четверг, 7 октября 2021 г.

Пейзаж как портрет мироздания

 Пейзаж как портрет мироздания

Народный художник России Михаил Абакумов говорит о творчестве:

«Я хочу писать гармонию, творение Бога. Художник пишет то, что он утверждает. Быть может, я пишу идеальную страну, но такой я хотел бы видеть Россию».

«…самая важная задача художника – воспевать Божий мир во всём его великолепии».

М. Абакумов. Россия 93-го. Масло. 1993

«Для меня история отечественного пейзажа — это большая, содержательная и увлекатель­ная книга, в которой есть отдельные главы, подглавки, разделы. И всегда меня поражает очевидное раз­нообразие внутри этого единого жанра. Не претендуя на искусствоведческую точность и полноту, попро­бую приблизительно классифицировать широкий пейзажный спектр, сложившийся за полтора прошед­ших столетия. Прежде всего, уточним, что такое кар­тина природы, пейзажное полотно? Это своеобраз­ный портрет мироздания. И у каждого большого «портретиста» он особенный,  различный, узнаваемый.

Вспомним И. Шишкина, стремившегося к перво­зданному образу природы, создававшему эпический пейзаж. А. Васнецов писал исторические пейзажи, его брат В. Васнецов — мастер былинно-сказочных кар­тин природы. Поэтический, лирический пейзаж на­шел свое воплощение в гениальных полотнах А. Сав­расова. И. Левитана. А рядом существовал очень по­пулярный, в красивом и приятном глазу исполнении, салонный пейзаж Ю. Клевера».

П. Петровичев. К весне. Масло. 1900

«В начале XX века спектр жанра обогатился  феерически-фантастическими пейзажами — К. Богаевского. Очевидную и весомую лепту в созда­ние «образа Родины» внесли замечательные предста­вители Союза русских художников — С. Жуковский, П. Петровичев, Л. Туржанский, К. Юон, Н. Крымов. Они обогатили традиционный пейзаж «передвижни­ков» свежестью и чистотой красок, звучностью и эмо­циональным подъемом мотивов.

Советский период в искусстве, как ни покажется странным, стал особенно благодатным для эволю­ции жанра. Сколько появилось замечательных мастеров, направлений, разновидностей пейзажа! Рас­цвел и оформился городской пейзаж, в отдельную категорию выделился индустриальный. Интерес к русской старине упрочил такие жанровые подвиды, как архитектурный пейзаж, а еще своеобразные — «храмовый», «усадебный». Существовал огромный диапазон индивидуальностей в городском пейзаже: от А. Лентулова и П. Кончаловского до А. Дейнеки и Г. Нисского. У отдельных советских художников пейзаж являл собой уход от неприятных реалий, от слишком шумной и опасной действительности.

Дру­гие мастера этого периода не мыслили себя в отры­ве от времени, от социальных бурь и преобразова­ний. Созрел очередной жанровый подвид — пейзажи путешествий, первооткрытий и новостроек, назва­ние, впрочем, условное...

В глубине советского периода сложился замеча­тельный романтико-поэтический пейзаж, представленный именами А. Рылова, Н. Ромадина, А. Грицая».

Н. Федосов. Береза у реки. Масло. 1970

«Вспоминаю наши разговоры с Никитой Петровичем Федосовым о живописи, о пейзаже. Об этом вообще не часто говорят, потому что немногие и понимают.
Покойный Никита Петрович это чувствовал гениально. Но он мог еще и ясно объяснить, по каким закономерностям соотносятся в пейзаже крыша к небу, ветки деревьев к небу или земные дали к небосводу.
Он говорил, что образ дерева, кроме силуэта, дают промежутки между ветвями. Его всегда волновали от­ношения цвета. Он считал, что травы, речки, ветви — это портреты живого лица природы. От этого в его работах правда мотива всегда оставалась неразрывной с живописной красотой и образной убедительностью. Этот сплав не сразу ощущается. Но именно он дает гармонию». 

Э. Браговский. Таруса. Холст, масло. 70х90. 1974. https://yavarda.ru/pic_29483.html

 «Романтическую линию русского пейзажа сейчас успешно продолжают мастера очень разные по почерку, но верные и трепетные по отношению к «образу Родины». Это полотна Е. Зверькова, В. Сидорова, В. Щербакова. Ра­боты наших патриархов пейзажа — «Памяти Борисо­ва-Мусатова» Э. Браговского, «Зима в Борисоглебске» А. Тутунова, поражающие меня удивительным компо­зиторским мастерством и при этом свежестью взгля­да на природу. К этому призывал нас во время учебы в мастерских Академии художеств Алексей Михайло­вич Грицай. Его основной завет: «Наблюдайте крас­ки, запоминайте природные состояния, сохраняйте при самой кропотливой работе свежесть первого впе­чатления от увиденного». Этому завету верны и близ­кие мне мастера моего поколения — москвичи Н. Зай­цев, А. Суховецкий, В. Страхов из Вологды, М. Изотов из Владимира. В жанре городского пейзажа прекрас­но и оригинально работают Г. Сысолятин, Г. Пасько».

