пятница, 8 октября 2021 г.

Сиена - город из Средневековья

 

Путешествие по Сиене

Автор текста: М. Замкова

Сиена - это город XIII и XIV веков.

Сиена была основана как рим­ская колония с правами самоуправ­ления. Сотрясаемый мрачными пре­вратностями судьбы в период Импе­рии и позднего Средневековья, по­стоянно противодействующий экс­пансии сторонних господствующих сил и постоянным нападениям Фло­ренции, далекий от моря, город по­знал осады, разрушительную междо­усобную борьбу и страшный мор от чумы. После господства лангобардов и франков, в середине XI века в го­роде установилось двойное правле­ние: епископов и графов, которых уже в следующем столетии сменили «консулы» — исключительно свет­ское правительство. И именно в этот период Сиена набирает силу и пре­вращается в важный политический и экономический центр Средиземно­морья. После триумфальной победы над Флоренцией в 1260 году при Монтаперти, в Сиене начинается расцвет культуры, появляется плеяда выдающихся художников, скульпто­ров и архитекторов.

 ГОРОД И ЕГО ВРЕМЯ


Дуомо — кафедральный собор Сиены. https://gge.ru/upload/medialibrary/140/4.jpg

Главная заслуга в процветании города принадлежит Правительству Девяти, которое установилось в 1277 го­ду и оставалось у власти примерно семьдесят лет. Сие­на значительно расширяется и приобретает монумен­тальность. Появляется самая знаменитая главная пло­щадь Сиены — Пьяцца дель Кампо.

Город приобретает тот средневековый облик, который, несмотря на прошедшие после этого столе­тия, прекрасно сохранил свою первоначальность. Ули­цы, вымощенные кирпичом и камнем; высокие здания, украшенные изящными трех и двухчастными окнами со стрельчатыми арками; великолепные дворики; за­крытые темные атриумы; узкие переулки и «коллек­ция» площадей — все это вызывает в памяти другие вре­мена и придает Сиене характерную атмосферу, полную волшебного очарования. Но Сиена это не только город, сохранивший свой первоначальный средневековый об­лик, это еще и город, полный шедевров искусства.

Незабываемо то ощущение стройной гармонии, ко­торое возникает уже от первого взгляда на Пьяццу дель Кампо. Еще более фантастическое впечатление произ­водит Дуомо — кафедральный собор Сиены. Ему нет равных в Европе по завершенности, блеску и великоле­пию. А залы музеев Сиены: проходя по ним, повсюду обна­руживаешь ошеломляющую красоту и великолепие бесценных художественных шедевров.

«ЖЕМЧУЖНАЯ РАКОВИНА»

Пьяцца дель Кампо. https://m3.otkrovenia.com/cache/img/oy/0p/oy0p4t2hx4kfe4lbqsk.jpg

Это настоящая жемчужина архитектуры, по форме напоминающая створку раковины, вокруг которой строятся наиболее знаменитые дворцы. Пьяцца дель Кампо теплым весенним утром: тень от Палаццо Публико и Торе дель Манджа падает на осве­щенную солнцем и розовеющую площадь, удлиняет ее, отдаляя дворцы, стоящие с противоположной стороны «раковины». Площадь стекается своими сегментами к Палаццо Публико. Окружающие элегантные дворцы XIV века, построенные в разнообразной стилистике, приумножают красоту самого знаменитого здания в го­роде — Палаццо Публико и составляют с ним единый архитектурный ансамбль. Именно здесь, на этой пло­щади, сиенцы проживают многое из выдающихся со­бытий жизни; здесь горожане радуются, здесь они гру­стят.

Неповторимый облик Пьяцца дель Кампо, или про­сто Кампо, возник в течение XII века из-за потребнос­ти проведения коммуникаций и отвода неуправляемых дождевых потоков. Площадь — место «встречи» трех холмов, на которых располагается Сиена. Теперь эта площадь служит важной урбанистической вставкой в средневековый город и представляет собой произведе­ние исключительной красоты. Знаменитая во всем ми­ре и уникальная в своем роде площадь имеет форму створки большой раковины. Вымощенная вручную брусчаткой по краям, кирпичом «в елочку» в центре, она разделена полосами из белого камня, расходящи­мися от центра веером, на девять секторов в память о Правительстве Девяти. И если Кампо — это сердце Сиены, то Палаццо Публико является символом истории и хранителем наиболее дорогой для граждан памяти о сиенской цивилизации и культуре.

