вторник, 4 января 2022 г.

Калужский художник Рустам Ахмедов

 

Калужский художник Рустам Ахмедов
(1959 – 2021 гг.)

Рустам Ахмедов. Беседа

Рустам Якубович Ахмедов пришел к вере уже в зрелом возрасте. Он родился и вырос в Душанбе в традиционно мусульманской семье, но дома в те времена о вере говорить было не принято. И первые представления о мире религии складывались у Рустама под впечатлением от прочитанных «Легенд и мифов древней Греции».

Позже, уже будучи студентом Республиканского художественного училища им. Олимова, он написал картину на тему греческого мифа: старец Харон перевозит душу умершего через Стикс. Рустам тогда не мог даже представить себе, какую странную и значительную роль эта картина сыграет в его судьбе.

Рустам Ахмедов. Тайная вечеря

Он закончил училище, много работал, неплохо зарабатывал. Жизнь текла размеренно и благополучно, но после развала СССР в Таджикистане началась война. Рустам вспоминает, как в окна его мастерской влетали шальные пули, свистели возле головы и плющились о бетонную стену… Жить в Душанбе стало просто опасно, и художник вместе с родными переехал в Россию.

Семья Ахмедовых поселилась неподалеку от Калуги, в деревушке возле монастыря Тихонова Пустынь. Тогда же, в 1991 году, Рустам поступает в Московский государственный академический институт им. Сурикова на отделение станковой живописи, где проходит обучение в мастерской народного художника России, академика Николая Андронова.

Рустам Ахмедов. Триптих. Утро (вторая часть). 1996 г.

Это было время, когда религия в нашей стране перестала быть гонимой. Рустаму было уже за тридцать, в душе накопилось множество проблем и вопросов, связанных с верой в Бога. Однажды сокурсник по институту предложил ему пойти к знакомому священнику: «Удивительный человек; вот увидишь, он все твои недоумения сразу разрешит».

Священник жил в обычной московской квартире, но, когда друзья позвонили и хозяин открыл им дверь, Рустаму показалось, будто перед ним открылся выход в иную реальность: в дверном проеме стоял… тот самый перевозчик Харон с его старой картины.

Рустам Ахмедов. Несение креста

Портретное сходство было настолько точным, а впечатление столь сильным, что Рустам на секунду потерял сознание, и товарищу пришлось подхватить его под руку. Этим священником был отец Димитрий Дудко.

Потом Рустам еще много раз придет в эту квартиру, священник станет его близким другом, а впоследствии — духовным отцом.

Рустам Ахмедов. Снятие с креста

Та, первая их встреча, действительно оказалась для художника началом дороги в новый, неизведанный еще мир веры. Рустам стал православным христианином.

И, конечно, такая серьезная перемена не могла не отразиться на его творчестве.

Картины Рустама удивительным образом раскрывают именно православное понимание христианства.

Рустам Ахмедов. Возвращение. 1993 г.

На полотне великого Рембрандта отец благосклонно принимает кающегося блудного сына, припадающего к его ногам. У Рустама же отец настолько рад видеть вернувшегося сына, так спешит ему навстречу, что сам спотыкается, падает на землю и обнимает его, уже стоя на коленях. «…И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк 15:20). Если вспомнить эти евангельские слова, становится ясно, насколько точнее выражен смысл этой притчи в картине Рустама Ахмедова.

Рустам Ахмедов. Гости. 1998.. Холст, масло.. 157х145

На картине «Гости» художник изобразил еще один классический сюжет — поклонение волхвов. Казалось бы, почти святочная картинка: яркие краски, симпатичные животные, нарочито упрощенный общий стиль... Но есть здесь один неожиданный и очень важный момент — Иосиф-обручник отвернулся в сторону от Младенца, к которому устремлены взгляды всех остальных персонажей картины. Христос родился от Духа Святого, и Иосиф не имеет к Его Рождеству никакого отношения — он лишь хранитель девства Марии. Таким простым приемом художник сумел передать глубочайший богословский смысл воплощения Христа.

Рустам Ахмедов. Жертвоприношение. 2003 г.

А в ветхозаветной истории жертвоприношения Авраама руку с ножом отводит ангел, в очертаниях лика которого невозможно не узнать Христа. Так смело свести в одной картине Ветхий Завет с Евангелием может лишь глубоко верующий и знающий свою веру художник.

У святых на полотнах Рустама Ахмедова нет нимбов. Его учитель, академик Николай Андронов, говорил: «Не нужно писать на картине нимб, нужно написать святого так, чтобы нимб сам над ним появился».

Такой метод трудно понять умом, но зато увидеть его практическое воплощение совсем легко. Для этого достаточно просто посмотреть на картины калужского художника.

 Послесловие

Работы художника оставляют очень теплый и светло-печальный след в душе. Особенно удивляет библейский цикл, именно как видение внутреннего мира художника.

Замечательный православный художник Рустам Якубович Ахмедов отошел ко Господу 11 апреля 2021 года

Родился 31 января 1959 г. в г. Душанбе Таджикской ССР. Прожил всего 62 года, но оставил после себя добрый и светлый след…
Наталия Тереховская:

«Работы Рустама Ахмедова. Простите, сложно с фотографий на телефон перенести всю красоту и целостность этих полотен. Снимки непрофессиональные - мы делали их с Рустамом когда - то сами, чтобы что - то подарить, а что - то продать. Когда я впервые увидела библейский цикл, живший долгое время на мансардном этаже одного из калужский общежитий - дух перехватило от мощи, глубины и проникновенности, трепетности огромных, монументальных полотен. В них было много любви и молитвы, понимания бренности бытия, поиска духовного смысла в земной жизни и труда мастера. Чтобы получить цвет, Рустам часто перетирал природные материалы, и от того в работах нет цветового беспредела, которым теперь часто грешат молодые авторы. Сдержанность, лаконичность и внутренняя борьба. Картины - вся внутренняя и внешняя суть художника Рустама Ахмедова»

Рустам Ахмедов. Реквием. 2003 г.
«Очень жаль. Как многому можно было ещё научиться... Но мы часто оставляем все на потом... А потом, может и не наступить. Очень тяжело осознать, что его больше нет... Никогда не пройдёт мимо и не войти больше в Мастерскую, в которой он работал до последних дней... Сложно описать словами боль. Светлая память …» (Жанна Киселева)

Борис Барсов
***
Ну, вот и все - отцвел наш тихий сад,
 и соловьи пропели гимны быстро.
 Исчез весны торжественный фасад
 и белоснежных яблонь искры.
Дороги, сны, лихие поезда,
спешащие куда-то люди.
 Все будет также, как всегда,
 когда меня уже не будет.
Заложит неожиданно в ушах,
 глаза от слез невидимо промокнут.
Молитвою согретая душа,
 откроет в вечность радостные окна.
Останется все также, как сейчас:
мечты и планы, будни и забота.
Рассеянно, перстом перекрестясь,
 меня, быть может, вспомнит кто-то.
А тот небесный сад не отцветет.
Сквозь веток вязь - архангельские лики,
 весенних птиц загадочный полет
 и яблонь ослепительные блики...

Источники:

https://foma.ru/vyixod-v-inuyu-realnost.html  Журнал «Фома» , 2008 год, № 4, с. 112-115

https://vk.com/id5808174?w=wall12023403_1550_r1742 страница Наталии Тереховой «В Контакте»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...