вторник, 12 октября 2021 г.

Огромная сила духа художницы – инвалида

 Огромная сила духа художницы – инвалида

В январе 2021 года, ушла из этой жизни ко Господу очень тонкий и душевный художник – график. Она была глубоко верующим в Бога человеком и говорила:
«… надо верить. Я христианка и, когда слышу от кого-нибудь: «Да как же я это сделаю, я не смогу», говорю: «Начни, а Бог тебе поможет».
Она была одним из активных инициаторов сохранения и возрождения боровских церквей (г, Боровск, Калужская область), благодарные жители разместили на храме в честь Воздвижения животворящего Креста памятную доску с её именем.

Киселева Людмила Георгиевна 1942 – 2021 гг.

 «Мужество не бывает само по себе, а только в тесном содружестве с болью, страданием и всякими искушениями. Испытаниями растём — известная истина. Достойно нести себя по этой земле — это тяжкая ноша, и никто другой не может взять её на себя, и называется эта ноша — твоя жизнь. Кто ищет жизнь комфортную, тот никогда не узнает самого себя — кто я, какой, зачем живу».
График. Член Союза художников, член Союза журналистов, удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством». Ее работы – нежные и лиричные, полны раздумья о смысле жизни и бытия. Инвалид, прикована к инвалидной коляске. Организовала приют для детей, брошенных в больнице, опекала центр реабилитации при Свято - Пафнутьевском монастыре. Ей в 2005 году была вручена Грамота Патриарха Алексия II «За усердные труды во Славу Русской Церкви». 
Талантливость Людмилы проявилась уже в учебных работах и ранних рисунках, в постановке натюрмортов, в выстраивании композиции, работе с акварелью. Но подлинными материалами для рисунков служили чувства, раздумья, воображение и захватывающая сердечность во взгляде на мир.
Всероссийская известность к ней пришла во второй половине 60-х годы ХХ века, когда ее рисунки опубликовали московские журналы.

Киселева Л.Г. Звездочка

Многих потрясло то, что легкие и изящные произведения, наполненные душевной теплотой, созданы девушкой-инвалидом.

Людмила Георгиевна Киселева рассказывала:

О себе

Киселева Л.Г. Материнство

Моя мама, мною беременная, чудом оберегаемая, прошла через огромное поле сквозь пули и разрывы снарядов подмосковного боя 1942 года и вынесла меня из войны.

Радость рождения рано обернулась бедой — болезнью. Первое детское и самое острое впечатление: все куда-то идут, я всегда там, куда посадят. В институте имени Турнера, где врачи так и не смогли поставить меня на ноги, мне «поставили» душу, как ставят голос певцу. Там, в шестнадцать, остро поняла: надо жить! И поступила в Заочный народный университет искусств. Парадокс: если бы не была больна, не стала бы рисовать, не узнала бы, что могу.

 О моих родителях

Киселева Л.Г. А вокруг белым бело…

Отец, Георгий Константинович, - шофер, в годы войны – участник партизанского движения в Подмосковье. Мать – воспитательница детского сада. Родители – мои корни. Без них, их забот обо мне меня просто не было бы. Скрытое их влияние: от отца – внимательное, участливое отношение к людям, от матери – энергия, упорство. Их общее, соединившееся во мне, - трудолюбие, жизнеспособность, адаптация к любым трудным условиям. Ушли из жизни почти одновременно, в один год. Мою сиротскую жизнь подхватили руки друзей, один из которых, став моим мужем, вернул счастливое ощущение обретенной семьи, домашнего тепла и равновесия души.

 Из близких мне мыслей

Киселева Л.Г. Куда уходит детство…

Самая близкая – Сент-Экзюпери: «Жизнь – это медленно рождаться…». И если кто-то скажет про меня «талант», когда увидит рисунки, то ко мне это не относится. Если Бог и дал мне талант, то в интересе к людям, жажде преобразовывать в их душах уныние в радость, безнадежность – в надежду и веру. Для того и рисование. Если бы знала, что людям это не нужно, перестала бы и рисовать. И писать, ибо для себя – не интересно.
Так в чем же смысл МОЕГО мгновения под этим небом? Кажется, и теперь, в зрелом возрасте, я не знаю ответа на этот вопрос. И только греет тихая тайная надежда, что все не зря…

