понедельник, 3 января 2022 г.

Душа чистая и бессмертная

 

Душа чистая и бессмертная

Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела.
Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих. Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

Душа чистая Икона. XIX в. https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-2/6042916862.jpg
На этой иконе Душа чистая представлена Девой в короне, стоящей на Луне. В левой руке у нее кувшин со слезами покаяния, которыми она гасит пламя страстей. Под ней — поверженный дракон и укрощенный лев.

Надпись на иконе поясняет ее символику: «Душа чистая яко девица преукрашенная стоит выше солнца и луна под ногами ея, на главе своей царский венец. Стоит перед Богом и молится, а молитва у нее изо уст восходит на небо, слезами пламень огненный погаси, и терпение греховное потреби, постом льва связа, смирением змия укроти, ненависник дьявол паде на землю яко кот, не могий терпети доброты ея». Таким образом, слезами, молитвами, смирением и добротой Душа попадает в рай.

Добрые друзья Двунадесятые. Чудесные плоды этого райского дерева — пища для души: любовь, правда, послушание, воздержание, молитва, милость, покаяние, смирение, труд, чистота, доброта

В  Библии сказано: когда Бог создал из земли первого человека, Адама, Он вдохнул в него душу, вдохнул Свою Божественную сущность, частицу Самого Себя.

Без души Адам, а значит и все мы, были бы чем-то вроде роботов: ели, пили, работали, защищали себя от врагов.

Мы бы превратились бы в жестоких, беспощадных дикарей, цель жизни которых только в том, чтобы выжить.

Как хорошо, что Господь подарил нам такой драгоценный подарок!

Лубок. «Доброе слово и кошке приятно» (русская народная пословица). https://i.pinimg.com/736x/a6/b0/a2/a6b0a2f1cfc5ae4bb8add4e678bc80d0.jpg

Душа — это наша совесть и любовь, наше сострадание и сочувствие, и многие другие добрые чувства.

Равнодушие — беда современных людей. Но не Бог обделил их. Всем при рождении Он подарил чистую, безгрешную душу, а какой она станет потом, во многом зависит от каждого из нас.

Как телу необходима пища, так и душа нуждается в ней. Что же её питает? Добро, любовь, правда, хорошие дела и чистые помыслы. О душе, как о главном в человеке, следует заботиться больше, чем о теле. В жизни же всё получается иначе. Но вот что интересно: чем меньше мы печёмся о телесном, тем больше оживляется душа. Мысли становятся светлее, чувства и желания чище, молитвы сердечней, а печаль о своих грехах искренней.

Михаил Абакумов. Души небесные. https://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post310891984/

Когда душа хорошего, доброго человека после его смерти отделяется от тела, её окружают Ангел Хранитель и другие небесные силы. Они возносят её к Богу и вечной жизни. И, наоборот, душа человека злого, грешного, забывшего Бога, попадает к демонам, которые унесут её в мрачную пропасть ада.

Преп. Иоанн Дамаскин пишет:

«Душа, - есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа, далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению и, именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу» (Точное изложение православной веры. Кн.2, гл.12).

Лубок «Душа Чистая» вторая четверть XIX века . (ВОКМ 4983/5), бумага, гравюра на металле, акварель, 40,5 х 33,5 https://www.booksite.ru/fulltext/suda/kov/4_05.htm Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник обладает уникальной коллекцией русского гравированного и рисованного лубка, основу которой составляет лубок религиозного содержания. 
Священник Сергий Круглов:

«…Есть в народе выражение – «широкая душа». Это душа, которая способна вместить в себя и далекие звезды, и мурчащего на коленях котенка, и леса, и моря – словом, всю красоту тварного мира. Душа, часть которой – и красота творений человеческих, и живой творческий интерес ко всему в мире. Но прежде всего, это душа, отзывчивая к ближним, к «другим», преодолевшая самость, способная любить и жертвовать своим, поддерживать других, невзирая на собственные проблемы и тяготы.

…Человек с такой душой сам бывает в трудных обстоятельствах, бывает тяжело болен, но от него исходит нечто, что поддерживает окружающих. К нему тянутся люди, жизнью души живой он делится с другими».

Исцеление прокаженного. Византия. Иисус Христос - врач, чадо света, который исцеляет многие душевные недуги. Как олицетворение очищения души человека от грехов и пороков. https://www.ruicon.ru/arts-new/books/1x1-dtl/afonskaya_miniatyura/istcelenie_prokazhennogo/

Священник Сергий Круглов:
«… А иногда, наоборот, про человека, который внешне вроде бы живой, говорят «мертвая душа». До такой степени развился у человека эгоизм, нелюбовь, нечуткость к ближним, к Богу, к Божьему миру. До того покрылось его нутро хитином страстей, что живет он жизнью зомби, одного только своего ссохшегося «я». И душа у него маленькая, немощная.
Так бывает со многими больными: сидит он на койке, смотрит перед собой в пустоту, и ничего из окружающего мира его не трогает, ничего ему не интересно и не нужно, потому что вся его душа – размером с его больной орган, вся она – только из этой боли… Любой врач знает: важно лечить не только телесную болячку человека, важно вернуть его душе интерес к жизни, к миру, а это бывает куда труднее.
Маленькой, скорчившейся может стать душа и тогда, когда ушел человек в какую-то свою беду, свернулся в позу эмбриона вокруг своих переживаний, тревог, страхов, обид, усталости. Не хватает сил, садятся батарейки, вера слабеет…
Вот почему врачи говорят родственникам тех, кто лежит в коме: обязательно разговаривайте с ними… Вот почему мы молимся друг о друге, уж кто как умеет, и на своем опыте знаем действенность этой молитвы, даже совершенной кое-как, пусть даже (o tempora! o mores!) в виде крестика, поставленного в комментариях к посту-просьбе…

