воскресенье, 17 апреля 2022 г.

Диодоров Борис Аркадьевич – лучший художник сказок Андерсена

 

Диодоров Борис Аркадьевич – лучший художник сказок Андерсена

Встреча с Ее Величеством королевой Дании Маргарет II в доме-музее Г.X. Андерсена. Дания, Оденсе. 2 апреля 2015 г.

Накануне 200-летия Г. Х. Андерсена, которое отмечалось в 2005 году, члены королевской семьи Дании назначили чрезвычайных послов — посланников Андерсена от разных стран мира. Самых разных людей: писателей, художников, актеров — объединила любовь к книгам Андерсена и желание рассказать о его творчестве соотечественникам. Среди двенадцати посланников Андерсена от нашей страны был Борис Диодоров, которого называют лучшим российским иллюстратором великого сказочника. Из рук датской принцессы в 2001 году он получил высшую в андерсениаде награду — Гран-при Премии имени Г. Х. Андерсена.
При вручении престижной награды Борис Диодоров сказал: «… У моего дедушки был потрепанный том со сказками Андерсена, изданный когда-то приложением к «Ниве». Когда мне их читали, я был уверен, что Андерсен — русский писатель». Датчане смеялись. Андерсен, кстати, собирался в Россию. Мечтал достать, во что бы то ни стало, автограф Пушкина, которого очень любил. И достал! Листочек из пушкинской тетради 1816 года с «Элегией» он хранил до самой смерти, а сейчас он хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене.

Отзывы о творчестве художника Диодорова Б.А.

Диодоров Б.А. Свидание с Ласточкой. Иллюстрация к сказке Г. X. Андерсена «Дюймовочка». 2004

Волошина Инна: «Их совсем немного, тех художников, которые способны вернуть нас в детство из нашей «взрослой крепости», и Борис Диодоров из их числа. По-детски уютно в компании его трогательного, неуклюжего и добродушного Винни-Пуха; по-детски, заново осматриваешься во дворце у его Русалочки. А подземное жилище старого крота из «Дюймовочки» или прощание Герды с оленем в «Снежной королеве» в исполнении Диодорова — это не просто иллюстрации к сказке, это целый мир: с одной стороны, фактурный, достоверный, с каждым листочком, с каждым потертым башмаком, цветочным абажуром, и одновременно невесомый, волшебный, таинственный — разве не таков мир детства? Рассматривая диодоровские иллюстрации, ребенок попадает в такую «страну безусловного счастья», где добро обязательно побеждает зло. Но сказка символична по своей природе, и это стремление к безгрешной первоначальной чистоте и радости есть свойство человеческой души — не только ребенка, но и взрослого, и оттого уже взрослый почитатель творчества Бориса Диодорова сказал: «В эти иллюстрации хочется войти и там остаться навсегда».

Диодоров Б.А. Дюймовочка и Мышь. Иллюстрация к сказке Г. X. Андерсена «Дюймовочка». 2004

Лола Звонарёва: «Когда смотришь на рисунки, выполненные московским художником Диодоровым, ощущаешь себя на волшебном Острове Добра. Здесь непослушный шведский мальчик Нильс соседствует с забавным, по-английски основательным медвежонком Винни-Пухом. У самого берега протягивает к нам трепетные руки печальная датская русалочка — героиня знаменитой сказки Андерсена...
Триста детских книг проиллюстрировал народный художник России Борис Аркадьевич Диодоров за последние сорок лет. Всем другим книжкам он явно предпочитает сказочные истории. Диодоровские рисунки — это всегда увлекательный, добрый и немного грустный спектакль. Иллюстрируя сказку, он чувствует себя Главным Режиссёром чудесного Сказочного Театра. И ещё — Волшебником, способным одушевлять камень и дерево.
Линия рисунка или штрих гравюры в испол­нении Диодорова всегда элегантны, музыкаль­ны и точно найдены. Он всерьёз волнуется за каждого из своих сказочных героев и способен по-настоящему сострадать, переживая безутешное горе маленькой русалочки.
Любимый писатель Бориса Аркадьевича — великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен. В доме-музее Андерсена в небольшом датском городке Оденсе художник побывал уже несколько раз. Там устраивали выставку его иллюстраций к андерсеновским сказкам».

