Диодоров
Борис Аркадьевич – лучший художник сказок Андерсена
Встреча
с Ее Величеством королевой Дании Маргарет II в доме-музее Г.X.
Андерсена. Дания, Оденсе. 2 апреля
Накануне
200-летия Г. Х. Андерсена, которое отмечалось в 2005 году, члены королевской
семьи Дании назначили чрезвычайных послов — посланников Андерсена от разных
стран мира. Самых разных людей: писателей, художников, актеров — объединила
любовь к книгам Андерсена и желание рассказать о его творчестве
соотечественникам. Среди двенадцати посланников Андерсена от нашей страны был
Борис Диодоров, которого называют лучшим российским иллюстратором великого
сказочника. Из рук датской принцессы в 2001 году он получил высшую в
андерсениаде награду — Гран-при Премии имени Г. Х. Андерсена.
При вручении престижной награды Борис Диодоров сказал: «… У моего дедушки был потрепанный том со сказками Андерсена, изданный
когда-то приложением к «Ниве». Когда мне их читали, я был уверен, что Андерсен
— русский писатель». Датчане смеялись. Андерсен, кстати, собирался в
Россию. Мечтал достать, во что бы то ни стало, автограф Пушкина, которого очень
любил. И достал! Листочек из пушкинской тетради 1816 года с «Элегией» он хранил
до самой смерти, а сейчас он хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене.
Отзывы
о творчестве художника Диодорова Б.А.
Диодоров Б.А. Свидание с Ласточкой. Иллюстрация к сказке Г. X.
Андерсена «Дюймовочка». 2004
Волошина Инна: «Их совсем немного, тех художников, которые способны вернуть нас в детство из нашей «взрослой крепости», и Борис Диодоров из их числа. По-детски уютно в компании его трогательного, неуклюжего и добродушного Винни-Пуха; по-детски, заново осматриваешься во дворце у его Русалочки. А подземное жилище старого крота из «Дюймовочки» или прощание Герды с оленем в «Снежной королеве» в исполнении Диодорова — это не просто иллюстрации к сказке, это целый мир: с одной стороны, фактурный, достоверный, с каждым листочком, с каждым потертым башмаком, цветочным абажуром, и одновременно невесомый, волшебный, таинственный — разве не таков мир детства? Рассматривая диодоровские иллюстрации, ребенок попадает в такую «страну безусловного счастья», где добро обязательно побеждает зло. Но сказка символична по своей природе, и это стремление к безгрешной первоначальной чистоте и радости есть свойство человеческой души — не только ребенка, но и взрослого, и оттого уже взрослый почитатель творчества Бориса Диодорова сказал: «В эти иллюстрации хочется войти и там остаться навсегда».
Диодоров
Б.А. Дюймовочка и Мышь. Иллюстрация к
сказке Г. X. Андерсена «Дюймовочка». 2004
Лола Звонарёва: «Когда смотришь на рисунки, выполненные московским
художником Диодоровым, ощущаешь себя на волшебном Острове Добра. Здесь
непослушный шведский мальчик Нильс соседствует с забавным, по-английски
основательным медвежонком Винни-Пухом. У самого берега протягивает к нам
трепетные руки печальная датская русалочка — героиня знаменитой сказки
Андерсена...
Триста детских книг проиллюстрировал народный художник России Борис Аркадьевич
Диодоров за последние сорок лет. Всем другим книжкам он явно предпочитает
сказочные истории. Диодоровские рисунки — это всегда увлекательный, добрый и
немного грустный спектакль. Иллюстрируя сказку, он чувствует себя Главным
Режиссёром чудесного Сказочного Театра. И ещё — Волшебником, способным
одушевлять камень и дерево.
Линия рисунка или штрих гравюры в исполнении Диодорова всегда элегантны,
музыкальны и точно найдены. Он всерьёз волнуется за каждого из своих сказочных
героев и способен по-настоящему сострадать, переживая безутешное горе маленькой
русалочки.
Любимый писатель Бориса Аркадьевича — великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен.
В доме-музее Андерсена в небольшом датском городке Оденсе художник побывал уже
несколько раз. Там устраивали выставку его иллюстраций к андерсеновским
сказкам».
Диодоров
Б.А. Дюймовочка и Эльфы. Иллюстрация к
сказке Г. X. Андерсена «Дюймовочка». 2004
Отзыв с сайта http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=655878
:
Создаваемые Диодоровым образы символичны.