ПАЛАЦЦО ПУБЛИКО

Дворец Палаццо Публико. https://magisteria.ru/data/2020/09/id-23-Palacco-Publiko-1599059814530-768x512.jpg

Па­лаццо Публико с колокольней Торе дель Манджа, бле­стящий образец гражданской архитектуры XIV века.

Дворец Палаццо Публико со стройной башней То­ре дель Манджа, перед фасадом которой стоит Капел­ла ди Пьяца, слиты воедино. Внушительный и легкий одновременно, элегантный по своей живописной структуре, Палаццо отличается от других готических дворцов Тосканы особой архитектурой, что относит его к уникальным образцам гражданского строительст­ва в Сиене. Возведение дворца началось в 1250 году, к 1299 году появился целиком центральный корпус. В 1305 году к нему пристроили два боковых крыла. В 1310 году строительство дворца было завершено, и в таком виде он сохранялся до добавлений и надстроек в 1680 году и в начале XVIII века, что, в общем, почти не изменило его первоначальный облик. Фасад в нижней части с типичными сиенскими арками, выложен кам­нем, второй и третий этажи — кирпичом. Каждый из этажей украшен стрельчатыми трехчастными окнами. Между двухчастными окнами последнего этажа поме­щен большой медный диск с монограммой Христа (символ Святого Бернардина); по каждой из сторон этажа выступают каменные водостоки в виде волчиц.

Капелла ди Пьяцца, выступающая перед Торе дель Манджа, была построена по обету, данному сиенцами во время страшной чумы 1348 года. Торе дель Манджа — башня, доминирующая над всем городом, поднимающаяся высоко в небо своим узким и чистым профилем, — представляет собой не только образец гениально­сти архитектонического решения, но и свидетельствует об инженерной интуиции мастеров того времени. Название башни появилось от про­звания сиенца Джованни ди Дуччо — «Манджагваданьи» или попросту «Манджа», — который был назначен городским советом одним из первых звонарей на этой колокольне. На­звание «Манджа» сохранилось и тог­да, когда в 1780 году установили ав­томат, бьющий с тех пор в колокола. Башню возводили и облицовывали кирпичом в 1338 — 1348 годах. Рабо­ты проводились под руководством Джованни д'Агостино. Над неболь­шим обрамлением башни надстроен венец из травертина, украшенный двумя гербами Сиены с изображени­ем льва, стоящего на задних лапах. В 1665 году на самый верх башни был поднят колокол, названный сиенцами «Кампаноне», или «Сунто», в честь вознесения Девы Марии.

В помещении дворца ныне рас­полагаются офисы Городского сове­та и городской музей. На первом этаже музея находится зал географи­ческих карт, названный так по карте Амброджо Лоренцетти, ныне уте­рянной. На коротких стенах зала размещены две грандиозные фрески Симоне Мартини, одного из вели­чайших художников раннего Воз­рождения Италии. Это «Маэста» и «Гвидориччо да Фольяно».

Симоне Мартини. Гвидориччо да Фольяно. 1329

Послед­няя стала символом светской и во­енной власти прославленной рес­публики Сиены.

Фреска Симоне Мар­тини написана уже зрелым ма­стером накануне его отъезда в Ави­ньон к папе. «Гвидориччо да Фолья­но» — известный исторический пер­сонаж, победитель взбунтовавшихся в 1328 году против Сиены замков Монтемасси и Сассофорте. Произ­ведение, написанное в 1329 году, часть серии (другие части утеряны), представляющей победу Сиенской республики над различными замка­ми. В центре этой картины написан в роскошных парадных одеждах кондотьер, спокойно и с достоинст­вом направляющийся в сторону по­бежденных замков. Эта фреска — од­на из наиболее известных и лучших работ художника.

