воскресенье, 26 сентября 2021 г.

Юрий Архипович Походаев. Его космическая живопись

 

Мастер космической живописи

Юрий Архипович Походаев (1927 – 2014 гг.)

Его называют патриархом космической темы в изобразительном искусстве.  Многие его работы посвящены космосу и человеку в космосе: «Перед стартом», «Выход в космос. В.А. Джанибеков»,    «В    открытом    космосе», «Ю.А. Гагарин и С.П. Королев», «В полете», «Над Гималая­ми» и другие. Главная тема творчества художника — мирный космос. 

Походаев Ю.А. Сотворение мира. Масло. 1977. 130x160.

Народный художник России, академик Международной академии информатизации и Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, кавалер ордена Петра Великого и ордена Дружбы народов. Тысячи картин созданы им за 60 лет творческой жизни. Семь его полотен сопровождали космонавтов в международных экспедициях. Его картины есть в Третьяковской галерее, многих музеях России, стран Востока и Запада. Его искусство многогранно, но при этом практически всегда остается в рамках класси­ческого реализма.

Предлагаю читатели отрывки из интервью художника, данное еще в 2007 году, корреспонденту журнала «Юный художник». Итак, слово Юрию Архиповичу Походаеву:

«…Мне выпало учиться и жить в то время, когда было принято считать, что только реализм способен отразить жизнь. И наши учебные программы
тесно переплетались с жизнью, подчинялись духу времени. К тому же доступ к другим течениям в живописи был практически запрещен, все картины иных направлений пребывали в запасниках, нигде не выставлялись».

Походаев Ю.А. Голубая планета. Масло. 1987. 130x170

«Нашими учителями, а я закончил Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, были известные мастера реалистической живописи  В. Бакшеев, С. Герасимов,   Е. Ряжский,   А. Дейнека,   К. Максимов, В. Цыплаков. Все художники, прошедшие эту школу, — а я учился с Т. Салаховым, Е. Зверьковым — реалисты, мы все вышли из «одного котла». Мои любимые художники — В. Серов, К. Коровин, И. Грабарь — тоже были реалистами. Кстати, я пробовал себя и в других направлениях, но снова вернулся в реализм, поняв, что только это направление способно объединять людей. Картины Рублева, Рубенса, Рембрандта — вечны, они вне времени, вне локальных культур. У других течений есть почитатели, поклонники — и только. Андрей Рублев никогда не смог бы создать свои иконы, столетиями потрясающие зрителя, если бы не был реалистом».

  

Походаев Ю.А. Сакура. Масло. 1982. 80x160

«…В моей родословной живописцев не было, но творческие корни есть. Я в четвертом поколении родственник Александры Есениной, сестры Сергея Есенина, моя мама родственница известной солистки Большого театра Нины Стриженовой, которая не раз была оперной партнершей знаменитого Шаляпина».

Походаев Ю.А. Золотой космос. Масло. 1978.  155x120

«…когда художник понимает время, время принимает художника. Совсем необычное признание я получил в Бельгии, где проходила выставка моих
картин. За 15 минут до телерепортажа с открытия выяснилось, что одна из картин, которая была посвящена космосу и даже там побывала, была вырезана из рамы и украдена. Назревал скандал, ведущая программы вдруг спрашивает меня, как я отношусь к тому, что мою картину украли? Но я быстро нашелся и из неприятности сделал романтическое эссе: поблагодарил за такое «признание», которого «удостаивались» некоторые великие художники».

Походаев Ю.А. Радар. 1983. Картон, масло. 150х110 https://collectionerus.ru/collections/nabory-otkrytok-transport/469

 «…Расставаться с картиной всегда жаль, но они как дети — рано или поздно должны начать самостоятельную жизнь.

Картина, которую мне хотелось бы вернуть, - это одна из моих ранних работ «Изобилие». Сейчас она находится в музее, а у меня сохранился только эскиз к ней. Я рисовал ее три года, везде возил за собой: в Чернигов, Одессу. Она дорога мне состоянием, которое я испытывал и которое отражено в картине. Это ведь были послевоенные годы, когда особенно остро ощущалась радость жизни, хотелось счастья, изобилия материального и духовного».

