понедельник, 28 марта 2022 г.

О лаврском старце отце Науме (Байбородин)

 

Из книги Сидоровой С.В.
«Мы живем ради вас»: Рассказы о лаврском старце отце Науме

В книге Сидоровой С.В. «Мы живем ради вас», написанной духовной дочерью архимандрита Наума (в миру Николай Алексан­дрович Байбородин (1927-2017), собраны рассказы, сви­детельствующие о многогранной личности замечательно­го современного лаврского старца отца Наума, известного не только в России, но и за ее пределами.

Архимандрит Наум (Байбородин), старец из Троицко-Сергиевой лавры

Подражая преподобному Сергию Радонежскому и от­цам-подвижникам, отец Наум так же, как и они, был «зем­ным ангелом и небесным человеком». Его духовные чада не переставали удивляться, наблюдая, как старец неустан­но заботится о страждущих и утешает унывающих, даже если он никогда не встречался с ними. Хотя удивляться тут нечему: ведь само имя Наум, данное ему при постри­ге, означает «утешающий».

«Господи, дай нам премудрость и радость…»
Из бесед со старцем Наумом

***
Если нет у вас особых даров, то и не надо изображать, а то пострадать можете. Как-то раз повар (это было во время войны) остал­ся один, нарядился в генеральский мундир и стал красоваться перед зеркалом. А тут нем­цы пришли, видят — генерал, обрадовались и взяли его в плен. Как доказать, что ты все­го лишь повар?

***
Господь о всякой твари заботится. Однаж­ды волк в бедственное положение попал. Сто­ит на льдине, а вокруг вода, до другой льдины не перескочить. Никак ему не выбраться. Тогда волк стал выть на небо, льдины выстроились, и он по ним перешел на землю.

***
Страна погибнет, если не запрещать бого­хульство.

***
Идите сюда, я вам сейчас о чуде расскажу! Приходят четыре человека к афонскому стар­цу Паисию и говорят: «Покажи нам чудо!» — «Хорошо, — отвечает он, — несите с кухни нож. Я сейчас отрежу вам головы и покажу вам вос­крешение по вере вашей. Только садитесь по­одаль друг от друга, чтобы мне потом головы не перепутать». Ну, они, конечно, убежали. Это надо же было так придумать!

***
Когда меня крестили, налили прямо из про­руби воды, окунули — посинел весь, еще раз окунули — еще посинел. А меня еще раз... Вот какая раньше закалка была! А потом в бане парили, когда однажды за­болел воспалением легких. Совсем умирать стал, меня бабка в баню понесла и там распа­рила, и все прошло. Она держала надо мной руку, а кто-то ударял по ней легонько, чтоб пар шел...

***
[Кто-то спросил Батюшку, можно ли ка­таться на лыжах.]
— Ну, что лыжи! Это не хорошо и не пло­хо. Я раньше на лыжах любил кататься. Идешь так, с силой оттолкнешься [показывает], сма­жешь их хорошенько... И с какой горы слета­ли! Попадешь, бывало, в воду — плюх, и снег потом прилипает, а то и лыжи поломаешь...

***
Многие любят анекдоты рассказывать, я вам тоже сейчас анекдот расскажу. Идет медведь, а навстречу ему лиса бежит: «Медведь, ты слышал, куры-то подорожали!» — «Ну и что?!» — «Конечно, тебе все равно, ты привык лапу сосать».
 [Мы тогда не поняли смысл батюшкиного рассказа. Он стал понятен только после пер­вого резкого скачка цен. Те, кто привык «лапу сосать», пережили его легче.]

***
Все надо делать вовремя. Вот были мы в Су­хуми у отца Иоанна. Отслужили литургию. Есть захотели. Только и думаем: «Ну, сейчас нас матушка накормит». Приходим к ним, а ма­тушка и говорит: «Вы знаете, у меня сегодня нет ничего особенного. Вот завтра я для вас что-нибудь приготовлю». Ну, что будешь делать! Да нам нужен был кусок хлеба с водой, а ничего там особенного не надо было. Махну­ли мы рукой и ушли. И назавтра не пришли, конечно. Все вовремя надо делать.

***
После Символа веры хорошо сто раз Иису­сову молитву творить. Двенадцать четок — ты­сяча двести Иисусовых молитв. Ударение де­лать на «грешную».