Во время недавних реставрационных работ в нижней части одной из стен зала была обна­ружена другая ценная фреска, по да­те написания, несомненно, предше­ствовавшая фреске Симоне Марти­ни. На ней изображен замок и две фигуры на переднем плане; по мане­ре письма довольно легко определи­ли — фреску написал Дуччо ди Буонинсенья.

Маэста — одна из первых работ Симоне Мартини. https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2021/03/simone-martini-majesta.-1315-g.-palatstso-pubbliko.-siena.jpg

На стене в глубине зала распола­гается «Маэста» — одна из первых работ Симоне Мартини. Под балда­хином сидит Мадонна с Младенцем, окруженная ангелами, святыми и апостолами. На широкой ленте ра­мы в двадцати медальонах представ­лены Христос, пророки и евангелис­ты; внизу в центре нижней части ра­мы изображена фигура с двумя ли­цами, символизирующими древний и новый законы и медаль с печатью республики. В легкой и грандиозной композиции Маэсты, самой древней из всех фресок сиенской живописи, Симоне Мартини прославляет Деву Марию. Он легко и тонко соединил рафинированность «французской готики» с последним эхом эллинис­тических канонов Дуччо ди Буонинсенья и нововведениями в итальян­ской живописи той эпохи. Особен­ное влияние на этого мастера оказа­ли пизанские скульпторы и, возмож­но, Джотто, который был младшим современником Дуччо. Изумительно живые и выразительные лица персо­нажей, плывущие линии, гладко об­текающие фигуры, грандиозная кра­сота и певучесть красок каждой де­тали. Эта фреска очаровательна и притягивает к себе внимание мисти­ческой реальностью.

«ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ ПРАВИ­ТЕЛЬСТВО»

Амброджо Лоренцетти. Аллегория хорошего и плохого правительства. XIV век

Шедевры Палаццо Публико не исчерпываются этими двумя фрес­ками. Пройдя несколько метров, мы входим в Зал Девяти. Зал содержит замечательный цикл светских фре­сок, написанных между 1335 и 1339 годами. Мы встречаемся здесь с за­мечательными фресками Амброджо Лоренцетти, изображающими «Дей­ствия хорошего правительства» и «Действия плохого правительства», к сожалению, последняя из них плохо сохранилась. Композиция полного цикла представляет особый интерес — борьба добра и зла, хорошее и плохое показано здесь наглядно и просто. Лоренцетти детально описы­вает эпизоды каждодневной жизни; от оживленных толп на рынке до выезда всадников из ворот крепост­ной стены. Символом хорошего пра­вительства на картине изображен ве­личественный старец, король, в одеждах  черно-белого   цвета   (использованы цвета сиенского флага «бальцана» и герба города). По ле­вую сторону от старца находятся Правосудие, Умеренность и Велико­душие. По правую от него Осторож­ность, Сила и Мир (Покой). Над ни­ми расположены летящие Доброде­тели, а в ногах у них Волчица, вскармливающая близнецов Аскио и Сенио, сыновей Рема и, согласно ле­генде, основателей Сиены. Во фраг­менте «Действий хорошего прави­тельства» на фоне Сиены XIV века с ее дворцами и зубчатыми башнями показана мирная тихая жизнь граж­дан: спокойно проезжающие всадни­ки, танцующая молодежь, заполнив­шая площади и улицы. На другом фрагменте этой картины изображе­ны ворота в крепостной стене, через которые можно выехать в сельскую местность, где жизнь идет по-иному - в крестьянских домах и замках среди полей и лесов, виноградников и оливковых рощ, но тоже в благо­получии и покое.

Прилегающая к Залу географиче­ских карт роскошная капелла, за­крывающаяся элегантной решетча­той оградой, расписана, по-видимо­му, Якопо делла Кверча. Над мра­морным алтарем скульптора Марина помещена великолепная работа Содомы — доска с изображением «Святого семейства со Святым Леонардо». Своды и стены капеллы расписаны фресками мастера Тадео ди Бартоло с изображениями Евангелистов, сценами из жизни Девы Марии. Вдоль стен капеллы расположены прекрасные деревянные хоры с резными креслами, спинки которых инкрусти­рованы символами Веры. Зал Балия принял это назва­ние по проходившим здесь заседаниям Коллегии маги­стратов Балия (орган исполнительной власти респуб­лики). Стены и своды зала расписаны фресками, кото­рые напоминают ковровое покрытие. Из зала Балии по огромной лестнице можно подняться в лоджию с че­тырьмя пилястрами, в которой хранятся скульптуры, выполненные выдающимся сиенцем Якопо делла Кверча.