Походаев Ю.А. Выход в космос. Масло. 1978. 80x60

«…Таинственная Вселенная всегда будоражила фантазию художника, а полеты в космос, рассказы об увиденном, фотографии поверхности Луны, вид Земли из космоса — все это волновало еще больше. На меня огромное впечатление произвел полет Юрия Гагарина, а затем знакомство с ним. Как мальчишка, мчался на Красную площадь, чтобы увидеть его во время чествования. И увидел».

Походаев Ю.А. Возвращение Гагарина на землю. Сафоновский историко-краеведческий музей, Смоленская обл. https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post359196318

«…Удивительно и символично было то, что он, радостный, сияющий, стоял в ореоле солнца и вокруг него словно светился нимб. Мечтал написать его портрет, искал случая для знакомства, который представился на пресс-конференции в АПН. Когда Гагарин проходил мимо, бросился к нему со словами: «Юрий Алексеевич, я художник, очень хочу написать ваш портрет». Гагарин дал мне свою визитку, и вскоре мы встретились у меня в мастерской».

Походаев Ю.А. Юрий Гагарин. 1961 г. х., м.  30 х 41 http://council.gov.ru/media/photos/xlarge2x/DyXYXAHY5r9cCOBwigzAFXuoFJDF4dc5.jpg
«…Так началось наше знакомство. Увидев мои картины, Гагарин спросил: «А почему нет картин о космосе?» Но я тогда еще не знал, что это такое, как подступиться к этой теме. Гагарин пошутил: «Ничего, поможем». Потом познакомился со многими космонавтами, общался с ними, они дарили мне свои книги, которые я изучал. Так космическая тема стала для меня родной. Каждый год 9 марта, в день рождения Юрия Гагарина, езжу в Саратов, где встречаются его коллеги, друзья, де­лятся воспоминаниями, проходят большие торжества в Саратовском оперном театре».

Походаев Ю.А. "Ю. А. Гагарин и С. П. Королев". Холст, масло. 1977 https://www.prlib.ru/sites/default/files/book_preview/71d19425-040f-44b0-bf06-b8f7a210b392/331639_doc1.jpg

«…Мне было сложно написать портрет С.П. Королева, ведь он был человеком, засекреченным от посторонних взоров.  Помог опять же Юрий Гагарин. Но близкого контакта мне не разрешили, эскизы делал на расстоянии. Картину показывать было нельзя, так как никто не должен был знать главного конструктора в лицо. Долго хранил ее дома. Впоследствии холст купили. Но даже на расстоянии было видно, что Королев — человек огромной воли, целеустремленный, убежденный в необходимости своего дела.
Такими, под стать себе, он и космонавтов воспитывал.  Кстати, он сам хотел лететь в космос, но ему не разрешили. Сейчас поддерживаю дружбу с его бывшим заместителем — Б.Е. Чертоком».

Походаев Ю.А. Зимка

«… в космосе побывала не одна моя картина и не раз. Они летали в международных экспедициях  с   В. Джанибековым  и  Жаном-Лу  Кретьеном,  с
Ю. Малышевым и Шар-Ma. А картина «Зимка» пробыла на станции «Мир» несколько лет. Теперь это уникальная реликвия — единственное, что осталось от станции. На ней три космические печати и автографы космонавтов.
Когда ее привезли на Землю, оказалось, что она здорово поистрепалась. Сначала хотел ее реставрировать, но по­том решил: пусть остается как есть, то есть «с запахом» космоса. Картину эту написал еще в 50-е годы и, что символично, недалеко от Звездного городка. Космонавты говорили, что, когда ее почему-либо закрывали, они чувствовали себя осиротевшими. Вообще, космонавты должны быть окружены обычными земными предмета­ми, чтобы не испытывать ностальгии. Поэтому они берут и книги, и аудиозаписи, и живопись, и гитару».

  Походаев Ю.А. Полет на Марс. Масло. 170x130.