Пока не уснешь, Иисуса Христа призы­вать надо. Когда никого нет, Иисусову молит­ву вслух читать. Разберите, что такое ноздре­вое дыхание, без него нельзя, все обращается в прах.

***
Я обошел многих, больше двенадцати, про­зорливых. В Пюхтицах были Ольга, Марга­рита. Выше всех — Феодосия была в Печерах, ее звали баба Феша. Она молилась. Зайдет в магазин. Сразу видела, к кому обратить­ся, а к кому — нет, что кому сказать. Могла и обличить: «Ты что это надумала ребеноч­ка убивать?»

***
Интеллигентный вор отказывался от рабо­ты в тюрьме. Ему говорят, что даже Ленин ра­ботал. «Ну и что? Ленин работал, а я не буду!» За отказ от работы посадили в карцер. Кор­мят плохо. Но все равно: «Не буду работать, и все». Еще на одну неделю оставили. Вор по­сле этого говорит: «Ну, вас не перевоспитаешь, подохнешь тут. Придется работать».

***
Наладить курсы в N-ске, говорить о чадо­родии. Если не хотят иметь детей, пусть нам отдают. Вы будете к самолету подходить, их забирать.

***
Неверующих не ожесточать. Есть такие, ко­торых не обратишь.

***
Надо понимать вещи по естеству, а не как учат философия и история. Искать Божествен­ную истину.

***
Познание делится на вещественное, душев­ное и духовное.

***
Добротолюбие — высшая философия духа, высшая философия. Его надо до головной боли читать.

***
Я был у знаменитого Николаева Юрия Сергеевича, который голодом лечит. Пришел я к нему, а он по телефону говорит: «Тут ко мне священник пришел. Сейчас я у него спрошу, почему у Адама был пуп, если он не родился от женщины?» А был ли пуп или нет? Кто же его видел? Вот какой был потешный! Неверу­ющий был, ничего не признавал. А жена его ле­жала со скрюченными руками, и он кормил ее из большого шприца. Натолкает туда всяких овощей протертых и кормит. Так много лет уха­живал. Вот какой подвиг нес! Я стал разгова­ривать с женой, она тоже Церкви не признава­ла раньше, но стала каяться. А у меня с собой облачения не было. Ну, я руку только на нее положил. А через две недели она скончалась. А Николаев второй раз женился, хоть и старый уже был. Вторая жена и обратила его к вере, стал в цер­ковь ходить. Вот какими путями Господь ве­дет ко спасению, всех по-разному!

***
Обещание надо выполнять. А если бы на войне ты пообещала прикрыть тыл пуле­метами, а сама бы не выполнила, мы бы на тебя понадеялись и сами не позаботились.

***
Одна чугунок на три дня сварила, а туда кры­са попала. И что теперь делать? А одна повари­ха подала картошку с тараканом начальнику. Тот возмутился, увидев таракана. А она взяла и съела его. «Да это, — говорит, — лук жареный».
«А ты бы съела? — спрашивает Батюшка стоящую рядом женщину и, не дожидаясь от­вета, говорит: — А что делать? Работы бы ли­шилась».

***
Если бы молились Иоанну Богослову, то на камнях бы цветы расцвели. Надо выу­чить тропарь Иоанну Богослову. Иоанн Бо­гослов управляет всей Церковью.

***
Молодежь говорит: что нам благословение родителей! Сами разберемся. Вот один был. Пришло время жениться, говорит: «Сам при­везу жену». Смотрит, идет красавица писаная. Расписались, приводит домой. Стали спать ло­житься: она парик свой сняла, челюсть поло­жила на стол, бюст накладной, ногу отвинти­ла. А что ты хочешь? Сам выбирал.

***
Как наш народ победил? Вся Европа рабо­тала на Гитлера. А у нас 75% населения было оккупировано, и заводы встали, как же так? Приехал на завод представитель Сталина. Он ростом маленький был, а главный инженер — высокий. Выбрали самый большой цех. Смо­трят на него: что он будет делать? А он полез в карман и вытащил наган. Дотянулся им до ви­ска главного инженера и говорит: «Если танки Т-34 не пойдут за три дня — застрелю». Вот та­кая проповедь была. Не выходили из цеха день и ночь, чертежи чертили. На девятый день тан­ки пошли.

***
Молитесь: «Господи, дай нам премудрость и радость!»

***
Грехи, которые раньше исповедовали, напо­минает сатана. Надо сказать: «Отойди от меня, сатана, я буду теперь Богу служить», — и чи­тать Иисусову молитву.