Вот почему в дни Родительских суббот мы чувствуем, что храм переполнен: своими молитвами мы касаемся душ наших усопших, вытягиваем их из небытия. И они оживают и расширяются настолько, что могут прийти к нам и побыть с нами, пока мы просим Бога смиловаться над нашей немощью и подержать наших близких в Своей вечной памяти, ведь наша-то память пока что слаба и смертна…» (Вся статья ЗДЕСЬ: http://www.pravmir.ru/kakogo-razmera-dusha )

Чудесный сад. https://s.poembook.ru/theme/b5/dd/ae/223fab1a5e219393479e8bede7b836ff8ff2c694.jpeg

Иоанн Крестьянкин:

«… Бог насадил во вселенной виноградник жизни. Основная Лоза в нем — Сын Божий (Христос), и от этой Лозы идет бесконечное число черенков… Это все души человеческие (См.: Ин 15, 5). И каждая душа со временем превращается в некий Божественный сад, под благодатным окормлением Божьим душа распускается с искрящимися, как цветы под солнцем жизни, способностями ума, с ароматными гроздьями бесконечно переливчатого чувства, с упругою волей, как упруга полнокровная сочность плодов. Истинно, истинно, что человеческая душа по природе есть Божественный сад, лучший виноградник земли. Господь оградил душу оградой евангельского закона. Водрузил в саде души сторожевую башню — совесть. Бог насадил сады душ и роздал их людям, чтобы люди сами трудились над возделыванием этих садов, над спасением своих душ. А Преображение Господне на Фаворе — это образ преображения души, пошедшей за Христом»

Несение креста. Фрагмент росписи Троицкого собора Пахомиево-Нерехтского монастыря. Фреска. 2003 г. Работы иконописца Анатолия Алешина https://pravoslavie.ru/135399.html

Священник Стивен Фриман, клирик Православной Церкви в Америке, настоятель храма святой Анны в городе Оук Ридж, штат Теннесси, создатель православного блога Glory To God For All Things («Слава Богу за все»):

«… душа должна быть очень сильна, чтобы мы могли справиться с гневом, разочарованиями, соблазнами, неудачами.

… послушайте отца Романа Брага, румынского монаха, 10 лет проведшего в заключении в тюрьмах при коммунистическом режиме: «Страдания полезны не только для христианина, но и вообще для всякого человека. Если ты не знаешь страданий – ты ничего не знаешь». Это говорит человек, который был заключен в тюрьму.

Господь Сам прямо говорил, что спасение души подразумевает страдания. Он говорил – те, кто последуют за Ним, должны будут «принять свой крест». И говорил Он не о широкой дороге, по которой нужно идти к самореализации, но об узенькой тропинке, где уничижается собственная воля, это пресловутое «Я» и достигается всецелое послушание совершенной воле Господа».

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска Богородице­рождественского храма в Костино, г. Королев http://hramvkostino.ru/blagoukrashenie-xrama-2006-2016/freski-bogorodicerozhdestvenskogo-xrama-v-kostino-g-korolev.html . Пришел последний час земной жизни Матери Божией. Тело ее уснуло, но Сам Сын Ее Иисус Христос принял в Свои  руки Душу Пречистой Богородицы, рожденной для Вечной  жизни в Царствии Божием

Блез Паскаль (1623–1662) — французский математик, физик и философ, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии писал:
«Бессмертие души так для нас важно, так глубоко нас задевает, что надо вовсе лишиться разумения, чтобы не пытаться разузнать о нём получше. Все наши поступки, все наши мысли примут столь различный оборот в зависимости от того, есть у нас надежда на вечное блаженство или нет, что всякий шаг можно предпринять здраво и рассудительно только проверивши его с этой точки зрения, — это и должно стать главной нашей заботой. Итак, первейший наш интерес и первейший наш долг состоят в том, чтобы выяснить для себя этот вопрос — от этого зависит всё наше поведение»

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска XIII века в монастыре Сопочаны, Сербия. Фрагмент росписи: Душа Пречистой Девы Марии в руках Иисуса Христа https://diomedes2.livejournal.com/16434.html

Иоанн, Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн говорит:

«… душа не только бессмертна, важно понимать, что душа дается один раз, а значит, это вопрос личной ответственности. Ведь если мы говорим о том, что ты ответствен за то, приблизишься ли ты к Богу или нет в условиях данной действительности, то это уже совсем другие отношения с миром, чем если бы ты знал, что у тебя еще будут попытки.

Проповедь Воскресения Христова — это, заметьте, не проповедь того, что мы будем рождаться в каких-то других формах. Нет, это проповедь истинной жизни во Христе, и тот, кто обрел эту жизнь, кто живет со Христом, тот со Христом и воскреснет. Задача Церкви подвести человека ко Христу, чтобы он не прошел мимо Христа, не стал тем разбойником, который был рядом с Ним, но не увидел Его и не сделал самого главного в этой жизни — не покаялся.

Встреча со Христом не зависит от богословской подготовки человека, просто душа-то у нас живая, она по природе своей христианка, потому что сотворена Христом, и она радуется своему Творцу, тому, что Он Воскрес и даровал ей бессмертие». (Из книги «Корабль спасения». Весь текст книги ЗДЕСЬ http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/gorodova_korabl_spaseniya.pdf)

 Источники: Интернет - ресурсы

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...