 О добрых людях

Киселева Л.Г. Город надвигается…

Я писала о людях, с которыми мне повезло встретиться в жизни. В их числе я называла тех, с кем свела судьба в Ленинградском НИИ имени Турнера, где, не сумев поставить меня на ноги, «поставили» мою душу, дав направление всей моей жизни.
Помню каждый душевный жест: нянечки, утешавшей тоску о доме; врача, скрывающего свой вздох от бессилия помочь мне выздороветь; педагогов-воспитателей, стремившихся повернуть мой взгляд от моей личной беды на окружающий меня мир, такой богатый и разнообразный в своих радостях и горестях…
…С 1979 года моя выставка побывала в разных городах, среди разных людей. Ее добровольно устраивали люди, специально к выставке не приставленные и ничем мне не обязанные. Это студент-дипломник отделения тележурналистики МГУ Николай Тарасов, фотограф Олег Кожухов, инженер-строитель Александр  Черенков…

Из статьи:
«Из всего мне хочется сделать рисунки».// Юность. – 1979, № 3

О ней много писали в семидесятых годах ХХ века. Называли «корчагинцем». А она просто жила, менее всего помышляя о подвигах. Земная, хрупкая, нежная, любящая женщина.

Киселева Л.Г. Какой чудесный день

В третьем номере за 1979 г. «Юность» опубликовала письмо и рисунки Людмилы Киселевой из Калужской области. Она писала: «Жизнь не бывает гладкой, у меня в судьбе было больше страданий, чем радостей, но я считаю себя счастливым человеком, потому что чувствую себя нужной, полезной, потому что жизнь моя полна если не снегами и ветрами, не лесами  и травами, то искусством, книгами, поэзией, музыкой, людьми. Из всего, что я чувствую, о чем думаю, мне хочется сделать рисунки».

А несколькими строками ранее слова, проливающие особый свет на всю работу художницы, раскрывающие перед нами возвышенный смысл понятия — «подвиг духа». «...С детства я больна, не могу ходить. Физически мир сузился до пределов  оконного вида. Но мне здорово повезло на людей...»

В Москве опубликован альбом с ее рисунками  издательством «Советский художник».

Заслуженный  художник РСФСР Евгений Каждан, представляя  Людмилу  Киселеву, пишет о ее творчестве:

«Тот мир,  который  открывался прикованному к постели ребенку, а затем и взрослеющему человеку в «оконном виде», был, прежде всего, миром постижения самого себя, миром ночных раздумий о своей судьбе, о своем месте в жизни, о ее смысле.

С особой остротой для Людмилы Киселевой вставали   в   этих   раздумьях   вопросы личной сопричастности к делам и  жизни  своего  поколения, к жизни общества. Как отклик на дружбу самых различных людей, с которыми во множестве ее сдружила жизнь, родилось в ней неукротимое желание ответного действия, причем   именно, такого, в  котором можно было бы  наиболее  полно и вдохновенно выразить свое отношение к людям, к их заботам и тревогам,— к миру людей, среди которых и благодаря заинтересованному вниманию которых она чувствует себя нужной и полезной».

Из статьи:
Бровкина Марина. График счастья художницы Людмилы Киселевой, уже семь лет прикованной к постели, помогает людям жить.// Российская газета. – 2006, март 31, №65. – с.29

Киселева Л.Г. Девочка весна и ветер

В ИТАЛИИ идет подготовка к передвижной выставке работ художницы Людмилы Киселевой. Ее картины будут экспонироваться в Гориции, Удине и других городах на севере Апеннинского полуострова. Искусствовед Елена Палиотти, с которой я познакомилась во Флоренции, специализируется по живописи стран Восточной Европы: «Здесь будет выставка какой-то вашей русской. Что ты знаешь о ней?» А действительно, что я знаю о Киселевой? Помню ее графику с детства. Работы несут в себе такую концентрацию любви и радости, что кажется — вот человек, которого судьба осыпала всеми мыслимыми дарами, так щемяще светлы ее картины.

Киселевой удалось дозвониться поздно вечером.

—Выставка должна была состояться еще в прошлом году, ее организатор — президент культурной ассоциации выходцев из России «Унита» Елена Тукшумская, но Италию заливало дождями, и галерею затопило, — рассказывает Людмила. — Там сейчас ищут новый зал для моих работ.