***
Никого не осуждайте, конец важен. Кто покаялся, тот и в раю. Что принесем с собой, то и даст жизнь вечную. Гоголь покаялся перед смертью. Нектарию приснилась мать Блока, он ее спрашивает: «Где сынок?» Отвечает: «В раю».

***
Послушание подчеркиваем, а безусловное послушание опускаем. Можно ли подчинять­ся, если говорят против заповедей, толкают на грех?

***
[Батюшка сказал кому-то:] Бывает плач от слез, а бывают слезы от плача. Тебе это по­нятно? Вот, послушай еще раз. [И повторяет. О плаче Батюшка когда-то говорил так:] Вы плачете цыганскими слезами. [То есть из жало­сти к себе, из-за зависти, из-за желания приоб­рести то, чего у нас нет. А слезы от плача быва­ют, когда душа плачет о своих грехах, от любви к Богу и ближнему.]
Единственный способ Богопознания — доб­рота. Бог вдохнул духовную жизнь, человек стал образом Божиим, стал, как Бог, позна­вать истину. Если много делаешь добра, Бог награждает верой. Вся простота в_одном: человек должен быть добрым и святым.

***
В мире большая беда. Люди берутся за все и за вся, а ничего не понимают. На земле семь­сот вер. И каждый думает, что он спасается. А как же два гуся и три утки? Нет ведь англий­ской математики или китайской? Почему? В математике есть точность, истина, которую все принимают, ее можно доказать.

***
Один из лазарета звонит: «Не могу боль­ше жить!» Говорю ему: «Ты был спящий, как мертвец». Принес покаяние, бутылку выбро­сил в окно. Пошел в деревенский храм служить. Принял схиму, умер архимандритом. Старуш­ки его оздоровили.

***
Надо так жить, чтобы другим помогать при­мириться с Богом. Иоанн Златоуст говорил, что из тысячи один спасался. Когда праздни­ки, должны ходить на обедню.

***
[Кому-то:] Не понравилось в монастыре? Посмотрел, должен показать пример. Я тоже, когда пришел, здесь такое было! Но не убежал. Детей учи Закону Божию. Преподобный Мак­сим писал, что двуполье должно было быть лик­видировано до смерти Адама. Что же тебе все на тарелочке приносить? Бросил монастырь. Хоть какой монастырь, а ты трудись. Враг мстит. Сейчас что страшно? Тихомиров пишет, что враг старается людей сделать злее бесов. А ты будь мудрее. Нет мудрости? Проси у Бога муд­рости, у Пантелеймона, он всегда с вами.

***
Должны вечером себя судить. Совет какой давали? Пустословили, что слушали? Почему долго живут пустынники, отрешенные от мира? Фиваида, Оптина. Отцы были как пророки. Угощаешь за столом, следишь, чтобы была хо­рошая пища. А ваши речи тоже как пища, чтобы люди подражали. В пустыне солнце жалящее, нет воды, питались от рук своих, отрекались от всего. Непрестанная Иисусова молитва. Только о Боге думали, к Нему стремились. А вы думаете об автомобиле, оправдываете себя... Вот кажется все просто: положат в гроб, все останет­ся — конспекты, книги. Как бы ты мог совер­шенствоваться! Не понравилось в монастыре?
Так тебя не в рай послали, а в монастырь. А ты тем, кто не хочет жить по-монашески, не под­ражай. Раньше были богатыри духа и жили поодиночке — перевелись. Потом стали жить по три-четыре человека. Святой Ефрем Си­рин писал: «Народ станет неспособным к по­каянию, только к уничтожению».

***
Меру поста определяет совесть каждого. Ни влево, ни вправо, а пройдешь посередине — хорошо.

***
— Почему царь Давид говорит: «Всяк че­ловек — ложь»? Вот тебя [обращается к кому- то] когда не назовут лжецом?
— Когда буду искренним.
— Вот сразу видно, что ты не богослов. По­сле грехопадения человек стал жить не по есте­ственному закону. Сатана извратил все, и чело­век стал жить по лживому закону наслаждения, а не по духовному закону.

***
[Какая-то женщина просила помолить­ся о младенце своей знакомой, страдающем астмой, и о ее муже, у которого запой.] Когда читаешь Евангелие, проси, чтобы Господь вра­зумлял. Болезни, страдания — за грехи наши. Может, среду и пятницу не соблюдают? Запой Господь попускает, чтобы у него стыд появил­ся. Значит, наказан за блуд. Тепла нет для де­тей: полы холодные, сквозняки, некачествен­ная пища. Баня не поможет?