Художник предпочитает именно сказочные произведения, поскольку сказка
неотделима от иносказания, в ней нет поверхностности, она всегда несет в себе
второй смысл. Однако, при всей глубине и символичности его произведения
достоверны, узнаваемы и жизнерадостны.
Борис Диодоров - уникальный иллюстратор. Мало кому удается с такой легкостью,
изяществом и мастерством пересказывать языком графики всеми любимые и давно
знакомые сюжеты, заставляя зрителя удивляться неожиданной красоте и мудрости,
казалось бы, незатейливых историй.
Диодров
Б.А. мыслит о творчестве и искусстве:
Искусство, творчество, художники
Супруги
Диодоровы на вернисаже в Берлине.
…
Искусство — это разговор с вечностью. Я преподаю
в университете и студентам своим говорю: «Ты просто решай
вопрос — ты с Богом или с дьяволом — разберись!» После
этого: «что я хочу как творец — иллюстрировать Толстого, Достоевского
или какого-нибудь модного писателя, использующего религиозные темы, но
совершенно с другой задачей?».
…
Искусство не может быть современным, не может быть модерным или
постмодерным — оно может быть только вечным! Если это произведение
остается вне времени, тогда это искусство.
…
Искусство — это красота. Михаил Владимирович Алпатов, мой преподаватель,
очень хорошо говорил: каждый художник должен решать в жизни три проблемы.
Во-первых, красиво это или некрасиво. Если это некрасиво, это уже не искусство.
Во-вторых, это достойно или не достойно. Что такое достоинство? Это совсем не
денежная оценка, а это насколько ты, как художник, вложился в работу,
насколько серьезна сама тема. Но передать достоинство и красоту возможно
только через образ человека или природы, не уходя от этого
в беспредметные, абстрактные сферы. Беспредметные направления — это
та часть модернизма, которую я не принимаю. Абстракция — это
обездушивание. Основоположники беспредметных направлений считали, что зритель
должен смотреть на абстрактные линии, формы и сам создать свой образ.
Причем, на каждого человека это может воздействовать по-разному. Ложь! Этого не
нужно делать. Это все равно, как если бы батюшка в церкви стал бы
в проповеди озвучивать лишь свои субъективные мысли и чувства. Конечно,
он может так делать, но лишь в дополнение, в подтверждение
главного — Евангелия, святоотеческого предания. А абстракция что
подтверждает? Люди погибают без красоты, без гармонии — потому что красота
и гармония им необходимы. Вопрос в том, как именно художник воплотит
это в своем творчестве.
И наконец, третий вопрос — это благородно или не благородно? Иными
словами, в этой работе есть совесть, целомудрие? А целомудрие —
это забота о будущем поколении.
Диодоров
Б.А. Иллюстрация к сказке Г. X.
Андерсена «Русалочка»
…
У художника всегда есть опасность заштамповаться, то есть не впускать душу в
рисунок. В литературе существуют жанры, национальные условия. Нельзя работать
все время одинаково… Я отношусь к иллюстрации как к искусству своего жанра,
утвердившегося через века. Первая иллюстрация была для книг церковных,
божественных. Там без души было невозможно. Именно душа — составляющая любого
искусства — и должна быть в иллюстрации. Искусство — это человек. Если человек
пуст, мне неинтересно с ним. А если в его книге, рисунке проявляется душа, я не
могу насмотреться, потому что через каждый отрезок времени я взрослею и начинаю
открывать для себя новые качества. Только страданиями, только радостями —
только этими состояниями души можно аккумулировать что-то. Искусство именно
поэтому существует вне времени. Автор умирает, а его произведения живут. Кого
переиздают все время? У кого душа — составляющая часть творчества. Это я давно
открыл. И перестал стесняться.
…
Искусство — это человек. Если человек пуст, мне не интересно с ним. А если в его
книге, рисунке проявляется душа, я не могу насмотреться, потому что через
каждый отрезок времени я взрослею и начинаю открывать для себя новые качества.
Только страданиями, только радостями — только этими состояниями души можно
аккумулировать что-то. Искусство именно поэтому существует вне времени. Автор
умирает, а его произведения живут. Кого переиздают все время? У кого душа —
составляющая часть творчества. Это я давно открыл. И перестал стесняться».