«СВЯТАЯ МАРИЯ У ЛЕСТНИЦЫ»

Здание госпиталя Санта Мария делла Скала. https://gulaytour.ru/wp-content/uploads/2018/02/iDGUVI34N-1024x680.jpg

На площади против кафедрального собора Сиены — Дуомо находится здание одного из самых старинных госпиталей Европы. Здание госпиталя Санта Мария делла Скала («у лестницы») было возведено в XII веке, правда, существует мнение, что оно было построено еще в IX веке. Фасад этого довольно протяженного со­оружения, расположенного на холме вблизи городской лестницы, соединяющей верхнюю и нижнюю части го­рода, выложен кирпичом и камнем. Он украшен окна­ми разных форм, включая двухчастные. Внутренние его помещения ныне заняты музейными экспозициями. Самый известный Зал дель Пеллегринайо содержит цикл фресок, посвященных житию Девы Марии, со­здан в XV веке Доменико ди Бартоло при участии дру­гих живописцев, среди которых был Веккьетта. Экспо­зиционный путь ведет в другие помещения, менее изве­стные, но тоже богато украшенные. Среди них выделя­ется Старая ризница, расписанная Веккьетта, Капелла делла Реликвие, с люнеттой, расписанной Доменико Беккафуми, Капелла делла Мадонна и церковь Сантис-сима Аннунциата.

В залах Маркаччи, Новаро и Стретта, входящих в комплекс Санта Мария делла Скала, теперь располагается Археологический музей Сиены. Главное ядро его составляют архео­логические находки, сделанные в XIX — начале XX века. В комплекс госпиталя входит здание церкви Санта Мария делла Скала, построен­ное в XIII и переделанное в XV веке. В интерьере церкви содержится мно­жество произведений искусства, сре­ди которых выделяется прекрасная бронзовая статуя «Воскресший Хри­стос» Веккьетта, ренессансные хоры и очень ценный орган XV века.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Сиенская Национальная пинако­тека. https://www.inexhibit.com/wp-content/uploads/2020/11/Pinacoteca-Nazionale-Siena-Museum-interior-1-870x580.jpg

Сиенская Национальная пинако­тека располагается в здании поздней готики, палаццо Буонсиньори. В этой галерее содержится большая коллекция произведений искусства, которая дает возможность для пол­ного ознакомления с сиенской живописью с конца XII века до середины XVII века. Организация музея нача­лась в 1700 году, когда аббат Джузеппе Чаккери собрал в дар городу картины указанного периода и поместил их в единый зал при Институте изящных искусств. Впоследствии эта коллекция обогащалась за счет под­ношений со стороны церквей, монастырей и религиоз­ных братств. Пинакотека содержит примерно семьсот картин, помещенных в тридцати восьми залах, соглас­но хронологическому порядку или хронологической общности. Здесь выставлены произведения всех масте­ров сиенской школы. Шедевры, известные во всем ми­ре, соседствуют с малоизвестными, но все они пред­ставляют собой высочайшую ценность и являются сви­детельством развития и достижений сиенской живо­писной школы.

К самым ранним произведениям относится икона, посвященная Святому Петру Гвидо да Сиена, и «Ма­донна францисканцев», датируемая 1300 годом.

 Дуччо ди Буонинсенья, Мадонна францисканцев. 1300

Это од­на из наиболее впечатляющих и восхитительных работ Дуччо ди Буонинсенья. Склонный к живописи, осно­ванной на древних византийских традициях, автор со­здал этот образ изысканным и печальным. В Нацио­нальной пинакотеке, кроме шедевров Дуччо, хранятся работы Симоне Мартини, Амброджо и Пьетро Лоренцетти. XIV век был веком расцвета сиенской живописи в целом, начиная от творчества Дуччо и Симоне Мартини, современника и единственного художника, спо­собного сравниться по славе с Джотто — королем фло­рентийской живописи конца XIII и начала XIV века. Но и в середине XIV века, когда художественная жизнь Флоренции, обескровленной эпидемией чумы, была в упадке, в Сиене не наблюдалось того упадка художест­венной жизни, как во Флоренции, хотя чума не поща­дила и Сиену.