***
В черчении самое трудное — сопряжение двух линий. Так и в духовном деле трудно со­единить богословскую и философскую науки. А надо, чтобы они вещали одно ведение. По­смотрите у Исаака Сирина о вещественном (телесном), душевном и духовном. У него все входит в единое целое. Православному надо все законы природы соединить с Божествен­ными началами.

***
Если покаешься, будешь молиться, прой­дешь мытарства. Дулю показывала — грех. Проповедуйте Евангелие, раздавайте жития святых. Надо остерегаться пищи с добавками, воды нечистой. Если забеременеешь — хорошо.

***
Для некоторых епископ — епископ, а для дру­гих — администратор. Вы бы год посидели тут, послушали — о-о-о! Столько книг напи­сать можно, а нельзя — разглашение испове­ди! Фрейд говорил, что ему два или три раза являлся диавол.

***
Надо связывать события с действием Бога, с Евангелием. Диавол ничего не может без воли Божией. Если змея укусит — попущение.

***
Как вы думаете, почему напал Наполеон? За безбожие. Рассуждение — это высший дар. Рассуждение — это Богомыслие. Вырабатывай­те мировоззрение: к Богу, к людям, к вещам.

***
Какая любовь была у Исаака Сирина! — плакал над змеей. Египетские монахи имели рогожу, несколько книг. Как можно меньше пользоваться богатством мира.
Блаженны чистые сердцем. Непрестанно молиться надо, а то уже стали хуже скотов. Что такое обожение? Это смирение.

***
Церковь отделена от государства. Не обя­зательно навязывать государственное мнение, пусть будет церковное мнение. В Церкви — за­кон Божий. Государство и Церковь по-разному смотрят на мир.

***
Уподобляйтесь пчелам. Исторические собы­тия необходимо увязывать с Промыслом Божи­им. Просеивайте все, как через сито. Если хо­зяйка не просеивает муку, все попадает на зуб, даже от мышей отходы. Так и всякое слово надо просеивать.

***
Батюшка предлагал некрещеным людям, которые при­ходили к нему за советом, молиться Богу таки­ми простыми словами: «Господи, помоги мне узнать Тебя. Я обещаю быть добрым».

Батюшкины «командировки»

Если Батюшке необходимо было получить важную информацию или где-то нуждались в батюшкиной помощи, то он посылал туда своих духовных чад, а сам в это время молился, чтобы исполнилась воля Божия… И чада его слушали… Ведь лишь одно выполнение послушания, которое «выше поста и молитвы», даже если оно и не дает никаких видимых положительных результатов, бесценно для жизни нашего мира: послушание бесплодным не бывает…

 Архимандрит Наум (Байбородин), старец из Троицка-Сергиевой лавры

Из главы «Тропою Ноя: Путешествие на Арарат к Ноеву ковчегу»

 Большой и Малый Арара­т... чистейшее, высокое небо. Ни единое облачко не мешало подготовке к ве­чернему действу солнца, приглашающего всех желающих на свой праздник, который, сколь­ко ни смотри, всякий раз удивляет богатством палитры. Закат в горах, этот отблеск надмир­ного бытия, всегда манит и будет манить че­ловека, радуя и восхищая дивной новизной.

Закат в горах! Солнце обливает вершину Арарата, золотит ее, и она вся переливается драгоценными камнями.

Как в сказке…

… невозможно пере­дать все это захватывающее торжество красок и запахов, опьяняющее своей грандиозностью. Красота Божьего творения только тогда поет в душе, когда ты сам вбираешь ее в себя, отзы­ваясь на нее, подобно музыкальному инстру­менту. Даже хорошему художнику очень трудно передать жи­вую душу природы.

 …мил­лионы людей во всю историю человечества шли и идут путем испытания веры, ко­торый и приводит к Богу. Каждый совершает свое восхождение. На гору испытаний подни­мались и Ной, и Авраам, и Моисей. Удивительны слова Священного Писания: Беги, спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть (Быт. 19,17). Конечно, Господь сказал это не только Лоту, но и каждому из нас. Ноев ковчег — памятник тем, чей взор устремлен горе, чье сердце при­надлежит горнему Иерусалиму, он является се­годня для нас символом покаяния, победы над злом, символом веры, надежды, любви.