М. Абакумов. Идут золотые дожди. Масло. 2002

«Человек меняется быстрее пейзажа, он зависит от ритмов вре­мени. Еще вчера Россия была в подавляющем большинстве страной атеистов, а сегодня вера пронизыва­ет все наше бытие, особенно художественное творчество».

«… многое совершается бездумно, по инерции, по велению моды и массового сознания. Но есть в пейзажном цехе мастера (я их отчасти уже на­звал), создающие поистине духовные произведения даже в таком тихом и «непамфлетном» жанре, как пейзаж.   Иные  очень  много,   широковещательно, красноречиво говорят о Боге, о вере, о православии, потоками выдают на эту тему картины, статьи, сцена­рии, романы и поэмы... Но Бог — это молчаливая молитва, которая очень близка благоговейной тишине пейзажа, особенно когда в центре сюжета — храм, не­босвод, русская ширь и благодать».

М. Абакумов. Покров, 2008. Холст, акрил, 189,7х160 см. Коломна, Московская область.  https://twitter.com/mihmat53/status/1069521631872196608?lang=en-gb

«Современность пейзажа XXI века в том, что он упорно идеализиро­ван, консервативен, обращен не к настоящей, во многом раздрызганной, бездуховной, действительно­сти, а к образу нетленной, неиспорченной природы. Часто пишешь не то, что есть, а то, что должно было бы быть в идеале, в духе божественной гармонии. И портрет мироздания получается символическим, реа­листическое начало сопрягается со светлой мечтой, поэтическим чаянием. Такой пейзаж способен фор­мировать национальное самосознание, идентифици­ровать человека с его прекрасной Родиной. Одновре­менно такой пейзаж — своеобразная отдушина для ав­тора, которого удручают неприглядные и горькие черты реального мира. Мне, например, стали чужды ранее удивительные и уникальные ландшафты Под­московья. Безвкусная роскошь нуворишских двор­цов, пестрота бензозаправок и бистро на зарубежный манер, перепланировка исконных территорий земле­делия и животноводства в затейливые зоны отдыха и развлечений. Да, в таких местах невозможна тихая молитва с кистью в руке. К счастью, в родной Колом­не есть еще заповедные уголки. Есть почти не трону­тый современным «брожением» чистый источник Русского Севера. Вот уже 25 лет меня вдохновляет Вологодская земля, это родина моей жены Аси, вер­ного спутника и помощника до недавних дней ее пе­чальной кончины. Здесь мы купили и обустроили для творчества дом, здесь вместе ходили на этюды. Здесь то самое идеальное место, которое связано с образом России. Здесь та Россия, которую многие хотели бы видеть, любить и беречь. В этом главная сущность моего пейзажного творчества».

М. Абакумов. Северный сенокос

«Для меня земля, простор, свет в пейзаже начинаются с самого главного и заветного — с неба. Небо — это душа пейзажа. Художников, которые блистательно владели способностью писать небо, немного.
Это, прежде всего, Айвазовский, Богаевский, Рылов. Почему? Да потому, что они хорошо владели закона­ми воздушной перспективы, секретами лессировок. И умело, в зависимости от задачи, ими пользовались.
Даже в самых маленьких моих вещах большое место занимают небеса — бесконечно разнообразные по со­стоянию, они бывают тихими и прозрачными, сырыми и туманными, рваными и будто кровоточащими, то с розовыми облачками, то со свинцово-черными тучами. Мне всегда интересно писать пограничные состояния — рассвет и закат, последнее тепло бабьего лета и первые холода, радуги и предгрозье».

М. Абакумов. Души небесные. Акрил, холст, 2001, частное собрание. https://artpriced.ru/biografiya/abakumov_mihail_georgievich

«А ночное небо, полное звезд! Это особый тип пейзажа — живописный ноктюрн. Последнее время пишу много ночных мотивов. В них должно быть нечто божественное, фантастическое, философское, как бы прикосновение к загадкам и тайнам мироздания, как в полотнах Куинджи и Врубеля. Они хорошо передают сильное душев­ное напряжение, некий драматизм бытия. Не зря сказано, что драма — высшая мера искусства, позволяю­щая зрителю испытать катарсис, волнения и сопереживание замыслу художника. Ноктюрны, живопись неба натолкнули меня на счастли­вую мысль сделать выставку на те­му, скажем так: день и ночь, между солнцем и луной. Эта своеобразная форма контрапункта могла бы дать гармоничную пейзажную сюиту».