И вдруг я слышу, как на том конце провода она просит кого-то помочь переложить трубку телефона в другую руку. Людмила мягко извиняется за невольную остановку в беседе:

—Я ведь всю жизнь в коляске. А последние семь лет лежу.

Киселева говорит так, будто старается подбодрить меня, уберечь от шока и невольного чувства вины, которое испытываешь в таких случаях.

Невпопад спрашиваю:

 - А сейчас вы пишете?

 - Уже нет. Это все давно прошло — рисунки, выставки. У нас с Колей другое теперь.

Николай Милов — это муж. Художник, поэт, гитарист. Был вхож в круг Окуджавы. Булат Шалвович тепло отзывался о его стихах и песнях. С Людмилой они уже больше двадцати лет вместе. Венчались, как все люди, в церкви. Только невеста была необычная — в инвалидной коляске. Раньше Николаю часто задавали вопрос: какая выгода здоровому мужчине быть в такой ситуации, что за корысть? Отмалчивался. Однажды не выдержал: «Родной мне человек, какая в том корысть?»

Киселева Л.Г. На семи ветрах

Людмила и Николай приглашают в гости.

—Боровск — необыкновенный город, — говорит она. — В нашем монастыре Дионисий писал. Циолковский начертил свою птицеподобную машину. Приезжай!

Боровск на холмах, извилистые улочки, много старинных деревянных домов... У Людмилы и Николая небольшая, очень чистая квартира на третьем этаже. На стенах картины, но чужие. Свои работы под кроватью лежат. Муж достает толстую папку. И вот она — знаменитая графика Людмилы Киселевой. «Зимняя сказка», «Девочка с зонтиком, укрывающая звезду от дождя», «Материнство». Это брэндовые работы, которые знакомы каждому выпускнику художественного вуза.

— Я неталантлива, — говорит Киселева, — и вообще не художник. Просто так сложились обстоятельства, что мне выбирать было не из чего. Я не то чтобы хотела рисовать, но больше ничего не могла. Как слепая возилась с красками, с листом бумаги. Каждая линия доставалась таким трудом — будто горела. Когда еще в юности последний раз лежала в Ленинграде в специализированной клинике, стала делать наброски с наших медсестер, только в профиль. Все говорили, что очень похоже. Вылечить меня, понятно, было нельзя, а вот научить рисовать, как оказалось, можно. Я заочно окончила Московский народный университет искусств. Начались выставки. Мы уже тогда с Колей были вместе, он очень помогал. Мы так совпали, я вся была в его работах, он — в моих.

Киселева Л.Г. Новогодние сны

К Людмиле пришла известность. Ее графику охотно публиковали солидные журналы, имя Киселевой звучало в стенах академии художеств имени Репина.

Почему в работах Киселевой столько счастья?

—Я не рисовала войну, не изображала горе. Однажды мне было очень плохо, и знакомый художник сказал: а ты рисуй свою депрессию. Не смогла. Жить надо весело — мы умрем под тяжестью жизни, если не будем шутить.

А творческий кризис... Кто из художников на определенном этапе не осознавал вдруг своего бессилия и несостоятельности? Нет таких. Обычно время помогает преодолеть это состояние.

Но в случае с Людмилой все было иначе. На пике таланта болезнь ударила еще раз. Инфаркт, полная неподвижность.

Киселева Л.Г. Попытка

Последняя ее картина называется «Попытка». Танцующая девушка старается оторваться от земли. Сухая строка в биографии Киселевой «прекратила рисовать несколько лет назад» замещает все, что она могла бы написать про горе, боль, страдания.

Когда Людмила лежала в больнице, возвращаясь к жизни после инфаркта, врач рассказала ей о девочках двух и четырех с половиной лет. Катя и Света дожидались в соседней палате, когда обретут новое пристанище. Перспективы были обычные для брошенных непутевой «мамкой» детей — детский дом. Выяснилось, что таких ребятам было не двое, а восемь. И уже не первый месяц существовали они в больничных стенах.

—Мне открылся другой мир, где живут дети без любви взрослых, одежды и игрушек, — рассказывает Киселева, — это закрытый социум, там действуют непонятные нам законы, подрастают люди с совершенно иной психологией. Они не знают, как быть счастливыми, а вырастут — и остальным от них не поздоровится.