Ной посылал голубку, ожидая ее возвра­щения с распустившейся веточкой, чтобы убе­диться, что есть спасительная почва, на кото­рую он может ступить. Так и мы стремимся сегодня принести с горы Ноя кусочек ковчега, чтобы напомнить верным христианам и засви­детельствовать перед всем миром, что Господь рядом с нами, что Он никогда не посрамит вер­ных Ему, что Он есть твердое основание для тех, кто стремится жить по Его воле, пребы­вая, как в ковчеге, в Церкви Христовой, кото­рую не одолеют, по словам Господа, врата ада. Здесь раскрывается перед нами тайна благо­честия, тайна обожения и тайна беззакония.

…Благодаря тому, что Ной «ходил пред лицем Бога», то есть был благочестив и жил по воле Божией, он обрел благодать у Господа и спас­ся. Так и сегодня,

благодаря тем, кто хранит благочестие и ищет Божественную волю, мир может противостоять пришествию антихри­ста. Только благодаря благочестию и можно вступить в борьбу с антихристом, только оно и может оказать сопротивление его приходу и отдалить конец света.

Запомним слова святых отцов: «Бог стал человеком, чтобы человек смог стать богом».

Не в этих ли словах скрывается раз­гадка благочестия? Не в этом ли состоит вся его суть, вся его великая тайна, которая заключается в тайне снисхождения Бога до последней глубины, до самых врат ада — плена смертного, в кото­ром томилось человеческое сердце; тайна, от­крывающая путь восхождения к Богу, чтобы человек смог выполнить свое основное пред­назначение — обрести Христа в сердце и до­стичь обожения?

…Особенно образно описал нравы людей по­следних времен преподобный Нил Мирото­чивый Афонский (VI век) в своих посмерт­ных явлениях:

«К середине XX столетия народ того вре­мени начнет становиться неузнаваемым. Ког­да время будет приближаться к пришествию антихриста, разум людей помрачится от стра­стей плотских и все более будут усиливать­ся нечестие и беззаконие... Изменится облик людей, и нельзя будет ясно различать муж­чин и женщин благодаря бесстыдству в одеж­де и форме волос головы. Эти люди одичают и будут жестокими, подобно зверям, из-за со­блазна антихриста. Не будет уважения к ро­дителям и старшим, любовь исчезнет. Скром­ность и целомудрие исчезнут у людей, и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребро­любие достигнут высшего предела, и горе на­копляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство, тайные дела, кража и убийства станут господствовать в обществе...

Настанет время, когда люди будут без­умствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас... Главной их целью будет со­бирание капитала. С умножением корысто­любия будут умножаться и бедствия в мире... В то будущее время, благодаря силе величай­шей прелести и распутства, люди лишатся бла­годати Духа Святого, которую они получили во Святом Крещении, а также потеряют и угры­зения совести. Тогда Евангелие Христово бу­дет в пренебрежении».

Вся обстановка в мире перед приходом ан­тихриста будет такой, что антихрист явится как бы необходимым следствием всего анти­христианского умонастроения мира. Дух ан­тихриста создаст условия прихода антихриста, который, по словам святителя Игнатия, «будет логическим, справедливым и естественным ре­зультатом общего нравственного и духовного разложения человечества».

Но в конечно итоге победит добро. Господь Своей любовью, Своими крестными страданиями уже победил зло. И Церковь, которую Он создал на земле, бу­дет возрождать истину, добро, святость до тех пор, пока существует мир. Злоба ада не сможет до конца одолеть тех, кто любит Христа, ищет волю Божию и живет по Его заповедям.

Остаток верных чад Божиих и в последние времена сохранится, хотя их жизнь и уподобит­ся мученическим страданиям Лота в Содоме.

Но приходу антихри­ста противостоит нечто удерживающее…  Это таинственное удерживающее свя­тые отцы толкуют по-разному. Одни счита­ют, и среди них святители Иоанн Златоуст и Феофан Затворник, что антихриста задержит правовое монархическое государство во главе с православным правителем, которому удаст­ся предотвратить распространение греха. Дру­гие видят в удерживающем действие Святого Духа, Его благодать, которая будет до тех пор пребывать в мире, пока не прекратится сво­бодное влечение человека к Богу. И посколь­ку Господь хочет, чтобы спаслось как можно больше людей, сроки прихода антихриста бу­дут зависеть от свободной воли человека, от его выбора, поэтому в любом случае можно ска­зать, что стремление человека к Богу и есть то удерживающее, которое не дает явиться ан­тихристу. Вот почему монастыри, как учили­ща целомудрия и святости, издревле счита­лись залогом мира на земле.