Диодоров
Б.А. Иллюстрация к сказке Г. X.
Андерсена «Русалочка»
…Во
все времена были люди, которые творили, потому что были творцами. Мне
посчастливилось, я знал таких художников, как Фальк, Крымов. Но в это
же время были и другие, которые хорошо зарабатывали, делая заказные вещи,
к примеру «Иосиф Виссарионович Сталин и Ворошилов в Кремле»
и прочее.
Очень хорошо помню, когда учились в школе, кто-то из школьных товарищей
(у нас учились дети многих известных художников и то, что знали
взрослые, знали и мы) рассказал: на одной из выставок, где было много
идеологических, официальных работ и портретов советских вождей, проходил
художник Игорь Грабарь. Кто-то спросил его:
— Неужели и нам вот так придется?
А он говорит:
— Да нет, пусть они делают, они расчищают нам дорогу.
Можно было для заработка заниматься чем-то другим. Грабарь, например, был
замечательным искусствоведом, он издал прекрасный многотомный труд «История
русского искусства». А творил он для себя. Тем не менее выставлялся,
и все его знали, и мы у него учились. В наше время происходит
то же самое, но под другим знаменем — «современное искусство», а все
остальное у них «ретро».
Диодоров
Б.А. Кай и Снежная королева. Иллюстрация
к сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева». 1991-1992
…
Я давно не согласен с термином «современное искусство». Художник
живет — это современное искусство, творец умирает, остается произведение,
его жизнь все и определяет. Я могу ходить на выставки и смотреть
Крымова, Федотова, Саврасова, а уж о «Явлении Христа народу» и говорить
нечего — это все для меня современное искусство, и оно не имеет цены.
А что касается модернизма или постмодернизма, то в большинстве своем это
все изобретенное, пустое или сделанное ради заработка. Я через все это
прошел. Вы думаете, я поеду авангардиста Лисицкого специально смотреть?
…
Модернистские стили относятся скорее не к иллюстрации, а к дизайну. А
иллюстрация — это всегда реализм. Дело не в реализме как таковом. В искусстве
важна духовная составляющая и я не знаю, как этого достичь вне реализма.
…Я
никогда не искал новое ради нового, и не думал о том, совпаду ли я в своих
работах с модными тенденциями, или нет. Слова «современный» для меня не
существует. Категория вечности — вот единственная категория и в жизни, и в
искусстве, на которую стоит ориентироваться. Когда-то современники упрекали
Андерсена в том, что добро порой проигрывает в его сказках. На что он отвечал:
«Добро побеждает в вечности».
…
В иллюстрации добро всегда должно побеждать зло
… Иллюстрация должна не развлекать или питать
воображение Она должна развивать
…Мечта
сопутствует детству и это прекрасно. Но важно — о чем мечтать. О каком-то
навороченном мобильном телефоне, о «крутой» машине или о том, чтобы помогать
людям, открыть новое лекарство или новую звезду? Мечты не должны быть пустыми.
…
Ребенок должен чувствовать, что с ним говорят всерьез.
Диодоров
Б.А. Герда на лодке. Иллюстрация к
сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева». 1991-1992
…
Беда в том, что у нас почти не остается хороших художников. Школа их подготовки
— я говорю прежде всего о высшей школе — загибается в России. Если раньше
институты брали лучших воспитанников художественных лицеев и училищ, то теперь
берут с улицы. Год-два репетиторского натаскивания или обучения в каком-то
случайном заведении — и ты уже студент. От беспомощности начинают рисовать под
детей, маскируя экспрессией отсутствие академической школы, неумение нарисовать
грамотно фигуру человека. А ведь все искусство — вокруг человека, от этого
никуда не денешься. Я не так давно был в Вене в художественной академии и
обнаружил, что и там ребята сидят у компьютера. Живопись стала «свободной» —
свободной от мастерства, традиций, глубины.
Диодоров
Б.А. Герда и Северный олень. Иллюстрация
к сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева». 1991-1992
…
За рубежом русская школа иллюстрации востребована там больше, чем на родине.
