воскресенье, 2 января 2022 г.

Галилея, Капернаум и лодка Иисуса

 

Галилея, Капернаум и лодка Иисуса
Автор текста И. Винокурова

Красавица Галилея во многом изменилась со вре­мен Древнего Израиля и Новозаветной Палестины, но многие детали её пейзажа остались неизменными.

Панорама с Горы Ари в Верхней Галилее
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%8F#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Har_Ari_panorama.jpg

Здесь раскинулись урожайные поля, рощи фиников, апельсинов, смокв и орехов; здесь с незапамятных вре­мён проходили торговые пути, смешивались культуры и наречия.

Украшением и главным источником благосостояния было пресноводное озеро, вокруг которого строились селения. В Библии оно упоминаемся мод именем Кинерет. впоследствии его называли Тивериадским, Га­лилейским и Генисаретским по имени прилегающих к нему земель.

Живая вода Кинерета

Кинерет. Цветущие берега https://zen.yandex.ru/media/id/5d8f2c4ac49f2900b1b7fd78/izrailskii-baikal-ili-kineret-liubov-moia-5e34d7a55098d322f9ed152e

На его берегах всегда селились люди, привлечён­ные возможностью под испепеляющим солнцем растить земные плоды и получать богатые уловы рыбы, не переводившейся в этой поистине живой воде.

Возраст Сирийско-Африканского разлома, в кото­ром возникло озеро, поражает воображение - ему де­сятки миллионов лет. В результате смещения тектони­ческих плит и извержения вулканов здесь образова­лись долины и уникальные водоёмы-впадины.

Разлом установил несколько рекордов: он самый длинный в мире; Кинерет же - самое низкое пресно­водное озеро (213 метров ниже уровня Мирового оке­ана), а Мёртвое море - самая низкая точка на Земле.

Галилейское озеро питается в основном водами ре­ки Иордан: берущая начало на снежных вершинах го­ры Хермон, она впадает в него с севера. Проходя на­сквозь, Иордан впадает в Мёртвое море, наполненное безжизненной, горькой водой. Озёрная же вода пресная и вкусная, а берега густо населены и полны жизни.

Труды Капернаума

Капернаум , современный вид http://you-bible.com/%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BC/

На берегу Галилейского озера более двух тысяч лет назад стоял небольшой процветающий город Каперна­ум. Он находился на ответвлении Виа марис - Морско­го пути. Во времена Иисуса здесь размещались тамож­ня и немногочисленный римский гарнизон.

Жители гордились своим цветущим городом, его ар­хитектурой и привилегированным положением. Однако жизнь их, как и природа Галилеи, была не столь идил­лична, как её описывают древние источники. В период римского владычества люди задыхались от налогов и по­шлин, которыми их облагали и римляне, и Иерусалим.

Плоды земли и рыба из Галилейского озера добы­вались тяжёлым трудом. Природа Галилеи на фоне гор и пустынь представлялась дивным оазисом, но, по су­ти, оставалась таковым лишь короткий период време­ни. Летом в низину у озера опускалась невыносимая удушливая жара, а зимой налетали штормы, грозив­шие рыбакам верной гибелью.

Большинство семей в прибрежных городах были рыболовецкими. Улов поставлялся на рынки внутри страны и во многие города Римской империи. Архео­логи доказали, что три тысячи лет назад в Иерусали­ме блюда из рыбы были распространены даже боль­ше, чем в приморских и галилейских городах. На сто­лы его жителей подавались не только дары моря, но и все известные виды пресноводной рыбы из Галилейского озера - более двух десятков.

Рыбачили в Капернауме в основном по ночам, что­бы утром отнести свежую добычу на рынок. В этих повседневных трудах и заботах вряд ли кто-нибудь из работяг мог предположить, что Капернаум однажды займёт центральное место в евангельской проповеди и станет называться городом Иисуса.

Библейская слава

Греческий православный храм 12 апостолов в Капернауме

Здесь развернулись события Новозаветной исто­рии. Иисус пришёл в Капернаум, покинув Назарет, и именно здесь обрёл учеников, совершил множе­ство чудес и исцелений, произнёс свои главные про­поведи.

Обычные галилейцы, над простонародным выгово­ром которых повсюду посмеивались, стали благодар­ными последователями. Сейчас, когда христианский мир представляет огромную силу, трудно представить, как горстка людей совершила переворот в сознании че­ловечества. Вначале рядом с Учителем были всего две­надцать человек, да и те с трудом осмысливали глуби­ну Его проповеди. После пленения и казни Иисуса уче­ники, казалось, отчаялись.

Но вновь случилось чудо: по воскрешении Иису­са его апостолы отправились проповедовать - семь­десят безоружных человек выступили против огром­ного враждебного мира языческих, варварских богов и культов!

Но осознание того, что проповедовал Учитель, при­шло к ним не сразу. Поначалу они тоже были про­стыми, неискушёнными людьми. И зачастую гораздо больше проповедей их привлекали чудеса, творимые Учителем. Но он не искал признания как великий вра­чеватель и просил их помалкивать о чудесных исцеле­ниях, во множестве им совершаемых.

Художник Гарри Андерсен.  «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, бра­та его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков»  (От Матфея 4:18.)