…Таким образом, все зависит от самих людей. Добрые дела подают миру благо и покой, а грех разрушает благоденствие людей и сеет скор­би и страдания. Преподобный Силуан Афон­ский говорил, что даже маленький грех влияет на судьбу мира. Если бы в Содоме и Гоморре было хотя бы десять праведников, то эти горо­да существовали бы до сих пор. Но они погиб­ли, потому что там не нашлось и десяти. Так и в наше время: если умножится число злоде­ев и иссякнет число праведников, то удержи­вающая сила исчезнет, и мир тогда не устоит.

… если бы каждый из нас пообе­щал Богу быть добрым и постарался выпол­нить свое обещание, мир сразу бы преобразил­ся. Вот только мало кто понимает, что входит в понятие «добро». Сколько же злых дел тво­рилось и творится под личиной добра! А ведь добрые дела — это такие дела, которые чело­век делает ради Господа и по Его благой воле. Но если человек не покается, то он и не сможет творить истинное добро. Он никогда не поймет, что добрые дела начинаются с покаяния и мо­литвы, с борьбы со своей самостью, своим эгоиз­мом, постоянной борьбы с греховными помыс­лами. Без этого редко какое дело можно назвать по-настоящему добрым, поэтому великое значение имеет для мира мо­литва Церкви. Сотни и тысячи верующих взы­вают к Богу, просят о мире всего мира, молятся об обращении людей, о язычниках и заблудших, о том, чтобы Господь прекратил всякие скорби и дал добрых правителей. И Господь по молит­вам Церкви дает благословение народам.

Если бы мы понимали, что мир существует только ради Церкви! А Церковь — ради того, чтобы люди становились святыми, праведны­ми, угодными Богу своим благочестием. Во все времена было много праведников, девствен­ников, много истинных монахов, да и сегод­ня немало тех, кто молится и за себя, и за весь мир, потому Господь и не попускает воцариться злу. Благодаря удерживающей силе любви этих людей мир стоит до сих пор. И если души лю­дей будут обновляться покаянием и молитвой, удерживающая сила благодати, любви и добра не попустит явиться антихристу.

Из главы «Человек обязан быть счастливым»:

… никого вокруг: пустынная луна, пустын­ная деревня, пустынное озеро. Недаром, зна­чит, называют луну страной мертвых, и кто-то из писателей даже использовал ее как символ ада. А что самое страшное в аду? Говорят, оди­ночество. «Когда вы молитесь, мы можем хоть на какое-то время увидеть друг друга», — так от­ветил преподобному Макарию Египетскому че­реп языческого жреца. Наверное, кто не видит другого человека в этой жизни, то есть не ви­дит его боль, нужду, переживания, тот не уви­дит его и в вечности, лишая себя сердечного тепла. Один из героев советского фильма на во­прос, что такое счастье, ответил: «Счастье — это когда тебя понимают». Но ведь счастье — это не только когда тебя понимают, но и когда ты понимаешь, когда ты можешь понять стра­дания другого и готов разделить их. «В чем за­стану, в том и судить буду», — говорит Господь. Застанет в сердце сострадание — примет в Свое

Царство Любви, не застанет — будешь вне этого Царства... Не отдавать душевного тепла — что может быть страшнее?

Из главы  «Если скажетесь в пустыне, молитесь Антонию великому»:

«Что остается от человека, когда из тела его извлечена душа? — Труп... Что такое человек, который отвергает душу в себе и в мире вокруг себя? Не что иное, как обмундированная гли­на, ходячий глиняный гроб. Результат порази­тельный: влюбленный в вещи человек, в конце концов, и сам стал вещью. Личность обесцене­на и разорена, человек стал равен вещи. Финал трогательно печален и потрясающе трагичен: человек — бездушная вещь, между бездуш­ными вещами». (Это из статьи преп. Иустина Поповича, которая была написана им на За­паде. Не удивительно, что там приходят та­кие мысли!)

  

Источник:

Сидорова С.В. «Мы живем ради вас»: Рассказы о лаврском старце отце Науме. — М.: Сибирская Благозвонница, 2020. — 462, [2] с. (Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...