суббота, 18 декабря 2021 г.

О педагоге Сергее Александровиче Рачинском

 

О педагоге Сергее Александровиче Рачинском

Автор текста: Ксения Толоконникова

Сегодня о педагоге С.А. Рачинском и его школе знают не слишком много. А жаль. Ведь татевская школа, с такой любовью созданная Рачинским, могла бы стать плодотворным примером для нынешних сельских школ.

Портрет С.А. Рачинского работы Н. П. Богданова-Бельского

 В 1872 году С.А. Рачинский (1833 — 1902 гг.) вышел в отставку, оставив кафедру ботаники в Московском университете, и поселился в своем родовом имении Татеве (ныне — Оленинский район Тверской области). Деревенские досуги он скрашивал чтением и цветоводством. Так оно и продолжалось бы, но однажды он зашел в местную школу и попал на урок арифметики, который показался ему удручающе скучным. Рачинский тут же попробовал сам провести урок, и с этого урока началась история его собственной школы.

Сергей Александрович вложил в школу всю душу. Свои взгляды на воспитание (именно воспитание считал педагог краеугольным камнем школьного здания, а не безликое «обучение») он старался распространить как можно шире, остерегая, в то же время, сельских педагогов от прямого копирования его собственных методов. С любовью и болью говорил Рачинский о народной школе, ее настоящем положении и той роли, которую должна играть она в крестьянской среде, постоянно подчеркивая необходимость сохранения христианского духа в школе: «Наша бедная сельская школа, при всей своей жалкой заброшенности, обладает одним
неоцененным сокровищем: она школа христианская, христианская потому, что учащиеся ищут в ней Христа...»

Увы, такая точка зрения на предмет не всегда встречала понимание у тогдашней интеллигенции. Напротив, многие из тех, кто совершенно искренне хотел посвятить себя народному образованию, взгляды Рачинского назы­вали «ретроградными». Земская школа подчас совершенно откровенно про­тивопоставляла себя Церкви. Но каков итог? Из земских школ родители-крестьяне своих детей забирали, а в школу Рачинского сами приходили вслед за детьми — для взрослых здесь устраи­вали беседы и воскресные чтения.

«Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» (1895), картина Н.П. Богданова-Бельского (сам педагог изображен среди учеников, на заднем плане). Отметим особо, что, хотя на картине показаны только мальчики, в школе учились и девочки тоже. Рачинский считал женское образование обязательным условием процветания народа.

Теснейшее сотрудничество школы и Церкви Рачинский считал необходи­мым для воспитания разумного, нрав­ственно-прочного человека. Кроме того, он полагал такое сотрудничество первым шагом к искоренению пьянства в крестьянской среде, которое — с горестью видел он — разъедает народную жизнь, захлестывая порой даже и самых талантливых из бывших его учеников.

«И если в настоящее время соперником церкви является кабак; если пьяный разгул слишком часто заглушает в нем (народе) всякое движение духа; если в этой борьбе не произойдет скорый решительный поворот — то вечный позор всем нам, людям досуга и достатка, мысли и знания, печатного слова и правительственной власти!» — обращался он к тем, кто готов был его услышать. Надо сказать, что и на этой стезе Рачинскому удалось добиться значительных успехов: в Татеве «пили горькую» гораздо меньше, чем в окрестных деревнях и селах.

«Воскресные чтения в сельской школе» работы Богданова-Бельского — тоже, кстати, окончившего в свое время школу Рачинского.

Свой богатый педагогический опыт С. А. Рачинский изложил в книге «Сельская школа». Но есть у него и другая книга, гораздо менее известная. Она называется — «Школьный поход в Нилову пустынь». Написанная после второго летнего похода учителей и учеников школы к мощам прп. Нила Столобенского, эта книга представляет собой не только увлекательный очерк «одного путешествия», но и внятное пособие по подготовке и организации подобного паломничества.

«Для обоих путешествий, — пишет Рачинский, демонстрируя прекрасный слог и глубокое знание крестьянской жизни, — мы избрали середину июня, ибо тут настает между вывозкой удобрения и началом покоса краткий перерыв в летних полевых работах, коим и принято у нас пользоваться для хожде­ния на богомолье. Чудное время! Леса еще сохранили всю свежесть своей весенней листвы, и в тенистых их за­коулках доцветают последние ланды­ши; а в полях уже появляются первые васильки, и над сизыми волнами цве­тущей ржи носятся облака душистой пыли; в нетронутой траве лугов сияют и рдеют, благоухают и колышутся ты­сячи едва распустившихся цветов; и все это заливает потоками света почти незакатное солнце, ибо ночи нет: блед­ный пурпур заката разгорается в пур­пуровое золото утренней зари. Едва проглядывают в светлой лазури звез­ды ночные. Есть что-то торжественное, что-то призывное в этом непрерывном бдении, в этом могучем напряжении всех сил природы; это время бессон­ных ночей, время широких замыслов, время порывов духа к высшему свету».

Крестный ход из Осташкова в Нилову пустынь. Литография начала XX века.

Преследуя высокую цель — по­клониться вместе с детьми мощам прп. Нила Столобенского и помолить­ся в покровительствуемой святым оби­тели, — Рачинский имел в виду и дру­гие «выгоды» похода. Неспешно идя живописными дорогами Валдайской возвышенности, школьники собирали растения для гербариев, узнавали новых животных и насекомых, соби­рали местные пословицы и поговорки, учились взаимовыручке и терпению. На привалах юные художники писа­ли этюды, а остальные пели (в школе Рачинского был прекрасный хор).

И слушать их приходили крестьяне близлежащих деревень. Походы эти запомнились детям на всю жизнь. Да и сейчас в Татеве, где по сию пору живут потомки тех, кто оканчивал когда-то школу Рачинского, с благодарностью и любовью вспоминают о педагоге. А память о школьных паломничествах в Нилову пустынь сохраняется благо­даря деревянным фигуркам преподоб­ного Нила. Очень много появилось их в деревне после этих походов.

Так выглядела Нилова пустынь, когда ученики татевской школы побывали здесь.

 Монастырь просуществовал до 1927 года, однако последние несколь­ко лет были для насельников обите­ли неимоверно тяжелы. В 1919 году большевики вскрыли мощи прп. Нила Столобенского. Немногим позднее они вывезли их в Осташков, где поместили в уже закрытом к тому моменту Зна­менском монастыре (в описываемое время в нем поселился краеведческий музей). Так Нило-Столобенская пу­стынь лишилась мощей своего небес­ного покровителя, а сами они стали экспонатом, долженствовавшим раз­венчать «поповские сказки о якобы нетленных мощах так называемых угодников». В 1920-е годы, стремясь как можно скорее ликвидировать мо­настырь на Столобном острове, власти организовали судебный процесс над его братией. Процесс завершился «ус­пешно»: обитель совершенно опустела… В 1990 году Нило-Столбенскую пустынь вернули Русской Православной Церкви…

В Татево до сих пор существует школа, основанная С.А. Рачинским и теперь носящая его имя. Кирпичное здание школы построено в 1907 году, но уже после смерти учителя.

 Источник:

Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Вып. 12. Нило-Столбенская пустынь: Еженедельное издание./ автор текста Ксения Толоконникова, - М.: ООО «Де Агостини», 2009. – с. 26 -27

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...