Диодоров Б.А. Дюймовочка и Эльфы. Иллюстрация к сказке Г. X. Андерсена «Дюймовочка». 2004

Отзыв с сайта http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=655878 : Создаваемые Диодоровым образы символичны. Художник предпочитает именно сказочные произведения, поскольку сказка неотделима от иносказания, в ней нет поверхностности, она всегда несет в себе второй смысл. Однако, при всей глубине и символичности его произведения достоверны, узнаваемы и жизнерадостны.
Борис Диодоров - уникальный иллюстратор. Мало кому удается с такой легкостью, изяществом и мастерством пересказывать языком графики всеми любимые и давно знакомые сюжеты, заставляя зрителя удивляться неожиданной красоте и мудрости, казалось бы, незатейливых историй.
 

Диодров Б.А. мыслит о творчестве и искусстве:
Искусство, творчество, художники

Супруги Диодоровы на вернисаже в Берлине. 1998 г.

… Искусство — это разговор с вечностью. Я преподаю в университете и студентам своим говорю: «Ты просто решай вопрос — ты с Богом или с дьяволом — разберись!» После этого: «что я хочу как творец — иллюстрировать Толстого, Достоевского или какого-нибудь модного писателя, использующего религиозные темы, но совершенно с другой задачей?».

… Искусство не может быть современным, не может быть модерным или постмодерным — оно может быть только вечным! Если это произведение остается вне времени, тогда это искусство.

… Искусство — это красота. Михаил Владимирович Алпатов, мой преподаватель, очень хорошо говорил: каждый художник должен решать в жизни три проблемы.
Во-первых, красиво это или некрасиво. Если это некрасиво, это уже не искусство.
Во-вторых, это достойно или не достойно. Что такое достоинство? Это совсем не денежная оценка, а это насколько ты, как художник, вложился в работу, насколько серьезна сама тема. Но передать достоинство и красоту возможно только через образ человека или природы, не уходя от этого в беспредметные, абстрактные сферы. Беспредметные направления — это та часть модернизма, которую я не принимаю. Абстракция — это обездушивание. Основоположники беспредметных направлений считали, что зритель должен смотреть на абстрактные линии, формы и сам создать свой образ. Причем, на каждого человека это может воздействовать по-разному. Ложь! Этого не нужно делать. Это все равно, как если бы батюшка в церкви стал бы в проповеди озвучивать лишь свои субъективные мысли и чувства. Конечно, он может так делать, но лишь в дополнение, в подтверждение главного — Евангелия, святоотеческого предания. А абстракция что подтверждает? Люди погибают без красоты, без гармонии — потому что красота и гармония им необходимы. Вопрос в том, как именно художник воплотит это в своем творчестве.
И наконец, третий вопрос — это благородно или не благородно? Иными словами, в этой работе есть совесть, целомудрие? А целомудрие — это забота о будущем поколении.

Диодоров Б.А. Иллюстрация к сказке Г. X. Андерсена «Русалочка»

… У художника всегда есть опасность заштамповаться, то есть не впускать душу в рисунок. В литературе существуют жанры, национальные условия. Нельзя работать все время одинаково… Я отношусь к иллюстрации как к искусству своего жанра, утвердившегося через века. Первая иллюстрация была для книг церковных, божественных. Там без души было невозможно. Именно душа — составляющая любого искусства — и должна быть в иллюстрации. Искусство — это человек. Если человек пуст, мне неинтересно с ним. А если в его книге, рисунке проявляется душа, я не могу насмотреться, потому что через каждый отрезок времени я взрослею и начинаю открывать для себя новые качества. Только страданиями, только радостями — только этими состояниями души можно аккумулировать что-то. Искусство именно поэтому существует вне времени. Автор умирает, а его произведения живут. Кого переиздают все время? У кого душа — составляющая часть творчества. Это я давно открыл. И перестал стесняться.

… Искусство — это человек. Если человек пуст, мне не интересно с ним. А если в его книге, рисунке проявляется душа, я не могу насмотреться, потому что через каждый отрезок времени я взрослею и начинаю открывать для себя новые качества. Только страданиями, только радостями — только этими состояниями души можно аккумулировать что-то. Искусство именно поэтому существует вне времени. Автор умирает, а его произведения живут. Кого переиздают все время? У кого душа — составляющая часть творчества. Это я давно открыл. И перестал стесняться».

