его площадь составила 12 га, а длина стен 2 км) и самой мощной крепостью на Русском Севере.

Внешняя сторона крепости. Вологодская башня.
http://kirillov-monastyr.ru/upload/medialibrary/518/518f82896c119947b2412992e1a0a2b4.jpg

Память о событиях Смутного времени, а также частые восстания городских низов и крестьян вынудили царя Алексея Ми­хайловича позаботиться о создании надежного убежища для себя, своих приближенных и казны на Севере, подаль­ше от Москвы. В связи с этим крепость Нового Города Ки­риллова монастыря предназначалась для проживания крупного военного гарнизона и была обнесена грандиоз­ными каменными стенами. Кирилловские укрепления пре­восходят оборонительные стены Троице-Сергиева монас­тыря как по протяженности - их длина 1,3 км, так и по раз­мерам башен и огневой мощи. Новые стены охватили об­ширную территорию таким образом, что часть прежних крепостных стен Успенского и Ивановского монастырей и Острог оказались внутри монастыря и потеряли свое бое­вое значение. Пространство крепости, увеличившей территорию монастыря почти в два раза, было отведено для размещения жилых и хозяйственных построек.

Церковь Преображения над Водяными воротами (XVI в.)
http://kirillov-monastyr.ru/architecture/5/64/

Вновь построенные стены Нового Города составили три стороны огромного неправильного четырехугольника, по уг­лам которого расположились высокие граненые башни. Особенность устройства этих башен состоит в том, что в центре каждой из них возведен полый кирпичный столб. При помощи деревянных лестниц, помещенных внутри столба, поднимались на самый верх. Столб оканчивался каменной смотрильней, позволяющей обозревать окрестности на много километров. Каменные своды перекрывали только нижний ярус, остальные перекрытия были деревянными.

Казанская башня (XVII в.). http://kirillov-monastyr.ru/architecture/4/71/

Кроме четырех угловых башен - Большой Мереженной (Белозерской), Ферапонтовской (Московской), Вологод­ской и Кузнечной, в Новом Городе сохранились две въезд­ные башни, квадратные в плане, схожие по своей архитек­туре: Казанская в северо-восточной стене и Косая посере­дине северо-западной стены.

Церковь Иоанна Лествичника над Святыми воротами (XVII в.). Белозерская (Большая Мереженная) башня (XVII в.). Косая башня (XVII в.)

Название «Косая» вызвано наличием в башне углового проезда. Внутреннего камен­ного столба проездные башни не имели, а их деревянные смотрильни членятся на три горизонтальных яруса, в каж­дом из которых прорезаны многочисленные бойницы. Верхний ярус снабжен дополнительными бойницами косо­го боя, через которые можно не только стрелять, но и лить горячую воду на нападающих. Изнутри монастыря в ниж­нем ярусе укреплений устроено множество небольших ка­мер, предназначавшихся, очевидно, для размещения гар­низона на случай осады. Два верхних яруса выходят внутрь монастыря в виде широких открытых галерей.

Сооружение Нового Города - последний этап в строитель­ной истории Кирилло-Белозерского монастыря. Грандиоз­ное, дорогостоящее строительство не оправдало себя: ино­земных вторжений на Белозерье больше не было, а с выходом России к Балтийскому морю российские императоры вообще утратили интерес к северным монастырям-крепостям. Мона­стырское могущество окончательно подорвала проведенная Екатериной Второй секуляризация церковных земель.

 Источники:

http://kirillov-monastyr.ru/architecture/ Архитектура Кирилло-Белозерского монастыря

Семенова Н. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря.// Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 6. –с. 9-11. - (Памятники Родины)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...