Все наши лучшие художники работают для зарубежных издательств. И не от хорошей
жизни. Если в советское время расценки на оформление книги были совершенно
прозрачными и понятными, то сейчас художника обманывают и унижают на каждом
шагу. Тебе дают аванс, а после выхода книги ты никому не нужен. Ты даже не
знаешь доподлинно, каким тиражом твою книгу выпустили. Мало того: подсовывают
такие договоры, по которым в нарушение авторского права издательства не
возвращают художнику оригиналы его работ
…
Верующий художник должен выбрать автора, который помогал бы тебе творить благо,
дарить красоту, отдавать последнее. В стремлении соединиться с таким автором,
адекватно выразить его духовный и художественный мир, и может заключаться
служение. Тогда и Господь подаст силы, укрепит волю…
Диодоров
Б.А. Кай и Герда. Иллюстрация к сказке
Г. X. Андерсена «Снежная королева». 1991-1992
…
«Снежная королева» - это абсолютно религиозная сказка. Я догадался, почему
Герда бежит в замок Снежной королевы и читает молитву «Отче
наш» — Андерсен так и писал — тогда ангелы вступают
в сраженье за нее. В советское время это вычеркнули. У сказок
верующего Андерсена — религиозная основа, именно это главное. У него
есть и грустные сказки, и когда его спрашивали: почему у вас
многие истории плохо заканчиваются, он отвечал: к сожалению, так
в жизни бывает, но вы-то не забывайте, что добро побеждает
в вечности! И ребенок, еще не воспринимая понятие «вечность», все
равно верит в конечную победу добра. Он не воспринимает другого, не может!
По большому счету, о чем «Снежная королева»? О том, что вера во
Христа способна растопить любой лед. И с этой верой мы прожили жизнь.
…
Последнее время и там происходит вытравливание искусства. Компьютер
вытравливает мастерство. Слово «традиция» стало обвинением. Когда я последний
раз был в Братиславе один польский художник, подводя от имени жюри итоги,
сказал страшную, на мой взгляд, фразу: «Ну, наконец-то, победила современная
традиция!» Он имел в виду компьютерную графику. И гран-при получила японка за
компьютерные картинки. По статусу лауреат на будущий год привозит свою
персональную выставку. И она не привезла ни одного рисунка, ей просто нечего
было показать. Оказалось, что она вообще не рисует на бумаге и не имеет художественного
образования.
Диодоров
Б.А. Портрет X.-К. Андерсена.
Источник изображения museum.ru
…
Я смотрел фильмы к столетию Святослава Рихтера — вот где
вершина, вот куда надо стремиться. Или каждый концерт Анны Нетребко — это
же просто наполняет душу! Друзья подарили нам поэтический сборник «Тихая
пристань», и мы каждое утро читаем его после молитвы. Это как
календарь — стихи и размышления на каждый день: к примеру,
Аксаков пишет письмо своей жене, Тютчевой, или Пушкин — стихи Наталье
Николаевне Гончаровой. И вот молитва и стихи с самого утра
наполняют весь наш день. Надо не забывать наполнять пространство вокруг себя
тем, что угодно Богу. Не у всех хватает сил, но надо активно не любить пошлость,
а это значит — активно создавать другой мир.
…
У меня была большая выставка в Германии, в старом костеле, и ко мне подходили и
старички, и молодые люди: «Спасибо, мы ничего такого уже давно не видим!»
Художник работает долго и платить ему надо дорого, а тот, кто подвизается на
компьютере, скажет: «Вам «Войну и мир»? Да за неделю сделаю!» И сделает. У нас
в университете учатся студенты из одной восточной страны. Из первого выпуска
два или три человека еще немного рисовали, а последние уже не рисовали ничего.
Они знают программу аниматики и приносят такой ужас, скомпилированный на экране
монитора!
…
К сборнику поэзии Ивана Сергеевича Тургенева я пять лет делал двуцветные
офорты. По тому, что у меня получалось, я чувствовал, что это могли бы быть
иллюстрации и к Баратынскому, допустим. Никто мне об этом не говорил, я сам это
видел, и мне хотелось добиться в своих работах такой полноты, такой плотности
бытия, какую мы видим в капле росы — там весь мир отражается. Я сделал тысячу
вариантов и девятьсот девяносто девять отбросил.
Источники:
НЕСКУЧНЫЙ САД журнал о православной
жизни
Журнал Мурзилка.
- 2002. - №2. - с. 8-11
http://foma.ru/tropinkoy-sveta-ili-opyit-diodorovyih.html
сайт журнала «Фома»
https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3159733
здесь иллюстрации Бориса Диодорова
Комментариев нет:
Отправить комментарий