Диодоров Б.А. Иллюстрация к сказке Г. X. Андерсена «Русалочка»

…Во все времена были люди, которые творили, потому что были творцами. Мне посчастливилось, я знал таких художников, как Фальк, Крымов. Но в это же время были и другие, которые хорошо зарабатывали, делая заказные вещи, к примеру «Иосиф Виссарионович Сталин и Ворошилов в Кремле» и прочее.
Очень хорошо помню, когда учились в школе, кто-то из школьных товарищей (у нас учились дети многих известных художников и то, что знали взрослые, знали и мы) рассказал: на одной из выставок, где было много идеологических, официальных работ и портретов советских вождей, проходил художник Игорь Грабарь. Кто-то спросил его:
— Неужели и нам вот так придется?
А он говорит:
— Да нет, пусть они делают, они расчищают нам дорогу.
Можно было для заработка заниматься чем-то другим. Грабарь, например, был замечательным искусствоведом, он издал прекрасный многотомный труд «История русского искусства». А творил он для себя. Тем не менее выставлялся, и все его знали, и мы у него учились. В наше время происходит то же самое, но под другим знаменем — «современное искусство», а все остальное у них «ретро».

Диодоров Б.А. Кай и Снежная королева. Иллюстрация к сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева». 1991-1992

… Я давно не согласен с термином «современное искусство». Художник живет — это современное искусство, творец умирает, остается произведение, его жизнь все и определяет. Я могу ходить на выставки и смотреть Крымова, Федотова, Саврасова, а уж о «Явлении Христа народу» и говорить нечего — это все для меня современное искусство, и оно не имеет цены.
А что касается модернизма или постмодернизма, то в большинстве своем это все изобретенное, пустое или сделанное ради заработка. Я через все это прошел. Вы думаете, я поеду авангардиста Лисицкого специально смотреть?

… Модернистские стили относятся скорее не к иллюстрации, а к дизайну. А иллюстрация — это всегда реализм. Дело не в реализме как таковом. В искусстве важна духовная составляющая и я не знаю, как этого достичь вне реализма.

…Я никогда не искал новое ради нового, и не думал о том, совпаду ли я в своих работах с модными тенденциями, или нет. Слова «современный» для меня не существует. Категория вечности — вот единственная категория и в жизни, и в искусстве, на которую стоит ориентироваться. Когда-то современники упрекали Андерсена в том, что добро порой проигрывает в его сказках. На что он отвечал: «Добро побеждает в вечности».

… В иллюстрации добро всегда должно побеждать зло

… Иллюстрация должна не развлекать или питать воображение Она  должна развивать

…Мечта сопутствует детству и это прекрасно. Но важно — о чем мечтать. О каком-то навороченном мобильном телефоне, о «крутой» машине или о том, чтобы помогать людям, открыть новое лекарство или новую звезду? Мечты не должны быть пустыми.

… Ребенок должен чувствовать, что с ним говорят всерьез.

Диодоров Б.А. Герда на лодке. Иллюстрация к сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева». 1991-1992

… Беда в том, что у нас почти не остается хороших художников. Школа их подготовки — я говорю прежде всего о высшей школе — загибается в России. Если раньше институты брали лучших воспитанников художественных лицеев и училищ, то теперь берут с улицы. Год-два репетиторского натаскивания или обучения в каком-то случайном заведении — и ты уже студент. От беспомощности начинают рисовать под детей, маскируя экспрессией отсутствие академической школы, неумение нарисовать грамотно фигуру человека. А ведь все искусство — вокруг человека, от этого никуда не денешься. Я не так давно был в Вене в художественной академии и обнаружил, что и там ребята сидят у компьютера. Живопись стала «свободной» — свободной от мастерства, традиций, глубины.