М. Абакумов. Вечерние призраки. Масло. 1996

«Каждая большая картина рождается благодаря рисункам и этюдам. Приходится много рисовать на натуре — каждую травинку и веточку, каждое растение и дерево. Рисунок позволяет досконально изучить любимый   объект      старинный храм,   забытый   стожок,   облако  с пламенеющими краями, рябину и березу. С ночных звезд обычно де­лаю этюд, одновременно усилием памяти   вбираю  фактуру  ночного неба, мерцающий колорит. Наряду с рисунком и этюдом память — драгоценная копилка образов. Невозможно писать всю картину с натуры:   потонешь  и  захлебнешься   в
массе  ненужных  подробностей   и малозначительных деталей. А память удерживает только важное и необходимое. Поэтому с натуры пишется лишь быстрый этюд, делается беглая зарисовка. Картина же пи­шется в основном по памяти. Иногда что-то интерес­ное увижу из машины, из окна электрички, на вело­сипедной прогулке, и память сохраняет этот «кадр» до начала работы в мастерской. Поэтому хочется по­желать начинающим художникам тренировать свою память, активнее использовать ее в работе над боль­шим сочинением, но в то же время держать в готов­ности карандаш для набросков и краски для этюда».

M. Абакумов. Уходит туча. Масло. 1998

«Панорамная форма с широким охватом прост­ранства обычно хорошо подчеркивает раздолье и бес­конечность русских полей, рощ, рек. Панорама здесь служит наилучшей формой передачи национального пейзажного мотива. Пишу часто и вертикальные сюжеты, где надо выделить что-то главное — покосив­шуюся избу, старое дерево, летящую к небу церковь...
Мне  импонируют вертикальные свитки  китайских живописцев, умевших передать бесконечность и фантастическую красоту Вселенной, особую поэзию ог­ромного пространства, чуть ли не подавляющего че­ловека своим величием. У китайцев живопись постоянно перекликается с поэзией, восточный свиток — носитель и образа, и слова».

M. Абакумов. Крылья весны
«… для меня не пустой звук выражение «В начале было слово». От запавшего в душу поэтического слова часто иду к пейзажному мотиву. Изображение мне представляется логичным производным от словесного образа. При этом очень важны названия пей­зажей, они концентрируют и подчеркивают опреде­ленную лирическую тему пейзажа, например, «Зами­рает сердце в май», «Упала радуга с небес», «Жил-был дом», «Ангелы поют на небеси». Иногда в название картины просится отдельная строфа любимого поэта: «В горнице моей светло», «В этой деревне огни не погашены» — это Николай Рубцов, чья лирика также крепла на Вологодчине. Мои любимые поэты Тют­чев, Есенин, Рубцов. В них черпаю вдохновение, с ними разделяю чувство любви к родному краю».

М. Абакумов. Окно в вечность. Масло. 1987 - 1992

«… сегодня редко встретишь художника, который бы серьезно интересовался литературой, знал поэзию. Так нас воспитывали. С благодарностью вспо­минаю своего первого учителя Николая Ивановича Бодрягина, с которым впервые взял краски в руки и открыл двери Третьяковки. Уже во время моей учебы во ВГИКе повезло с педагогами. Навсегда запомни­лись лекции Николая Николаевича Третьякова, боль­шое внимание уделявшего истории, поэзии, драме.

В течение 10 лет занимался со студентами Суриковского института, 5 последних лет работал в Коло­менском педагогическом институте. Старался делиться своими взглядами на существо пейзажа, привить любовь к по­эзии. Иногда давал ученикам такое необычное задание: написать по памяти пейзажную композицию на определенную стихотворную строч­ку. Это, несомненно, будило фан­тазию. Прежде чем научиться пи­сать серьезные пейзажи, надо на­учиться чувствовать. Только ис­креннее переживание, неравнодуш­ный взгляд на мир вокруг тебя мо­гут сообщить пейзажу эмоциональ­ную глубину, определенный фило­софский настрой».