В пинакотеке мы можем видеть интереснейшие ра­боты малоизвестных сиенских мастеров XIV века, та­ких как Бардо да Сиена, Бартоло ди Фреди, Андреа Ванни, Уголино ди Нерио с его очень похожей на рус­скую икону «Скорбящей Богоматерью» и Джованни ди Паоло «Принесение во храм».

Пьетро Лоренцетти. Полиптих. 1320 г.

Отдельным рядом пре­восходных полотен представлено творчество художников середины XIV столетия Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Среди них выделяется «Малая Маэста» Лоренцетти. Замечатель­ным сиенским мастером, представи­телем так называемой «интернацио­нальной готики», был Сасетта, чье удивительное по колориту «Искуше­ние Святого Антония» мы находим в этом музее. XVI век представлен в пинакотеке двумя крупными италь­янскими художниками — Джованни Антонио Бацци, по прозвищу Содо­ма, и Пинтуриккьо.

Федерико Дзуккари. Портрет королевы Елизаветы Английской. Конец XVI века

Необычайно ин­тересная работа — портрет Елизаве­ты I Английской второй половины XVI века.

СВЯТАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ИТАЛИИ И ЕВРОПЫ

Базилика Сан Доменико. http://img.tourister.ru/files/1/1/4/4/0/6/8/7/original.jpg

Внушительного вида громада ба­зилики Сан Доменико возвышается на холме Кампореджо. У подножия холма находится источник Фонте Бранда — самый красивый и знаменитый из всех мно­гочисленных сиенских источников. Базилика построе­на в строгом готическом стиле и сложена из кирпича. Ее строительство предприняли в начале XIII века до­миниканцы. В начале XIV века под церковью построи­ли крипту, по размеру она была настоящей церковью и носила название «Церковь мертвых», поскольку пред­назначена для погребений. Базилика, заброшенная на длительное время, наконец, в 1935 году отреставрирова­на. Несмотря на повреждения, нанесенные пожаром 1532 года и землетрясением 1779 года, в результате по­следней реставрации ей вернули первоначальный вид. Базилика хранит произведения известных художников.

Содома. Мистический обморок Св. Екатерины. Фреска. XV в.

Особое внимание в соборе привлекает Капелла Святой Екатерины Сиенской с замечательными фресками Содомы, представляющими «Экстаз» и «Обморок» свя­той. В «Капелле деле Вольте» близ алтаря сохранена картина Андреа Ванни с изображением Святой Екате­рины Сиенской, очень ценная тем, что содержит порт­рет провидицы Катерины Бенинказа, канонизирован­ной под именем Екатерины Сиенской.

В этом доме жила Катерина Бенинказа

В доме с ренессансным каменным порталом и ло­джией, расположенными внизу между холмами, на которых стоят Дуомо и базилика Сан Франциско, жи­ла выдающаяся личность своего времени — Екатерина Бенинказа. Страстная толковательница канонов като­лической церкви, она приложила много усилий для возвращения папства из Авиньона обратно в Рим. В 1461 году папа Пий II канонизировал провидицу. В XV веке родной дом святой трансформировали в свя­тилище. В 1939 году папа Пий XII провозгласил Ека­терину Сиенскую небесной покровительницей Ита­лии, а совсем недавно Иоанн XXIII назвал Святую Екатерину покровительницей Европы. Невозможно в небольшом рассказе охватить все сокровища старого средневекового города, он ценен тем, что представля­ет собой единое целое, без каких-либо чужеродных вкраплений. Путешествие по нему оставляет сильное впечатление.

Источники:

Замкова М. Путешествие по Сиене.// Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 4. – с. 18-21

Фотографии из открытых источников Интернета

 

 


 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...