С этого момента начался их с Колей следующий жизненный этап. Восемь ребятишек, которым посчастливилось попасть в поле внимания Людмилы Киселевой, стали первыми обитателями приюта, созданного во многом благодаря ее усилиям, практически с нуля в разрушавшемся здании бывшего детского садика в деревне Асеньевское. Сейчас приюту уже семь лет, и в нем живут двадцать пять детей.

Киселева Л.Г. Приготовились

Когда она еще только думала о том, как ей обустроить первый приют, в случайном разговоре руководитель одного из детских домов поделилась с Людмилой, что нечем кормить ребят. Проблему решать надо было срочно, и Людмила взялась за телефон.

— Я обзвонила несколько крупных предпринимателей. Результат получился достаточно быстро. В детский дом поступили еда и одежда. Тогда же я поняла — вот он выход. Телефон соединит меня с сотнями людей, и кто-нибудь обязательно откликнется.

Это кажется невероятным, но женщина, которая в состоянии лишь набрать номер телефона, добилась организации приюта для детей, брошенных в больнице, центра реабилитации при Свято - Пафнутьевском монастыре, с ее помощью были отремонтированы еще несколько ветшающих детских домов.

—Люди по сути своей добры, — считает Киселева, — многие хотят помогать, но не знают как. А еще надо верить. Я христианка и, когда слышу от кого-нибудь: «Да как же я это сделаю, я не смогу», говорю: «Начни, а Бог тебе поможет».

Сейчас под ее опекой не только Асеньевский приют, но и Ермолинский дом ребенка, и приют «Отрада» при Свято-Николаевском Черноостровском монастыре в городе Малоярославце, и вновь образованный приют «Забота».

— Кроме своей квартиры, у меня еще четыре дома, — шутит Киселева. — Я тогда неожиданно для себя стала прорабом, сметчиком, бригадиром. Выучила марки цемента, виды бетонных плит. Вокруг меня лежали тетради с именами, фамилиями, телефонами, названиями строительных фирм и посредников.

Киселева Л.Г. Бережность

Людмила — феноменальный переговорщик, против ее логики невозможно устоять. Она «закручивает» сложнейшие бартерные сделки, увязывая интересы разных фирм. В конце цепочки — то, что необходимо детям.

— Если не можешь передвигаться, надо научиться вращать мир вокруг себя, — говорит она. — Важно, какую при этом ставишь цель.

Людмила «заставила вращаться» мир не вокруг себя, но вокруг еще недавно никому не нужных детей. Киселева — очень занятой человек. Вокруг нее трещат телефоны, работает компьютер. К ней постоянно обращаются за помощью. Стряслась беда, заболел ребенок — звонят Киселевой. И она помогает — находит деньги, устраивает на лечение.

Каждую субботу в центре «Гармония» собираются дети из клуба инвалидов «Чашка чая». Есть ходячие, есть на колясках, с нервно-психическими нарушениями — у всех проблемы со здоровьем. Они общаются очень охотно. Цель таких мероприятий — привить детям чувство полноценности, избавить от одиночества.

Киселева Л.Г. Как мимолетное видение…

Вдохновитель и руководитель этой большой работы Людмила Киселева видит своих ребят только в записи на видеокассете.

Людмила Киселева — член Союза художников, Союза журналистов, удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством».

— Я не считаю, что ушла от творчества, — говорит она, — каждый мешок картошки, который привезли в детский дом, — не меньшая творческая удача, чем изящная графическая работа. Искусство — это не только рисовать или петь, это каждый твой день.

Папка с работами Киселевой пока лежит под кроватью, но она, наверное, все же уедет в Италию. И еще тысячи людей увидят ее замечательные работы, и многие, как и я, подумают — этой женщине жизнь отмерила счастья, не скупясь.

 - Что ты там видишь из окна? — спрашивает меня Киселева.

 - Прохожего.

 - Вот человек идет по улице, — говорит Людмила. — Наверное, на работу. Он думает, что он идет на работу. А вообще-то он идет жить…

 

Источники:

Бровкина Марина. График счастья художницы Людмилы Киселевой, уже семь лет прикованной к постели, помогает людям жить.// Российская газета. – 2006, март 31, №65. – с.29

https://www.liveinternet.ru/users/kras_nat_net/post322860069 здесь много удивительных и теплых работ Людмилы Киселевой

https://www.youtube.com/watch?v=qhdb6l9QSpY документальный фильм «Люди, делайте добро», в котором Людмила Киселева говорит о милосердии к инвалидам

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...