М. Абакумов. Вышний Волочек. Масло. 1998

«…сильное  потрясение, наибольшее неприятие художника вызывает какая-нибудь вопи­ющая  несправедливость. Даже  не отдельных людей, властей предержащих, а несправедливость судьбы, особенно когда это касается самых незащищенных — стариков и детей. Вспоминается одна недавняя случайная встреча. Писал летом очередной этюд на Вологодчине, вдруг из леса идут два пацана, несут банки с малиной. Мы разговорились. Я спросил одного из них: кем бы он хотел стать, когда вырастет? И по­лучил удививший меня ответ: пова­ром. Мальчик пояснил: тогда я все­гда буду сыт. Конечно, не космонавтом, художником, путешественником, как многие из нас мечтали в дет­стве. Действительно, можно ли об этом мечтать, ког­да отцы беспробудно пьянствуют, матери зарабатыва­ют гроши, деревня вымирает... Вот эта несправедли­вость меня потрясла и огорчила».

М. Абакумов. Троица

«… тем детям, которые мечтают стать художниками, хотел бы сказать, что это будет нелегко, что для этого надо много работать, в чем-то себе отказывать, многое терпеливо преодолевать во имя заветной мечты. Легкая карьера бывает только в легком жанре.  И конечно, самое главное — учеба, ремесло, школа, получение специ­альных знаний и расширение культурного кругозора.

 И напоследок я скажу…

 Михаил Георгиевич Абакумов (1948 – 2010 гг.) - народный художник Российской Федерации, Член-корреспондент Российской академии художеств с 2010 г. https://zen.yandex.ru/media/free_artist/s-velikoi-liuboviu-k-otechestvu-impressionisticheskii-realizm-russkogo-jivopisca-5f9849eed203541abd62bc52

Художник рассказывал о себе:

«Корни мои такие – все мои предки из староверов: и дедушка Андрей Кондратьевич, и бабушка, урожденная Журавлева, ее отец – купец второй гильдии из Егорьевска. Я жил при иконах, при молитвах. В детстве все это вписывалось и, наверное, ложилось в основу моих ценностей. ».

«В доме висели иконы, я каждый день слушал святое писание, которое читала мне бабушка, – с любовью вспоминал художник. – Именно она впервые открыла мне осознание того, что наш мир создан Творцом и его надо воспевать».

«Я стараюсь писать так, чтобы в картине всегда присутствовала некая тайна. Даже если это обычный пейзаж с облаками или первый весенний луч». Удивительно и поразительно такое почтительное с некоторой долей святости отношение художника к природе.

Михаила Абакумова считают лучшим пейзажистом нашего времени. «Это великий мастер, который в своих работах воспел Россию не только как нашу родину, но и как особый природно-культурный остров счастья, как выразительную и чудесную страну. Счастье светится, струится, исходит от каждого полотна, с каждой маленькой зарисовки этого прекрасного художника-реалиста и великолепного продолжателя традиций русской художественной школы…  мы видим его замечательные произведения на выставках и можем у него многому научиться, в первую очередь научиться любить Россию».  ( Искусствовед Владимир Сергеевич Погодин)

Отошел в мир иной, к Господу замечательного мастер Абакумов Михаил Георгиевич 19 июня 2010 года, прожив всего 62 года.

Посмертно он в 2010 году удостоен премии им. А, Пластова, учреждённой Союзом русских художников.

Детские пейзажи:

Ниже опубликованы пейзажи учеников художественных школ. В этих работах чувствуется, что дети, как губки, впитывают наставления мастеров пейзажного жанра:

Регина Будяшкина,  13 лет. Бабушкин дом. Акварель. Татарстан, г. Набережные Челны, ДХШ № 3, преп. Т.А. Казакова

 

Вера Афонская,  14 лет. Осень в Кратово. Масло. Московский академический художественный лицей, преп. А.Н. Бондарев.

 

Майя Телегина,  14 лет. Родной угол. Акварель. Свердловская обл., Алапаевская ДШИ им. П.И. Чайковского, преп. Г.Н. Важенина.

 

Вера Афонская,   14 лет. Лето. Масло. Московский академический художественный лицей, преп. А.Н. Бондарев.

 

Севиль Сафарова. 15 лет. Осень в Хибинах, акварель, г. Апатиты, Мурманской области, ДШИ, преп. В.В. Тимофеев

 

Источники:

Журнал «Юный художник», 2007 год, № 4, с.8 - 12

https://zen.yandex.ru/media/free_artist/s-velikoi-liuboviu-k-otechestvu-impressionisticheskii-realizm-russkogo-jivopisca-5f9849eed203541abd62bc52 - ЗДЕСЬ МНОГО работ Абакумова М.Г.

https://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post122941226 ЗДЕСЬ МНОГО работ Абакумова М.Г.

 

 

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...