«…моя жизнь очень богата впечатлениями и интересными встречами. Но я никогда не стремился к копированию жизни. Мне хотелось изобразить не осень — а запах осени, не дождь - а пронизывающую сырость, не лошадь - ее состояние унылости, обездоленности, не лед и воду — а то, что «река стала» по первому морозу, не Переславль-Залесский — а одиночество человека, у которого ничего не осталось, кроме поддержки Бога. Надеюсь,
мне это удалось. Любимая моя тема - деревня, именно там чувствуешь единение с природой. Люблю запах анто­новки и меда, аромат полевых цветов, снега. Всю жизнь хотел написать черный снег, но не получается».

Походаев Ю.А. Над Гималаями. 1984. Картон, масло. 90х140 https://collectionerus.ru/collections/nabory-otkrytok-transport/469

«…Все картины хранят биоэнергетику своего автора, и зритель черпает из них то, чего ему не хватает».

«…Хочу пожелать молодым веры в свои силы. Художник творит не для славы, а потому, что в этом смысл его жизни. Каждый талант­ливый художник рано или поздно находит своего зрителя. В это нужно верить и писать то, что родственно твоей душе, духу, не гоняясь за модными течениями и сиюминутным успехом».

Походаев Юрий Архипович. https://visualrian.ru/media/541131.html

Походаев Юрий Архипович – народный художник России, академик Российской академии искусств, академик Германской академии искусств, кавалер ордена Петра Великого I степени. Ю.А. Походаев родился 16 июня 1927 года в городе Ессентуки. Он является учеником В.Н. Бакшаева, С.В. Гересимова, А.А. Дейнеки, Е.Е. Ряжского. Особая тема в творчестве Ю.А. Походаева – Космос. Таинственная Вселенная, Мир звёзд и галактик вдохновили живописца на создание «космической» серии полотен, где романтика земных деяний вдохновили образ человека-творца. Часть полотен, посвящённая «космической» теме, побывала вместе с космонавтами в совместных международных космических экспедициях. Работы Ю.А. Походаева известны во всём мире и находятся во многих странах: России, США, Монголии, Франции, Японии, Испании, Италии, Болгарии, Кубе, Венгрии. Германии, Швейцарии, Голландии, Индии, Канаде, Бельгии, Швейцарии.

Участник Великой Отечественной войны. Художник вспоминал:

«1941 год был особым в моей биографии. Нужно было рыть окопы под Москвой. Рыли женщины и пацаны. Я копал окопы вдоль Ленинградского шоссе, сооружал противотанковые рвы.

Во время войны я остался сиротой. Мать уехала на Кавказ и попала в плен, а отец погиб в тюрьме. Мы со стороны отца родственники Сергею Есенину. Родная сестра поэта — Шура была моей двоюродной тетей. Отца посадили и за родственные связи, и за то, что он служил у белых. Мой отец в 1924 году вместе с Есениным на Кавказ ездил. Они жили полгода в Баку. Есенин написал цикл стихов на скатерти, бумаги не было. Им было исписано четыре скатерти.

Потом, но возвращении в Москв,. КГБ отобрал их. В итоге все эти стихи оказались уничтожены.

Я жил у своей тетки в Салтыковке под Москвой, ходил в Москву за хлебом пешком. У театра «Ромэн» шло формирование ополченской дивизии, куда я тоже попал. Дивизию сформировали и отправили в сторону Волоколамска, где ее разбомбили. Это было 10 октября 1941 года. Я возвращался обратно в Москву пять дней. В Химках на мосту встретил солдата. Он меня попросил подать снаряды, которые направлял на немцев, которые наступали на противоположном берегу. Шестой снаряд попал в немецкую машину».

Награжден орденами Отечественной войны и «Дружбы народов», многочисленными медалями СССР и РФ, орденом «За служение Отечеству» (святых великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского) III степени, орденом Петра Великого, Ломоносова. Ушел в иной мир в 2014 году, в возрасте 87 лет.

 Источники:

Патриарх космической живописи: Интервью с народным художником России Ю.А. Походаевым.// журнал «Юный художник». – 2007 год, № 4

 https://lgz.ru/article/N13--6316---2011-04-06-/%C2%ABYa,-kon%D0%B5chno,-n%D0%B5-ang%D0%B5l-s-n%D0%B5b%D0%B5s%E2%80%A6%C2%BB15728/ здесь воспоминания Ю.А. Походаева, как он писал портрет Юрия Гагарина

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...