Диодоров Б.А. Герда и Северный олень. Иллюстрация к сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева». 1991-1992

… За рубежом русская школа иллюстрации востребована там больше, чем на родине. Все наши лучшие художники работают для зарубежных издательств. И не от хорошей жизни. Если в советское время расценки на оформление книги были совершенно прозрачными и понятными, то сейчас художника обманывают и унижают на каждом шагу. Тебе дают аванс, а после выхода книги ты никому не нужен. Ты даже не знаешь доподлинно, каким тиражом твою книгу выпустили. Мало того: подсовывают такие договоры, по которым в нарушение авторского права издательства не возвращают художнику оригиналы его работ

… Верующий художник должен выбрать автора, который помогал бы тебе творить благо, дарить красоту, отдавать последнее. В стремлении соединиться с таким автором, адекватно выразить его духовный и художественный мир, и может заключаться служение. Тогда и Господь подаст силы, укрепит волю…

Диодоров Б.А. Кай и Герда. Иллюстрация к сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева». 1991-1992

… «Снежная королева» - это абсолютно религиозная сказка. Я догадался, почему Герда бежит в замок Снежной королевы и читает молитву «Отче наш» — Андерсен так и писал — тогда ангелы вступают в сраженье за нее. В советское время это вычеркнули. У сказок верующего Андерсена — религиозная основа, именно это главное. У него есть и грустные сказки, и когда его спрашивали: почему у вас многие истории плохо заканчиваются, он отвечал: к сожалению, так в жизни бывает, но вы-то не забывайте, что добро побеждает в вечности! И ребенок, еще не воспринимая понятие «вечность», все равно верит в конечную победу добра. Он не воспринимает другого, не может!
По большому счету, о чем «Снежная королева»? О том, что вера во Христа способна растопить любой лед. И с этой верой мы прожили жизнь.

… Последнее время и там происходит вытравливание искусства. Компьютер вытравливает мастерство. Слово «традиция» стало обвинением. Когда я последний раз был в Братиславе один польский художник, подводя от имени жюри итоги, сказал страшную, на мой взгляд, фразу: «Ну, наконец-то, победила современная традиция!» Он имел в виду компьютерную графику. И гран-при получила японка за компьютерные картинки. По статусу лауреат на будущий год привозит свою персональную выставку. И она не привезла ни одного рисунка, ей просто нечего было показать. Оказалось, что она вообще не рисует на бумаге и не имеет художественного образования.

Диодоров Б.А. Портрет X.-К. Андерсена. Источник изображения museum.ru

… Я смотрел фильмы к столетию Святослава Рихтера — вот где вершина, вот куда надо стремиться. Или каждый концерт Анны Нетребко — это же просто наполняет душу! Друзья подарили нам поэтический сборник «Тихая пристань», и мы каждое утро читаем его после молитвы. Это как календарь — стихи и размышления на каждый день: к примеру, Аксаков пишет письмо своей жене, Тютчевой, или Пушкин — стихи Наталье Николаевне Гончаровой. И вот молитва и стихи с самого утра наполняют весь наш день. Надо не забывать наполнять пространство вокруг себя тем, что угодно Богу. Не у всех хватает сил, но надо активно не любить пошлость, а это значит — активно создавать другой мир.

… У меня была большая выставка в Германии, в старом костеле, и ко мне подходили и старички, и молодые люди: «Спасибо, мы ничего такого уже давно не видим!» Художник работает долго и платить ему надо дорого, а тот, кто подвизается на компьютере, скажет: «Вам «Войну и мир»? Да за неделю сделаю!» И сделает. У нас в университете учатся студенты из одной восточной страны. Из первого выпуска два или три человека еще немного рисовали, а последние уже не рисовали ничего. Они знают программу аниматики и приносят такой ужас, скомпилированный на экране монитора!

… К сборнику поэзии Ивана Сергеевича Тургенева я пять лет делал двуцветные офорты. По тому, что у меня получалось, я чувствовал, что это могли бы быть иллюстрации и к Баратынскому, допустим. Никто мне об этом не говорил, я сам это видел, и мне хотелось добиться в своих работах такой полноты, такой плотности бытия, какую мы видим в капле росы — там весь мир отражается. Я сделал тысячу вариантов и девятьсот девяносто девять отбросил.

 

Источники:

НЕСКУЧНЫЙ САД журнал о православной жизни

Журнал Мурзилка. - 2002. - №2. - с. 8-11

http://foma.ru/tropinkoy-sveta-ili-opyit-diodorovyih.html сайт журнала «Фома»

https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3159733 здесь иллюстрации Бориса Диодорова

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...