Главное же именно в Капернауме и на берегах Га­лилейского озера Христос проповедовал и учил, при­звал на служение братьев-рыбаков Петра и Андрея, Иакова и Иоанна: здесь последовал за ним местный мытарь (сборщик пошлин на таможне) Матфей, буду­щий автор Евангелия.

Иисуса слушали не только ближайшие ученики: за ним ходили толпы народа. Часто он садился в лодку и переплывал с одного берега на другой, иногда пропо­ведовал, стоя в лодке. Чтобы его слова были понятны всем, он говорил притчами, героями которых становились виноградари, пастухи, земледельцы, рыбаки. Последним, наверное, особо близка была притча о неводе. В него попадает всё подряд, а ненужное потом выбрасы­вается - так и Царствие Небесное отделит праведных от недостойных.

Галилейское озеро было свидетелем многих чудес. Иисус насыщал тысячи людей пятью хлебами и двумя рыбами; шёл по воде к ученикам, лодку которых отнес­ло на середину озера. Пётр, потрясённый увиденным, решил повторить хождение по водам, но, как только первые сомнения посетили его, стал тонуть...

Многие поколения христиан старались отметить места, где пребывал Иисус. Не счесть храмов, которые воздвигались и разрушались в этих местах. Но важно, что на фундаментах давно забытых святынь вновь и вновь появлялись новые.

Где гуляют тени истории

Церковь Святого Петра — католическая церковь в Капернауме в Израиле, находящаяся на предполагаемом месте дома апостола Петра, в котором, согласно Евангелию, Иисус Христос исцелил его тёщу. Современная церковь, освящённая в 1990 году, имеет восьмиугольную форму. В центре храма ниже уровня пола находятся остатки почитаемой комнаты дома апостола Петра и остатки стен византийской восьмиугольной церкви V века

К концу XIX века Капернаум, переживший множе­ство землетрясений и войн, пришёл в упадок. От бла­годенствующего города осталось только несколько ры­бачьих хижин.

Земли купили христиане-католики из ордена францисканцев. Расчищая территорию под возведение монастыря, они обнаружили городские строения и остатки синагоги V-VI веков, построенной на фундаменте синагоги ещё более древней - I века н. э., в которой, возможно, проповедовал Христос.

Неподалёку оказался и фундамент восьмиугольной византийской церкви - считается, что она была построена над домом Петра, где Иисус собирал своих учеников. Раскопки подтвердили: жилище Петра служило молитвенным домом первым христианам - на чудом сохранившейся штукатурке обнаружены христианские символы и имена Иисуса и Петра. Сейчас над развалинами возведён современный католический храм со стеклянным куполом, и сквозь прозрачные фрагменты пола виден древний фундамент дома Петра.

Открыты многие разрушенные строения древнего Капернаума, узкие улицы и мостовые города, некогда бурлившего жизнью. Современному человеку он кажется тесным и угнетающе тёмным - ведь стены жилых домов построены из чёрного базальта.

Когда нашли лодку, в небе засияла двойная радуга, с библейских времён означавшая Завет [договор] между Богом и людьми.

Под двойной радугой

Лодка Иисуса

На берегах Галилейского озера, как это ни покажется странным, есть светский памятник апостольским временам.

В 1986 году в Израиле стояла сильная засуха. Уро­вень Галилейского озера резко опустился, и в районе кибуца Гиносар были обнаружены артефакты тысяче­летней давности: светильник, глиняный котёл, куски дощатой обшивки и железные гвозди.

Начались раскопки. Наконец открылась верхняя часть древнего судна. Однако подробно изучить такую редкость можно было только на суше.

Стали думать, как извлечь лодку из воды, не повредив хрупкой конструкции. На каждую деталь прикре­пили бирку с номером, а узлы каркаса и места стыков залили жидким полиуретаном, который сохранил фор­му деталей и уберёг их от разрушений.

До сборки все детали несколько лет хранились в специальном контейнере. После воссоздания экспонат поместили в специально созданный для него зал музея, где поддерживаются специальные температура, освеще­ние и влажность.

Длина судна 8 метров, ширина - 2,3 метра. Учёные единодушны в определении времени постройки: нача­ло I века н. э. Многие даже допускают мысль о том, что именно эта лодка принадлежала ученикам Христа и он мог ступать на её борт. Правда, единственный ар­гумент состоит в том, что она вмещала именно 12 че­ловек. Анализ древесины, из которой она построена, снова возвращает к сакральному числу 12 (использова­ны сосна, рожковое дерево, дуб Фаворский, кедр, тер­пентин и другие, менее известные сегодня породы).

Особым знаком считается то, что в момент, когда нашли лодку, в небе засияла двойная радуга, с библей­ских времён означавшая Завет (договор) между Богом и людьми.

Впрочем, сегодня предмета спора между учёными и верующими нет. И те, и другие называют её «лодкой Иисуса», в первом случае подразумевая её возраст, а во втором прямое отношение к Новозаветной истории. Всё это вовсе не значит, что та или другая сторона не получит подтверждения своей правоты. Ведь история не заканчивается вчерашним днём, и вообще эта ка­призная дама обожает сюрпризы и чудеса.

 

Источник:

Винокурова И. Лодка Иисуса: На берегу Галилейского озера в фантазии легко разворачиваются картины дав­но ушедших дней и даже библейских легенд./ Ирина Винокурова.// Чудеса и приключения. – 2011, № 8. – с.38-41

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...